ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОДЪЕМОВ И СПАДОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ: ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОДЪЕМОВ И СПАДОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000621-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Всевозрастной подход в психологии развития — это исследование изменяющихся и неизменных компонентов поведения на протяжении всей человеческой жизни. Одним из аспектов этого подхода является формулирование более общего, методологического взгляда на сущность человеческого развития. Теоретические посылки, которые исходят из данной методологической позиции, основываются на» признании разнонаправленности онтогенетических изменений, рассмотрении факторов как чисто возрастных, так и не зависящих от возраста, фокусировании на динамике соотношения между ростом (приобретениями) и упадком (потерями), подчеркивании культурно-исторической обусловленности и других структурно-контекстных моментов наконец, на анализе степени пластичности развития. Применение всевозрастного подхода иллюстрируется на примере исследования интеллектуального развития.

Классификатор
Дата публикации
02.01.1994
Всего подписок
0
Всего просмотров
356
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000621-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 12.07.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Baltes М. М. Erfolgreiches Ahern als Ausdruck von Verhaltenskompeienz und Umweltqualitat [Successful aging as a function of behavioral competence and environmental quality]//Der Mensch in Zusammenspiel von Anlage und Umwelt / Ed. C. Niemitz. Frankfurt, West Germanv: Suhrkamo.1987. S. 353—376.
  2. Baltes M. M., Kindermann T. Die Bedeutung der Plastizitat fiir die klinische Beurteilung des Leistugsvehaltens im Alter [The significance of plasticity in the clinical assessment of aging] / /Hirnorganischc Psychosyndrome im Alter V. 2. Methoden zur Objekiivierung pharmakotherapeutischer Wirkung/Eds D. Bente, H. Coper, S. Kanowski. B.: Springer Verlag, 1985. P. 171 — 184.
  3. Baltes P. B. Longitudinal and cross-sectional sequences in the study of age generation effects//Human Development. 1968. V. 11. P. 145—171.
  4. Baltes P. B. Life-span developmental psychology: Observations on history theory revisited//Developmental psychology: Historical and philosophical perspectives / Ed. R. M. Lemer. Hillsdale,N. j.: Erlbaum, 1983. P. 79—111.
  5. Baltes P. B., Baltes M. M. Plasticity and variability in psychological aging: Methodological and theoretical issues // Determining the effects of aging on the central nervous system / Ed. G. Gurski.B.: Schcring, 1980. P. 41-60.
  6. Baltes P. B., Cornelius S. W., Nesselroade J. R. Cohort effects in developmental psychology //Longitudinal research in the study of behavior and development / Eds J. R. Nesselroade, P'. B.Ballcs. N. Y.: Acad. Press, 1979. P. 61—87.
  7. Baltes P. B., Dittmann-Kohli F., Dixon R. A. New perspectives on the development of intelligence in adulthood: Toward a dualprocess conception and a model of selective optimization with compensation //Life-span development and behavior / Eds P. B. Baltes, O. G. Brim, Jr. N. Y.: Acad. Press, 1984. P. 33—76.
  8. Baltes P. B., Kliegl R. Further testing of limits of cognitive plasticity: negative age differences in a memory skill are robust//Developmental Psychol. 1992. V. 28. P. 121—125.
  9. Baltes P. B., Kliegel R. On the dynamics between growth and decline in the aging of intelligence and memori // Neurology / Eds K. Poeck, H. J. Freund, H. Ganshirt. Heidelberg, West Germany:Spinger Verlag. 1986. P. 1—17.
  10. Baltes P. B., Reese H. W. The life-span perspective in developmental psychology If Developmental psychology: An advanced textbook / Eds M. H. Bornstein, M. E. Lamb. Hillsdale, N. J.: Erlbaum, 1984. P. 493—531.
  11. Baltes P. B.. Reese H. Ж, Lipsitt L. P. Life-span developmental psychology// Ami. Rev. Psychol.1980. V. 31. P. 65—110.
  12. Baltes P. B., Reese H. W., Nesselroade J. R. Life-span developmental psychology; Introduction to research methods. Monterey, CA: Brooks Cole, 1977.
  13. Baltes P. B., Schaie K. W. On the plasticity of intelligence in adulthood and old age: Where Horn and Donaldson fail//Amer. Psyhologist. 1976. V. 31. P. 720—725.
  14. Baltes P. B., Staudinger U. M. The search for a psychology of wisdom //Current Dierctions in Psychological Science. 1992.
  15. Bandura A. The psychology of chance encounters and life paths // Amer. Psychologist. 1982. V. 37. p. 747—755.
  16. Basseches M. Dialectical thinking and adult development. Norwood, N. J.: Ablex, 1984.
  17. Beilin H. The new functionalism and Piaget’s program//New trends in conceptual representation / Ed. E. K. Scholnik. Hillsdal, N. J.: Erlbaum, 1983.
  18. Berg C. A., Sternberg R. J. A triarchic theory of intellectual development during adilthood I j Developmental Rev. 1985. V. 5. P. 334—370.
  19. Birren J. E., Schaie K. W. Handbook of the psychology of aging (2 nd ed.). N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1985.
  20. Brandtstadter J. Personal and social control over development: Some implications of an action perspective in life-span developmental psychology//Life-span development and behavior / Eds. P. B. Baltes, O. G. Brim, Jr. N, Y.: Acad. Press, 1984. V. 6. P. I—32.
  21. Brent S. B. Individual specialization, collective adaptation, and rate of environmental change//Human Development. 1978. V. 21. P. 21—23.
  22. Broitjenbrenner U. Toward an experimental of human development // Amer. Psychologist. 1977.V. 32. P. 513—532.
  23. Brown A. L. Learning and development: The problem of compatibility, access, and induction//Human Development. 1982. V. 25. P. 89—115.
  24. Buhler C. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem [The human life course as a psychological topic]. Leipzig, East Germany: Hirzel, 1933.
  25. Butler R. N. The life-review: An interpretation of reminiscence in the aged//Psychiatry. 1963. V. 26. P. 65—76.
  26. Callahan E. C., McCluskey K. A. (Eds). Life-span developmental psychology; Nonnormative lifeevents. N. Y.; Acad. Press, 1983.
  27. Carus F. A. Psychologie. Zweiter Theil: Specialpsychologie [Psychology: V. 2. Special Psychology].Leipzig, East Germany: Barth and Kumraer, 1808.
  28. Cattell R. B. Abilities: Their structure, growth, and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971.
  29. Clayton V. P., Birren J. E. The development of wisdom across the life-span: A reexamination of an ancient topic//Life-span development and behavior / Eds P. B. Baltes, O. G. Brim, Jr. N. Y.: Acad. Press, 1980. V. 3. P. 103—135.
  30. Commons M. L., Richards F. A., Armon C. (Eds). Beyond formal operations: Late adolescent and adult cognitive development. N. Y.: Praeger, 1984.
  31. Coiman C. W. (Ed.). Synaptic plasticity. N. Y.: Guilford Press, 1985.
  32. Dannefer D. Adult development and social theory: A paradigmatic reappraisal // Amer. Soc. Rev. 1984. V. 49. P. 100—116.
  33. Dannejer D., Perlmutter M. Liflong human development: Toward decomposition of the phenomenon and explication of its dynamics. Unpublished manuscript, Univ. of Michigan, Ann Arbor, 1986.
  34. Datan N.. Reese H. W. {Eds). Life-span developmental psychology: Dialectical perspectives experimental research. N. Y.: Acad. Press, 1977.
  35. Denney N.W. A model of cognitive development across life-span // Developmental Rev. 1984. V. 4. P. 171-191
  36. Dixon R. A. Contextualism and life-span developmental psychology//Contextualism and understanding in behavioral science / Eds R. L. Rosnow, M. Gergoudi. N. Y.; Praeger, 1986. P. 125 -144
  37. Dixon R.A ., Baltes P. B. Toward life-span research on the functions and pragmatics of intelligence//Practical intelligence: Origins of competence in the everyday world /Eds R. J. Sternberg R K. Wagner. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1986. P. 203—235.
  38. Elder G.H., Jr. Children of the Great Depression. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1974.
  39. Ericsson K. A. Memory slill//Canadian J. Psychol. 1985. V. 39. P. 188 231. Y.: Cambridge Univ. Press, 1991.
  40. Ericson E. N. Identity and the life cycle. Psychological Issues Monograph
  41. Ericsson K. A., Smith J. {Eds). Toward a general theorv of expertise: prospects and limits. N.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести