Одна из фундаментальных проблем социологического знания - определение своих основных понятий: многие слова повседневного языка и научного дискурса совпадают, несмотря на то что социологические категории предполагают более высокий уровень обобщения. Безусловно, проблема корректной интерпретации понятий более характерна для эмпирической работы - когда социологи превращают свои концепты в наборы эмпирических индикаторов, которые должны быть настолько понятны респондентам, чтобы они смогли ответить на вопросы анкеты в заданных исследователем контекстуальных рамках, а социологи смогли сделать по результатам анализа этих ответов обоснованные выводы. Тем не менее, отсутствие общепризнанных концептуальных определений - не менее важная проблема, потому что наше представление о социальной реальности конструируется именно из них (мы считаем общество справедливым, состоящим из институтов, которым мы доверяем и которые обеспечивают нам возможности стать счастливыми, или же придерживаемся противоположных оценок). В статье представлена возможная реконструкция стратегии поиска концептуальных определений таких сложных понятий с множественными коннотациями, как любовь, счастье, доверие и справедливость. Эта стратегия включает в себя два шага: фокусировку на макро-социологическом измерении рассматриваемого феномена, поскольку именно это измерение определяет его разнообразные проявления и повседневные трактовки (в изучении любви и счастья этот шаг является основным); определение объективных и субъективных индикаторов рассматриваемого феномена (ключевой шаг в исследовании доверия и справедливости). Так, в социологическом анализе любви и счастья микро-социологическая трактовка очевидна (личная ответственность за то, чтобы обрести счастье и любовь), а ее макро-социологическая детерминация - не всегда (социальная стандартизация критериев обретения счастья и любви); доверие выступает источником социального порядка, сотрудничества, институциональных, организационных и повседневных взаимодействий, который снижает уровень неопределенности; в поисках концептуального определения справедливости можно выделить два основных направления - справедливость выступает (1) одним из множества оснований некоей теоретической модели общества, (2) «идеальной» политико-философской моделью социального порядка или «инструментом» сравнительного анализа его разных версий.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека