В декабре 1978 г. в Китае начались социально-экономические преобразования, кардинально изменившие дальнейшую судьбу страны. Модернизация экономики и рост благосостояния населения стали ключевыми результатами реформ, начавшихся 40 лет назад под руководством Дэн Сяопина. Изменения произошли во всех сферах народного хозяйства. Властям Китая удалось достичь внушительных результатов в непростом деле образования миллиардного населения, однако на этом пути предстоит преодолеть еще немало трудностей.
В социально-экономическом развитии Китая одну из ключевых ролей играют вопросы трудоустройства рабочей силы и совершенствование структуры производства, что требует подготовки большого числа специалистов высокой квалификации. Важное значение приобретает стимулирование развития профессионального образования. Китай прошел несколько этапов в становлении системы профессионального обучения и сегодня стоит на пороге новых реформ в отрасли. В статье рассматривается также проблемы и перспективы развития этого направления в обучении.
За последние два года мировая экономика серьезно пострадала от пандемии COVID-19, процессы глобализации и региональной международной экономической интеграции столкнулись с новыми вызовами, усилился торговый протекционизм, замедлилась международная трудовая миграция и международный обмен технологиями. В подобных условиях трудно сохранять прежнюю экономическую модель Китая, основанную на имитации инноваций, дешевой и массовой рабочей силе средней квалификации, ориентации на экспорт своей продукции.
Период 14-го пятилетнего плана экономического развития является подготовительным этапом в реализации Китаем его долгосрочной цели - достижения к 2035 году уровня дохода развитых стран. Для этого предстоит провести значительную работу в реформировании образовательной системы страны. По нашим прогнозам, по итогам 14-й пятилеки к 2025 г. Китай сможет реализовать поставленные в образовательной сфере задачи, а также приблизиться к достижению долгосрочных целей 2035 г. В то же время, несмотря на успехи в определенных количественных показателях, властям Китая не следует игнорировать имеющиеся в образовании объективные проблемы, сосредоточиться на всестороннем повышении уровня его качества, увеличении государственных вложений и предоставлении равного доступа к образованию всем слоям населения вне зависимости от региона проживания. Образование сможет стать неотъемлемым фактором обеспечения долгосрочного экономического роста страны.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека