ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Анализируются современные психологические исследования больших социальных групп, обосновывается актуальность и новизна их изучения как коллективных субъектов. Основной акцент делается на возможности исследования больших социальных групп с теоретических позиций субъектного подхода, предложенного С.Л. Рубинштейном. Рассматривается система факторов, обусловливающих изменение в уровне субъектности больших групп, а также закономерности формирования их субъектных качеств, среди которых выделены: социальная инициативность и ответственность, высокая степень самоорганизации и самоуправления, навыки и опыт совершения согласованных групповых действий и др. Показаны возможности эмпирических исследований при изучении функционирования коллективной исторической памяти, коллективного символического копинга, развития гражданского сознания и самосознания.
Ключевые слова
Большая социальная группа, коллективный субъект, факторы субъективности, субъективные качества, коллективная память, коллективный коппинг, гражданское сознание.
Классификатор
Дата публикации
03.05.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
693
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 15.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта//Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики/Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. С. 56-74.   
  2. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.
  4. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы//Социальная психология в современном мире/Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 132-147.
  5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”; СПб.: Изд-во “Алетейя”, 2003.
  6. Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С. 196-205.
  7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
  8. Донцов А.И. О понятии “группа” в социальной психологии//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 17-25.
  9. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
  10. Емельянова Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой отечественной войне)//Психол. журн. Т. 23. 2002. № 4. С. 56-66.
  11. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта//Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Изд-во “Per Se”, 2002. С. 51-81.
  12. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.
  13. Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докл. к Междунар. научно-практ. конф./Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1999.
  14. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании: Учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб. М.: Издат. центр “Академия”, 2005.
  15. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. 3-е изд. М.: Академический проект, 2004.
  16. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. 2-е изд. СПб.: Речь, 2006.
  17. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности//Психол. журн. Т. 21. 2000. № 6. С. 38-50.
  18. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб.: Речь, 2004.
  19. Проблема субъекта в психологической науке/Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000.              
  20. Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.         
  21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Наука, 1957.
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1973.
  23. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2006.
  24. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений/Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. 142 с.
  25. Совместная деятельность: Методология, теория, практика/Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988.
  26. Социальная психология экономического поведения/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.
  27. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998.
  28. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологи РАН”, 1999.
  29. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы. Изд. 2-е, стереотип. Дубна: Феникс+, 2005.
  30. Шорохова Е.В. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп//Социальная психология/Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 252-267.
  31. Farr R. Waxing and waning of interest in societal psychology: a historical perspective//Societal psychology/Ed. by H. Himmelweit, G. Gaskell. L.: SAGE, 1990. P. 46-65.
  32. Pennebaker J.W., Harber K.D. A social stage of collective coping: the Loma Prieta earthquake and the Persian Gulf//Journ. of social issues. 1993. V. 49. № 4. P. 125-145.
  33. The psychology of the social/Ed. by U. Flick. Cambridge: CUP, 1998.
  34. Societal Psychology/Ed. by H.T. Himmelweit, G. Gaskell. L.: SAGE, 1990.
  35. Wagner W. Social representations and beyond: Brute facts, symbolic coping and domesticated worlds//Culture and psychology. 1998. V. 3 (4). P. 297-329.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести