В статье анализируется феномен возрождения койсанского сообщества в Южной Африке, его основные социально-политические аспекты. После падения режима апартеида в 1994 г. интерес к наследию предков среди южноафриканцев значительно вырос. Этот процесс не обошел стороной «цветное» сообщество ЮАР, многие представители которого стали отказываться от «колониальной клички». Они начали идентифицировать себя как потомков аборигенов региона - койкой и сан. Этот феномен, получивший название койсанского возрождения, объяснялся не только генеалогическим интересом, но также имел социально-политическое измерение.
Демократическая ЮАР унаследовала государственную расовую классификацию времен апартеида, согласно которой койсан продолжают классифицировать как «цветных». Активисты койсанского возрождения требуют ее пересмотра и добиваются признания их «первой нацией» Южной Африки. Этот статус позволил бы не только поднять престиж койкой и сан, но также закрепить за ними особые права. В частности, право на реституцию земли, которая была отторгнута любыми не-койсанами. Руководство ЮАР выражает согласие классифицировать койсан под их именем, однако не готово признать их «первой нацией». Это могло бы поставить знак равенства между экспансией бантуязычных африканцев на Юг Африки и европейской колонизацией региона. По мнению правительства, эти явления сравнивать некорректно, а требуемый статус лишь внесет раскол в южноафриканское общество.
Материалы для исследования получены автором во время прохождения постдокторантуры в ЮАР в 2018-2020 гг.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека