В статье анализируются особенности современного этапа политического развития Таиланда, которые характеризуются столкновением двух тенденций - авторитаризма и демократии, результатом чего стало установление режима квазидемократии.
Несмотря на формальное наличие демократических институтов власти - парламента, независимого суда, партий, - ни один из них не работает на представительную демократию, сохраняя свою привязку к интересам традиционного политического истеблишмента - армии, бюрократии и крупного бизнеса. В статье дается оценка текущей политической ситуации, особенностью которой является развитие демократического движения.
Отсутствием у оппозиции возможностей для транзита к демократии в рамках парламентской борьбы объясняется рост уличных протестов с участием молодежи. Студенческие волнения, охватившие страну в течение последних полутора лет, - ответная реакция демократически настроенных слоев общества на усиление авторитаризма в управлении страной с сопутствующим ущемлением гражданских прав и свобод. Требования, с которым выступают антиправительственные силы, сводятся в конечном счете к реформе политической системы. В этом ракурсе следует рассматривать и их призыв к реформе института монархии. Однако отсутствие широкой демократической коалиции ограничивает силу влияния студенческих протестов на власть.
Оценивая перспективы политического развития страны, автор приходит к мнению, что сами по себе уличные протесты не изменят статус-кво в политике. Потенциал влияния молодежи на сферу политики зависит от массовой поддержки, которая возможна лишь в случае соответствия выдвигаемых ею требований социальному запросу, формирующему общество.
В статье анализируется процесс становления и эволюции климатической политики стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Меры по адаптации к изменению климата в регионе имеют пока ограниченный характер, активизируются лишь после стихийных бедствий и сводятся преимущественно к проведению спасательных работ. Необходимость сокращения выбросов парниковых газов продиктована несколькими соображениями: международными обязательствами, оценкой рисков климатических изменений, социальным запросом и осознанием преимуществ низкоуглеродного развития. Последний фактор играет доминирующую роль в определении направления реализации климатической политики на декарбонизацию экономики путем повышения её энергоэффективности и энергетического перехода на базе постепенной замены углеродного топлива на возобновляемые источники энергии.
Автор оценивает трудности в реализации намеченных задач и определяет перспективы её решения в контексте принятых странами региона новых добровольных обязательств по достижению углеродной нейтральности к середине столетия.
Несмотря на то, что доля стран ЮВА в мировом производстве парниковых газов относительно невелика, но принимая во внимание высокие темпы их роста, по показателю которого они опережают многие другие развивающиеся страны, их роль в глобальной борьбе с изменением климата будет повышаться.
В статье анализируются перспективы взаимодействия России со странами Юго-Восточной Азии с учетом фактора проведения специальной военной операции на Украине. Это продиктовало необходимость рассмотрения позиций стран региона по СВО как новой реальности в их отношениях с Россией. Анализ этой проблематики показывает, что мнения стран ЮВА разделились и можно выделить три группы со схожими взглядами на новую ситуацию. Большинство стран сохраняют нейтралитет и не намерены вмешиваться в международный конфликт, чтобы не портить с Россией отношения. Эта официальная точка зрения отражает наличие пророссийских настроений в местных обществах, что дает России возможность развивать военно-техническое, экономическое и дипломатическое сотрудничество со странами ЮВА. В то же время решение этой задачи наталкивается на ряд препятствий, которые ограничивают перспективы расширения взаимодействия России со странами ЮВА. В этих условиях повышается значимость использования инструментов «мягкой силы» для повышения привлекательности России.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека