- Код статьи
- S013216250004965-4-
- DOI
- 10.31857/S013216250004965-4
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 5
- Страницы
- 110-118
- Аннотация
Представлен обзор зарубежных исследований ресоциализации и трансформации межличностных отношений в социальных медиа. Рассмотрены ключевые положения концептов управляемости отношений Я. Ван Дейка и полимедиа М. Мадиану и Д. Миллера, а также направления исследований компетенций в области «цифровой грамотности» Г. Дженкинса. Предложено использование термина виртуальной коммуникативной культуры как характеристики выстраивания взаимоотношений в соцсетях и набора необходимых компетенций сетевого общения. На основе проведенного автором исследования виртуальной коммуникативной культуры студентов вузов г. Томска как типичных представителей сетевого поколения Z с высокой цифровой компетентностью тематизируются такие элементы новой сетевой коммуникативной культуры, как менеджмент режимов коммуникации в отношении уровней приватности/публичности, синхронности/асинхронности, внимания и вовлеченности. В исследовании применялись методы: анализа творческих эссе на заданную тему, глубинных интервью и фокус-групп.
- Ключевые слова
- социальные медиа, межличностные отношения, полимедиа, менеджмент режимов коммуникации, полупубличные коммуникации
- Дата публикации
- 05.06.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 89
- Всего просмотров
- 657
Библиография
- 1. Глухов А.П. Окушова Г.А. Аналитика трансформации межличностного общения под воздействием социальных сетей: от прагматического приятия до романтического отрицания // Материалы IV международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции «Connect-Universum - 2018» 2018. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/1209.html (дата обращения: 09.02.2019). [Glukhov A.P., Okushova G.A. (2018) The Analyst of interpersonal communication transformation under the influence of social networks: from pragmatic to romantic negation. In: Proceedings of the IV international transdisciplinary scientific and practical WEB-conference "Connect-Universum-2018”. URL: http://connect-universum.tsu.ru/blog/1209.html (accessed 09.02.2019). (In Russ.)].
- 2. Глухов А.П., Булатова Т.А. Социальные сети как инфраструктура межличностного общения: трансформация и диффузия фреймов коммуникации (кейс томских студентов) // Siberian Socium. 2017. Т. 1 № 2 С. 82-96. URL: https://siberian-socium.utmn.ru/upload/iblock/543/082_096.pdf (дата обращения: 06.02.2019). [Glukhov A.P., Bulatova T.A. (2017) Social networks as infrastructure of interpersonal communication: transformation and diffusion of frames of communication (case of Tomsk students) of the Siberian Society. Siberian Socium [Siberian Socium]. Vol. 1 No 2: 82-96. (In Russ.)].
- 3. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении / Пер. с англ. А. Пауковой, В. Чумаковой. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 334–356.[Madianou M., Miller D. (2018) Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication. Transl. from Eng. A. Paukova, V. Chumakova. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i sotsialʹnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No.1: 334—356. (In Ruus.)].
- 4. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. URL: http://ifap.ru/library/book536.pdf (дата обращения: 09.02.2019). [Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Y. (2013) Digital Competence of Adolescents and Parents. Results of the all-Russian Study. Moscow: Fond Razvitiya Internet, Fakulʹtet psikhologii MGU im. M.V. Lomonosova. URL: http://ifap.ru/library/book536.pdf (accessed 09.02.2019). (In Russ.)].
- 5. Broadbent S. (2012) Approaches to Personal Communication. In: Heather A. Horst and Daniel Miller (eds) Digital Anthropology. London: Berg.: 127-146.
- 6. Jenkins H., Clinton K., Purushotma R., Robinson A.J., Weigel M. (2006) Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. An occasional paper on digital media and learning. The MacArthur Foundation.
- 7. Kraut, R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S. Mukophadhyay T., Scherli W. (1998) Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American Psychologist. No. 53(9): 1017-1031.
- 8. Miller D. (2012) Social Networking Sites. In: H.A. Horst, D. Miller (eds.) Digital Anthropology. London: Berg: 146-165.
- 9. Turkle S. (2011) Alone together: why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books.
- 10. van Dijk J. (2006) The Network Society. Social Aspects of New Media. London: SAGE Publications Ltd.
- 11. Wellman B., Hogan B. (2006) Connected Lives: The Project. In: P. Purcell (Ed.) Networked Neighbourhoods. London: Springer Verlag.