СВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Изучалась связь школьной тревожности у младших школьников (n = 103) с их когнитивной дифференцированностью и интеллектуальными особенностями. Установлено, что более тревожные учащиеся характеризуются более низкими показателями успеваемости и интеллекта, являются более полезависимыми, имеют менее развитые способности к различению свойств объектов по сравнению с учащимися с меньшим уровнем школьной тревожности. У более тревожных учащихся большей связанностью и одноуровневостью развития характеризуются невербальные подструктуры интеллекта, у менее тревожных – вербальные подструктуры. Когнитивные структуры учащихся с меньшей тревожностью отличаются более тонкой системой анализа стимулов, большей дифференцированностью, обособлением и ростом автономности подструктур, отвечающих за переработку сложной информации по сравнению с более тревожными школьниками.
Ключевые слова
Школьная тревожность, интеллект, полезависимость-поленезависимость, когнитивная дефференцированность, способность к различению свойства объектов.
Классификатор
Дата публикации
03.05.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
656
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 15.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se, 2001.
  2. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями младших школьников: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2005.
  3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника // Психологическое консультирование в школе. Пермь: Зап.-Урал. учеб.-науч. центр, 1993. С. 99-115.
  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004.
  5. Назарова В.В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2001.
  6. Нестерова О.В. Динамика когнитивной и личностной дифференцированности младших школьников при традиционном и развивающем обучении по системе Л.В. Занкова: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2004.
  7. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1973.
  8. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 169-174.
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000.
  10. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24.
  11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 тт. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 1986. Т. 1.
  12. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997.
  13. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 104-114.
  14. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А., Локалова Н.П. Скорость дифференциации сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 159-168.
  15. Phillips B.N. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978.
  16. Sarason I.G. Anxiety in Elementary School Children. N.Y., 1960.
  17. Witkin H.A., Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behaviour // Psychological Bulletin. 1977. V. 84. № 4. Р. 661-689.
  18. Zuckerman M., Spilberger C.D. Emotions and Anxiety: New concepts, methods and applications. N.Y.: LEA/Wiley, 1976. Р. 317-344.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести