Сетевая организация как путь интеграции психологии
Сетевая организация как путь интеграции психологии
Аннотация
Код статьи
S020595920000839-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Корнилова Татьяна Васильевна 
Должность: Профессор кафедры общей психологии факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
99-105
Аннотация

Обсуждается статья А.Л. Журавлева, И.А. Мироненко, А.В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” [3]. Выражается согласие с основными тезисами авторов о необходимости интеграции психологии в мировую науку и вместе с тем о многополюсности ее сетевой организации, что полностью соответствует представлению о полипарадигмальности психологической науки и необходимости преодоления изоляционистских тенденций “национальных” психологий. Обосновывается, что занявшие положение мейнстримов европейская и североамериканская психологии могут рассматриваться не только как движение к глобализации или ведущие полюса научной психологии, но и в качестве примера того, как усиление научных критериев достижения достоверного знания позволяет преодолевать кросскультурные различия в “национальных” психологиях. Проблема культуры психологических исследований рассматривается в аспекте критериев научности, отражающих надындивидуальные системы знаний, – культурогенности науки – и, тем самым, ее универсализации, но не стремлении к единой теории. С точки зрения гипотетико-дедуктивных реконструкций психологической реальности и вырабатываемых в мировой науке критериев, сеть психологической науки предполагает ее интегративность. Полипарадигмальность характеризует мир психологических теорий и методологию организации исследований, но не может сводиться к оценкам в аспекте их большей или меньшей научности. Развитие российской науки в направлении сети глобальной психологии не следует представлять только как решение проблем перевода работ на другой язык. Более важными являются проблемы категориального взаимодействия, за которыми стоит различие в образе мира психологов. “Взращивание” необходимых ориентиров для понятийного взаимодействия в психологии может осуществляться только при проведении исследований, результаты которых будут демонстрировать освоение надындивидуального опыта. И тогда “национальные” завоевания смогут входить в мировую психологию, вызывая необходимую встречную активность западной науки. 

Ключевые слова
психологические исследования в глобальном мире, культура, “национальные” психологии, научная коммуникация, российская психология в глобальной науке
Классификатор
Получено
19.10.2018
Дата публикации
02.11.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
707
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сергей Леонидович Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. М.: Изд-во Московского Психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2010.

2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.

3. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71.

4. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.

5. Корнилова Т.В. Интернациональность психологии versus “национальные психологии” // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 3. С. 91–99.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017.

7. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.

8. Красавцева Ю.В., Корнилова Т.В. Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (IGT) // Психологический журнал, 2018. Т. 39. № 3. С. 50–64.

9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1969.

10. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 291–310.

11. Новое в науках о человеке: К 85-летию со дня рождения академика И.Т.Фролова / Отв. ред. Г.Л.Белкина; ред.-сост. М.И.Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2015.

12. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Е. Лепский. М.: Когитоцентр, 2007.

13. Смирнов С.Д. Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 5–13.

14. Степаносова О.В.Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 133–143.

15. Fox E., Riconscent M. Metacognition and Self-Regulation in James, Piaget, and Vygotsky // Educational Psychology Review. 2008. V. 20. P. 373–389.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести