Японо-индийские отношения и концепции ИТР
Японо-индийские отношения и концепции ИТР
Аннотация
Код статьи
S000523100000685-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гордеева Ирина Викторовна 
Должность: доцент Школы востоковедения
Аффилиация: Научный исследовательский университет Высшая школа экономики
Адрес: Россия, Москва
Выпуск
Страницы
2-9
Аннотация

В начатом США и Японией наступлении в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с целью формирования т.н. Индо- Тихоокеанского региона (ИТР) важнейшее значение придается привлечению на сторону Запада Индии. Одна из главных ролей в реализации этой задачи - у Японии, выдвинувшей концепцию «свободного и открытого ИТР», призванную стать основой нового порядка в регионе с ядром в виде «четверки» - США, Японии, Индии, Австралии. В статье рассматривается политика Японии в отношении Индии.

Ключевые слова
Концепция ИТP, роль Японии, японо-индийские отношения, перспективы нового порядка в АТР
Классификатор
Получено
12.09.2018
Дата публикации
15.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
3122
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) не остался без внимания администрации Д.Трампа в развернутом ею глобальном наступлении по «переустройству» мира. В качестве основной идеи Вашингтоном взята на вооружение концепция формирования Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) с ареалом от западного побережья США до восточной Африки, где руководящую роль должна будет играть «четверка» в составе США, Японии, Индии и Австралии.

2 Прежнее наименование - Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - продолжает иногда упоминаться, но как рудимент, рамки которого, если не само его существование, будут, очевидно, определены авторами идеи ИТР позднее.
3

ВЫДВИЖЕНИЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

4

Как видно из самого обозначения - Индо-Тихоокеанский регион - в это геополитическое построение вводится Индия, в качестве одного из системообразующих элементов, с явным расчетом «перетянуть» эту важнейшую страну с ее огромным потенциалом на сторону Запада. Как подчеркнул бывший министр обороны США Л.Панетта, взаимодействие с Индией - «несущая ось» в американской стратегии по «расширению военного сотрудничества и присутствия США в геостратегической дуге от западной части Тихого океана и Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии» [1].

5 Согласно многочисленным оценкам зарубежных политологов и специалистов по проблемам Азии, концепция Индо-Тихоокеанского региона имеет явную антикитайскую направленность и создается в качестве противовеса основополагающей инициативе КНР «Один пояс - один путь». Что касается участия Индии в новом образовании, то здесь учитываются непростые отношения Дели с Пекином, соперничество двух стран на Азиатском континенте, разделяемая Индией с Соединенными Штатами, Японией и многими странами Азии озабоченность по поводу действий Китая в Южно-Китайском море (ЮКМ).
6

Едва ли не главная роль в налаживании тесного взаимодействия с Дели отводится Токио. При этом среди многих экспертов по азиатской политике распространена точка зрения, что Япония, дескать, «вынуждена» взять на себя эту роль в условиях «ослабления внимания к АТР со стороны США при администрациях Обамы - Трампа»1. Такого же мнения придерживаются и многие японские авторы [2].

1. Как отмечается, например, в статье гонконгской газеты South China Morning Post от 10 февраля 2018 г., главная причина японо-индийского сближения заключается в их общей заинтересованности в противодействии быстро укрепляющемуся Китаю, который постепенно выходит на лидирующие позиции в АТР. При этом, как подчеркивается, в условиях пассивности администрации Д.Трампа в регионе Япония все больше берет на себя лидирующую роль в сдерживании грандиозных планов Китая расширить свое влияние на Азию и на Европу. См.: Japan takes the lead in countering China’s Belt and Road Initiative. South China Morning Post. Febrnary 10, 2018 - >>>> 2132811/japan-takes-lead-countering-chinas-belt-and-road-inititive (accessed 03.04.2018)
7 С подобными утверждениями, однако, трудно согласиться. Во-первых, действия Вашингтона, в т.ч. и при Д.Трампе, отнюдь не свидетельствуют об «уходе» США из Азии. Регион продолжает оставаться в центре внимания Соединенных Штатов, о чем свидетельствуют предпринятые администрацией Д.Трампа многочисленные шаги по укреплению позиций США в регионе. И, во-вторых, речь, скорее, идет о стремлении Вашингтона переложить как можно большую долю ответственности за поддержание нужной Западу расстановки сил в АТР на своих азиатских союзников, в первую очередь, на Японию.
8 Важное значение имеет проводимая Японией в последние годы активная линия на укрепление своих позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Один из главных поборников этой линии - энергичный и популярный в стране премьер-министр Синдзо Абэ, Либерально-демократическая партия которого (ЛДП) одержала внушительную победу на выборах в нижнюю палату японского парламента 22 октября 2017 г.
9 В экспертном обществе подчеркивается, что именно Япония выступила в качестве инициатора идеи «слияния (confluence) двух морей» (Индийского и Тихого океанов). Под таким заголовком была произнесена речь С.Абэ в индийском парламенте 22 августа 2007 г. во время его первого премьерского срока. Тогда же С.Абэ высказался за создание «Большой Азии» [3].
10 Само же понятие «Индо-Тихоокеанский регион» в его политическом смысле впервые появилось, как отмечается, в 2007 г. в статье индийского автора Гурприта Хурана. Поначалу дискуссии вокруг нового понятия вращались в основном в политологических и академических кругах. Имеется немало научных публикаций и даже монографий на эту тему. Однако на высокий государственный уровень идея формирования ИТР вышла только теперь, хотя еще рано говорить, будет ли она принята сообществом стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
11 В принятых в последние годы японо-индийских документах поставлена цель совместить японскую доктрину «Слияния двух морей» с индийской программой «Действовать в Азии» (Act Asia). В ходе декабрьского (2015 г.) визита в Индию премьера С.Абэ стороны в совместном заявлении от 12 декабря представили видение ими мира к 2025 г. (India and Japan Vision 2025), договорившись сообща работать «для укрепления мира и процветания в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире». Их «непоколебимое обязательство», как подчеркивалось, - «реализация мирного, открытого, справедливого, стабильного и основанного на верховенстве права порядка в Индо- Тихоокеанском регионе и за его пределами» [4].
12 Как США, так и Япония заявляют о необходимости значительного повышения участия Индии в решении проблем Индо-Тихоокеанского региона. Вашингтон и Токио высказалась за скорейшее вступление Индии в АТЭС в «качестве позитивного вклада в процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
13

Активизация политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе отвечает и планам Дели в соответствии с упомянутой программой «Действовать в Азии», нацеленной на укрепление позиций Индии в регионе. В этой связи идея строительства Индо-Тихоокеанского региона встретила активную поддержку с индийской стороны. По заявлению бывшего министра иностранных дел Индии Ш.Сарана, «за 2010 г. термин «Индо-Тихоокеанский регион» занял достойное место в индийском стратегическом дискурсе» [5].

14

КОНЦЕПЦИЯ «СВОБОДНОГО И ОТКРЫТОГО ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА»

15

В основу планов по переустройству геополитической конфигурации в АТР положена предложенная Японией концепция «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», продвигаемая сейчас «четверкой» в качестве базы построения нового порядка в регионе2. Выступая 27 августа 2016 г. на 6-й т.н. Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD, 27-28 августа 2016 г. Кения), С.Абэ подчеркнул значение «союза двух свободных и открытых океанов и двух континентов» (Азии и Африки) [6].

2. Определенное представление о планах Японии в связи с данной концепцией дает подготовленный департаментом международного сотрудничества МИД Японии доклад «Приоритетная политика по сотрудничеству в развитии». 2017 финансовый год. (Priority Policy for Development Cooperation. FY 2017) - www.mofa.go.jp/files/000259285.pdf (accessed 05.05.2018)О позиции США в вопросе Индо-Тихоокеанской стратегии см. брифинг помощника заместителя госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана Алекса Вонга. 2 апреля 2018 - >>>> 2018/04/280134.htm (accessed 23.05.2018)
16

Затем, в ходе визита в Индию в ноябре 2016 г., С.Абэ представил индийской стороне концепцию «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» в уже проработанном виде, а премьер-министр Н.Моди, со своей стороны, «дал высокую оценку большей вовлеченности Японии в дела региона в соответствии с этой стратегией». Лидеры двух стран также отметили в совместном заявлении имеющиеся «возможности для более глубокого двухстороннего сотрудничества и синергии» политики двух стран в регионе [7].

17 Следующее совместное заявление от 17 сентября 2017 г. по итогам визита С.Абэ в Индию именовалось «К свободному, открытому и процветающему Индо-Тихоокеанскому региону». Раскрывая суть данного понятия, стороны указали, что это регион, «где уважается суверенитет и международное право, разногласия улаживаются путем диалога и где все страны, большие или малые, пользуются свободой судоходства и пролета, устойчивым развитием и свободной, справедливой и открытой торговой и инвестиционной системой». При этом два лидера подчеркнули, что «Индия и Япония могут играть центральную роль в обеспечении и укреплении такого, основанного на верховенстве права, порядка» [8].
18

Концепция построения «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» была активно подхвачена администрацией Д.Трампа, закреплена в совместных японо-американских документах. Построение «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» рассматривается в качестве приоритетной цели американской внешней политики в «Стратегии национальной безопасности» и «Стратегии национальной обороны» США [9].

19 Наименование ИТР активно использовалось американским президентом в ходе его ноябрьского (2017 г.) визита в страны Азии, а также тогдашним госсекретарем Дж.Тиллерсоном. Подводя итог своей поездки (Япония, Китай, Южная Корея, Вьетнам, Филиппины, Восточноазиатский саммит (ВАС), Д.Трамп подчеркнул: «Я также дал ясно понять, что Соединенные Штаты будут продвигать идею свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, в рамках которого страны будут пользоваться независимостью и уважением, которого они заслуживают». По его словам, он встретился с премьер-министрами Индии, Австралии и Японии (в рамках саммита ВАС) в целях обсуждения разделяемой нами приверженности идее свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» [10].
20 При этом Трамп ни разу не использовал тер мин Азиатско-Тихоокеанский регион.
21

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ «ЧЕТВЕРКИ»

22 «Четырехугольник» в составе США, Японии, Индии и Австралии постепенно начинает приобретать конкретные формы. Проходят встречи на уровне старших должностных лиц сторон [11] и министров иностранных дел - «на полях» различных международных мероприятий (саммиты АСЕ- АН и ВАС), что уже воспринимается отдельными наблюдателями как прообраз будущего союза [12]. В информации МИД Японии от 18 апреля 2018 г. об итогах визита в США японского премьер-министра (17-18 апреля 2018 г.) указывается, что «два лидера приветствовали прогресс, достигнутый в ходе консультаций двух стран относительно реализации концепции свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Стороны разделяют мнение, что они будут дальше продвигать конкретное сотрудничество в различных сферах, включая развитие качественной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами» [13].
23 7 июня 2018 г. в Сингапуре состоялись очередные консультации в составе США, Японии, Индии, Австралии. В сообщении МИД Японии об этих консультациях указано, что страны «четверки» «твердо поддержали центральное место АСЕАН в Индо-Тихоокеанском регионе» и подтвердили «незаменимую роль» в регионе таких механизмов, как ВАС и Региональный форум АСЕАН (АРФ). Отмечено, что «четыре страны договорились установить партнерские отношения со странами и организациями в регионе в целях продвижения разделяемого ими видения о превращении ИТР в регион мира и процветания», а также проводить в этих целях консультации на регулярной основе [14].
24 Формируются также «стратегические треугольники»: США-Япония-Индия; Япония-Индия-Австралия; Япония-США-Австралия со своими крепнущими механизмами. В июне 2015 г. в Дели состоялась первая трехсторонняя встреча на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств Японии, Индии, Австралии. В докладе 20 января 2017 г. японскому парламенту об основных направлениях внешней политики Японии министр иностранных дел Ф.Кисида подчеркнул: «Ставя в качестве цели усиление сети союзов с центром в США, мы стремимся к укреплению сотрудничества в рамках треугольников Япония- США-Австралия, Япония-США-Индия и Япония-Австралия-Индия» [15].
25

ЯПОНИЯ - ИНДИЯ: УКРЕПЛЕНИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

26 За последние годы отношения Токио и Дели заметно расширились. Хотя инициатором здесь выступает Япония, большую заинтересованность в развитии связей с Токио проявляет и индийская сторона, рассматривая Японию как важный источник получения инвестиций и передовой технологии, партнера в отстаивании общих интересов двух стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
27 Как отмечается в многочисленных исследованиях, начало активной фазы в японо-индийских отношениях было положено при посещении Индии в августе 2000 г. премьер-министром Японии Ё.Мори. Стороны тогда договорились установить «Японо-индийское глобальное партнерство в XXI веке».
28 В декабре 2006 г. в результате визита в Японию индийского премьер-министра М.Сингха и его переговоров с японским премьером С.Абэ стороны подписали «Совместное соглашение о японо-индийском стратегическом и глобальном партнерстве».
29

Постепенно был создан разветвленный механизм взаимоотношений на всех значимых уровнях: ежегодные саммиты премьер-министров (не считая их встреч на полях различных международных мероприятий), формат «стратегического диалога» министров иностранных дел, экономический диалог на уровне министров и др.3

3. О подробной характеристике японо-индийских отношений см. в справке МИД Японии от 25 сентября 2017 г. В ней также дан перечень обменов между сторонами наиболее важными визитами с 1980 по 2017 гг. - >>>> go.region/asia-paci/india/data.html (accessed 12.04.2018)
30 Процесс японо-индийского сближения заметно ускорился с очередным приходом к власти в Японии (в декабре 2012 г.) С.Абэ и премьер-министра Н.Моди - в Индии (май 2014 г.).
31

Повышался и характер японо-индийских связей - от «Стратегического и Глобального партнерства» до, начиная с 2015 г., «Особого Стратегического и Глобального партнерства» (Special Strategic and Global Partnership). В совместном заявлении от 12 декабря 2015 г. премьер-министры С.Абэ и Н.Моди договорились разработать «всеобъемлющий и конкретный среднесрочный и долгосрочный план действий» в соответствии с «представлениями сторон о картине мира в 2025 г.» [4].

32 Все более тесное взаимодействие между Токио и Дели устанавливается в сфере международной политики. Сторонами настойчиво ставится вопрос о необходимости скорейшего реформирования ООН, подчеркивается «твердо разделяемое ими убеждение, что Индия и Япония являются законными кандидатами на пост постоянных членов расширенного Совета Безопасности ООН» [8].
33 Общим для двух стран является беспокойство в связи с ситуацией в Южно-Китайском море (ЮКМ). Хотя Дели воздерживается от жестких заявлений по поводу политики Пекина в ЮКМ, однако в совместных японо-индийских документах неизменно подчеркивается «важное значение свободы навигации, пролета и беспрепятственной законной коммерческой деятельности в соответствии с международным правом». Указывается, что стороны выступают «за мирное разрешение споров, включая полное уважение правовых и дипломатических процессов без угрозы или применения силы, в соответствии со всеми признанными принципами международного права, положениями Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)» [8]. Между Японией и Индией достигнута договоренность о проведении «регулярных близких консультаций» по вопросам, связанным с безопасностью на море и безопасностью морских коммуникаций [4].
34 Стороны также подчеркнули, что «они разделяют стремление продвигать и далее сотрудничество в Африке в соответствии с первоочередными мерами, намеченными в ходе Японо-Индийского диалога по проблемам Африки и материалами Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD), а также саммита Индийского африканского форума (IAFS)» [8].
35 Все более заметный размах приобретают взаимоотношения двух стран в сфере безопасности. Созданы действующие на постоянной основе важные механизмы японо-индийского сотрудничества в этой области: ежегодные обмены визитами министров обороны, формат «два плюс два» (министры иностранных дел и обороны двух стран), обмены визитами начальников штабов трех основных родов войск и обмены военными делегациями по многим другим направлениям [16].
36

В сентябре 2014 г. подписан двусторонний Меморандум о сотрудничестве в сфере безопасности, а в декабре 2015 г. - два рамочных Соглашения о сотрудничестве в этой области. Заключены также Соглашение о передаче оборонительного оборудования и технологии, Соглашение, касающееся мер безопасности по защите секретной военной информации и др. Сотрудничество в этой сфере включает совместные исследования и совместное производство. После длительных переговоров достигнута принципиальная договоренность о покупке Индией 12 японских самолетов- амфибий Shinmaywa US-2.

37 С 2012 г. проводятся совместные японо-индийские военно-морские учения Jimex. Начиная с 2015 г., японские силы самообороны присоединились к двусторонним американо-индийским учениям Malabar.
38

В июле 2017 г. в Бенгальском заливе состоялись крупнейшие военные маневры такого рода «Malabar - 2017». В них приняли участие 15 боевых кораблей, две подводные лодки, десятки истребителей и вертолетов. Стороны также вывели свои авианесущие корабли: американский авианосец «Нимиц», флагман индийского флота авианосец «Викрамадитья» и крупнейший японский вертолетоносец «Идзумо». По мнению многочисленных наблюдателей, цель столь широкомасштабных учений заключалась в «устрашении» Китая [17]. Очередные совместные маневры ВМС США, Японии и Индии Malabar состоялись 7-16 июня 2018 г. в районе американского острова Гуам.

39

Базы японо-индийского сотрудничества в экономической сфере - Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве от 2011 г. и одобренная в 2014 г. сторонами программа «Японо- индийское партнерство в сфере продвижения инвестиций».

40

Предполагается расширение сотрудничества в сфере создания инфраструктурных проектов, в первую очередь, содействие со стороны Японии в строительстве в Индии высокоскоростных магистралей (Мумбай-Ахмедабад, сеть автодорог на северо-востоке Индии, очередная ветка метро в Мумбае и др.), в развитии энергетики, информационной и коммуникационной технологий, сотрудничества в сфере космоса, науки и техники, биотехнологии и фармацевтики, мирного использования ядерной энергии и др. Значительная помощь Индии оказывается Японией по линии программы «Официальная помощь развитию» (ODA).

41 29 марта 2018 г. стороны, по итогам «стратегического диалога министров иностранных дел Японии и Индии», обменялись документами, касающимися предоставления Японией займа Индии сроком на 30 лет в размере 149,218 млрд йен ($1,335 млрд) на реализацию четырех крупных проектов [18].
42 Согласно данным посольства Индии в Японии, объем прямых японских инвестиций в Индии достиг в 2016-2017 финансовом году4 $4,7 млрд, увеличившись на 80% по сравнению с предыдущим годом [19]. Во время визита в Японию в сентябре 2014 г. премьер-министра Н.Моди японская сторона пообещала приложить усилия для выделения Индии в предстоящие пять лет 3,5 трлн йен ($31,333 млрд) в виде инвестиций и финансирования, включая помощь по линии ODA [20]. По оценкам индийских экспертов, Япония все больше приобретает ключевое значение в наращивании экономической мощи Индии.
4. Финансовый год в Японии и в Индии: 1 апреля - 31 марта (прим. авт.).
43 В целом, как отметили премьер-министры Японии и Индии в Совместном заявлении от 14 сентября 2017 г., «синергия между японской передовой технологией и богатыми индийскими человеческими ресурсами может превратить две страны в новый центр производства в рамках глобальной индустриальной сети» [8].
44 Заметное развитие получает сотрудничество сторон в сфере мирного использования ядерной энергии. Как известно, в недавнем прошлом Япония резко отрицательно относилась к индийской ядерной программе и даже ввела в 1998 г. экономические санкции в отношении Дели после индийских ядерных испытаний в Покране. К настоящему времени позиция Японии изменилась, и после шести лет сложных переговоров 11 ноября 2016 г. между Японией и Индией в Токио было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии (вступило в силу 20 июля 2017 г.).
45 Таким образом, Индия стала первой страной, не подписавшей Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), с которой Япония согласилась сотрудничать в ядерной сфере. Соглашение открывает дорогу к экспорту японской ядерной технологии мирного назначения в Индию. Япония также окажет содействие Дели в переработке ядерных отходов, создании компонентов для индийских атомных электростанций (АЭС), облегчит реализацию планов ряда крупнейших американских компаний (Westinghouse Electric Corporation, GE Energy), оказывающих содействие Индии в ядерной сфере, поскольку Япония является крупным инвестором этих компаний.
46 После подписания указанного соглашения премьер-министр Н.Моди заявил: «Никакой друг не значит больше для реализации индийских экономических мечтаний, чем Япония. Мы достигли громадного прогресса в деле экономического сотрудничества, равно как и в сфере регионального партнерства и сотрудничества в сфере безопасности» [21].
47 Между сторонами осуществляется обширная программа сотрудничества по линии образования, научно-технического обучения (главным образом с японской стороны), культуры.
48 Вместе с тем, в последние годы отмечается довольно существенное падение объемов японо-индийской торговли. По данным посольства Индии в Японии, общий объем торговли двух стран составил в 2016-2017 финансовом году $13,48 млрд (в 2015-2016 - $14,51, в 2014-2015 - $15,51, в 2013- 2014 - $16,39 и в 2012-2013 - $18,61 млрд). При этом японский экспорт в Индию составил в 2016- 2017 фин. году $9,63 млрд, а экспорт Индии в Японию - $3,85 млрд (индийский дефицит - $5,78 млрд) [22].
49 Столь большой разрыв в торговле двух стран эксперты объясняют жесткими требованиями японской стороны к процедурам оформления и качеству индийских товаров, сложностью японского языка и др. В целом же доля товарооборота между Японией и Индией не превышает 2% от объема внешней торговли каждой из этих стран, а объемы их торговли с Китаем несравнимо крупнее японо-индийской торговли (двусторонняя торговля Японии с Китаем составила в 2016 г. $275 млрд, Индии с Китаем - $70 млрд).
50

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

51

США и Япония предпринимают все более активные усилия по продвижению концепции Индо-Тихоокеанского региона, как на государственном уровне, что уже было отмечено, так и в научных кругах, средствах массовой информации. Рассмотрению этой идеи были посвящены многочисленные конференции, статьи в различных изданиях США, Японии, Австралии, Индии. Прошли, например, соответствующие симпозиумы в таких крупнейших американских «мозговых центрах» как Совет по международным отношениям, Атлантический совет, Чикагский совет по международным делам, Фонд Карнеги и др.

52 В ходе визитов в Южную Корею, в страны АСЕАН министра иностранных дел Японии Ф.Кисиды, других высокопоставленных лиц японские представители убеждали своих собеседников принять концепцию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
53

Японские усилия были встречены, однако, без особого энтузиазма. Со стороны собеседников проявлялось недопонимание связанных с этой концепцией целей, явное нежелание портить отношения с Китаем. В частности, примечателен такой факт: согласно информации МИД Японии о состоявшемся 9 мая 2018 г. седьмом трехстороннем саммите Япония-Китай-Южная Корея (С.Абэ, Мун Чжэ Ин, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян), премьер С.Абэ указал в своем выступлении, что «Япония будет продвигать идею «Свободного и открытого Индо- Тихоокеанского региона», и призвал Китай и Корею согласиться с таким ходом мысли» [23]. Однако в совместной декларации трех стран от 9 мая 2018 г. по итогам саммита упомянутая тема какого- либо отражения не нашла. В то же время было подчеркнуто стремление сторон «работать над тем, чтобы получить конкретные и успешные результаты в рамках таких механизмов, как АСЕАН+3, ВАС, АТЭС, группа двадцати» [24].

54

Надо полагать, что отмеченный выше разворот в японо-индийских (и американо-индийских) отношениях как и попытки создать в АТР новый механизм под эгидой США и Японии - предмет пристального внимания со стороны России и Китая.

55 Характерно, что в своих публичных высказываниях на официальном уровне Пекин стремится как бы не замечать указанные попытки, активно продолжая свои усилия по продвижению стратегии «Один пояс - один путь». Это, в частности, было наглядно видно на примере состоявшейся в апреле 2018 г. очередной ежегодной конференции Боаоского азиатского форума (китайский Давос), в которой приняли участие председатель КНР Си Цзиньпин и ряд представителей различных стран высокого уровня.
56

В то же время в ходе дискуссий в китайских политологических и академических кругах указанные инициативы, связанные с концепцией Индо-Тихоокеанского региона, подвергаются жесткой критике. В опубликованном в известном журнале «Дипломат»5 обзоре реакции китайских политологов и ученых на новую ситуацию отмечается, что разрабатываемая Индо-Тихоокеанская стратегия рассматривается в КНР как «идея Соединенных Штатов объединить Индийский океан и Тихоокеанский регион в целях сдерживания подъема Китая, исходя из геополитической перспективы, и защиты собственного лидерства и интересов в регионе» [25].

5. Штаб-квартира в Токио.
57 Разумеется, в Вашингтоне и Токио хорошо понимают, что в ходе осуществления своих замыслов в Азиатско-Тихоокеанском регионе им придется добиваться взаимопонимания с Китаем, с его значительными и все более усиливающимися позициями и влиянием в АТР. Уже отмечаются попытки каким-то образом «заинтересовать» Пекин идеей формирования Индо-Тихоокеанского региона и, если получится, обеспечить его участие в новом проекте.
58 Определенное представление о возможных шагах «четверки» дает выступление советника премьер-министра Японии (вопросы безопасности) Кентаро Соноры в ходе организованного 22 февраля 2018 г. американским Атлантическим советом симпозиума на тему «Стратегия в Индо- Тихоокеанском регионе». Касаясь китайской инициативы «Один пояс - один путь», К.Сонора сказал: «Для того чтобы склонить Японию поддержать участие в реализации китайской инициативы, Китай сначала должен принять некоторые предварительные условия с тем, чтобы убедить, что данная инициатива обеспечит взаимные выгоды для Японии и ключевых стран-партнеров». Сонора также затронул вопрос о возможных контрпредложениях Китаю в том плане, чтобы Пекин «подумал, каким образом он мог бы стать партнером в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии, помогая обеспечить взаимное экономическое процветание и региональную стабильность» [26].
59

Негативную оценку планам создания нового порядка в АТР дала Россия. В опубликованном в газете «Известия» (май 2018 г.) интервью заместитель министра иностранных дел РФ И.Моргулов (курирует проблемы Азии) заявил, что концепцию Индо-Тихоокеанского региона, авторами которой, по его словам, являются США и Япония «собираются не столько обсуждать, сколько навязывать и вряд ли хотят выстраивать региональный механизм на принципах равноправия и учета законных интересов всех игроков. «Несущей опорой» ИТР, сказал он, его проповедникам видится «четырехугольник», присоединение к которому, судя по всему, должно быть санкционировано «великими демократиями» [27].

60 Далеко не однозначную позицию занимает сама Индия - страна, неизменно придерживающаяся независимого курса в международных делах, отнюдь не желающая, как это хорошо видно, наносить ущерб отношениям со своими традиционными партнерами. Страна - участница наряду с Россией и Китаем таких влиятельных международных механизмов, как БРИКС, РИК, ШОС.
61 В этой связи отметим недавние рабочие визиты премьер-министра Н.Моди в Китай и Россию. В ходе встречи индийского премьера с председателем КНР Си Цзиньпином в Ухане (27-28 апреля 2018 г.) «руководители Китая и Индии, отметила представитель МИД КНР Хуа Чуньин, обсудили общие тенденции мирового развития и исторические условия, в которых находятся две страны, уточнили руководящие принципы развития китайско-индийских отношений и наметили планы по сотрудничеству в разных сферах, дав компетентным ведомствам поручение выработать программу действий по их реализации» [28]. По словам Си Цзиньпина, «на следующем этапе Китай и Индия должны поддерживать более тесные стратегические контакты, проводить своевременные консультации по важным вопросам, представляющим взаимный интерес, обеспечить эффективное функционирование механизма диалога». Выразив «полное согласие» с мнением Си Цзиньпина, Н.Моди сказал, что «Индия и Китай, как две крупнейшие развивающиеся страны с общим 2,6-миллиардным населением и как два больших экономических субъекта с нарождающимися рынками, играют роль стабилизирующих факторов в мире» [29].
62 21 мая 2018 г. Н.Моди посетил Сочи и встретился там с Президентом РФ В.Путиным. Касаясь итогов визита и переговоров Н.Моди с российским Президентом, министр иностранных дел РФ С.Лавров подчеркнул: «И президент Путин, и премьер Моди высказались однозначно за то, чтобы новая структура безопасности и сотрудничества в АТР основывалась на внеблоковых принципах, на принципах открытости, равной и неделимой безопасности, и в этом ключе упоминались тенденции, которые наблюдаются на Евразийском континенте». Министр также сказал, что «на осень запланировано начало переговоров по созданию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Индией» [30].
63 В связи с попытками США помешать российско-индийскому военно-техническому сотрудничеству, заменив поставки российских вооружений в Индию своими продажами, в российской печати приводятся высказывания индийских официальных лиц, что «третьи страны не могут влиять на закупки Индией военной техники» [31]. В беседе с обозревателем «Независимой газеты» посол Индии в России Панкадж Саран подчеркнул, что его страна всегда проводила и будет проводить независимую внешнюю политику. «Индия не отдаляется ни от кого и не сближается ни с кем», сказал он. По словам П.Сарана, «реальность состоит в том, что Индию и Россию с 2000 г. связывают отношения специального и привилегированного стратегического партнерства. Они прошли испытание временем» [32].
64 Оценивая в целом ситуацию с выдвижением концепции Индо-Тихоокеанского региона, сутью которой является нескрываемое стремление США и Японии обеспечить себе господствующее положение в регионе, необходимо, очевидно, подчеркнуть, что в нынешней международной обстановке устаревшие подходы к мировым делам вряд ли имеют шансы на успех.
65 Нельзя не видеть, что все большую силу набирают тенденции, в основе которых лежат идеи построения отношений между государствами, базирующихся на принципах взаимного уважения, справедливости, равноправного участия всех стран в глобальном управлении.

Библиография

1. Panetta L. (U.S. defense minister). The U.S. and India: Partners in the 21st Century. June 6, 2012 - http://www.defense.gov/speeches/speech.aspx?speechid=1682 (accessed 16.03.2018)

2. Address by Prime Minister S. Abe at the Sixth Tokyo International Conference on African Development. August 27, 2016 - http://www.mofa.go.jp/afr/af2/page4e_000496.html (accessed 25.05.2018)

3. Japan-India Joint Statement Toward a Free, Open and Prosperous Indo-Pacific. September 14, 2017. Gandhinagar, Gujarat. India - www.mofa.go.jp/files/ooo289999.pdf (accessed 05.03.2017)

4. US Japan India and Australia hold working level quadrilateral meeting on regional cooperation. The Diplomat, February 11, 2017 - https://thediplomat.com/2017/11/us-japan-india-and-australia-hold-working-level-quadrilateral- meeting-on-regional-cooperation/ (accessed 04.04.2018)

5. Foreign policy speech by foreign minister Kishida. 20.01.2017 - http://www.mofa.go.jp/fp/pp/page22e000800.html (accessed 31.01.2017)

6. India-Japan Joint Statement during the visit of Prime Minister to Japan. November 11, 2016 - http://mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/27599/IndiaJapan+Joint+Statement+during+the+visit+of+ Prime+Minister+to+Japan (accessed 16.04.2018)

7. National Security Strategy of the United States of America. December, 2017 - https://www.white house.gov/articles/new-national-security-strategy-new-era/ (accessed 04.04.2018)

8. National Defense Strategy of the USA-2018 - https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-Natijnal-Defense-Strategy-Summary.pdf (accessed 25.05.2018)

9. Remarks by President Trump on His Trip to Asia. November 15, 2017 - https://www.whitehouse.gov/briefings- statements/remarks-president-trump-trip-asia/ (accessed 17.05.2018)

10. Australia US India and Japan in talks to establish alternative to China’s Belt and Road. South China Morning Post. Febrnary 19, 2018 - http://www/scmp/com/news/asia/diplomacy/article2133773/australia-us-india-and-japan-talks- establish- alternative-chinas (accessed 03.04.2018)

11. Japan-U.S. Summit Meeting. 17-18.04.2018 - http://www.mofa.go.jp/na1/us/page3e_000845.html (accessed 05.05.2018)

12. Japan-Australia-India-U.S. Consultations. June 7, 2018 - https://www.mofa.go.jp/press/release/press4e_002062.html (accessed 08.06.2018)

13. Joint Press Statement on the India-Japan Annual Defense Ministerial Dialogue. September 5, 2017. Tokyo - www.mod.go.jp/j/press/youjin/2017/09/05_jpr_e.pdf (accessed 09.04.2017)

14. Индия, США и Япония вывели авианосцы на совместные учения. - https://lenta.ru/news/2017/07/10/malabar/ (accessed 19.04.2017)

15. Signing and Exchange of Notes Concerning Yen Loans to India. March 29, 2018 - http://www.mofa.go.jp/ press/release/press4e_001978.html (accessed 07.05.2018)

16. India-Japan business ties are at an all-time high - https://www.livemint.com/Money/c40RvC411Xy E9sZh8LRn6K/IndiaJapan-business-ties-are-at-an-alltime-high.html (accessed 26.03.2017)

17. Japan-India relations (Basic Data). September 25, 2017 - http://www.mofa.go.region/asia-paci/india/data.html (accessed 12.04.2018)

18. The entry into force of India-Japan Agreement for Cooperation in the Peaceful Uses of Nuclear Energy. July 20, 2017 - http://mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/28678/The_entry_into_force_of_IndiaJapan_Agreement_for_Cooperation_ in_the_Peaceful_Uses_of_Nuclear_Energy (accessed 07.05.2018); https://www.firstpost.com/india/india-japan-civil- nuclear-cooperation-deal-comes-into-force-after-six-years-of-negotiations-3840697.html (accessed 07.05.2018)

19. Despite Narendra Modi-Shinzo Abe friendship, sharp fall in India-Japan trade under NDA - https://www.firstpost.com/business/chart-despite-narendra-modi-shinzo-abe-friendship-sharp-fall-in-india-japan-trade- under-nda-4038417.htm (accessed 15.04.2017)

20. The Seventh Japan-China-ROK Summit. May 9, 2018 - http://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000850.html (accessed 23.05.2018)

21. Joint Declaration of the Seventh Japan-China-ROK Trilateral Summit. May 9, 2018 - http://www.mofa.go.jp/ a_o/rp/page4e_000817.html (accessed 23.05.2018)

22. What China thinks of the Indo-Pacific Strategy - https://thediplomat/com/2018/05/what-china-thinks-of-the-indo- pacific-snrategy/ (accessed 05.05.2018)

23. The “Indo-Pacific Strategy” emerges as a counter to China’s “One Belt, One Road” - https://www.taiwannews.com.tw/ en/news/3371444 (accessed 17.05.2018)

24. Известия. 04.05.2018.

25. МИД КНР: неформальная встреча Си Цзиньпина и Моди открыла новую страницу в китайско-индийских отношениях. - http://russian.news.cn/2018-05/02/c_137144179.htm (accessed 05.05.2018)

26. Неформальная встреча между Си Цзиньпином и Н.Моди. - http://russian.news.cn/2018-04/28/c_137151668.htm (accessed 05.05.2018)

27. Путин и Моди обсудили весь спектр привилегированного стратегического партнерства. 21 мая 2018. - http:tass.ru/politika/5219194 (accessed 21.05.2018)

28. Независимая газета. 22.05.2018.

29. Независимая газета. 09.04.2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести