Профессия как вектор в N-мерном пространстве элементов деятельности
Профессия как вектор в N-мерном пространстве элементов деятельности
Аннотация
Код статьи
S020595920001089-3-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Савельев В. В. 
Аффилиация: Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина
Выпуск
Страницы
37-45
Аннотация

Предлагается классификация профессий, в которой каждая профессия представляется как вектор в n-мерном пространстве элементов деятельности. Раскрываются ограничения традиционных типологических и признаковых подходов, при котором происходят существенные потери информации о содержании профессиональной деятельности. Описывается алгоритм векторного представления профессий и его реализация на базовых группах профессий, представленных в Общероссийском классификаторе занятий. В результате был определен 431 вектор в трехмерном пространстве целей деятельности (гностических, изыскательских и преобразующих). Для обоснования практической применимости данного подхода проверялась гипотеза о связи между содержанием определенного типа деятельности в профессии и уровнем квалификации, требуемой для её освоения. Было выявлено, что профессии первого уровня квалификации подразумевают выполнение лишь преобразующей деятельности. В структуру профессий второго уровня квалификации входит и гностическая деятельность. Ограниченный объем изыскательских задач появляется в профессиях третьего уровня квалификации, а для профессий четвертого уровня квалификации их объем достигает в среднем 26% от трудовой деятельности. С одной стороны, полученные результаты демонстрируют высокую прогностическую валидность данного подхода относительно описаний профессий, а с другой ― его возможности в качестве исследовательского метода. 

Ключевые слова
психологическая классификация профессий, векторное представление профессий, типология по целям труда, уровни квалификации
Классификатор
Получено
19.10.2018
Дата публикации
02.11.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
633
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020595920001089-3-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.09.2018
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 111–117.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

3. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н., Купряшкин В.Ф. Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С. 25–32.

4. Новиков П.Н., Селиверстова О.Ф., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2014. № 1. С. 7–11.

5. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). "Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).

6. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 3. С. 76–87.

7. Пшеничников С.В. Инновационная деятельность и ее структура // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 72–75.

8. Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности //Психология и психотехника. 2015. № 5. С. 501–510.

9. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. СПб.: Типография М. Стасюлевича. 1877.

10. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. 2nd ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести