О влиянии компьютеризации на социальныe аспекты трудовой деятельности специалистов
О влиянии компьютеризации на социальныe аспекты трудовой деятельности специалистов
Аннотация
Код статьи
S013216250010027-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Эфендиев Азер Гамидович 
Должность: ординарный профессор, директор Центра исследований социальной организации труда и деловой сферы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Гоголева Анна Сергеевна
Должность: доцент департамента социологии
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Балабанова Евгения Сергеевна
Должность: профессор департамента социологии
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
114-121
Аннотация

На данных стандартизированного опроса 1110 специалистов российских компаний рассматриваются социальные последствия цифровизации трудовой деятельности. Проверено предположение, что новшества в технологии способны детерминировать изменения социальных аспектов трудовой деятельности, способствуют формированию отношения к труду как к сфере самореализации личности. Результаты эмпирического исследования показали, что использование компьютерно-цифровых технологий не связано с автономией, инициативой, профессиональным развитием и не приводит к росту удовлетворенностью работой. В качестве значимых факторов реализации социального развития специалистов выявлены характеристики социальной организации трудовой деятельности, а именно реализация меритократических принципов при трудоустройстве, оплате и карьере, вовлечение специалистов в управление, профессионально-достиженческие стандарты трудового поведения. Исследование показало, что несмотря на относительно широкое распространение компьютерных технологий, характер их использования ограничивается простыми функциями.

Ключевые слова
цифровые технологии, компьютеризация, трудовая деятельность, российские работники, трудовое поведение
Источник финансирования
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Классификатор
Получено
07.06.2020
Дата публикации
21.09.2020
Всего подписок
4
Всего просмотров
41
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250010027-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 07.06.2020
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Балабанова Е.С., Эфендиев А.Г. «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России: Социология, этнология. 2015. Т. 24. № 3. С. 61–87.

2. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 25–42.

3. Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии (математическая статистика для социологов). М.: ГУ ВШЭ, 2008.

4. Цифровая экономика: 2020. Краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Е.Ю. Кисляков, Я.И. Кузьминов, М.А. Сабельникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.

5. Эфендиев А.Г., Гоголева А.С., Балабанова Е.С. Тенденции духовно-нравственного развития жителей сел Белгородской области (опыт институционального анализа) // Социологические исследования. 2017. № 12. С. 99–109. DOI: 10.7868/S0132162517120108.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести