Статья посвящена конфессиональной ситуации в Непале и ее отличительным особенностям. До 2008 г. страна была индуистским королевством, поэтому большинство жителей являются адептами этой религии, хотя сейчас государство провозглашено светским. Заметную роль в социальной и культурной жизни Непала играет буддизм, локальные разновидности которого часто имеют выраженную этническую окраску. Эта сложная этноконфессиональная панорама непальской жизни практически не исследована в отечественном востоковедении.
Статья основана на полевых наблюдениях автора.
Статья посвящена комплексу Пашупатинатх в Непале – знаменитой шиваитской святыне и месту паломничества во всем индуистском мире. Здесь почитают древний образ Шивы-Пашупати, «владыки зверей», известный со времени протоиндийской цивилизации. Главный храм комплекса вместе с другими культовыми сооружениями образует обширное Поле Пашупатинатха. В почитании божеств и других ритуальных практиках, практически не исследованных в отечественном востоковедении, переплетена паниндуистская традиция с местной неварской с элементами архаики.
Статья основана на полевых наблюдениях автора.
Статья посвящена особенностям этнокультурной идентичности неваров, одного из множества непальских народов, который практически не изучен в отечественном востоковедении.
Неваров считают потомками древнего населения долины Катманду, но достоверно неизвестно, были ли их предки здесь ко-ренным народом или пришли в долину из других мест; с их происхождением связано еще немало загадок. В настоящее время численность неваров составляет около 1,5 млн человек, это - шестая часть населения Непала. Они живут, в основном, в крупных городах долины Катманду, а также за ее пределами.
Ярко выраженная этнокультурная идентичность этого народа имеет глубокие исторические корни, а среди ее отличительных особенностей немало уникальных черт. В их числе - религия, представляющая собой тесный синкретизм индуизма и буддизма. Особенности религии закреплены в строго ранжированном кастовом обществе. Кастовая система, изначально связанная с инду-измом, у неваров распространяется и на буддизм, хотя исходно он был несовместим с кастами.
Уникальные особенности сохраняются и в ритуальных практиках, например, в свадебной церемонии ихи, во время которой девушки символически заключают брак с божествами Вишну-Нараяной и Сурьей. Когда девушка позже выходит замуж обыч-ным образом и ее муж умирает по какой-либо причине, она не становится вдовой. Уникален и культ живой богини Кумари.
Статья посвящена традиционным верованиям лимбу - непальского этноса, практически неизученного в отечественном востоковедении. Верования представляли собой сложный многоуровневый комплекс шаманских представлений и анимистических взглядов, уходящих корнями в архаику. Они опирались на устную традицию, запечатленную в корпусе священных текстов мундхум. Связанная с мифами ритуальная жизнь лимбу была интенсивной и насыщенной. Она включала в себя земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла, а также специфические местные ритуалы - мангены и тонгсинга. Традиционно лимбу не возводили храмов, а устраивали алтари из природных материалов. Главными хранителями мифов, знатоками текстов мундхум и исполнителями ритуалов были шаманы. В зависимости от выполняемых функций они делилась на три разряда: федангма, самба и йеба. С начала XX в. верования лимбу претерпели ряд трансформаций, обусловленных политическими и социокультурными и причинами. Не последнюю роль в этом процессе сыграла также санскритизация - распространение индуистской религиозной традиции. Под влиянием индуизма произошли изменения в религиозной догматике и ритуальных практиках, а место шаманов заняли брахманские жрецы-пуджари. Появились религиозные реформаторы и новые учения, соединявшие традиционные верования с индуистскими представлениями, устные тексты получили письменную фиксацию, лимбу стали возводить культовые сооружения.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library