Статья посвящена традиционным верованиям лимбу - непальского этноса, практически неизученного в отечественном востоковедении. Верования представляли собой сложный многоуровневый комплекс шаманских представлений и анимистических взглядов, уходящих корнями в архаику. Они опирались на устную традицию, запечатленную в корпусе священных текстов мундхум. Связанная с мифами ритуальная жизнь лимбу была интенсивной и насыщенной. Она включала в себя земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла, а также специфические местные ритуалы - мангены и тонгсинга. Традиционно лимбу не возводили храмов, а устраивали алтари из природных материалов. Главными хранителями мифов, знатоками текстов мундхум и исполнителями ритуалов были шаманы. В зависимости от выполняемых функций они делилась на три разряда: федангма, самба и йеба. С начала XX в. верования лимбу претерпели ряд трансформаций, обусловленных политическими и социокультурными и причинами. Не последнюю роль в этом процессе сыграла также санскритизация - распространение индуистской религиозной традиции. Под влиянием индуизма произошли изменения в религиозной догматике и ритуальных практиках, а место шаманов заняли брахманские жрецы-пуджари. Появились религиозные реформаторы и новые учения, соединявшие традиционные верования с индуистскими представлениями, устные тексты получили письменную фиксацию, лимбу стали возводить культовые сооружения.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека