В статье анализируется актуализация этнического дискурса в ходе конкурса «Великие имена России» в шести республиках Российской Федерации. Данный конкурс рассматривается как инструмент политики идентичности по выбору ключевого культурного героя регионов, репрезентирующего их уникальность и идентичность. Материалами для анализа послужил мониторинг СМИ и блогов через систему «Медиалогия», веб-страницы городов-участников конкурса на официальном сайте проекта (шорт- и лонг-листы, презентационные статьи о номинантах), материалы и комментарии в группах конкурса в социальных сетях, на форумах, а также экспертные оценки. Акцентирование этнического дискурса на уровне контент-анализа было связано с выявлением материалов, содержащих этнонимы «титульных этнических групп» республик. Проведенный анализ дискурса под углом зрения этничности позволил выявить несколько моделей: низкая степень значимости/актуализации этничности (Чебоксары, Сыктывкар); средняя степень значимости/актуализации этничности (Казань, Якутск, Нижнекамск); высокая степень значимости/актуализации этничности (Горно-Алтайск, Уфа). В качестве индикаторов использовались следующие показатели: наличие и победа кандидатов от «титульной этнической группы», присутствие этнического дискурса в поле публичной политики (участие этнических организаций и политиков в продвижении кандидатов), конфликт в ходе конкурса или по его итогам по причине победы/проигрыша кандидатов с титульной этничностью. Была выявлена закономерность в победе в конкурсе героев республик представителей титульной группы, которые отстаивали свое преференциальное право на символическую политику в республике. Доказано, что усиление дихотомии «свой-чужой» с использованием этничности и ее политизация усиливают конфликтный характер этнического дискурса.
Indexing
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation