Политические эффекты социальных сетей в России
Политические эффекты социальных сетей в России
Аннотация
Код статьи
S013216250004012-6-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Михайленок Олег Михайлович 
Аффилиация: Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Малышева Галина Анатольевна
Аффилиация: Центр политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
78-87
Аннотация
Статья посвящена влиянию социальных сервисов Интернета на политику и политические отношения в России. Основываясь на вторичном анализе социологических данных, прослежены тенденции развития социальных сетей и социальных медиа как публично-политического пространства. Выделены особенности онлайновых политических взаимодействий в условиях интенсификации цифровых информационных потоков. Подчеркивается, что социальные сети не просто калькируют совокупность общественно-политических противоречий в стране, но и сами являются средой политического противоборства и реализации интересов различных акторов. Указаны факторы, определяющие неоднозначный характер виртуального сетевого пространства в организации социального диалога и становлении гражданской идентичности россиян. Показана специфика влияния социальных сетей и медиа на процесс легитимации, обусловленный особенностями социально-коммуникативной сферы в России.
Ключевые слова
социальные сети, социальные медиа, политические отношения, политическое участие, цифровые технологии, цифровое неравенство, социальное неравенство, гражданское общество, легитимация политической власти
Классификатор
Получено
20.03.2019
Дата публикации
20.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
679
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250004012-6-1 Дата внесения исправлений в статью - 11.02.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Сравнительный анализ «новых СМИ» и социальных медиа в контексте социально-политического и исторического факторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 1. С. 153–161. DOI: 10.17223/1998863X/33/16.

2. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008.

3. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: СПГУТД, 2013.

4. Быков И.А., Халл Т.Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения интернет-пользователей в России // Политические исследования. 2011. № 5. С. 151–164.

5. Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017 // Вестник общественного мнения. 2017. № 1–2(124). С. 105–129. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/214003992 (дата обращения: 16.09.2018).

6. Волков Д., Колесников А. Мы ждем перемен. Есть ли в России массовый спрос на изменения? М.: Московский Центр Карнеги, 2017. URL: http://carnegieendowment.org/files/CP_Kolesnikov_Volkov_web_Rus1.pdf (дата обращения: 20.06.2018).

7. Володенков С.В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет-пространстве как инструмент политического управления // Политическая экспертиза. 2017. Т. 13. № 3. С. 57–69.

8. Володенков С.В., Кузнецов И.И., Евгеньева Т.В. и др. Информационно-технологическое проектирование политических ценностей в российском сегменте интернет-пространства: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 5. С. 113–135.

9. Жежко-Браун И.В. Хиллари Родем Клинтон и Сол Алинский: «Существует только борьба…» // Идеи и идеалы. 2017. № 2(32). Т. 1. С. 103–131.

10. Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

11. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич; Под науч. ред. А.И. Черных. М.: ВШЭ, 2016.

12. Мальцева Д.В. Сетевой подход как феномен социологической теории // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 3–14. DOI: 10.7868/S0132162518040013

13. Мирошниченко И.В. Сетевая публичная политика и управление: Моногр. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016.

14. Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля // ПОЛИС.

15. Политические исследования. 2017. № 2. С. 82–102. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.06.

16. Неяскин Г.Н. Интернет в политических кампаниях США и России: сравнительный анализ // Бизнес. Общество. Власть. 2010. № 5. С. 144–163.

17. Российское общество после президентских выборов – 2018: запрос на перемены. Информационноаналитический доклад. М.: ФНИСЦ РАН, 2018.

18. Рыков Ю.Г. Сетевое неравенство и структура онлайн-сообществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 4. С. 144–156.

19. Скуратов А.Б. Страты участников локальных интернет-сообществ: основные черты и характеристики // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2017. Т. 17. № 1. С. 82–88. DOI: 10.14529/ssh170113.

20. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014.

21. Соловьев А.И. Институциональные сети российского государства и стратегия самолегитимации правящего режима // Политическая экспертиза. 2012. Т. 8. № 3. С. 5–20.

22. Соловьев А.И. Массовое сознание и государственная политика: точки пересечения и проблемы взаимодействия // Политическая наука. 2017. № 1. С. 186–203.

23. Цифровая экономика: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018.

24. Чэнь Ди. Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2015.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести