В статье представлен анализ «добрососедской дипломатии» Китая как комплекса мер, направленных на гармонизацию отношений Пекина с сопредельными государствами, и утверждение Китая в роли регионального лидера. В фокусе внимания статьи находится период с 2013 г, когда за «добрососедской дипломатией» в Китае был де-факто закреплен статус особого направления внешнеполитической деятельности и дан старт второй волне стратегии «наступление очарованием». Охарактеризованы меры, принимаемые Пекином в русле экономической и публичной дипломатии в целях сближения со странами Восточной Азии, а также продемонстрировано ужесточение внешнеполитической линии Китая в территориальных спорах в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Сделан вывод о том, что для «добрососедской дипломатии» современного Китая характерно сочетание поощрительных мер и мер прямого и опосредованного давления, что затрудняет достижение Пекином искомых результатов.
Большие изменения претерпевает в XXI в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Происходят смены не только политических элит, но и сдвиги во внутриполитической жизни стран региона. Стремительно укрепляется экономическая мощь ряда государств, набирают обороты интеграционные процессы в экономике, причем как на двусторонней основе в виде соглашений о свободной торговле, так и в форме создания обширных региональных торгово-экономических блоков.В то же время получают развитие и некоторые тревожные тенденции, такие как обострение территориальных споров на море и на суше, милитаризация региона, гонка вооружений. При этом одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на происходящие в регионе изменения, стало усиление экономической и, в целом, национальной мощи Китая. Вторым таким фактором стало принятое в 2011 г. решение администрации Б.Обамы о «повороте к Азии», осуществляемое с опорой на традиционные военно-политические инструменты.