Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа
Мифологема ритуального цареубийства в контексте современного конспирологического мифа
Аннотация
Код статьи
S013216250002164-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Воронцов Алексей Васильевич 
Должность: Почётный профессор
Аффилиация: РГПУ им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Прилуцкий Александр
Должность: заведующий кафедрой истории религий и теологии
Аффилиация: РГПУ им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Головушкин Дмитрий Александрович
Должность: доцент кафедры истории религий и теологии
Аффилиация: РГПУ им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
122-129
Аннотация

Изучение специфики современного религиозного и квази-религиозного мифа делает актуальными исследования конспирологической интерпретации убийства Николая II и его семьи в контексте мифологем ритуального убийства, что является целью данной статьи. На материале царебожнического дискурса авторы анализируют прагматику и семантику основных концептов, образующих миф о ритуальном убийстве и специфику его социальной прагматики, социо-семиотические особенности мифологемы о ритуальном убийстве. В связи с этим в статье раскрываются содержание и смысл мифологемы ритуального цареубийства Николая II, которая, будучи включенной в политическую повестку современной российской действительности, активно используется в качестве инструмента достижения пропагандистских или апологетических эффектов. Особое внимание уделено проблеме генезиса мифологемы ритуального цареубийства в семиосфере современного маргинального православия, у истоков которой стоит образ «убиенного мученика» царя Ивана Грозного и который служит своего рода критерием ее ортодоксальности. Приведенный в статье контент-анализ нарративов мифологемы ритуального цареубийства Николая II показал, что она является интегральным концептом «царебожничества» – направления в православной субкультуре, которому свойственна вера в особую святость царя Николая II («Царь-Искупитель»). В качестве источников использованы тексты ритуалосферы царебожнических общин и агиографический нарратив современного царебожнического мифа. Полученные результаты подтверждают, что расстрел Николая II интерпретируется в маргинальном православии как эсхатологическое убийство удерживающего пришествие антихриста в мир, что служит проводником «мрачного эсхатологизма», формирует / подпитывает дискурсы страха, которые приводят к радикализации части современных православных верующих.

Ключевые слова
социальная история • Николай Второй • ритуальное убийство • мифология • агиография • религиозный культ • царебожнический дискурс • конспирология • эсхатология
Классификатор
Получено
29.11.2018
Дата публикации
29.11.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
659
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография

1. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990.

2. Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Т. 2. Сергиев Посад, 1898.

3. Каравашкин А. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории XI–XVII вв. // Россия XXI. 2006. № 4. С. 62–109.

4. Каравашкин А. В. Мифы московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке (Иван Пересветов, Иван

5. Грозный, Андрей Курбский) // Россия XXI. 1998. № 11–12. С. 88–126.

6. Коцюбинский А. П., Коцюбинский Д. А. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: КоЛибри, 2014.

7. Лотман М. Ю., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. С. 236–250.

8. Лукьяненко А. А. Мифологический и сакральный аспекты образа русского правителя: историософский анализ // Путь науки. 2014. Т. 2. № 9 (9). С. 10–14.

9. Мутья Н. Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв. СПб.: Алетейя, 2010.

10. Прилуцкий А. М.«Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2. С. 87–95.

11. Хасин В. В. Интеграция «ритуальных» мифологем в общественную ментальность и историческую память российского социума в XIX–XX веках // История и историческая память. 2010. № 1. С. 75–91.

12. Flavii Iosephus. Opera omnia: Ad optimorurum fidem accurate ed. Bellum Judaicum. Lib. V–VII. Contra Apionem. Tomus VII. Lipstae, 1850.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести