В статье обосновывается самобытность политического суфизма в Пакистане и его несоответствие общим характеристикам политического ислама (исламизма). Нами было выделено два аспекта пакистанского политического суфизма: концептуальный, предполагающий задействование в политике суфийских взглядов и идей, и персоналистский как механизм прямого или косвенного участия суфийских авторитетов в политической жизни. Ни один из этих двух аспектов не подпадает под определение политического ислама. В первом случае использование суфийской риторики в политической сфере не сопровождается религиозной повесткой и постановкой исламистских задач акцент делается на культурной составляющей суфизма, веротерпимости и миролюбии как его основных ценностях. Что касается второго случая, то участие суфийских пиров41 в политике и политиков «извне» в суфийских ритуалах происходит в отсутствие религиозных лозунгов; ни те, ни другие не ставят задачу распространения суфизма и не настаивают на переформатировании общества сообразно суфийским ценностям. Можно говорить о подспудном использовании пирами религиозного авторитета в политике и привлечении суфийского «банка голосов» социальной элитой в целях укрепления своего статуса. При этом в обоих своих проявлениях политический суфизм является неотъемлемой частью общепакистанской политической жизни: его позиции прочны, поскольку он органично вписывается в местные социальные реалии.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации