ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Дальний Восток и перспективы судоходных операций Добровольного флота

Код статьи
S013128120025966-3-
DOI
10.31857/S013128120025966-3
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №3
Страницы
159-147
Аннотация

Исследуется роль Добровольного флота в развитии судоходства между европейскими и дальневосточными регионами России в 1891-1914 гг. В статье представлена первая комплексная оценка эффективности государственного судоходного предприятия и внесен вклад в оценку коммерческих показателей морских грузовых и пассажирских перевозок в Российской империи. Эмпирический анализ демонстрирует устойчивую взаимосвязь между государственной поддержкой и стабильностью каботажных операций. Вместе с тем я нахожу, что рост доходности государственной компании был в основном обусловлен увеличением прибыли от перевозки коммерческих грузов. Используя архивные документы, корпоративную статистику и думские дебаты, показывается, что попытки увеличить объемы и активность межрегиональных перевозок привели к серьезным изменениям в принципах государственного регулирования; что истоки реформы лежали в желании поддержать скорее грузовые, а не пассажирские перевозки; что реформа характеризовалась сотрудничеством между чиновниками и деловыми кругами; что законодательные акты (1892, 1902, 1912, 1914 гг.), хотя и несовершенные в некоторых отношениях, создавали основы для будущего государственно-частного партнерства. Это согласуется с выводами о том, что развитие транспортного бизнеса в значительной степени определялось увеличением доходов вследствие преобразований в инфраструктурном секторе России, региональными новациями правительства и частными интересами, связанными с процессами трансграничного торгового взаимодействия. Приведенные данные подтверждают аргументы в пользу того, что государственная поддержка могла ускорять преобразования в судоходном бизнесе и способствовать коммерческой ориентации в деятельности государственной компании.

Ключевые слова
Дальний Восток, Добровольный флот, судоходство, грузовые перевозки, государственные субсидии, бизнес, интересы
Дата публикации
28.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
479

Библиография

  1. 1. Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке в эпоху капитализма и первые годы советской власти (1860–1925 гг.). Владивосток: Дальневосточное книжное издательство. 1979. 256 с.
  2. 2. Временное положение о Добровольном флоте. СПб., 1896
  3. 3. Добровольный флот. Правление. Отдел коммерческий. Статистика движения грузов и пассажиров. 1912 г.
  4. 4. Добровольный флот. Срочные рейсы. 1913.
  5. 5. Добровольный флот. Срочные рейсы. 1915.
  6. 6. Документы Российского государственного исторического архива (РГИА).
  7. 7. Кази М.И. Добровольный флот и Русское общество пароходства и торговли перед государством. СПб.: Типография Р. Голике, 1888. 74 с.
  8. 8. Козлова М.Г. Российское консульство в Сингапуре (конец XIX — начало ХХ в.) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 5. С. 31–42
  9. 9. Отчет Комитета Добровольного флота за 1902 год. СПб., 1903.
  10. 10. Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время XXV-ти летнего его существования. СПб.: Типография А. Бенке, 1903. 284 с.
  11. 11. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота/ авторский коллектив: В.П. Пузырев (руководитель), В.Д. Скугарев, А.В. Басов, Н.Ю. Березовский, В.Г. Реданский. М.: «Согласие», 1995. 564 с.
  12. 12. Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1902 г. СПб., 1902.
  13. 13. Русское судоходство. 1911. № 12.
  14. 14. Русское судоходство. 1912. № 5.
  15. 15. Русское судоходство. 1912. № 9.
  16. 16. Спасский П.Х. История торговли и промышленности в России. Том 2. Выпуск 9. Торговое мореплавание. СПб.: Издание П.Х. Спасского, 1913. 35 с.
  17. 17. Указатель действующих в империи акционерных предприятий / под общей редакцией В.А. Дмитриева-Мамонова. СПб., 1903.
  18. 18. Федоров Е. Михаил Ильич Кази. Биографический очерк. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1897. 67 с.
  19. 19. Хамзин И.Р. Система морского транзита русско-китайской торговли в 80–90 е годы XIX века // Вестник Пермского университета. 2022. История. № 2. С. 154–165
  20. 20. Яровой В.В. Добровольный флот. СПб.: «Галея-Принт», 2010. 156 с.
  21. 21. Austin G., Dávila C., Jones G. (2017). The Alternative Business History: Business in Emerging Markets // Business History Review. Vol. 91. No. 3 (a special issue on methodologies). Pp. 537–569.
  22. 22. Hörisch J., Freeman R.E., Schaltegger S. (2014). Applying stakeholder theory in sustainability management: links, similarities, dissimilarities, and a conceptual framework // Journal Organization and Environment. 2014. Vol. 27. No. 4. Pp. 328–346.
  23. 23. Sakon Y. (2022). The Launch of the Volunteer Fleet: Late Imperial Russia and the “Empire Route” // Asian Review of World Histories. 2022. Vol. 10. No. 2. Pp. 182–204.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека