В статье анализируется конфликт вокруг фильма «Нанак-шах-факир», повествующего о жизни основателя сикхского учения гуру Нанака (1469-1539). Кинолента, удостоенная в 2015 г. премии Министерства информации и телерадиовещания Индии в номинации «Лучший художественный фильм о национальной интеграции», была запрещена к показу в нескольких штатах страны как не соответствующая канонам сикхизма. Участившиеся в последние десятилетия вердикты сикхских духовных авторитетов по поводу «неправильных» художественных произведений рассматриваются автором в контексте «конструирования религиозных рамок», которое началось в сикхской среде во второй половине XIX в.
В статье анализируется роль панджабско-сикхской диаспоры в поддержке и нагнетании сецессионистских настроений в современной Индии: показана специфика наиболее значимых негосударственных организаций, базирующихся за пределами Южной Азии и выступающих за создание независимого государства Халистан на северо-западе страны, рассмотрена деятельность группировки «Сикхи за справедливость» по подготовке и проведению «Халистанского референдума», а также события 2022–2023 гг., связанные с появлением в штате Панджаб «преемника» Джарнаила Сингха Бхиндранвале (1947–1984) – харизматичного лидера сикхских сепаратистов конца 1970-х – начала 1980-х гг.
С 1990-х гг. «панджабский вопрос» потерял былую остроту, но идея создания сикхского государства не ушла в прошлое. Борцы за его создание, в частности, Бхиндранвале, убитый в ходе операции «Голубая звезда» в 1984 г., в Панджабе были объявлены мучениками за веру.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека