Россия — Гондурас: что ищем мы в стране далекой?
Россия — Гондурас: что ищем мы в стране далекой?
Аннотация
Код статьи
S0044748X0022305-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кодзоев Магомед Абдул-Мажитович 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
23-44
Аннотация

Статья посвящена современным отношениям России с одной из самых неблагополучных стран Латинской Америки — Гондурасом. Автор задается целью ответить на вопрос: нужно ли Москве их развивать? Ответ не так очевиден, как могло показаться на первый взгляд. Чтобы его найти, потребовалось изучить политико-экономическую ситуацию в Гондурасе, дать оценку его отношениям с США, охарактеризовать личность Сиомары Кастро, пришедшей к власти в 2022 г., и рассмотреть историю установления и развития российско-гондурасских отношений. Лишь после решения этих задач удалось сформулировать четкие рекомендации, очертить возможное будущее российско-гондурасского диалога и выявить его слабые стороны. Ответ на главный вопрос, безусловно, положительный, так как у российско-гондурасских отношений есть неплохие перспективы, в частности, с точки зрения внешней политики и дипломатии обеих сторон.

В ходе исследования были использованы разные источники информации: от докладов Фонда Карнеги, отчетов национального статистического агентства Гондураса и документов различных ведомств до публикаций ЭКЛАК, крупнейших гондурасских и мировых СМИ, научных журналов и специальных изданий, посвященных Гондурасу, ее внешней и внутренней политике. В качестве ключевой методологии использованы институционалистский и поведенческий подходы, сравнительный анализ, а также частично контент- и ивент-анализ. Новизна статьи заключается в том, что автор впервые в научной литературе показывает, что, возможно, финансовая помощь, оказываемая Соединенным Штатами иностранным государствам, используется в целях обогащения коррумпированных чиновников как в Вашингтоне, так и в Тегусигальпе.

Ключевые слова
Россия, Гондурас, США, Латинская Америка, Центральная Америка, сотрудничество, международные отношения, «Альянс за процветание»
Классификатор
Получено
01.07.2022
Дата публикации
07.10.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
693
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Современная российская дипломатия отличается гибкостью и прагматизмом и настойчивостью в реализации своих намерений. Она направлена на поиск взаимовыгодных решений и основана на принципах уважения суверенитета других государств. В этом заключается суть понятия «многовекторность», занимающего центральное место во внешнеполитической доктрине РФ и закрепленного в Концепции внешней политики РФ от 2016 г. [1]. Москва открывает двери всем странам мира, прекрасно понимая цену каждой из них, когда дело касается продвижения российских интересов в региональном, континентальном и мировом масштабе.
2 Латинская Америка традиционно является одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Если в годы «холодной войны» советское руководство выбирало внешнеполитических партнеров, исходя из их идеологической ориентации, то сегодня этот принцип сменился «чистой» прагматикой, дополняемой многоуровневыми связями с каждым из государств. Умная дипломатия XXI в. способна разделять политику и экономику, бизнес и идеологию, вопросы демократии и прав человека, государственное взаимодействие и гуманитарное, что позволяет находить точки соприкосновения с правительствами всех государств региона — как наших традиционных союзников, так и проамерикански настроенных.
3 В районе Центральной Америки и Карибского бассейна есть как минимум два правительства, с которыми Россия много лет стабильно поддерживает союзнические отношения — Куба и Никарагуа (при сандинистах), дружба с которыми проверена временем. Они неизменно поддерживали Москву на международной арене, практически не имея с ней расхождений по широкому спектру вопросов, в том числе относительно того, как должна выглядеть справедливая структура международных отношений. В отличие от Кубы и Никарагуа Гондурас практически полностью находится во власти американских капиталов, однако, несмотря на это, страна в течение многих лет оставалась открытой для России. У России, в свою очередь, есть причины для заинтересованности в таком партнерстве, особенно в условиях быстрого скатывания в новую «холодную войну» с Западом.
4 Сотрудничество Москвы и Манагуа особых тревог в Тегусигальпе не вызывает, хотя некоторые гондурасские СМИ высказывали опасения на этот счет. К примеру, совместные учения вооруженных сил России и Никарагуа, проводившиеся одновременно с учениями Южного командования Вооруженных сил США в Гондурасе, дали повод говорить о российской угрозе. Командующий Объединенным комитетом начальников штабов Гондураса контр-адмирал Хосе Хорхе Фортин в данной связи отметил, что это — обычная международная практика, и Вооруженные силы РФ в субрегионе нельзя рассматривать в качестве угрозы национальной безопасности [2]. Союзные отношения с сандинистами не станут препятствием для российско-гондурасских связей даже с учетом того, что новый президент Гондураса Сиомара Кастро (2022 — н/в) не симпатизирует своему никарагуанскому коллеге, о чем в первую очередь свидетельствует тот факт, что Даниэль Ортега (2007 — н/в) не был приглашен на ее инаугурацию. Российско-гондурасские отношения выгодно отличаются от российско-никарагуанских тем, что первые не зависят от внутриполитической обстановки, и у них всегда есть потенциал для развития. В то же время, как писала Александра Ситенко, исследовательница из Казахстана, живущая в Германии, нет никаких доказательств того, что при изменении государственного режима в Никарагуа двусторонние связи останутся на столь же доверительном и высоком уровне [3, p. 140]. Здесь налицо глубинные отличия, и, соответственно, ожидаемые перспективы от каждого из этих случаев будут разные.
5 Цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить как прагматические, так и политические мотивы РФ в отношениях с Гондурасом, дать оценку нынешним контактам двух государств и выделить наиболее перспективные направления сотрудничества, иными словами, ответить на вопрос, обозначенный в заглавии: «что ищет Россия в этой далекой стране?». Для этого необходимо рассмотреть следующие аспекты: каково положение дел в Гондурасе на современном этапе; как развиваются отношения Гондураса с США; кто находится у власти в Тегусигальпе сегодня, и каковы истинные задачи внешней политики страны; что представляет собой история российско-гондурасских отношений.
6 За скобками остается вопрос о том, как данное направление внешней политики Москвы укладывается в ее глобальную доктрину. В этой связи заслуживает внимания тезис о том, что важнейшими факторами являются укрепление российских внешнеполитических позиций в последние десятилетия и стремление МИД РФ закрепиться в Западном полушарии [4]. Однако не следует впадать в крайности, считая активизацию латиноамериканского направления российской дипломатии в текущем столетии ответным ударом по интересам США, как это утверждает известный американский эксперт Роберт Э.Эллис [5, p. 9]. В том же контексте американско-российского противостояния анализируют вопрос и некоторые другие исследователи [6]. Возврат к логике «холодной войны» и ее стандартам дипломатии, как пишет российский ученый Виктор Хейфец, может привести к нежелательным результатам, поэтому латиноамериканскую доктрину России следует обновить [7, p. 531]. В данной работе мы исходим из того, что в ходе выстраивания российско-гондурасских отношений необходимо руководствоваться чисто прагматическими и взаимовыгодными целями.
7 Для выполнения поставленных задач в статье использован комплексный подход, сочетающий в себе несколько разных методологий и методов. Главным образом это — конкретно-исторический подход, позволивший провести сравнительный анализ американско-гондурасских связей в периоды правления Барака Обамы (2009—2017 гг.) и Джозефа Байдена (2021 — н/в), особенно в части финансовой помощи, которая оказывалась Гондурасу. Строгая хронологическая последовательность позволила не потерять связь между происходящим на политической сцене и объективными социально-экономическими процессами, лежащими в его основе. То же самое относится и к подразделу, посвященному истории российско-гондурасских связей.
8 Институциональный подход позволил выявить вероятность того, что в основе некоторых политических решений, принятых Вашингтоном и Тегусигальпой, могут лежать корыстные интересы коррумпированных элит и олигархии. Это тем более допустимо, учитывая уровень коррупции, который, по мнению авторитетных агентств, наблюдается в Гондурасе. Этим же оправдано применение поведенческого подхода в анализе роли и значения высокопоставленных чиновников в политических делах. Их личная заинтересованность и связи играют решающую роль в осуществлении заявленных планов американско-гондурасского сотрудничества.
9 Новизна исследования обусловлена тем, что тема российско-гонду-расских отношений крайне мало освещена в научной литературе. Значимых работ по внешней и внутренней политике Гондураса в российской литературе практически нет, в многочисленных общих исследованиях по внешней политике России, к примеру, в работах В.Л.Хейфеца [3; 7; 8], российско-гондурасские связи практически не затрагиваются ввиду их второстепенности по сравнению с отношениями с такими крупными странам региона, как Бразилия и Аргентина. В этом смысле уникальной является книга «Гондурас: инерция на пути перемен», вышедшая в 2015 г. в Институте Латинской Америки РАН (ИЛА РАН), одна из глав которой посвящена отношениям России и Гондураса; в ней даны некоторые рекомендации по их развитию [9, сс. 81-89]. Информация, содержащаяся в этой книге, была весьма полезна для написания данной статьи, позволив лучше понять динамику развития российско-гондурасских связей в последние годы.
10 В опубликованной в 2017 г. коллективной работе «Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов» были даны рекомендации развивать отношения со странами Латинской Америки, «делая ставку в первую очередь на сотрудничестве в области передачи высоких технологий, в чем остро нуждаются наиболее развитые государства региона» [10, c. 203]. Разумеется, сказанное не может касаться Гондураса как неблагополучной страны с тяжелой социально-экономической ситуацией, а в самой монографии речь шла о наиболее крупных государствах. Следовательно, в этой работе также нет ответа на принципиальный вопрос, поставленный в данной статье.
11 В другом коллективном исследовании «Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности», вышедшей в 2017 г., Гондурас упоминается лишь в связи с произошедшим в 2009 г. госпереворотом, а его отношения с РФ не затрагиваются [11]. Здесь, как и в статье ведущего научного сотрудника ИЛА РАН Эмиля Дабагяна «События в Гондурасе и международное сообщество», опубликованной еще в 2011 г., представлена официальная версия событий, в которой не принято акцентировать внимание на ключевой роли США в разрешении внутриполитического кризиса в Гондурасе [12]. Однако на самом деле активное участие Вашингтона в этом процессе стало главной причиной того, что путчисты во главе с Роберто Мичелетти (исполнявшим обязанности президента с 28 июня 2009 г. по 27 января 2010 г.) согласились на мирное урегулирование конфликта, что также отражено в данной статье и придает ей дополнительную новизну.
12 В изданном в 2020 г. коллективном труде «Латинская Америка в системе международных экономических отношений» сотрудничеству России со странами региона посвящена отдельная глава [13, cc. 390-420]. В ней российские ученые Николай Холодков и Николай Школяр исследовали предмет как с точки зрения латиноамериканских государств, так и с российской точки зрения. Несмотря на то, что Гондурас не был отдельно упомянут в данной работе, все выводы, рекомендации и размышления о перспективах развития сотрудничества, содержащиеся в ней, в полной мере применимы к предмету данной статьи. В другой монографии ИЛА РАН «Перспектива устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям», увидевшей свет в 2022 г., отношения России с центральноамериканскими странами (в том числе с Гондурасом) упоминаются в связи с поставками российской вакцины «Спутник V». Логика авторов, пишущих, что страны субрегиона, «в максимальной степени» заинтересованные в получении международной помощи в борьбе с пандемией, закономерно обратились к России, соответствует нашему тезису о том, что в решении своих социально-экономических проблем Тегусигальпа не откажется от перспектив сотрудничества с Москвой, так как справиться со всеми вызовами и угрозами самостоятельно страна просто не в состоянии [14, c. 366].
13 В отечественной литературе есть и другие работы, авторы которых опосредованно касаются темы отношений России с Гондурасом. Например, статья известного журналиста Сергея Брилева «Наши военные союзники из Гондураса» [15] посвящена участию последней во Второй мировой войне 1939—1945 гг. Можно также назвать работу кандидата филологических наук Ксении Якушкиной «Алгоритм и инструменты создания актуального внешнеполитического имиджа России в СМИ Гондураса, Колумбии, Панамы и Эквадора» [16]. Однако эти труды — безусловно, интересные и ценные — мало помогают осветить вопросы, поставленные в данной статье. Упомянутые выше исследования были опубликованы довольно давно, и в них отражен несколько устаревший взгляд на суть проблемы ввиду значительных изменений, произошедших в мировой политике и экономике за последнее время.
14

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ В ГОНДУРАСЕ?

15 Гондурас — центральноамериканская страна с населением почти 10 млн человек, одно из трех государств т.н. «северного треугольника» (вместе с соседними Гватемалой и Сальвадором), испытывающее все характерные для субрегиона социально-экономические трудности. По данным Национального института статистики (Instituto Nacional de Estadistica, INE) за 2021 г., 52% граждан Гондураса живут за чертой бедности, 20% — в полной нищете, уровень безработицы — 8,6%, 12% взрослого населения безграмотны [17]. Таким образом, Гондурас — одно из самых неблагополучных государств региона. По номинальному уровню ВВП (23 млрд долл. в 2021 г.) страна она заметно отстает от Гватемалы (77 млрд) и в меньшей степени от Сальвадора (24 млрд). По показателю ВВП на душу населения отставание еще заметнее: 2515 долл. в Гондурасе, 4432 — в Гватемале и 4140 — в Сальвадоре [18]. И в целом по своим макроэкономическим «успехам» страна остается где-то на последних местах по региону. Бедственное экономическое положение, как балласт, тянет общество вниз, в пучину криминальной жизни, наркоторговли и массовой эмиграции.
16 По уровню криминального насилия Гондурас занимает одно из первых мест в мире; здесь давно стали обычным явлением убийства, перестрелки и войны преступных группировок. По количеству убитых на 100 тыс. жителей страна несколько лет назад обогнала Сальвадор, бывший до того времени мировым рекордсменом, где президент Найиб Букеле (2019 — н/в), придя к власти, принял ряд жестких, но эффективных мер, позволивших значительно повысить уровень безопасности. В Гондурасе до начала 2022 г. главой государства являлся человек, чей родной брат Антонио «Тони» Эрнандес судом США был обвинен в торговле наркотиками в особо крупных размерах. Поэтому положение там остается тяжелым, к чему добавляется и высокий уровень коррупции.
17 По данным Transparency International за 2021 г., Гондурас находился на 157 месте из 180 в мировом рейтинге коррумпированности, деля его с такими странами, как Зимбабве, Камбоджа и Ирак (Гватемала — 150, Сальвадор — 115) [19]. Коррупция здесь давно и крепко засела в самых корнях политической системы, стала, как сказано в одном из докладов Фонда Карнеги, «операционной системой» государства, обслуживающей интересы как транснациональной преступности и крупного бизнеса, так и верхов правительства [20]. В 2021 г. государственный департамент США опубликовал Отчет о коррумпированных и недемократичных чиновниках (Corrupt and Undemocratic Actors Report), известный под названием «список Энгеля». В него вошел 21 бывший и действующий государственный и политический деятель Гондураса, среди которых — четыре члена правительства бывшего президента Мануэля Селайи (2006—2009 гг.), сменивший его после госпереворота Порфирио Лобо (2010—2014 гг.) вместе с супругой, семь членов команды экс-президента Хуана Орландо Эрнандеса (2014—2022 гг.) и два конгрессмена из партии действующего президента Сиомары Кастро [21]. Коррупция и безнаказанность, отсутствие прозрачности в политической системе, кумовство в структуре власти и проникновение криминала значительно усложняют задачу достижения устойчивого развития, необходимого для того, чтобы искоренить глубинные причины массовой нелегальной миграции и других социально-экономических проблем.
18 Правительство Гондураса при поддержке соседних государств безуспешно пытается остановить «караваны мигрантов», которые стали настоящей головной болью для стран «северного треугольника», Мексики и США. Тяжелее всего приходится Соединенным Штатам, у южных границ которых скапливаются толпы «беглецов», стремящихся любым способом проникнуть в США и остаться там на постоянное место жительства. Абсолютное большинство выходцев из Центральной Америки (свыше 90% от общего числа) отправляется сюда [22, с. 126]. Это во многом обусловливает ход и развитие американско-гондурасских отношений. От решений и действий Гондураса как страны — донора и транзитера миграции, также зависит довольно много.
19 Гондурас — государство с аграрной экономикой, основной экспорта которого являются кофе, бананы, фрукты, овощи и т.д. (см. график). Еще одно масштабное бедствие, постигшее страну, — это засуха. Общественная организация Католическая служба помощи (Catholic Relief Services) назвала засуху, наряду с насилием и бедностью, одним из трех ключевых факторов, вызывающих и усугубляющих нелегальную миграцию. Ухудшение климата, неправильное применение удобрений, выжигание и вырубка лесов, ураганы и загрязнение окружающей среды привели в 2018 г. к критической потере урожая, в результате чего 1,4 млн человек остались без продовольствия, что, в свою очередь, повлекло за собой эмиграцию десятков тысяч людей [23]. Неслучайно президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор (2018 — н/в) предложил апробировать в странах «северного треугольника» программу «Сея жизнь» (Sembrando Vida), с помощью которой, по его оценкам, можно за три года засеять 3 млн га земли и создать рабочие места для 3,1 млн человек [24].
20 Для решения перечисленных выше социально-экономических проблем необходимо принимать неотложные меры, и это является одной из основных задач гондурасского правительства, независимо от его политической ориентации. Следовательно, прагматичный подход в отношениях с этим правительством должен прямо или косвенно базироваться на том, что властям страны необходимо решать имеющиеся проблемы. Внешняя политика Тегусигальпы в родном субрегионе выстраивается на похожих принципах взаимопомощи и поддержки; к примеру, отношения с Вашингтоном и Мехико позволяют Гондурасу надеяться на то, что общими усилиями им удастся преодолеть сложности, связанные с миграцией.
21 Товарный экспорт Гондураса (первый триместр 2022 г.)
22

23 Источник: Comportamiento de la economía hondureña. Primer trimestre de 2022. Subgerencia de Estudios Económicos. Departamento de Gestión de Información Económico. Banco Central de Honduras.
24

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ США И ГОНДУРАСА

25 Соединенные Штаты являются ближайшим внешнеполитическим, торговым и инвестиционным партнером Гондураса, 80% гондурасского экспорта уходит на американский рынок. Гондурас в 2006 г. вошел в Соглашение о свободной торговле между США, Центральной Америкой и Доминиканской Республикой (CAFTA—DR). США — важнейший торговый партнер, источник кредитов, гуманитарной помощи и прямых иностранных инвестиций. США играют важную роль в борьбе правительства Гондураса со стихийными бедствиями [25]. Денежные переводы от гондурасцев, проживающих в США (на 2019 г. — около 750 тыс. человек), составляют почти треть ВВП Гондураса [26]. Страны тесно сотрудничают в области безопасности и борьбы с наркоторговлей. В 2008—2015 гг. под патронажем Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) действовала программа Центральноамериканская региональная инициатива по безопасности (Central America Regional Security Initiative, CARSI) с бюджетом более 1,1 млрд долл., из которых немалую часть (18%) получил Гондурас [27]. На современном этапе отношений двух государств важнейшей общей проблемой стал миграционный вопрос.
26 В период президентства Барака Обамы (2009—2017 гг.), отмеченный всплеском миграционной активности на американско-мексиканской границе, были заложены новые направления сотрудничества с Гондурасом. В те годы политикой Вашингтона в регионе занимался вице-президент Дж.Байден, который дважды –— в 2015 и 2016 гг. — встречался с лидерами «северного треугольника», в том числе с президентом Гондураса Х.Ор-ландо Эрнандесом. Байден предложил масштабную программу по урегулированию детской миграции на юге США [28]. По просьбе Белого дома в бюджете на 2016 г. было выделено 750 млн долл. (Байден запрашивал 1 млрд) на реализацию соответствующего плана, получившего название «Альянс за процветание». Почти половина этих средств предназначалась для решения «взаимосвязанных проблем» в области безопасности, государственного управления и экономического развития [29].
27 Основная ставка была сделана на комплексный эффект программы, т.к. ожидалось, что общее оздоровление социально-экономической ситуации в странах «треугольника» снизит мотивацию населения к массовой эмиграции. Однако позже результаты этой программы были подвергнуты аргументированной критике за их весьма сомнительную эффективность. В докладе Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research, CEPR) утверждалось, что выделенные средства попали в руки коррумпированных чиновничьих элит, и фактически не помогли решить первоначально поставленные задачи [30]. Позже своими решениями Байден косвенно подтвердил этот тезис.
28 При Дональде Трампе (2017—2021 гг.) США предпочитали не вмешиваться во внутренние дела Гондураса, замалчивая вопросы демократии, прав человека, коррупции и довольствуясь тем, что Х.Орландо Эрнандес, которого Вашингтон считал «ценным и проверенным партнером» [31], исправно выполнял подписанное в 2019 г. миграционное соглашение, по которому в Гондурасе должны были быть созданы лучшие условия для содержания мигрантов. Главы государств встречались несколько раз и в весьма дружеской обстановке обсуждали миграционную повестку дня [32]. Даже арест в США в 2019 г. брата президента, обвиненного в торговле наркотиками, и отказ от продления функций Миссии ОАГ по борьбе с коррупцией и безнаказанностью в Гондурасе (Misión de Apoyo contra la Corrupción e Impunidad en Honduras, Maccih) в январе 2020 г. не особо повлиял на отношении Белого дома к Тегусигальпе. Однако с Дж.Байденом у Орландо Эрнандеса отношения не сложились [33].
29 В 2021 г. на южной границе США были задержаны 1,66 млн мигрантов (рекордное количество), большинство из которых, как сообщал Wall Street Journal, являлись выходцами из Гондураса [34]. Дж. Байден вновь предложил комплексную программу оздоровления социально-экономической обстановки [35, p. 156] и в первые же дни своего правления подписал «План по обеспечению безопасности и процветания в сотрудничестве с народами Центральной Америки», по которому в бюджете США было выделено 4 млрд долл. на следующие четыре года на устранение «основных причин» миграции в «северном треугольнике» [36]. Как и в годы правления Б.Обамы, с помощью выделяемых средств предполагалось, помимо всего прочего, усовершенствовать государственный аппарат стран-получателей в целях предотвращения коррупции, обеспечения прозрачности финансирования и уважения прав и свобод человека. Но Байден в этот раз не доверился Орландо Эрнандесу, поскольку были опасения, что выделенные средства снова могут быть присвоены. Именно поэтому и был составлен тот самый «список Энгеля», о котором говорилось выше [21]. В марте 2021 г. Белый дом заблокировал финансирование, в связи с чем высокопоставленный дипломат США Р.Джейкобсон сказала, что президент учел уроки прошлого и не намерен слепо доверять гондурасским властям [37]. Впрочем, благодаря усилиям вице-президента Камалы Харрис до конца 2021 г. США все же выделили странам «северного треугольника» через неправительственные организации и частный сектор (в обход правительства) в общей сложности около 1,2 млрд долл. [34].
30 Победа С. Кастро на выборах в Гондурасе, факт которой США признали еще до официального оглашения их результатов, зародила надежды на восстановление доверительных отношений между двумя странами. В день своей инаугурации президент встретилась с К. Харрис, а уже в следующем месяце состоялась встреча с командующей Южного командования ВС США Л.Ричардсон, во время которой было предложено использовать вооруженные силы в деле восстановления школ и больниц в Гондурасе, разрушенных в результате стихийных бедствий [38]. Новый посол США Л.Догу была утверждена в начале апреля, после чего несколько раз встречалась с гондурасским президентом [39].
31 Свидетельством положительной динамики в развитии двусторонних отношений также является то, что в бюджете Соединенных Штатов на 2022 финансовый год на помощь Гондурасу было выделено свыше 95,8 млн долл. [40]. В конгрессе, судя по всему, сформировалась группа, поддерживающая правительство С.Кастро. Так, в феврале 2022 г. объединенная группа обеих палат, среди членов которых был сенатор Берни Сандерс, написала Байдену открытое письмо с просьбой оказать немедленную помощь новоизбранной главе Гондураса, чем, кстати, были обеспокоены некоторые правые СМИ [41]. Вдобавок С.Кастро договорилась с представителями ООН о восстановлении работы упомянутой выше Миссии по борьбе с коррупцией и безнаказанностью Maccih, только уже не под эгидой ОАГ, а именно ООН.
32 Таким образом, позитивный настрой по отношению к США со стороны правительства Гондураса очевиден. Несмотря на весьма жесткую левую риторику С. Кастро и ее резкие высказывания в адрес «неолиберализма», а также «твердое» намерение улучшить связи с Китаем, прагматизм остается константой внешней политики Тегусигальпы, а США — ближайшим партнером. Вице-президент Сальвадор Насралла назвал Вашингтон «основным союзником» своей страны, отношениями с которым нельзя жертвовать «ни при каких обстоятельствах» [42]. Следовательно, элиты, находящиеся сегодня у власти в Гондурасе, иначе как союзниками США назвать нельзя, а внешний «антиимпериалистический» настрой администрации С. Кастро — не более чем политика.
33

С КЕМ МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО?

34 В Гондурасе правительство часто меняется, порой разворачивая политический курс страны на 180 градусов. Поэтому, выстраивая отношения с ним, будет весьма полезно узнать о том, кто же сегодня находится у «штурвала» в Тегусигальпе и на что будут ориентированы основные направления политики этого правительства.
35 Победа кандидата от левой Партии свободы и перестройки (Libertad y Refundación, LIBRE) в Гондурасе идеально ложится в новый региональный политический тренд — так называемую розовую волну (возвращение к руководству ряда стран Латинской Америки политиков левого толка). В нее попали Андрес Мануэль Лопес Обрадор в Мексике (2018 — н/в), Луис Арсе в Боливии (2020 — н/в), Педро Кастильо в Перу (2021 — н/в), Габриэль Борич в Чили (2021 — н/в), Родриго Чавес в Коста-Рике (2022 — н/в), Густаво Петро в Колумбии (2022 — н/в), и на предстоящих президентских выборах 2022 г. в Бразилии очевидным фаворитом остается вернувшийся в большую политику бывший глава государства Луис Инсиу Лула да Силва (2003—2010 гг.). Приход к власти С.Кастро, обещавшей скорейшим образом установить дипотношения с Пекином (естественно, разорвав их с Тайбэем), выкрикивавшей на своих митингах лозунги левых партизан, создал определенные ожидания в регионе, связанные с возможным радикальным поворотом во внешней политике Гондураса.
36 Но по прошествии ста дней после инаугурации С.Кастро ориентация на Вашингтон во внешней политике все еще сохранялась, а отношения с Пекином официально не установлены. Зато в июне 2022 г. Южное командование провело масштабные военные учения, в которых участвовало 17 государств региона и на которых С.Кастро призвала к более тесному сотрудничеству с США, в том числе военному [2]. Происходящее выглядит весьма странно, поскольку возникает ощущение, что при новом президенте Тегусигальпа заняла даже более проамериканскую позицию, чем при ее предшественнике, который, кстати, был по собственному желанию экстрадирован в США после того, как в Гондурасе на него завели уголовное дело.
37 Дополнительным фактором прочности американско-гондурасских отношений является связь бывшего президента М.Селайи (мужа С.Кастро) с верхушкой Демократической партии США. Именно благодаря этой связи Селайя после госпереворота 2009 г. смог вернуться на родину и даже продолжить участие в политической жизни страны, что в определенном смысле делает его должником Байдена. Хиллари Клинтон, занимавшая в то время пост госсекретаря, вспоминала в своих мемуарах, как один ее телефонный звонок предводителю путчистов Р.Мичелетти, в котором она потребовала скорейшего прекращения преследования изгнанного президента, позволил тому вернуться на родину [43, с. 736]. В среде политических элит Гондураса чета Селайя, пожалуй, ближе всех к американским демократам. Когда Белый дом предложил существенную экономическую помощь странам «северного треугольника» и тут же ее заблокировал, мотивировав это решение недоверием к высшим чиновникам, Тегусигальпа могла рассчитывать на «разморозку» этой помощи лишь при условии, что к власти придут те силы, которым руководство США будет доверять, то есть команда М.Селайи.
38 Напрашивается вывод о том, что победа С. Кастро на президентских выборах, если и не была заранее спланирована гондурасскими политическими элитами (или теми, кто за ними стоит), то точно устроила их. Предложенные Дж. Байденом меры по улучшению социально-экономического положения в стране могут обеспечить взлет покупательной способности на рынке Гондураса, а, следовательно, и рост прибылей гондурасских элит. Надо помнить и о том, что Гондурас — еще и олигархическая страна, в которой огромное влияние имеют шесть семей, контролирующих почти весь бизнес. 40% национального богатства принадлежит 3% населения, ядро которых составляют семейства Розенталей, Факуссе, Ларах, Нассер, Кафи и Гольдштей- нов [44]. Конечно, они определяют и политическую повестку дня, а это делает весьма вероятным их активное участие в содействии победе единственно подходящего им кандидата, которым на тот момент стала С.Кастро.
39 Кроме того, надо отметить, что по прошествии более чем года правления Дж.Байдена результаты внедрения его плана все еще не ясны. Финансовая помощь из бюджета США выделяется, но проблема остается нерешенной. Вице-президент К.Харрис, которой было поручено курировать вопросы миграции, пока ничем не проявила себя на данном поприще, кроме разве что ставшей крылатой фразы «Do not come» («Не приезжайте»), сказанной ею на встрече в Гватемале с президентом Алехандро Джамматтеи (2020 — н/в) в июне 2021 г. Согласно данным ЭКЛАК постпандемийные показатели экономического развития Гондураса средние по региону. Это наводит на мысль о том, что судьба «Альянса за процветание» может снова оказаться печальной.
40 Таким образом, неблагополучная страна Центральной Америки, которая увязла в коррупции и полностью зависит от Вашингтона, может рассчитывать лишь на внешнюю помощь. Вместе с тем есть основания полагать, что средства масштабных программ помощи, инициированных Белым домом, могут «раствориться» в коррумпированной системе власти и не дойти до адресата. В этих условиях С.Кастро, заинтересованная главным образом в сохранении и укреплении своей политической репутации, вряд ли упустит возможность выстроить взаимовыгодные отношения с таким партнером, как Россия, в частности потому, что последней есть что предложить. Понять, чем Гондурас может быть полезен или хотя бы интересен самой России, поможет история.
41

ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ГОНДУРАССКИХ ОТНОШЕНИЙ

42 Несмотря на традиционно близкие торгово-экономические и политические отношения с США, правительства Гондураса все последние десятилетия старались проводить многовекторную внешнюю политику, что позволило выстраивать взаимовыгодное партнерство с Россией в разных сферах. Сложилось взаимопонимание, наладился политический диалог, динамично развивалась торговля, накопился определенный опыт культурного и образовательного сотрудничества. Дипломатические отношения поддерживаются на высоком уровне, как на двусторонней основе, так и в формате наднациональных организаций, а также по линии латиноамериканских интеграционных объединений. В ООН стороны по многим вопросам занимают консолидированную позицию, последовательно выступают за формирование более справедливого, демократичного мироустройства с опорой на международное право, отстаивают центральную роль организации в защите национального суверенитета каждой страны. Между тем, как в декабре 2021 г. сказал посол РФ в Никарагуа и по совместительству в Сальвадоре и Гондурасе Александр Хохоликов, потенциал двусторонних отношений не задействован в полной мере [45].
43 Важнейшим подспорьем для развития российско-гондурасских контактов является многолетний опыт двусторонней дипломатии. В 2020 г. российско-гондурасским дипломатическим отношениям исполнилось 30 лет (установлены в сентябре 1990 г.). За это время была заложена институциональная и договорно-правовая база, обозначены основные направления сотрудничества, накоплен солидный опыт гуманитарного взаимодействия. В 1993 г. были взаимно аккредитованы послы по совместительству: посол РФ в Никарагуа и посол Гондураса во Франции. В октябре 2013 г. состоялся первый официальный визит в Россию министра иностранных дел Гондураса Мирейи Агуэро де Корралес, по результатам которого было открыто посольство в Москве. В апреле 2021 г. был назначен новый временный поверенный в делах центральноамериканской страны Ф.Х.Мартинес Родригес.
44 Не менее динамично развивались межпарламентские связи, начало которым было положено еще во времена «перестройки» в Советском Союзе. В 1988 и 1991 гг. в Москве побывали делегации от Национального конгресса Гондураса. В 1989 г. свой визит нанесли российские парламентарии. В 1996 г. Гондурас посетили члены Совета Федерации РФ. В 1999 г. в России побывал бывший президент Гондураса, на тот момент председатель Центральноамериканского парламента Карлос Рейна.
45 В течение всего периода российско-гондурасских отношений активно пополнялась их договорно-правовая база. Еще в 1987 г. между СССР и Гондурасом было подписано двустороннее торговое соглашение, вступившее в силу тремя годами позже. В 1994 г. было заключено Соглашение о культурном и научно-техническом сотрудничестве. Помимо того в 2000 г. был подписан Протокол о межмидовских консультациях, в соответствии с которым периодически проходят встречи делегаций от МИД (последний раунд состоялся в Тегусигальпе в марте 2018 г.). В 2014 г. между Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков и Национальным советом по наркотрафику Гондураса было заключено Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [9, сс. 81-83]. В марте 2018 г. вступил в действие Договор об основах отношений, подписанный в 2005 г., а в июле 2015 г. было ратифицировано межправительственное Соглашение об условиях взаимного отказа от визовых формальностей при поездках граждан (подписано в 2014 г.).
46 Успешно развивалось российско-гондурасское взаимодействие в многостороннем формате. В 1990-е годы на уровне министров иностранных дел состоялись две встречи по линии Россия — Центральная Америка и Доминиканская Республика: в г. Сан-Хосе (1997 г.) и г. Нью-Йорке (1999 г.). В сентябре 2014 г. на полях ООН прошли переговоры между представителями МИД двух стран. Плодотворное взаимодействие осуществлялось по линии интеграционных объединений, в частности, с Центральноамериканской интеграционной системой (Sistema de la Integración Centroamericana, SICA). В 2005 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию механизма политического диалога и сотрудничества между РФ и странами — членами SICA и Доминиканской Республикой [46]. В 2015 г. в Гватемале в рамках встречи глав внешнеполитических ведомств России и государств — членов SICA состоялись переговоры Сергея Лаврова с его гондурасским коллегой Артуро Корралесом Альваресом. В 2018 г. в ответ на заявку от 2015 г. РФ было предоставлено место наблюдателя в организации. В декабре 2020 г. в дистанционном формате была проведена конференция в рамках Механизма политического диалога и сотрудничества РФ — SICA. В сентябре 2021 г. на полях ООН прошла встреча С.В.Лаврова с министрами иностранных дел и представителями МИД стран Центральной Америки.
47 В апреле 2021 г. в Москве с рабочим визитом находился министр иностранных дел Гондураса Лисандро Росалес Банегас. На высоком уровне обсуждались наиболее перспективные направления сотрудничества: подготовка представителей правоохранительных органов на курсах МВД РФ, в том числе в профильном региональном центре в Манагуа, обучение гондурасских студентов в российских вузах (за все время сотрудничества свыше 300 гондурасцев прошли обучение в университетах СССР и России), расширение культурно-гуманитарных связей, налаживание взаимодействия в сфере здравоохранения и преодоления последствий стихийных бедствий. Глава российского МИД обратил внимание на позитивную динамику развития двусторонних отношений, отметив, что страны «объединяют узы дружбы, взаимной симпатии и положительный опыт взаимодействия» [47]. В целях расширения возможностей для торговли и взаимовыгодных инвестиций сторонами была достигнута устная договоренность о создании совместной торгово-промышленной палаты или делового совета. В ходе своего визита Л. Росалес Банегас также встретился с руководством Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), где обсуждались вопросы поставок российской вакцины «Спутник V» в соответствии с контрактом, подписанным месяцем ранее. Всего за 2020 г. Гондурас купил 4,2 млн доз российской вакцины против коронавируса [48].
48 В связи с избранием С.Кастро могло показаться, что появилась возможность более полно использовать имеющийся потенциал сотрудничества. В январе 2022 г. делегация от России присутствовала на инаугурации нового президента. В числе российских представителей был посол А.Н.Хохо-ликов, торговый представитель П.А.Панкратова, представитель МВД России А.В.Тонкоглас и директор Латиноамериканского института биотехнологии «Мечников» С.В.Уйба. Российский посол встречался с новым лидером Гондураса и экс-президентом М. Селайей. Прошли встречи с министром иностранных дел Э.Рейной, новым мэром Тегусигальпы Хорхе Альданой, а также руководством столичной Торгово-промышленной палаты. Кроме того, состоялись переговоры с председателем парламента Гондураса Луисом Редондо, ректором Национального автономного университета Гондураса, а также с проживающими здесь выпускниками советских/российских вузов. По случаю инаугурации супруга российского посла прочитала лекцию по истории русского женского костюма в столичном музее «Дом Франсиско Морасана», которая транслировалась по национальному телевидению.
49 Таким образом, следует подчеркнуть, что отношения России и Гондураса за относительно недолгий период своего существования развивались на самых разных уровнях. Очевидно, гондурасское руководство положительно относится к перспективе их дальнейшего укрепления, демонстрируя открытость и гостеприимство в отношении официальных делегаций РФ.
50 Тем не менее политическая воля нового правительства фактически перечеркивается высочайшим уровнем проникновения американских капиталов на гондурасский рынок и отсутствием единства в правящей партии. Депутаты LIBRE, занявшие в нынешнем политическом цикле (после всеобщих выборов 2021 г.) лидирующие позиции в Национальном конгрессе, оказались расколоты в ходе выборов председателя парламента, когда 20 конгрессменов-либреистов во главе с Хорхе Каликсом выступили против кандидатуры, предложенной президентской администрацией, и при поддержке правоцентристской оппозиции избрали своего председателя [49]. Фактически это подорвало позиции LIBRE в высшем законодательном органе страны.
51 Не совсем ясна и внешнеполитическая позиция вице-президента С.Насраллы, с которым, видимо, у С.Кастро есть серьезные расхождения во взглядах. Во всяком случае, когда она заявила, что в знак протеста против исключения Венесуэлы, Кубы и Никарагуа не поедет на Саммит Америк в Лос-Анджелес летом 2022 г., ее заместитель выразил сожаление, отметив, что подобный демарш против «ближайшего партнера» был бы серьезной стратегической ошибкой. При этом С.Насралла сказал, что считает президента «умной женщиной», которая могла бы «извлечь много выгод из посещения саммита» [50]. Очевидно, «силы притяжения» к США весьма сильно ощущаются в гондурасском руководстве и влияют на принятие решений.
52 Столь неоднозначная ситуация во внутриполитической жизни страны может лишить президента воли, необходимой для осуществления коренного преобразования отношений с внерегиональными акторами, особенно с теми, которых Вашингтон считает враждебными. Здесь речь идет не столько о России, сколько о Китае, с которым сама С.Кастро изначально намеревалась выстраивать самые позитивные, практически союзные связи. Однако по истечении ста дней после инаугурации на данном направлении еще не было сделано никаких серьезных шагов. Надо полагать, что одним из факторов, препятствовавших немедленному осуществлению «китайских планов» президента, могла стать активизация российской политики в Гондурасе, сулившая бы определенные перспективы для экономики страны. Но в отсутствие таковой, а это — вполне очевидно, Пекин является гораздо более желанным партнером для любой центральноамериканской страны с точки зрения экономического сотрудничества и промышленных инвестиций.
53 Обострение конфликта между Россией и США, кульминацией которого стали весенние события 2022 г., связанные с украинским вопросом, и, как результат, введение странами Запада в отношении России рекордного количества санкций, может негативно отразиться на связях Москвы и Тегусигальпы. Гондурас в ООН не поддержал Россию по украинскому вопросу. За несколько дней до начала российской специальной военной операции в Украине гондурасский МИД опубликовал коммюнике, в котором высказался за мирное решение конфликта и поддержал «территориальную целостность» Украины [51]. В марте 2022 г. Гондурас стал одной из 141 стран, проголосовавших за принятие резолюции, осуждающей действия России в Украине [52].
54 Однако в гондурасском правительстве даже в самых откровенных выступлениях «без купюр» почти никогда не звучит критика в адрес Москвы. Одним из немногих исключений из данного правила было выступление депутата от Национальной партии Гондураса (Partido Nacional de Honduras, PNH) Хорхе Селайи (однофамилец бывшего президента) в марте 2022 г., в ходе которого он предложил предоставить убежище «жертвам военных действий». Политик заявил, что таким образом Гондурас даст понять, что «в Центральной Америке есть народ, отвергающий то, что происходит сегодня в Украине» [53]. В подобных обстоятельствах четко обозначенное отношение гондурасской стороны к российской специальной военной операции кажется дипломатическим поражением Москвы в рамках отношений с Тегусигальпой [54]. Однако это не совсем так.
55

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

56 В современных международных отношениях нередки случаи, когда негативная политическая риторика, находящаяся на поверхности, противоречит позитивной экономической составляющей существующих контактов. Безусловно, должна существовать некоторая критическая масса политических противоречий, отталкивающую силу которой экономика не способна преодолеть. Но в тех случаях, когда конфликтная энергия вызвана косвенными факторами, и правительства тех или иных стран не особенно заинтересованы в разжигании спора, экономические выгоды могут играть важнейшую роль и поддерживать связи на хорошем уровне. Подобное положение дел как раз и наблюдается в российско-гондурасских отношений.
57 Например, сохраняется потенциал развития двусторонней торговли. Товарооборот постепенно, но неуклонно увеличивается, более чем удвоившись за пять лет: в 2016 г. он составил 33,4 млн долл., а в 2020 г. — 71,9 млн. Причем в 2020 г., по сравнению с предыдущим, этот показатель, вопреки пертурбациям в мировой экономике, превысил рост в 15%, а уже в следующем 2021 г. произошел, можно сказать, прорыв, когда товарооборот перевалил через отметку в 163 млн долл. Отметим, что к 2020 г. Гондурас вошел в тройку главных торговых партнеров России в Центральной Америке, обогнав Никарагуа (см. таблицу). Страна пока уступает лишь Гватемале и Коста-Рике, причем в период 2020/2021 гг. оборот российско-гондурасской торговли почти сравнялся с показателями российско-коста-риканской торговли.
58

Товарооборот России с Гондурасом и другими странами субрегиона (2018—2021 гг., млн долл.)

Страна 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Гватемала 53,4 50,9 109 91 97 222,5
Коста-Рика 105,7 137,6 161 114,5 123 165,5
Гондурас 33,4 47,4 46 62 71,9 163,6
Никарагуа 34,2 49,7 53,6 67,8 56,3 161,5
Сальвадор 8,2 18,7 24,1 27,6 15,6 91,4
Панама 14 24,4 23,5 31,1 41,5 64,3

Составлено автором по данным Федеральной таможенной службы РФ.

59 В структуре российского экспорта основные поставки приходятся на продукцию химической промышленности (72,93%), металлы и изделия из них (21,17%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия (2,89%), машины, оборудование и транспортные средства (1,87%), минеральные продукты (1,09%). Наибольший прирост экспорта России в Гондурас за 2020 г. наблюдался по следующим товарным группам: удобрения; печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы; ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; алюминий и изделия из него. В структуре импорта — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (82,48%), текстиль и обувь (16,48%). Наибольший прирост импорта России из Гондураса в 2020 г. зафиксирован по следующим товарным группам: предметы одежды, трикотажные изделия машинного или ручного вязания; овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды.
60 Следует отметить, что на протяжении всей истории российско-гонду-расских отношений, несмотря на кардинальные перемены во внутренней политике центральноамериканской страны, двусторонний диалог был весьма конструктивным и динамичным. Показательно то, что российско-гондурасские отношения не омрачила и тот факт, что Россия поддержала свергнутого в ходе госпереворота 2009 г. президента М.Селайю. П.Лобо, ставший по результатам выборов в том году президентом страны, не скрывал своего намерения и дальше выстраивать взаимовыгодные связи, первым предложив открыть посольство в Москве [55]. Он был оптимистично настроен в отношении перспектив российско-гондурасского сотрудничества в самых разных сферах, что, безусловно, приветствовалось российской стороной. В период правления Х.Орландо Эрнандеса, одного из близких союзников Д.Трампа в Латинской Америке, отношения России и Гондураса также развивались стабильно.
61 Перспективные направления двустороннего сотрудничества определяются особенностью экономического развития обеих сторон. Гондурас, являясь тропической страной, способен поставлять в Россию различного рода сельскохозяйственную продукцию — фрукты, овощи, цветы и другие товары, характерные для этой климатической зоны. Кроме того, страна богата ценными породами дерева, востребованными в мебельной промышленности (каоба, кедр). Существуют перспективы дальнейшего развития сотрудничества в туристическом бизнесе, возможности которого в связи с открытием нового аэропорта Пальмерола расширились. Хотя, конечно, последствия пандемии коронавируса и трудности, связанные с закрытием многих авиарейсов, выполняющихся из России, серьезно сдерживают туристический потенциал.
62 Российские инвестиции могли бы успешно применяться в сельскохозяйственном секторе, в транспортном строительстве, в горнодобывающей, деревообрабатывающей, мебельной отрасли Гондураса. Есть перспективы поставок продукции российской машиностроительной индустрии — кораблей, моторных лодок, вертолетов, грузовиков, автобусов. У гондурасского потребителя, возможно, пользовалась бы спросом продукция КАМАЗ, отлично зарекомендовавшая себя в условиях Латинской Америки, к примеру, на Кубе, где ее качество было проверено временем.
63 Не исчерпан потенциал и таких традиционных областей сотрудничества, как безопасность, образование, здравоохранение. России следует и дальше поддерживать программы по обмену в сфере образования, обучения гондурасских силовиков в полицейских вузах нашей страны, продолжать поставки различной техники для полиции, аксессуаров и т.д. Имеет смысл укреплять и расширять партнерство в сфере противодействия терроризму, климатическим, пандемийным, информационным и другим угрозам. Немалые перспективы есть и в сфере научного обмена, учитывая, в частности, огромные возможности для проведения археологических раскопок на территории Гондураса. Тем более что незадействованный потенциал научно-образовательного сотрудничества был отмечен исследователями еще несколько лет назад в рамках российско-латино-американского взаимодействия [56, p. 26].
64 Что касается дипломатической активности Москвы в отношении Тегусигальпы, то здесь наиболее оптимальным представляется исключение из двустороннего диалога украинской тематики с тем, чтобы избежать столкновения интересов. Очевидно, что в данном вопросе гондурасская сторона, чьи геополитические амбиции практически не распространяются за пределы Западного полушария и чье отношение к украинскому вопросу обусловлено чистой прагматикой, склонна поддерживать своего традиционного союзника — США. Учитывая эти обстоятельства, необходимо, по мере возможности, поддерживать российско-гондурасские связи в русле прагматичного экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Их углубление, оптимизация и расширение позволят развивать более тесное сотрудничество в политической сфере. При правильном подходе Гондурас мог бы в будущем важным ценным партнером, готовым поддержать Россию на уровне ООН и других наднациональных организаций.
65

ВЫВОДЫ: ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

66 Резюмируя все сказанное выше, следует отметить, что Гондурас — это страна, которой требуется помощь. Охвативший ее страшный социально-экономический недуг невозможно излечить усилиями самих гондурасцев, поэтому они всегда будут открыты для выгодных предложений о сотрудничестве. Геополитические столкновения между сверхдержавами практически не волнуют граждан Гондураса, и вялая реакция Тегусигальпы на подобные ситуации лишний раз это подтверждает.
67 Отношения Гондураса с США далеко не так предсказуемы и прозрачны, как может показаться на первый взгляд. Раздоры между демократами и республиканцами в Вашингтоне в конечном итоге привели к тому, что у власти в Гондурасе сегодня находятся силы, с которыми Москва может сохранить доверительные отношения, если получится избежать усиления влияния геополитического фактора. Намерения С. Кастро в отношении Пекина, в случаи их осуществления, станут дополнительным фактором развития этого сценария.
68 Возможно, нынешние инициативы США по улучшению социально-полити-ческой ситуации в «северном треугольнике» опять не увенчаются успехом. Финансовая помощь, выделенная на эти цели, в очередной раз может оказаться в распоряжении проворовавшихся чиновников, а обстановка в стране может даже ухудшиться. Нельзя исключать и того, что Вашингтон в конечном итоге смирится с тем, что участие внерегиональных держав в повышении благосостоянии рядовых граждан в странах Центральной Америки в целях искоренения причин нелегальной миграции — это, скорее, положительный момент, нежели угроза национальной безопасности США.
69 Ответ на вопрос, нужны ли России отношения с Гондурасом, — однозначен: несомненно, нужны. Как показали события последнего десятилетия, мир вступил в период непредсказуемых кульбитов в мировой политике, и неизвестно, каким будет курс международных отношений уже в следующем политическом цикле. Поэтому партнерские отношения с Гондурасом могут стать еще одним оплотом российской дипломатии в Западном полушарии, только в данном случае не в виде контактов с государством, возглавляемым левонационалистическим правительством, традиционно являвшимся союзником России и враждебным по отношению к США, а страны, находящейся в сфере тотального влияния Вашингтона.

Библиография

1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). МИД РФ. [Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii V.V.Putinym 30 noyabrya 2016 g.) [The Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on November 30, 2016)]. MID RF.] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1538901/ (accessed 2.02.2022) (In Russ.).

2. En competencia Fuerza Comando 2022, Honduras ocupa segundo lugar. Tiempo, 21.06.2022. Available at: https://tiempo.hn/fuerza-comando-2022-honduras-segundo-lugar/ (accessed 21.06.2022).

3. Rouvinski V., Jeifets V. (eds.). Rethinking Post-Cold War Russian-Latin American Relations. N.Y.-L.: Routledge, 2022, 282 р. (DOI: 10.4324/9781003183372)

4. Chaguaceda A. The bear comes to the West. The Global Americans, 2019. Available at: https://theglobalamericans.org/2019/03/the-bear-comes-to-the-west-the-russian-agenda-in-latin-america/ (accessed 2.02.2022).

5. Evan Ellis R. The New Russian Engagement with Latin America: Strategic Position, Commerce, and Dreams of the Past. Carlisle, US Army War College Press, 2015, 122 p.

6. Gurganus, Julia. Russia: Playing a Geopolitical Game in Latin America. Carnegie Endownment, 2018. Available at: https://carnegieendowment.org/files/Gurganus_Russia_Latin_America_Geopolitcal_Game_May_2018_FINAL.PDF (accessed 3.02.2022).

7. Jeifets V. Dreaming on Latin America: Reflections on Russian Diplomacy in the Region. Vestnik RUDN, Серия Международные отношения, 2020, Vol. 20, N 3, рр. 521—533. (DOI: 10.22363/2313-0660-2020-20-3-521-533)

8. Jeifets V., Khadorich L., Leksiutina Y. Russia in Latin America: Renewal versus continuity? Portuguese Journal of Social Sciences, 2018, Vol.17, N 2, pp.213-218. (DOI: 10.1386/pjss.17.2.213_1)

9. Вершинина И.М. Российско-гондурасские отношения. Гондурас: инерция на пути перемен. Сер. Саммит. М., ИЛА РАН, 2015, 120 c. [Vershinina I.M. Rossijsko-gondurasskie otnosheniya. Gonduras: inerciya na puti peremen [Russian-Honduran relations. Honduras: inertia on the path of change]. Ser. Sammit. Moscow, ILA RAN, 2015, 120 p. (In Russ.)

10. Латинская Америка на переломе глобальных и региональных трендов. Отв. ред. В.П. Сударев, Л.Н. Симонова. М., ИЛА РАН, 2017, 208 с. [Latinskaya Amerika na perelome global'nyh i regional'nyh trendov. Otv. red. V.P. Sudarev, L.N. Simonova [Latin America at the turning point of global and regional trends]. Moscow, ILA RAN, 2017, 208 p. (In Russ.)

11. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности. Отв. ред. З.В. Ивановский. М.: ИЛА РАН, 2017, 452 с. [Politicheskie konflikty v Latinskoj Amerike: vyzovy stabil'nosti i novye vozmozhnosti [Political conflicts in Latin America: challenges to stability and new opportunities]. Otv. red. Z.V. Ivanovskij. Moscow, ILA RAN, 2017, 452 p. (In Russ.)

12. Дабагян Э.С. События в Гондурасе и международное сообщество. Свободная мысль. 2011, № 1 (1620), cc. 89-102. [Dabagyan E.S. Sobytiya v Gondurase i mezhdunarodnoe soobshchestvo [Events in Honduras and the international community]. Svobodnaya mysl'. 2011, N 1 (1620), pp. 89-102 (In Russ.).

13. Латинская Америка в системе международных экономических отношений. Отв. ред. Симонова Л.Н. М., ИЛА РАН, 2020. 486 с. [Latinskaya Amerika v sisteme mezhdunarodnyh ekonomicheskih otnoshenij [Latin America in the system of international economic relations]. Otv. red. Simonova L.N. Moscow, ILA RAN, 2020. 486 p. (In Russ.) (DOI: 10.37656/978-5-6043459-8-6)

14. Перспектива устойчивого развития. Апелляция к общемировым и латиноамериканским реалиям. Отв. ред. Давыдов В.М. М., Весь мир, 2022, 448 с. [Perspektiva ustojchivogo razvitiya. Apellyaciya k obshchemirovym i latinoamerikanskim realiyam [The perspective of sustainable development. Appeal to global and Latin American realities]. Otv. red. Davydov V.M. Moscow, Ves' mir, 2022, 448 p. (In Russ.)

15. Брилев С.Б. Наши военные союзники из Гондураса. Латинская Америка. 2012, № 8, cc. 37-48 [Brilev S.B. Nashi voennye soyuzniki iz Gondurasa [Our military allies are from Honduras. Latin America]. Latinskaya Amerika. 2012, N 8, pp. 37-48 (In Russ.).

16. Якушкина К.В. Алгоритм и инструменты создания актуального внешнеполитического имиджа России в СМИ Гондураса, Колумбии, Панамы и Эквадора. Древняя и Новая Романия. 2020, № 26, cc. 130-159. [YAkushkina K.V. Algoritm i instrumenty sozdaniya aktual'nogo vneshnepoliticheskogo imidzha Rossii v SMI Gondurasa, Kolumbii, Panamy i Ekvadora [Algorithm and tools for creating an up-to-date foreign policy image of Russia in the media of Honduras, Colombia, Panama and Ecuador]. Drevnyaya i Novaya Romaniya. 2020, N S26, pp. 130-159 (In Russ.).

17. Instituto Nacional de Estadistica. Available at: https://www.ine.gob.hn/V3/ (accessed 5.06.2022).

18. Economic Commission for Latin America and the Caribbean. Available at: https://statistics.cepal.org/portal/cepalstat/dashboard.html?indicator_id=3328&area_id=930&lang=es (accessed 5.06.2022).

19. CPI 2021 for the Americas: a Region in Crisis. Transparency International, 25.01.2022. Available at: https://www.transparency.org/en/news/cpi-2021-americas-a-region-in-crisis (accessed 6.05.2022).

20. Chayes S. When Corruption is the Operating System. The Case of Honduras. Carnegie Endowment for International Peace, 2017. Available at: https://carnegieen-dowment.org/files/Chayes_Corruption_Final_updated.pdf (accessed 6.02.2022).

21. Section 353 Corrupt and Undemocratic Actors Report. State.gov, 2021. Available at: https://www.state.gov/reports/section-353-corrupt-and-undemocratic-actors-report/ (accessed 6.02.2022).

22. Кудеярова Н.Ю. Латинская Америка: демографическая динамика и трансформация миграционных процессов. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. М., 2020, т. 13, № 1, сс. 119–140 [Kudeyarova N.YU. Latinskaya Amerika: demograficheskaya dinamika i transformaciya migracionnyh processov [Latin America: demographic dynamics and transformation of migration processes]. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. Moscow, 2020, Vol. 13, N 1, pp. 119–140 (In Russ.) (DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-1-7).

23. Central America Migration Crisis: Facts and How to Help. Catholic Relief Services. Available at: https://www.crs.org/media-center/current-issues/central-america-migration-crisis-facts-and-how-help (accessed 6.06.2022).

24. ‘Sembrando Vida’, el programa con el que México quiere seducir a Biden. El País, 20.04.2021.

25. U.S. Relations with Honduras. US State Department, 15.09.2021. Available at: https://www.state.gov/u-s-relations-with-honduras/ (accessed 7.02.2022).

26. Inmigrantes centroamericanos en los Estados Unidos. Migration Policy Institute, 16.09.2021. Available at: https://www.migrationpolicy.org/article/inmigrantes-centroamericanos-en-los-estados-unidos#remesas (accessed 7.02.2022).

27. Central America Regional Security Initiative: Background and Policy Issues for Congress. Congressional Research Service, 2015, pp. 17-18.

28. Remarks by Vice President Biden at a Plenary with Central American Leaders, US Embassy in Honduras. Site of US Embassy in Honduras, 02.03.2015. Available at: https://hn.usembassy.gov/remarks-vice-president-biden-plenary-central-american-leaders/ (accessed 7.03.2022).

29. President Obama's $1 Billion Foreign Aid Request for Central America. CRS Insight, 05.01.2016. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/IN10237.pdf (accessed 8.06.2022).

30. Have US-Funded CARSI Programs Reduced Crime and Violence in Central America. 2016, Core, CEPR. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/71338467.pdf (accessed 8.02.2022).

31. Trump's 'Proven' Partner In Honduras May Prove A Liability If Murder, Migrants Surge, WLRN Mission, 04.03.2020. Available at: https://www.wlrn.org/news/2020-03-04/trumps-proven-partner-in-honduras-may-prove-a-liability-if-murder-migrants-surge (accessed 8.02.2022).

32. Trump da respaldo a Juan Orlando Hernández: “Vamos a trabajar juntos”. La Prensa, 26.09.2019.

33. Honduran president, a Trump ally implicated in drug trafficking, tries to win over Biden. The Washington Post, 12.02.2021.

34. Kamala Harris Meets With New Honduran Leader Amid Rising Migration; Xiomara Castro, Honduras's first female president, campaigned on promises to fight corruption and endemic gang violence. Wall Street Journal (Online); New York, N.Y. 27 Jan 2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/kamala-harris-meets-with-new-honduran-leader-amid-rising-migra-tion-11643315057 (accessed 9.03.2022).

35. Súdarev V.P. De Trump a Biden: La evolución de la política estadounidense en América Latina. Iberoamérica. Moscow, 2021, N 2, pp. 148-167 (DOI: 10.37656/s20768400-2021-2-07).

36. The Biden Plan to Build Security and Prosperity in Partnership with the People of Central America. Joe Biden’s Site. Available at: https://joebiden.com/centralamerica/ (accessed 9.06.2022).

37. Biden to Restrict U.S. Aid to Central American Governments Set New Conditions for Money. Los Angeles Times, 10.03.2021. Available at: https://www.latimes.com/politics/story/2021-03-10/biden-to-restrict-u-s-aid-to-central-american-governments-set-new-conditions-for-money (accessed 9.02.2022).

38. Presidenta Xiomara Castro y la jefa del Comando Sur, Laura Richardson abordan temas de seguridad regional. El Heraldo, 30.06.2022.

39. Embajadora de EEUU en Honduras se reúne con Xiomara Castro tras presentar credenciales. El Heraldo, 12.04.2022.

40. 2021 Elections in Honduras. Congressional Research Service, 2021, p. 3. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11795 (accessed 10.02.2022).

41. Congresistas demócratas piden a Biden que ayude a Xiomara Castro a imponer su agenda chavista en Honduras. La Gaceta, 8.03.2022. Available at: https://gaceta.es/actualidad/congresistas-democratas-piden-a-biden-que-ayude-a-xiomara-castro-a-imponer-su-agenda-chavista-en-honduras-20220308-0800/ (accessed 10.04.2022).

42. ¿Qué política exterior mantendrá el recién electo Gobierno de Honduras? Sputnik Mundo, 3.12.2021. Available at: https://mundo.sputniknews.com/20211203/que-politica-exterior-mantendra-el-recien-electo-gobierno-de-honduras-1118952516.html (accessed 10.03.2022).

43. Клинтон Х. Тяжелые времена. М., Эксмо, 2016, 736 с. [Klinton H. Tyazhelye vremena [Hard Choices]. Moscow, Eksmo, 2016, 736 p. (In Russ.).

44. Honduras, un país de cinco familias. El Mundo, 28.11.2009. Available at: https://www.elmundo.es/america/2009/11/27/noticias/1259331572.html (accessed 10.02.2022).

45. Посол заявил, что Россия рассчитывает на сотрудничество с новым правительством Гондураса. ИТАР-ТАСС, 1.12.2021. [Posol zayavil, chto Rossiya rasschityvaet na sotrudnichestvo s novym pravitel'stvom Gondurasa [The Ambassador said that Russia looks forward to cooperation with the new Government of Honduras]. ITAR-TASS, 1.12.2021. Available at: https://tass.ru/politika/13083211 (accessed 10.04.2022) (In Russ.).

46. Меморандум о взаимопонимании о создании механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и странами - членами Центральноамериканской интеграционной системы и Доминиканской Республикой. [Memorandum o vzaimoponimanii o sozdanii mekhanizma politicheskogo dialoga i sotrudnichestva mezhdu Rossijskoj Federaciej i stranami - chlenami Central'noamerikanskoj integracionnoj sistemy i Dominikanskoj Respublikoj [Memorandum of Understanding on the establishment of a mechanism for political dialogue and cooperation between the Russian Federation and the member countries of the Central American Integration System and the Dominican Republic] Available at: https://docs.cntd.ru/document/901919485 (accessed 10.05.2022) (In Russ.).

47. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Гондурас Л.Р. Банегасом, Москва. МИД, 26.04.2021. [Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S.V.Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii po itogam peregovorov s Ministrom inostrannyh del Respubliki Gonduras L.R. Banegasom, Moskva. [Speech and answers to media questions by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation Sergey Lavrov during a joint press conference following talks with the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Honduras L.R. Banegas]. MID, 26.04.2021. Available at: https://www.mid.ru/ru/maps/hn/1420363/ (accessed 10.02.2022) (In Russ.).

48. В Гондурас прибыла первая партия вакцины «Спутник V». Сделано у нас, 26.04.2021. [V Gonduras pribyla pervaya partiya vakciny «Sputnik V» [The first batch of Sputnik V vaccine has arrived in Honduras]. Sdelano u nas, 26.04.2021.] Available at: https://sdelanounas.ru/blogs/141076/ (accessed 10.04.2022) (In Russ.).

49. “Jorje Calix es la continuación de Juan Orlando Hernandez”, cuestiona hijo de Xiomara Castro. La Prensa, 21.01.2022.

50. Inasistencia de Xiomara Castro a la Cumbre de las Américas genera controversia en Honduras. Criterio, 6.07.2022. Available at: https://criterio.hn/inasistencia-de-xiomara-castro-a-la-cumbre-de-las-americas-genera-controversia-en-honduras/ (accessed 06.07.2022).

51. Xiomara Castro: “Efectos de la guerra en Ucrania nos obligan a prepararnos”. La Prensa, 23.06.2022. Available at: https://www.laprensa.hn/honduras/xiomara-castro-efectos-de-la-guerra-en-ucrania-nos-obligan-a-prepararnos-HE8767494 (accessed 23.06.2022).

52. Honduras pide diálogo y que se respete la soberanía de Ucrania en conflicto con Rusia. El Heraldo, 20.02.2022. Available at: https://www.elheraldo.hn/honduras/honduras-pide-dialogo-respeto-soberania-ucrania-conflicto-rusia-cancilleria-CX5891334 (accessed 11.03.2022).

53. Jorge Selaya presenta iniciativa para que Honduras otorgue asilo a familias ucranianas. La Prensa, 10.03.2022. Available at: https://www.laprensa.hn/honduras/jorge-zelaya-presenta-iniciativa-para-que-honduras-otorgue-asilo-a-familias-ucranianas-XH6382213 (accessed 11.05.2022).

54. UN resolution against Ukraine invasion: Full text. Al Jazeera, 3.03.2022. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2022/3/3/unga-resolution-against-ukraine-invasion-full-text (accessed 11.04.2022).

55. Заявление официального представителя МИД России А.А. Нестеренко относительно ситуации в Республике Гондурас. МИД, 29.06.2009. [Zayavlenie oficial'nogo predstavitelya MID Rossii A.A. Nesterenko otnositel'no situacii v Respublike Gonduras [Statement by the official representative of the Russian Foreign Ministry A.A. Nesterenko regarding the situation in the Republic of Honduras]. MID, 29.06.2009.] Available at: https://www.mid.ru/ru/ maps/hn/1590347/ (дата обращения 10.03.2022) (In Russ.).

56. Яковлев П.П. Россия - Латинская Америка, стратегия прорыва на рынки несырьевой продукции. Латинская Америка. М., 2017, № 12, сс. 16-17. [Yakovlev P.P. Rossiya - Latinskaya Amerika, strategiya proryva na rynki nesyr'evoj produkcii [Russia - Latin America, a strategy for breaking into the markets of non-primary products]. Latinskaya Amerika. Moscow, 2017, N 12, pp. 16-17 (In Russ.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести