Статья посвящена наиболее заметному арабоязычному произведению 2019 года - роману писательницы из султаната Оман Джохи аль-Харти, получившему мировое признание вместе с премией Букера для переведенной на анг- лийский литературы. На основе интервью писательницы рассматривается история создания романа «Небесные тела», а с помощью литературоведческого анализа выявляются его новаторские приемы и культурная значимость, которые, по мнению авторов, выводят современную арабскую литературу, и в первую очередь - женскую прозу Залива, на качест- венно новый уровень.
Статья посвящена освоению модернизма в арабской прозе и творчеству одной из самых заметных фигур этого течения - египетского писателя Эдвара аль-Харрата (1926‑2015). Окончание доминирования классического романа и обращение в период его расцвета поколения 1960-х к новым художественным техникам связывается с Шестидневной войной 1967 г. и ее социальными последствиями. Отмечается, что для литературных кругов это была смена дискурса художественных произведений - с возрождения (ан-Нахда) на поражение (ан-Накса).
Описывается художественный метод Эдвара аль-Харрата на примерах раннего рассказа «Вокзал» и романа «Рама и дракон», внесенного Союзом арабских писателей в десятку лучших арабоязычных романов XX столетия. Выделяются тематические блоки, главные из которых - вечные темы любви, жизни и страдания - пропускаются автором через эллинистическую и ближневосточную мифологии и христианскую философию. Анализируются такие приемы, как игра с хронотопом, нелинейная хронология, интроспективность и др.
Подчеркивается значение теоретических работ аль-Харрата по литературе, где осмысливается художественный метод, определенный как «новая чувственность» и противопоставленный тому, что было названо «аль-махфузией» - квинтэссенцией социального реализма, самым ярким представителем которого в арабской литературе был лауреат Нобелевской премии Нагиб Махфуз.
Ставя вопрос о роли аль-Харрата в истории новейшей литературы арабских стран, авторы пытаются снять противоречие, которое усматривается в неподражаемости аль‑Харрата и его одновременном принципиальном влиянии на последующие поколения арабских прозаиков.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека