Сетевая организация как путь интеграции психологии

Код статьи
S020595920000839-8-
DOI
10.31857/S020595920000839-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 39 / №5
Страницы
99-105
Аннотация

Обсуждается статья А.Л. Журавлева, И.А. Мироненко, А.В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” [3]. Выражается согласие с основными тезисами авторов о необходимости интеграции психологии в мировую науку и вместе с тем о многополюсности ее сетевой организации, что полностью соответствует представлению о полипарадигмальности психологической науки и необходимости преодоления изоляционистских тенденций “национальных” психологий. Обосновывается, что занявшие положение мейнстримов европейская и североамериканская психологии могут рассматриваться не только как движение к глобализации или ведущие полюса научной психологии, но и в качестве примера того, как усиление научных критериев достижения достоверного знания позволяет преодолевать кросскультурные различия в “национальных” психологиях. Проблема культуры психологических исследований рассматривается в аспекте критериев научности, отражающих надындивидуальные системы знаний, – культурогенности науки – и, тем самым, ее универсализации, но не стремлении к единой теории. С точки зрения гипотетико-дедуктивных реконструкций психологической реальности и вырабатываемых в мировой науке критериев, сеть психологической науки предполагает ее интегративность. Полипарадигмальность характеризует мир психологических теорий и методологию организации исследований, но не может сводиться к оценкам в аспекте их большей или меньшей научности. Развитие российской науки в направлении сети глобальной психологии не следует представлять только как решение проблем перевода работ на другой язык. Более важными являются проблемы категориального взаимодействия, за которыми стоит различие в образе мира психологов. “Взращивание” необходимых ориентиров для понятийного взаимодействия в психологии может осуществляться только при проведении исследований, результаты которых будут демонстрировать освоение надындивидуального опыта. И тогда “национальные” завоевания смогут входить в мировую психологию, вызывая необходимую встречную активность западной науки. 

Ключевые слова
психологические исследования в глобальном мире, культура, “национальные” психологии, научная коммуникация, российская психология в глобальной науке
Дата публикации
02.11.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
793

Библиография

  1. 1. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сергей Леонидович Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. М.: Изд-во Московского Психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2010.
  2. 2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.
  3. 3. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71.
  4. 4. Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
  5. 5. Корнилова Т.В. Интернациональность психологии versus “национальные психологии” // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 3. С. 91–99.
  6. 6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017.
  7. 7. Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.
  8. 8. Красавцева Ю.В., Корнилова Т.В. Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (IGT) // Психологический журнал, 2018. Т. 39. № 3. С. 50–64.
  9. 9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1969.
  10. 10. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 291–310.
  11. 11. Новое в науках о человеке: К 85-летию со дня рождения академика И.Т.Фролова / Отв. ред. Г.Л.Белкина; ред.-сост. М.И.Фролова. М.: ЛЕНАНД, 2015.
  12. 12. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Е. Лепский. М.: Когитоцентр, 2007.
  13. 13. Смирнов С.Д. Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 5–13.
  14. 14. Степаносова О.В.Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. 2003. №4. С. 133–143.
  15. 15. Fox E., Riconscent M. Metacognition and Self-Regulation in James, Piaget, and Vygotsky // Educational Psychology Review. 2008. V. 20. P. 373–389.
QR
Перевести