История религии: пятидесятничество и новые религиозные движения
Первые христиане появились в юго-западной Индии во времена Античности, они принадлежали к несторианству и были полностью включены в индийское общество. В середине XVI в. в португальском владении в Гоа была создана католическая епархия, в католичество были обращены большинство местных христиан. Протестантизм начал распространяться в начале XVIII в. в датской колонии Тракенбар. Ост-Индская компания не разрешала миссионерство на своих землях. Движение евангельского пробуждения в конце XVIII века привело к созданию миссионерских обществ, ориентированных на христианизацию новых земель, они добились разрешения на организацию миссий в британских владениях. В последующем, британская администрация не оказывала значительной поддержки миссионерам, используя противоречия между конфессиями для укрепления власти империи.
Проповедь была наиболее успешна среди народов, исповедующих племенные религии, а также среди далитов. Миссионерство среди далитов вызвало серьезное недовольство в обществе и способствовало возникновению реформаторских движений в индуизме. В независимой Индии в нескольких штатах были приняты законы «против насильственного обращения», направленные на ограничение перехода в христианство и ислам. Подъем индусского национализма, рассматривающего христианство как чужеземную религию, оказался фактором сдерживающим распространение христианства. Во второй половине XX в. наиболее быстро развивались новые направления христианства: пятидесятнические и неденоминационные протестантские церкви, а также католические харизматические движения.
Обращение в христианство компенсировалось более низкой рождаемостью в христианских семьях. В настоящее время христиане составляют около 2.6 % населения страны, наибольшее распространение христианство поручило в штатах северо-востока, где христианские деноминации, фактически, смогли заместить племенные религии и в штате Керала, в котором христианство закрепилось почти две тысячи лет назад.
Первые пятидесятнические миссионеры прибыли в Африку в начале XX в., новое учение стало активно распространяться во второй половине XX в. К настоящему времени пятидесятники стали самой большой протестантской деноминацией, они составляют около 7,5% населения Африки. Существовало два направления пятидесятничества: консервативное и реформированное, в котором получило распространение евангелие процветания, обещавшее верующему достижение материального благополучия в качестве награды за веру и соблюдение заповедей. Пятидесятническое движение мозаично, децентрализовано и не поддается четкой классификации. В церквях нового типа большое значение имели пасторы, некоторые из которых стали долларовыми мультимиллионерами. Распространение пятидесятничества упрощало отказ от общинного строя, который препятствовал экономическому развитию, повышению роли женщины в церкви и в семье, помогало адаптироваться к новой жизни горожанам в первом поколении и людям, подверженным зависимостям. Прогнозы, что пятидесятничество будет способствовать экономическому росту африканских стран, не сбылись.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека