Юбилейные Грушинские чтения на Моховой
Юбилейные Грушинские чтения на Моховой
Аннотация
Код статьи
S013216250005491-3-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Аникина Мария Евгеньевна 
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Хруль Виктор Михайлович
Аффилиация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
146-147
Аннотация

        

Классификатор
Получено
26.06.2019
Дата публикации
26.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
554
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 90-летию со дня рождения отечественного философа и социолога Бориса Андреевича Грушина (1929–2007) были посвящены X Грушинские чтения, прошедшие 7 февраля 2019 г. на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. По сложившейся традиции, они собрали представителей ведущих научно-исследовательских центров и вузов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Минска, Киева и др.
2 Участникам были предложены семь основных тем для обсуждения: «Пятая жизнь России»: опыт вторичного анализа данных и осмысления социальных процессов последнего десятилетия; «Четвертая власть или сфера обслуживания?»: исследования журналистики и коммуникации; «48-я пятница»: развитие методологии социологических исследований; «Фабрика нового типа»: проблемы и перспективы развития социологических служб и центров в России; «Не опросами едиными...»: анализ текстов массового сознания и возможные направления его развития; «Pro memoriam»: воспоминания и размышления о Грушине и «Inprimatur»: для кого, как и где переиздавать Грушина.
3 Первым выступил А.В. Рубцов (ИФ РАН), сообщивший о подготовке к изданию в ИФ РАН новой электронной философской энциклопедии, в которой существенное место занимает кластер «идеология». Он напомнил, что в задуманной Грушиным книге «Бытие сознания» идеология как предмет не всегда называлась, но присутствовала, и к ней относились с большим интересом, иногда даже болезненно. Он подчеркнул, что систематичность и полнота для Б. Грушина были принципиальными требованиями, а новые возможности и принципы организации электронных изданий позволяют добиться того, что он искал всю жизнь.
4 Е.С. Петренко (ФОМ) в докладе «Телевидение или Интернет: чья возьмет?» привела данные массового опроса начала 2019 г. Соглашаясь с мнением ряда экспертов, она отметила, что в нынешней реальности противопоставление телевидения и Интернета постепенно теряет смысл, гораздо более интересно сравнивать источники контента, а не платформы, на которых он размещен. Исследование ФОМа выявило все более заметное совпадение повестки дня и набора сообщений новостных сайтов и информационных программ телевидения. В этом смысле сами по себе телевидение и Интернет превращаются в базовую мультиэкранную техническую инфраструктуру. Архаизации общества, политических элит и государства как фактору, препятствующему модернизации России, был посвящен доклад В.Л. Римского (Фонд ИНДЕМ). Ссылаясь на социокультурный подход к типологизации общества отечественного философа и социолога М.К. Петрова, он обратил внимание на механизм социального наследования через «социокод», который удерживает в целостности и различении фрагментированный массив социально необходимого знания (программы деятельности, нормы и модели поведения) и поддерживается социальными институтами общения. «Россия отличается от Европы тем, что в нашей стране доминирует профессионально-именной социокод, а в Европе – универсально-понятийный. По этой причине даже отсталые европейские страны много более успешно, чем Россия проходят модернизацию и рыночные реформы», – подчеркнул В.Л. Римский. Он добавил, что в целом российское государство воплощает в практиках органов власти идею стабильности, а не развития, что существенно препятствует модернизации страны. «Обращенность в прошлое приводит к фактическому отказу от анализа и прогноза развития ситуации, потому что сопровождается ожиданиями восстановления норм общественных отношений в результате действия отрицательных обратных связей, восстанавливающих стабильность», – отметил докладчик.
5 Актуальность и эвристическую ценность методик возглавляемого Грушиным проекта «Общественное мнение» для изучения медийных средств показал на обширном материале исследований на протяжении нескольких десятилетий в своем докладе А.В. Жаворонков (ФНИСЦ РАН). Вспоминая о совместной работе с Грушиным, проф. И.Д. Фомичева (МГУ им. М.В. Ломоносова) напомнила, что проект «Общественное мнение» более известен среди социологов как «Таганрогский проект», поскольку исследования проводились в Таганроге. Она рассказала забавный случай, произошедший в 1974 г. во время визита исследовательской группы в ЦК КПСС к Г.Л. Смирнову, курировавшему этот проект. Т.М. Дридзе представила результаты своего исследования, согласно которому разные группы читателей по-разному понимают слова газетных публикаций и неадекватно их интерпретируют. После некоторого раздумья Смирнов сказал: «Да, народ не всегда правильно понимает, но чувствует в верном направлении». Эта реплика из прошлого напомнила об атмосфере взаимоотношений социологов и заказчиков в советскую эпоху.
6 Во время дискуссии участники Чтений обсудили некоторые проблемы современной социологии, перспективы изучения наследия Грушина, взаимодействие ведущих исследовательских школ России и методологические особенности проведения исследований в цифровую эпоху.
7 В заключение организаторы чтений сообщили, что пятый том серии «Открывая Грушина» выйдет в свет в 2019 г., когда философское и социологическое экспертное сообщество будет отмечать 90-летие Б.А. Грушина. Этот проект был задуман не только как дань памяти коллеге и учителю многих отечественных специалистов в области изучения массовых коммуникаций, но и как постоянно действующая площадка для актуализация идей Грушина, обсуждения современного видения его концепций и их эмпирической оценки в исследовательской практике начала XXI в. – то есть как разностороннее продолжение профессионального разговора о наследии выдающегося философа и социолога.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести