«РУССКИЙ ОСКАР УАЙЛЬД»: СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
«РУССКИЙ ОСКАР УАЙЛЬД»: СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
Аннотация
Код статьи
S013160950006836-3-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузнецова Екатерина Валентиновна 
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
140-153
Аннотация

В статье анализируется писательская стратегия И. Северянина в контексте моделей публичного поведения, представленных его старшими современниками. Выявляются основные компоненты сценического амплуа поэта-эгофутуриста и его новаторские черты: контаминация образов эстета-денди и короля поэтов. На материале воспоминаний современников и текстов самого Северянина показана свойственная его творческому методу ироническая дистанция по отношению к каждой из используемых ролей.

Ключевые слова
И. Северянин, О. Уайльд, символизм, постсимволизм, футуризм, эстет, денди, король поэтов
Классификатор
Получено
26.09.2019
Дата публикации
27.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
721
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013160950006836-3-1 Дата внесения исправлений в статью - 26.09.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. М., 2002.

2. Анненский Ин. О современном лиризме // Критика русского символизма: В 2 т. М., 2002. Т. 2.

3. Бавин С. П. Игорь Северянин // Бавин С. П., Семибратова И. В. Судьбы поэтов Серебряного века. М., 1993.

4. Барбэ д'Оревильи Ж. А. Дендизм и Джордж Брэммель. М., 1912.

5. Баян В. Лирический поток: Лирионетты и баркаролы. М.; СПб., 1914.

6. Белый А. Начало века / Подг. текста и комм. А. В. Лаврова. М., 1990.

7. Берг М. Литературократия. М., 2000.

8. Бердинских В. А. Игорь Северянин // Бердинских В. А. История русской поэзии. Модернизм и авангард. М., 2013.

9. Блок А. Русские дэнди // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. Л., 1982. Т. 4.

10. Вайнштейн О. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2012.

11. Викторова С. А. Игорь Северянин, Оскар Уайльд и феномен эстетизма в мировой культуре XIX — начала XX века // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 4 (41).

12. Галкина Я. Уайльдовская тема в интерпретации Игоря Северянина: ассо-сонет «Оскар Уайльд» // Вiсник Одеського національного університету. Сер. Фiлологiя. 2014. Т. 19. Вып. 2 (8).

13. Гиппиус З. Живые лица. М., 2002.

14. Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография-рефлексия-письмо. СПб., 2008.

15. Журавлев С. Клюев, Есенин, Северянин. Очерки, эссе, из поэтических посвящений. Рига, 2003.

16. Иванов Г. Петербургские зимы // Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1994. Т. 3: Мемуары. Литературная критика.

17. Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.

18. Исупов К. Г. Игра в литературном творчестве и произведении. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Донецк, 1975.

19. Исупов К. Г. Историко-бытовые архетипы в творческом поведении Северянина // О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец, 1987.

20. Кошелев В. А. Гумилев и «северянинщина». Две маски//Русская литература. 1993. № 1.

21. Кузнецова Е. В. «Грёзовое царство» Игоря Северянина: утопия или пародия? // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420.

22. Кузнецова Е. В. Поэтика пародийности в доэмигрантском творчестве Игоря Северянина // Russian Literature. 2018. № 95.

23. Кузнецова Е. В. Ученик и/или пародист: мотивы Ф. Сологуба в поэзии И. Северянина // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2018. Т. 77. № 1.

24. Кузьмина С. Ф. Эгофутуризм // Кузьмина С. Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века. М., 2009.

25. Куклин Л. В. Заглянем за маску // Северянин И. Лирика. Л., 1991.

26. Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году. М., 2014.

27. Лушникова Л. А. К вопросу о русской рецепции творчества О. Уайльда // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной сфере: Сб. науч. трудов. Пенза, 2017.

28. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. Тверь, 1997.

29. Маковский С. Портреты современников. М., 2000.

30. Маска и маскарад в русской культуре XVIII-XX веков. М., 2000.

31. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siecle в России. М., 2008

32. Минц З. Г. Модернизм в искусстве и модернист в жизни // Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

33. Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы // Северянин И. Царственный паяц: Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.

34. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988.

35. Павлова Т. В. Оскар Уайльд в русской литературе (конец XIX — начало XX века) // На рубеже XIX и XX веков. Из истории международных связей русской литературы: Сб. науч. трудов. М., 1991.

36. Петров М. В. Игорь-Северянин — он тем хорош, что он совсем не то…// Северянин И. Полн. собр. соч.: В 1 т. М., 2014.

37. Редько А. Фазы Игоря Северянина // Северянин И. Царственный паяц: Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.

38. Северянин И. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост., вступ. статья и прим. В. Н. Терехиной, Н. И. Шубниковой-Гусевой. М., 2004.

39. Северянин И. Уснувшие весны. Критика. Мемуары. Скитания. М., 2014.

40. Софронова Л. А. Маска как прием затрудненной идентификации // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006.

41. Терехина В. Н., Шубникова-Гусева Н. И. «За струнной изгородью лиры…»: Научная биография Игоря Северянина. М., 2015.

42. Тэффи Н. Бальмонт // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

43. Тэффи Н. Концерт // Тэффи Н. Собр. соч.: В 5 т. М., 2011. Т. 1.

44. Философов Д. В. Критические статьи и заметки. 1899—1916 / Предисловие и прим. О. А. Коростелева. М., 2010.

45. Ходасевич В. Игорь Северянин // Ходасевич В. Собр. соч.: В 8 т. М., 2010. Т. 2.

46. Чуковский К. Футуристы // Северянин И. Царственный паяц: Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005.

47. Чуковский К. Футуристы // Чуковский К. Собр. соч. М., 1969. Т. 6.

48. Шаповалов М. А. Король поэтов И. Северянин: Страницы жизни и творчества (1887—1941). М., 1997.

49. Шершеневич В. Возвращение Бальмонта // Кружки, салоны, журфиксы Серебряного века. 1890-1922. М., 2006.

50. Шумаков Ю. Д. Поэт на эстраде // Нева. 1989. № 12.

51. Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме. М., 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести