Теоретическое и эмпирическое знание в социологии: современные вызовы и перспективы взаимодействия (ХХ Харчевские чтения)
Теоретическое и эмпирическое знание в социологии: современные вызовы и перспективы взаимодействия (ХХ Харчевские чтения)
Аннотация
Код статьи
S013216250004288-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Романовский Николай Валентинович 
Должность: Гл. науч. сотр.; Проф.
Аффилиация:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
150-152
Аннотация

       

Классификатор
Получено
25.03.2019
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
535
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В октябре 2018 г. в Институте социологии ФНИСЦ РАН прошли традиционные юбилейные XX Харчевские чтения журнала «Социологические исследования». В Чтениях участвовали более 50 ученых из городов России, Украины, Беларуси, Армении и др.
2 Обращаясь к участникам Чтений, акад. М.К. Горшков (ФНИСЦ РАН) отметил эффективность этой формы научной коммуникации. «Редсовету, редколлегии и редакции журнала на протяжении двух десятков лет удается апробировать важные для отечественной социологии идеи. Глубиной и размахом отмечены прошлые темы чтений – категории социологической науки, структура и уровни социологического знания, региональный ресурс российской социологии, социология и общество, метатеоретизирование в современной науке и др. Этими же качествами отличается и юбилейная тема Чтений, – подчеркнул М.К. Горшков, – посвященная возможностям взаимообогащения и взаимодействия теоретического и эмпирического знания в социологии как о решающей предпосылке получения нового знания в фундаментальных и прикладных аспектах нашей науки». Акад. Горшков предложил участникам Чтений несколько тезисов при обдумывании обсуждаемой темы. 1. Идут споры, какая из составляющих социологии: эмпирическая или теоретическая, важнее. По-видимому, сохраняется недооценка теории, наблюдается так называемый ползучий эмпиризм. 2. По своей природе социология – научный противовес умозрительному анализу, о чем не должны забывать исследователи. 3. Классики социологии – М. Вебер, Э. Дюркгейм и другие – по сей день остаются актуальными. 4. Взаимодействие эмпирического и теоретического начал социологии должно реализовываться на всех этапах в виде творческого взаимопроникновения – от замысла исследования до научного отчета по его результатам. 5. В последние годы российские социологи (Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.) создали труды, отвечающие названным принципам. 6. Нужно и впредь не только верифицировать получаемые данные, но и настойчиво добиваться генерации новых идей, моделей.
3 М.К. Горшков также отметил, что состояние корпуса ученых-социологов страны остается решающим фактором роста нашей науки. Но в подготовке новых поколений социологов в университетах страны сложилась трудная ситуация в плане синтеза теории и эмпирики. Пока постановка обучения, нормативные документы сферы образования этот синтез не реализуют должным образом. Особенно болезненно ощущается отсутствие социологической «полевой» практики у студентов. Он подчеркнул, что ФНИСЦ РАН не будет стоять в стороне от проблем университетской социологии.
4 Председатель оргкомитета Чтений чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко отметил, что поступившие материалы по тематике чтений отражают разрыв (иногда растущий) между эмпирической и теоретической составляющими социологической науки. В этом проявляется ситуация как в самой социологии (пролиферация числа предлагаемых теоретических конструкций), так и кризисные явления в глобальном социуме, включая новые вызовы информационной, цифровой революции; настоятельная необходимость проведения меж-, транс и наддисциплинарных исследований; кризис ряда модных социально-теоретических конструкций; состояние мирового сообщества социологов и др.
5 Ж.Т. Тощенко изложил свое видение путей преодоления разрыва между эмпирикой и теорией в отечественной социологии. Решать фундаментальные социальные проблемы следует, опираясь и на теорию, и на эмпирику. Важно адекватно применять имеющийся современный инструментарий методов, соблюдать принцип права ученого на поиск и апробацию идей, сопоставлять получаемые результаты с практикой, добиваться воспроизводимости предлагаемых моделей в практике, постоянно учиться.
6 И.Ф. Девятко (НИУ ВШЭ, ИС ФНИСЦ РАН) остановилась на состоянии взаимодействия теории и эмпирики в современной мировой социологии. Этот аспект развития нашей науки отмечен «революцией данных», бурным ростом применения в социологии новых информационных технологий, новой ситуацией с данными статистики. Пока социологи не в полной мере используют возникшие возможности; даже их осознание отстает от практики. Наиболее сложной видится проблема воспроизводимости получаемых исследователями результатов. На начальной стадии находится использование новых возможностей анализа и представления получаемых данных обществу и сообществу социологов. В этой ситуации нужно шире обсуждать вопросы соотношения теории и управляемого данными подхода, поиска паттернов и закономерностей.
7 Проблему, поднятую И.Ф. Девятко, продолжила С.Г. Кирдина-Чэндлер (ИЭ РАН), подчеркнув, что изобилие информации в Интернете обуславливает необходимость умения отличать «фейки» от достоверных данных, оценивать повседневную циркуляцию небезупречных в плане применения к России концепций: «рынка», «демократии», «гражданского общества», «модернизации». Ю.С. Шкурко (УлГУ) остановилась на перспективе теоретического прорыва в социологии, связанного с успехами биологических наук, в частности, нейрофизиологии. Но пока, при словесном признании важности междисциплинарных связей, здесь доминируют опасения, сомнения.
8 Г.В. Каныгин, М.С. Полтинникова, В.С. Корецкая (СИ ФНИСЦ РАН) остановились на возможностях теоретического обобщения представляемых эмпирических данных, на преодолении помех к их продуктивному использованию. Авторы предложили создавать технологии, которые позволят сводить эмпирические данные к единой наглядной структуре; дадут инструмент выражения мнений о предметной области социологии, помогут концептуальному «супервизору» в координации знаний при ее описании.
9 Проф. В.В. Щербина (ИС ФНИСЦ РАН) охарактеризовал ситуацию с теорией, в которой реально работает социолог, ведущий эмпирические исследования. Бытующие теории Парсонса, Маркса и др. у многих вызывают сомнения в плане эффективности, но при этом многие новые теории на практике неприменимы. Нужно продолжать поиск, осмысливать сложившуюся ситуацию.
10 Частично ответил на поставленную проф. Щербиной проблему чл.-корр. РАН Н.И. Лапин (ИФ РАН), завершивший крупное общероссийское эмпирическое исследование. Он отметил две базовые позиции теоретизирующего социолога-исследователя в современной России. Одна, родственная «идеальному типу» М. Вебера, диктует необходимость обеспечивать средствами социологической науки улучшение жизни населения страны. Другая, вытекающая из первой, конкретизирует это положение в применении к современной ситуации: происходящие в России перемены, как ожидает население, принесут ожидаемую справедливость. Г.Г. Татарова (ИС ФНИСЦ РАН) поделилась опытом по преодолению проблем интеграции теоретического и эмпирического знания при исследовании качества жизни и социального самочувствия населения.
11 Показательной чертой ХХ Харчевских чтений стало участие в них социологов из медицинской сферы. Акад. РАН А.В. Решетников и Н.В. Присяжная ( ИСПГН Сеченовского ун-та) представили анализ современного этапа развития социологии медицины и состояния медицинского образования в нашей стране. Был подчеркнут факт внимания медицинского сообщества и руководства страны к социальным аспектам медицины в России, к продолжительности и качеству жизни населения РФ. Интерес участников Чтений вызвал доклад социолога из Луганска А.В. Яковенко (ЛНУ им. В. Даля), остановившегося на специфике проведения эмпирических социологических исследований, концептуализации и презентации полученных результатов в условиях необъявленной войны на востоке Украины.
12 Взаимодействие эмпирического знания и современной социологической теории рассмотрели В.В. Козловский и Р.Г. Браславский (СИ ФНИСЦ РАН). В социальных науках, в социологии на рубеже XXI в. множатся теоретические подходы, концепции, методологии. Реконфигурация дисциплинарных отношений между науками, их теоретического оснащения отражает динамику социальных отношений, дифференциацию общества.
13 На прогнозной составляющей взаимодействия социологической теории и эмпирики остановился проф. Н.Е. Покровский (НИУ ВШЭ), опиравшийся на многолетние исследования проблемы «удержания территорий» в российском Нечерноземье. Остановить уход населения из этих областей не удается; но ученые смогли нащупать ряд перспективных направлений смягчения остроты ситуации, которые проходят апробацию и точечное внедрение. На общероссийской проблеме осознания и дискурса будущего страны остановилась В.В. Лапаева (ИГП РАН); стержнем ее позиции стала теория «цивилизма» акад. В.С. Нерсесянца (1938–2005), предложившего постсоциалистическое видение будущего России в современном мире. Проф. Н.В. Романовский (ИС ФНИСЦ РАН, РГГУ) связал одну из тенденций формирования будущего нашей науки с вхождением в нее содержательно новых данных, добываемых постколониальной социологией. «Революция данных», связанная в частности, с воздействием Big Data на парадигмы теоретического знания в социологии, пока откладывается.
14 Проблему разрывов между теоретическим знанием и эмпирической подготовкой в обучении студентов-социологов продолжили ряд участников чтений. И.В. Образцов (МГЛУ), обратившись к истории пост и советской социологии, констатировал, что между теоретической социологией и практиками ее применения «в поле» всегда были разрывы, преодолевавшиеся путем подготовки и переподготовки специалистов. Но в последнее время к подготовке стандартов обучения привлечены люди, не сдвинувшие ситуацию с мертвой точки. Остановившись на подготовке по математике студентов социологических факультетов, Ю.Н. Толстова (НИУ ВШЭ) констатировала ухудшение ситуации. Причину этого она усматривает в компетентностной нацеленности программ, вырождающейся в рыночный прагматизм. Вокруг озабоченности вузовской подготовкой социологов построил свое выступление Г.Е. Зборовский (УрФУ). Институциональная составляющая социологии в условиях «цифровизации», казалось бы, дополнена сетевой, но на практике потенциал горизонтальных связей в сфере образования тормозится, если не пресекается, «вертикалью».
15 В заключение Ж.Т. Тощенко обратился к участникам Чтений, подчеркнув назревшую потребность уходить от практик, ограниченных сбором массивов данных, от описательности. Эмпирическая работа социологов от начала до конца должна сопровождаться работой теоретической.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести