ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Социология музыки в СССР в 1920-х гг.: концептуальные и идеологические основания

Код статьи
S013216250002163-2-1
DOI
10.31857/S013216250002163-2
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 10
Страницы
112-121
Аннотация

Статья носит обзорно-аналитический характер и опирается на общетеоретический метод сравнительного анализа текстов. Путем отбора и анализа ключевых текстов 1920-х гг. определяются базовые концептуальные основания раннесоветской социологии музыки как академического и идеологического проекта: социально-экономический детерминизм и натурализм; приоритетное внимание роли музыки в социальной динамике; противодействие «формализму» и культурной автономии; стремление к парадигмальному и дисциплинарному синтезу; исследование функционирования музыки в контексте повседневности; усиление социальной интеграции как миссии творческой и научной деятельности. С учетом специфики музыкального пространства данного периода реконструируются задачи социологии музыки как формы легитимации государственного и социального заказа на формирование пролетарской музыкальной культуры. Исследование вносит вклад в дальнейшую разработку проблематики исторической социологии искусства, его результаты могут быть использованы в научной, преподавательской и общественной деятельности.

Ключевые слова
социология музыки • социология музыки в СССР • социология искусства • история социологии • музыкальная культура СССР
Дата публикации
29.11.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
685

Библиография

  1. 1. Авраамов А. М. У истоков великой проблемы // Искусство народов СССР. Ч. 1. М., 1927. URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/34-am-avraamov-u-istokov-velikoj-problemy.html (дата обращения: 8.09.2017).
  2. 2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд-е 2-е, Л.: Музыка, 1971.
  3. 3. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 1, М.: АН СССР, 1952.
  4. 4. Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем. С. С. Заяицкого. М., 1923.
  5. 5. Бухарин Н. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.: Вече, 2008.
  6. 6. Глебов И. О ближайших задачах социологии музыки // Мозер Г. И. Музыка средневекового города.
  7. 7. Пер. с нем., Л.: Тритон, 1927. С. 7–20.
  8. 8. Грубер Р. И. Установка музыкально-художественных понятий в социально-экономической плоскости // De Musica. Временник разряда истории и теории музыки Государственного института истории искусств. Вып. I. Л.: Academia, 1925. С. 28–51.
  9. 9. Калинин М. И. Речь при вручении орденов Ленинградскои? консерватории 7 апр. 1938 г. // Калинин М. И. Избр. произв.: в 4 т. Т. 3. 1933–1941. М., 1962.
  10. 10. Коваленко А. Н. Джаз в пространстве отечественной музыкальной культуры 1920–1930-х гг. // Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2014.
  11. 11. Кондратьев А. И. Российская Академия Художественных Наук // Искусство. Журнал Российской Академии Художественных Наук. 1923, № 1. С. 407–449.
  12. 12. Кумпан К. А. Институт истории искусств на рубеже 1920–1930-х гг. // Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По архивным материалам. Сб. ст. / Сост. М. Э. Маликова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. C. 541–637.
  13. 13. Литературные манифесты: от символизма к Октябрю: сб. мат. / Сост. Н. Л. Бродскии?, В. Л. Рогачевскии?, Н. П. Сидоров. 2-е изд. М., 1929.
  14. 14. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. К вопросу о лже-музыкальных феноменах // Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992. URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=618 (дата обращения: 8.09.2017).
  15. 15. Луначарский А. В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1958.
  16. 16. Новоженова А. От социологического детерминизма к классовому идеалу. Советская социология искусства 1920-х годов // Социология власти. № 4. 2014. С. 117–136.
  17. 17. Отчет о деятельности ГАХН 1921–1925. М., 1926. С. 14–16. URL: http://dbs.rub.de/gachn/files/Otchet.pdf (дата обращения: 8.09.2017).
  18. 18. Плеханов Г. В. Искусство: Сборник статей. М.: Новая Москва, 1922.
  19. 19. Раку М. Г. Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре. Дис. … докт. искусствовед. М., 2015.
  20. 20. Сохор А. Н. Массовая песня // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973–1982. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4827/Массовая (дата обращения: 8.09.2017).
  21. 21. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.
  22. 22. Фархатдинов Н. Г. Социология искусства без искусства. Индустриальная метафора в социологических исследованиях искусства // Социологическое обозрение. Т. 7. № 3. 2008. С. 55–69.
  23. 23. Фриче В. Социология искусства. М., Л.: ОГИЗ, 1929.
  24. 24. Шюц А. Совместное сотворение музыки. Этюд о социальных отношениях // Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 573–594.
  25. 25. Юдин М. В. Деятельность Московского Пролеткульта в 1918–1925 гг. Дис. … канд. ист. наук. М., 2001.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека