О роли темпоральности в жизни людей с ограниченными возможностями
О роли темпоральности в жизни людей с ограниченными возможностями
Аннотация
Код статьи
S013216250004277-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ярская-Смирнова Валентина Николаевна 
Аффилиация: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Выпуск
Страницы
42-48
Аннотация

В статье сформулированы положения и принципы социальной политики: социальная инклюзия, мобильность, темпоральность, реализуемые в отношении так называемых особенных групп в дискурсе доступной среды и универсального дизайна. Такой подход означает конкретные технологии, модели социального включения неблагополучных маломобильных когорт – инвалидов, детей-сирот, пожилых людей, чьи интересы реальная социальная политика не всегда в должной мере учитывает. Анализ темпоральности жизненного пути этих групп людей направлен на выявление инструментов формирования более высокого уровня справедливости, смягчения социального неравенства, достижения бóльшей устойчивости и сплоченности горожан.

Ключевые слова
темпоральность, неравенство, инклюзия, мобильность, социальное время, универсальный дизайн, маломобильные группы, деинституциализация
Источник финансирования
Статья написана при поддержке РНФ, проект № 18-18-00321.
Классификатор
Получено
18.03.2019
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
608
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Неравенство экономического, образовательного, интеллектуального и профессионального статуса особенных социальных групп не всегда сопровождаются негативной коннотацией, порой означая различия, субъективные и стилевые предпочтения, многообразие вкусов и выборов. Но когда появляется болезненно переживаемое нарушение прав, ограничение мобильности, возникает специфичное проявление неравенства, не только в отношении уязвимых групп, из-за отсутствия для них безбарьерного пространства, это проявляется в замедлении времени жизни. В этой ситуации конструируемое культурным полем эпохи и социальной ситуацией в жизни социума время наделяется социальным смыслом мобильности различных социальных групп, включая когорты людей с ограниченными возможностями [Ярская-Смирнова, Ярская-Смирнова Е., 2018: 41-54]. Конвенция ООН 2006 г. о правах инвалидов признает их право на участие в социальной и культурной жизни, доступность объектов и услуг наравне с другими. Универсальный дизайн – это обустроенность окружающей среды, когда ее не нужно адаптировать под конкретные нужды индивида. Отсутствие приспособленной, всевозрастной и антидискриминационной среды обрекает большинство инвалидов и пожилых на неизбежно усечённое социальное время, невозможность его наполнения решением своих проблем.
2 Цель предпринимаемого анализа – концептуально связать социальную политику с категориями неравенства и темпоральности, показать действие слабо артикулируемых явлений, таких как социальная инклюзия, мобильность, темпоральность1.
1. Термин онтологии темпоральность — время процессов, временность существования, атрибут реальности, без которого не представлены никакие смыслы, прошлое и будущее; термин эпистемологии темпорализм — описание теорий, представлений, концепций времени.
3 Возрастная направленность социальной политики – детство, молодёжь, пожилые – конструируется в традиционной жизни повседневного опыта и времени, измеряемого существующими практиками рабочего и свободного времени. Сегодня концепт абсолютного времени постепенно отступает, раскрывая иерархию других темпоральностей [Fraser, 1999]. Современный темпорализм характеризуется обилием парадигм, дефиниций [Харт-Дэйвис, 2012; Rosa, 2009], понимания состояний нелинейного мира. Временны́е отрезки в жизни сообщества наделяются значением в зависимости от различных календарей [Сорокин, Мертон, 2004: 116]. Темпы жизнедеятельности пенсионеров, к примеру, обусловлены регионом проживания, прошлым опытом. Поэтому в центре категории социального времени – чувство субъектности, зависимости от эталона, отправной точки в системе временных координат индивида [Fraser, 1999; Katovich, 1987: 370-371].
4 Язык темпоральности заимствован из естественных наук – биологии, квантовой механики. При всей бесспорности долголетнего лидерства физической теории категория времени постепенно стала находить междисциплинарное раскрытие. Природное часовое время в действительности производится социально [Урри, 2012: 14], раскрывая темпоральности социальной жизни.
5 Исходя из этого, попытаемся раскрыть несколько эпистемологических направлений концептуального каркаса социальной политики: темпоральность мобильности, доступность среды, городское гражданство, темпоральность взросления. В своих рассуждениях мы опираемся на анализ реальной социальной политики, которая не всегда учитывает эти параметры, хотя семантика этих категорий предполагает инклюзивную культуру как умение распознавать неравенство и дискриминацию, на основе привлечения модели включения инвалидов, пожилых, других проблемных когорт.
6 Темпоральность социальной мобильности — такой параметр социальной политики, который не актуализируется в официальной риторике. Уровень отечественной социальной политики, на наш взгляд, не достаточно детерминирован темпоральными особенностями отдельных групп, хотя сегодня есть обновленная попытка учета показателей продолжительности жизни и времени выхода на пенсию по роду трудовой деятельности в новом пенсионном законодательстве. Но даже новая пенсионная политика не ориентирована на жизненные циклы, слабо учитывает обеспечение реального благополучия и такие независящие от человека показатели, как инфляционный коэффициент. Между тем в реальности барьеры мобильности ограничивают индивида, урезая личностную темпоральность и достижение жизненных целей. При этом различия существуют не только для реализации успешной мобильности, но и в обеспечении здоровья, ощущении личного благополучия.
7 Говоря об изменении в жизни людей, мы акцентируем внимание на том, что они выступают активно действующим свойством процессов, создавая определённый темпоральный фон [Ярская, 2015]. Темпоральная рефлексия ориентирует на повышение мобильности, на учет этических норм, прав человека, меры гражданственности, выявление дискриминации. Темпоральность мобильности позволяет выявить степень неравенства и сокращение возможностей населения, особенно если это касается инвалидности, возраста, гендерного статуса [Урри, 2013]. Стрела времени указывает на будущее, которое нестабильно, зато характеризуется вариативностью возможностей [Кравченко, 2014; 2015].
8 Концепция многоликости темпоральности может пролить свет на ряд социальных патологий, ведь ни один аспект благополучия не имеет столь прямого отношения к человеческим нуждам, как время. Западные лидеры, начиная с Рузвельта, пришли к необходимости социальной политики для предотвращения революций и сглаживания неравенства. Модели общества всеобщего благосостояния демонстрируют ответственность за социальное регулирование и мобильность незащищённых социальных групп. Классификация режимов [Certeau, 1998; Esping-Andersen, 1990; Cochrane, 1994: 1-17] предполагает сравнение стратегий изменения и использования времени, оценки инклюзии в социальной политике. Правда, защита от неравенства не предохраняет от возможных конфликтов.
9 Новая социальная политика обусловлена глубоким изменением демографической картины, усечённостью социального времени граждан, особенно маломобильных. ХХI век заговорил о гражданской мобильности, возможности беспрепятственного перемещения и потребности в социальной инклюзии. Она особенно наглядно проявляется в такой социальной группе, как инвалиды, при рассмотрении социального и технологического [Наберушкина, 2012], а также при оценках эксклюзии, неравенства, качества жизни.
10 Темпоральность позволяет выявить степень неравенства и возможности мобильности населения, дискриминацию по признаку инвалидности, возраста, гендерного статуса. Подчеркнем, что социальная политика включает темпоральность мобильности, хотя не всегда в полной мере. Обратим внимание на то, что горизонтальная и вертикальная мобильность в известном смысле близки к понятию социального лифта или  карьеры …, так как наше время с XX века принадлежит мобильному веку в смысле политических и экономических перемещений [ Сорокин , 1992: 373, 378, 387]. Теперь мобильность понимается главным образом иначе как мобильные гибриды, соединение людей, машин и технологиймобильных элит [Урри, 2012: 11, 14]. Урри понимает социальную структуру не как структуру классов, страт, ролей и групп, а как конкретно-историческую констелляцию социальных отношений и систем мобильности. Мобильность становится средством обеспечения, гарантией, чтобы деление по классовой, половой, этнической, возрастной линиям не вело к отчуждению, лишению мобильности [Урри, 2013: 7, 9].
11 Проблемы социальной мобильности активно обсуждаются в отечественной литературе [Веселкова, 2011: 50-66; Голенкова, Сушко, 2016: 105-115]. Анализируются субъективная мобильность, возможности макро- и микроподходов, социальные перемещения, восприятие барьеров и возможностей на пути социальной мобильности, ресурсы места жительства и качество жилья, включая престижное потребление [Семёнова, 2016: 84-93]. В зависимости от взаимной направленности — комобильности и контрмобильности - обосновывается анализ мобильностей через социальную компетентность. Найдены метафоры для пешеходов и автомобилистов: их миры текут по улицам параллельно или пересекаясь, но не смешиваясь — своего рода уличный апартеид, техницистский взгляд преодолевается обращением к социальной компетентности субъектов [Веселкова, 2011: 62].
12 Доступность городской среды важный параметр социальной политики. Многоуровневая семантика концепта уязвимости эволюционирует к людям с ограниченными возможностями (ОВЗ) - к людям с особенностями, или особенным (сироты, неблагополучные семьи, мигранты). Они в силу разных социокультурных, экономических причин оказываются исключёнными из общественных отношений, депривированными, что не способствует их сплочению, усиливает расслоение, неравенство, маргинальность. То, насколько город доступен и комфортен для разных людей, в том числе использующих различные приспособления для перемещения, становится ключевым фактором формирования отношения к жизни представителей маломобильной когорты.
13 Российские законодательные акты помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к мировым принципам инклюзии [Наберушкина, 2012]. Концепция гражданских прав инклюзивно рассматривает инвалидов как равноправных членов общества и создаёт предпосылки их возвращения в обычную среду. По результатам исследований [Ярская, 2012: 41-47; Ярская, Ярская-Смирнова Е., 2015: 133-140], инклюзия – это инструмент формирования отношения маломобильных групп со слабыми адаптационными ресурсами в дискурсе преодоления дискриминации по полу, возрасту, здоровью, культурному развитию.
14 Множественные барьеры городской среды снижают качество жизни маломобильных людей, возможности удовлетворения базовых потребностей, исполнение социальных ролей. В итоге уровень комфортности российских городов остаётся низким [Социальная политика..., 2009: 81-104].
15 Обладающая большой социальной значимостью государственная программа Доступная среда2 предусматривает обеспечение приоритетного использования объектов городской инфраструктуры, включая тротуары, съезды, бордюры. Индивид и среда должны изменяться в равной степени для успешной адаптации посредством универсального дизайна. В итоге - реальное включение особенных групп в активное потребление, полноценную социальную жизнь города. Цель этой концепции - оптимизация социальной жизни, изменение среды (не только для инвалидов, но и для других граждан со слабыми ресурсами), достижение социальной инклюзии, равенства, делая окружающую среду, коммуникации и услуги доступными для всех. Поэтому универсальный дизайн по содержанию шире простой доступности зданий при наличии пандусов: он становится интегрирующим центром всех аспектов городской жизни. Это мощный потенциал социальной урбанистики, ресурс объединения усилий гуманитарных и технических профессионалов по созданию безбарьерной среды не только в техническом, но и социальном смысле.
2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. №1297 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда на 2011–2020 гг.
16 Удобству элементов городской инфраструктуры респонденты дали свои оценки. Согласно пилотному онлайн-опросу (проведен 17-20 апреля 2018 г., 85 чел., выборка случайная), только 4,7% инвалидов-колясочников отметили удобство общественного транспорта, 43,5% - посещения лечебных учреждений, 8,2% - перемещения по улицам, 15,3% - учреждений досуга, 23,5% - образовательных учреждений, 25,9% - магазинов. Для 20% родителей с колясками наименее комфортными обозначены общественный транспорт, для 28,5% в этой группе - административные здания. В когорте пожилых удобство улиц отметили 43,5%, общественного транспорта - 60,0%, лечебных учреждений - 67,1%, административных - 55,3%, досуга - 51,8%, образования — 48,2%.
17 Урбанизм не может избежать социальных, инклюзивных смыслов в ткани социальной жизни города. Происходит изменение темпоральности и гражданской мобильности в дискурсе борьбы с бедностью [Bauman, 2001:45-62; Certeau, 1998; Cochrane, 1994:1-17].
18 Таким образом, временные основы гражданства маломобильных групп способны гуманизировать социальную политику, уменьшив социальное неравенство и облегчив жизнь депривированных групп посредством реализации принципов доступной среды, универсального дизайна.
19 Особенное взросление — еще один параметр социальной политики, содержательные характеристики которого кардинально меняются. Этапы жизненного пути, мобильности детства, юности, старости подверглись серьезной модификации. Наряду с затянувшимся взрослением, инфантильностью и беззаботностью весёлых, непонимающих, бессердечных и обеспеченных кидалтов [Ярская-Смирнова и др., 2008] надо признать и процесс убыстрения, сжатия, редуцирования юности и детства. Исключённые из социума проблемные группы юных граждан сконструированы как поколение нередко непонимающих и бессердечных, но - с укороченным детством. В рамках когорты детей и подростков, нуждающихся в помощи, существуют безнадзорные, беспризорные, сироты, инвалиды. В высшей степени дезадаптированные, сиротские судьбы не укладываются в маршруты успешной мобильности и положительной идентификации. Социальная интеграция особенных детей остаётся острейшей проблемой, недоработанным аспектом реформы образования, созвучной концепции устранения социального исключения. Оправдывают ли себя интернаты в смысле последствий с позиций функциональной и социальной компетентности?
20 В коррекционной школе осуществлялись включённое наблюдение и экспертное интервью с педагогами школы, института повышения квалификации. Процесс деинституциализации коррекционного образования на примере городских школ [Нефедина, 2017: 285-287] обозначил противоречия образования этих детей. Хотя деинституциализация специального образования означает доступный всем учебный процесс, до решения проблем их готовности к самостоятельной жизни ещё далеко [Ярская-Смирнова, 2018; Скатова, 2008: 54–57]. Ключевым в изучении деинституциализации выступает феномен доверия – характеристика межличностных отношений, культурный ресурс, ставка в отношении непредвиденных действий [Штомпка, 2012: 82-84]. У детей с особенностями развития доверие противоположно исключению, неравенству и проявляется к одноклассникам, учителям, родителям.
21 Барьеры в образовании и интеграции детей с особенностями возникли не вчера, - они берут начало в игнорировании вопросов их приспособления к потребностям детей в уязвимом положении и трудностей их родителей. Ученики с ограниченными возможностями традиционно помещались в специальные школы, где находились в изоляции от внешнего мира, и это считалось решением проблемы. Педагоги и сотрудники отделов образования определяли характер их обучения, но в контексте деинституциализации инклюзивная культура действует (пока формально) в публично контролируемом образовательном пространстве.
22

Заключение.

23 Темпоральность подхода – в пересмотре статичных структур в пользу динамичных интеракций, заинтересованности в конструировании социальной мобильности людей с ограниченными возможностями в дискурсе урбанизма. Акценты темпоральности, инклюзивной культуры, доступной среды, равноправия возрастных и маломобильных групп - альтернатива барьерам, образующим социальное неравенство, препятствующее комфортному образу жизни.
24 Не всё в российских городах соответствует принципам социального государства, гарантиям прав и свобод гражданина, исключению неоправданных социальных различий. За исключением отдельных шагов социальных служб такая политика де-факто ориентирована на коррекционные учреждения, разрыв социальных контактов, низкий уровень конкурентоспособности, невозможность достойного образа жизни.
25 Идея времени значима не только на макроуровне как атрибут социальной реальности, но и в микроконтексте. Поэтому концепция универсального дизайна – это путь обеспечения доступности городской среды и равенство возможностей, создание безбарьерной среды для граждан со слабыми адаптационными ресурсами.
26 Постановка проблемы темпоральности выявляет смыслы и формы достижения социальной справедливости, сплочённости, смягчения неравенства внутри городского социума. Право на город в контексте мобильного гражданства становится важной перспективой научных исследований.

Библиография

1. Веселкова Н.В. Новые исследования мобильности: совпадающие и не совпадающие потоки и социальная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 50-66.

2. Голенкова З.Т., Сушко П.Е. Социальная мобильность в контексте миграционных биографий // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 105-115.

3. Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3–11.

4. Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота: монография. М.: МГИМО-Университет, 2015.

5. Наберушкина Э.К. Инвалиды в большом городе: проблемы социального гражданства / М.: ООО Вариант, ЦСПГИ, 2012.

6. Нефедина О.М. Образование детей-инвалидов в современном городе // Урбанистика: опыт исследований, современные практики, стратегия развития городов: матер. Всерос. Науч.-практ. конф. Саратов: СГТУ, 2017. С. 285-287.

7. Роза Х. Ускорение. Изменение структуры Времени в современности. 8.11.2005 Suhrkamp Verlag.

8. Семёнова В.В. Субъективная социальная мобильность: возможности качественного подхода // Социологические исследования. 2016. № 6. С. 84-93.

9. Скатова В.В. Методологический анализ процесса социализации воспитанников сиротских учреждений // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 54–57.

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. Пер. с англ. М. Политиздат, 1992.

11. Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа. Пер. Н. Романовского// Социологические исследования. 2004.№ 6. С. 112-119.

12. Социальная политика и мир детства в современной России / Ред. Е. Ярская-Смирнова, Е. Антонова. М.: ЦСПГИ, 2009. С. 81-104.

13. Урри Дж. Мобильности. Пер/евод с англ А. Лазарев М.: Праксис, 2012.

14. Урри Дж. Мобильность и близость // Социологические исследования. 2013 №2. С. 3-14.

15. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. пер. с англ. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

16. Штомпка П. Доверие–основа общества. Пер. с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012.

17. Ярская В.Н. Калейдоскоп времени со следами биографии. М.: Вариант, 2015.

18. Ярская В.Н. Инклюзия как важный принцип социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 4. С. 41-47.

19. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133-140.

20. Ярская-Смирнова В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Темпоральная семантика смысла жизни // Смыслы жизни российской интеллигенции. Сер. Интеллигенция и современность. Вып. ХIХ / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2018.

21. Bauman Z. (2005) Work, Consumerism and the New Poor (Issues in Society). 2nd ed. by Open University Press, 2005.

22. Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1998.

23. Cochrane A. Comparative approaches and Social Policy (Issues of Convergence) // Comparing Welfare States: Britain in international context / Ed. by A. Cochrane, J. Clarke. London: Sage and Open University Press, 1994. P. 1-17.

24. Esping-Andersen G. The Three worlds of welfare capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

25. Fraser J.T. Time, Conflict, and Human Values University of Illinois Press, 1999.

26. Katovich M. Durkheim's macrofoundations of time: An assessment and critique // Sociological Quarterly.. 1987. Vol. 28. № 3. P. 367-385.

27. Rosa H., Schneuerman W.E. (eds.) High speed Society: Social Acceleration, Power and Modernity. University Park: Pennsylvania State University Press, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести