В статье дается краткая характеристика народа мосо, проживающего на юге Китая, в провинциях Юньнань и Сычуань, а также положение этой этнической группы в современном Китае. Основное внимание в исследовании уделяется их религии - шаманизму Даба, оказавшему влияние на все сферы жизни и культуры мосо. Даба - один из символов этого меньшинства, она по сей день способствует формированию их самобытности и культурного наследия. По мнению некоторых китайских исследователей, даба - примитивная религия, возникшая еще до нашей эры. Анализ научных и этнографических материалов убедительно доказывает, что даба отражает мировоззрение народа мосо, содержит их систему ценностей. В процессе развития из-за непосредственной близости Юньнаня к Тибету, верования мосо вобрали в себя элементы тибетского буддизма. Однако даба как религия не перестала существовать, вместо этого она объединилась с буддизмом, чтобы служить народу мосо. В работе описываются духи и божества, которым поклоняются мосо, их место в религии даба и ее значение для жизни людей. Также рассказывается о посредниках между людьми и богами - шаманах даба, о ритуалах, которые они проводят, и об используемых ими ритуальных атрибутах. Несмотря на внешние факторы, религия даба по сей день сохраняет свою самобытность. На протяжении веков она служила объединению мосо, которые, в свою очередь, через каноны постоянно передают историю и культуру своим потомкам. Шаманизм даба имеет огромное влияние на мировоззрение и религиозные взгляды народа мосо, является уникальным примером древней религии и культурной ценностью Китая.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека