МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000621-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Советская психология с самого начала своего формирования уделяла особое внимание развитию методологических основ на базе диалектического материализма, считая разработку философских проблем залогом успешного построения и продвижения психологической теории.Методологические основы советской психологии включают систему взаимодополняющих методологических принципов, содержание которых постоянно обогащается по мере развития психологического знания и более глубокого овладения философией марксизма. Психологи ведут работу над принципами отражательной природы психики, диалектико-материалистического монизма, детерминизма, общественно-исторической обусловленности психики, сознания, личности человека. Проводятся дискуссии о содержании принципов развития, взаимообусловленности психики и поведения, сознания и деятельности человека, деятельностного подхода, о специфике системного подхода в психологии. Научная деятельность сектора философских проблем психологии Института психологии АН СССР в прошедшие десять лет развивалась в общем русле дальнейшей разработки этих принципов и поисков новых методологических приемов психологического исследования. В своей исследовательской деятельности мы руководствовались основополагающими решениями съездов КПСС, Постановлениями Пленумов ЦК КПСС, которые выдвинули перед советскими учеными задачи дальнейшего развития марксистско-ленинских основ науки, методологии конкретных наук, разработки проблем формирования нового человека социалистического общества, воспитания всесторонне и гармонически развитой личности строителя коммунизма, борьбы с буржуазной идеологией. В статье представлены некоторые результаты исследования, над которыми работали сотрудники сектора.

Классификатор
Дата публикации
01.03.1982
Всего подписок
0
Всего просмотров
307
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000621-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 19.07.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Соч. 2-е изд., т. 3.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал.—Соч. 2-е изд., т. 46. ч. 1.
  3. Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности.— В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М.. 1974, с. 34-82.
  4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  5. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974.
  6. Анцыферова Л.И. Личность и деятельность.— В кн.: Методологические проблемы психологии в европейских социалистических странах. Братислава, 1975 (на словацком языке), с.195-202
  7. Анцыферова Л.И. О некоторых новых методологических тенденциях в современной зарубежной психологии.- Вопр. психологии,1976, №5, с. 55-69
  8. Анцыферова Л.И. Развитие системного подхода и методология историко-теоретического исследования в советской психологии.- В кн.: Актуальные проблемы истории и теории психологии. Ереван, 1976
  9. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.- Вопр. психологии, 1978, №1, с. 37-50
  10. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. - В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с.3-20
  11. Анцыферова Л.И. Историко-методологические принципы исследования психологических концепций личности.- В кн.:Психология в странах социализма. Берлин, 1980 (на немецком языке), с. 300-307
  12. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому исследованию личности.- Психологический ж., 1981, т.2, №2, с. 8-18
  13. Артемьева Т.И. Социальная обусловленность развития способностей.- В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 170-186
  14. Артемьева Т.И., Асеев В.Г. Соотношение актуального и потенциального в формировании способностей личности.-В кн.: Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности.М., 1975
  15. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.М., 1977
  16. Артемьева Т. И. Психология способностей и всестороннее формирование личности.— В кн.: Принцип развития в психологии. 1978, с. 142—155.
  17. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности.— В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 67—86.
  18. Асеев В. Г. Об истоках человеческой мотивации.— В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  19. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  20. Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития.— В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 21—37.
  21. Асеев В. Г., Спивак В. В. Мотивация поведения и социалистическое соревнование.—В кн.: Социально-психологические проблемы социалистического соревнования. М.,1978, с. 50—63.
  22. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе.— В кн.: Психология формирования и развития личности, М.,1981. с. 198—222.
  23. Брушлинский А. В. О мышлении как процессе.— В кн.: Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1975, с. 3—9.
  24. Брушлинский А. В. Диалектико-материалистический принцип детерминизма и проблема деятельности.— В кн.: Методологические проблемы психологии в европейских социалистических странах. Братислава, 1975 (па словацком языке), с 171—182.
  25. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития. М., 1977.
  26. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  27. Брушлинский А. В. О формировании психического.— В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 106—126.
  28. Будилова Б. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  29. Будилова Е. А. Философские проблемы в историко-теоретическом исследовании—.В кн.: Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973, с. 58—73.
  30. Будилова Е. А. Методология, теория и эксперимент в трудах С. Л. Рубинштейна (к 90-летию со дня рождения).— Вопр. психологии, 1979, № 3, с. 106 114.
  31. Джидарьян И. А. О. биологическом и социальном в связи с классификацией человеческих потребностей.— В к.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975, с. 281—287.
  32. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.
  33. ДжиОарьян И. А. Психология общения и развитие личности.— В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 127—158.
  34. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
  35. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
  36. Пономарев Я. А. Развитие психологической организации интеллектуальной деятельности.— В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 63—80.
  37. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. М., 1979.
  38. Тарасов Г. С. Формирование «психологической близости» и «уникальности» личности в процессе воспитания.— В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 235—256.
  39. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  40. Чеснокова И. И. Онтогенетические особенности самосознания личности.— В кн.:Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 316—336.
  41. Чеснокова И. И. О психологических основах самовоспитания.— В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 223—234.
  42. Maslow А. И. Toward а psychology of being. Princeton, 1968.
  43. Maslow A. H. The farther reaches of human nature. N. Y., 1971.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести