В статье на примере романа одного из самых популярных авторов турецкой массовой литературы 2000-х гг. Искендера Пала (р. 1958) «Легенда. Роман о Барбароссе» (2013) исследованы типологические особенности национального историко-авантюрного жанра. Доказано, что в подобных романах сюжетно-композиционная и образная структуры опираются на однобокую, антиисторическую концепцию действительности, ставящую своей целью доказать превосходство турок над другими народами и восстановить их былое лидерство в мусульманском мире. Дана оценка клишированным мотивам и сюжетным ходам, призванным продемонстрировать всё «великолепие» Османского государства в XVI в. Пристальное внимание уделено изучению повествовательных стратегий, которых И.Пала придерживается для создания мифологизированных образов представителей «великолепного» века, в частности талантливого флотоводца и средиземноморского корсара Хызыра Хайреддина Барбароссы (1475-1546).
В статье исследована постмодернистская стилистика романного творчества одной из ведущих турецких писательниц рубежа ХХ – ХХI вв. Элиф Шафак. На примере её наиболее известных романов – «Пинхан» (1997), «Чистилище» (2004), «Отец и выродок» (2006), «Любовь» (2009), «Искендер» (2011) прослежено, как изменяются параметры времени и пространства, героя и автора в постмодернистской художественной парадигме.Автор дает оценку постмодернистским повествовательным стратегиям (деконструкция и шизоанализ, включая шизоаналитический язык), расшатывающим романные структуры произведений Э.Шафак. Изучена трансформация архетипических моделей целостности (дом, семья, музыка), нашедших выражение в особой эстетической позиции писательницы. Пристальное внимание уделено исследованию сюжетно-композиционной составляющей романа «Искендер», которое проводится в полемике с российскими туркологами-литературоведами.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации