Оценка изменений положения преподавателей российских вузов
Оценка изменений положения преподавателей российских вузов
Аннотация
Код статьи
S0321-50750000617-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В соответствии с общим мировым трендом в российской системе высшего образования также происходят преобразования, приводящие к изменению как институциональной природы вузов, так и положения преподавателей. В статье на основе данных социологического опроса проводится комплексная оценка механизмов внешнего контроля над деятельностью преподавателей российских вузов и выделены стратегии их реагирования на происходящие изменения. Исследование показало, что в результате проводимых реформ увеличивается напряженность труда, изменяется структура рабочего времени, ухудшаются статусные позиции преподавателей. При этом профессиональное сообщество вузов весьма дифференцировано в зависимости от выбора стратегии поведения в новых условиях функционирования образовательной системы.
Ключевые слова
реформирование высшего образования, новый государственный менеджмент, социально-экономическое положение преподавателей вузов, стратегии поведения преподавателей, комплексная оценка, метод анализа иерархий, нечеткий подход
Классификатор
Дата публикации
27.06.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1076
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Абрамов Р.Н. (2011) Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодей­ствие // Социологические исследования. № 7. С. 37–47.

Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. (2015) Академический профессионализм в эпо­ху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени // Мони­торинг общественного мнения. № 6. С. 136–152.

Бабинцев В.П. (2014) Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в Рос­сии. № 2. С. 30–37.

Балабанова Е.С., Эфендиев А.Г. (2015) «Голос» работника в российских бизнес-организациях: концептуализация и результаты эмпирического анализа // Мир России. № 3. С. 61–87.

Балацкий Е.В. (1) (2014) Истощение академической ренты // Мир России. № 3. С. 150–174.

Балацкий Е.В. (2) (2014) Оценка академической ренты // Вопросы экономики. № 10. С. 97–113.

Балацкий Е.В. (2015) Новые тренды в развитии университетского сектора // Мир России. № 4. С. 72–98.

Бесс Дж.Л. (2011) Контракты, бюрократия и мотивация преподавателей: возможные эф­фекты отсутствия постоянного найма // Юдкевич М.М. (ред.) Контракты в академи­ческом мире. М.: ВШЭ. С. 57–90.

Будущее образования: глобальная повестка (б/г) // Re-engineering Futures // http://edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru_full.pdf

Вольчик В.В. (2013) Реформирование российской системы высшего образования: роль ми­фов и институтов // Terra Economicus. № 2. С. 94–103.

Вольчик В.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д., Оганесян А.А., Фурса Е.В. (2016) Адаптивное поведение и институты в организации учебного процесса // Terra Economicus. № 4. С. 119–141.

Давыдова И.А., Козьмина Я.Я. (2014) Профессиональный стресс и удовлетворенность ра­ботой преподавателей российских вузов // Вопросы образования. № 4. С. 169–183.

Дим Р. (2004) «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. № 3. С. 44–56.

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки (2016) // Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

Каган Е.С. (2015) Построение комплексных нечетких оценок эффективности деятельности вуза и публичной формализации деятельности преподавателей // Известия Алтайско­го государственного университета. № 1 (85). С. 152–157.

Каган Е.С. (2016) Нечеткий подход к комплексной оценке последствий введения внешнего контроля деятельности преподавателей российских вузов // Экономика. Профессия. Бизнес. № 3–2. С. 96–101.

Капогузов Е.А. (2012) Институциональная структура производства государственных ус­луг: от веберианской бюрократии – к современным реформам государственного управления. Омск: ОГУ.

Кузьминов Я., Юдкевич М. (2007) Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. № 6. С. 80–93.

Курбатова М.В. (2016) Реформа высшего образования как институциональный проект рос­сийской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. № 4. С. 59–86.

Курбатова М.В., Донова И.В. (2015) Эффекты внешнего контроля деятельности преподавателей российских вузов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 2. С. 17–27.

Курбатова М.В., Каган Е.С. (2015) Оценка степени значимости эффектов внешнего кон­троля деятельности преподавателей вузов // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). № 3. С. 122–143.

Ловаков А.В. (2015) Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов // Вопросы образования. № 2. С. 109–128.

Маккормик Р.Э., Майерс Р.Э. (2011) Управление университетом: взгляд с точки зрения прав собственности // Юдкевич М.М. (ред.) Контракты в академическом мире. М.: ВШЭ. С. 127–158.

Назарова И. (2005) Трудовые нагрузки: усилия и результаты (преподаватели вузов) // Высшее образование в России. № 10. С. 37–41.

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направ­ленные на повышение эффективности образования и науки». Утвержден распоряже­нием Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р // Прави­тельство России // http://government.ru/media/files/41d4da971dd8e35ce817.pdf

Смолин О.Н. (2015) Высшее образование: борьба за качество или покушение на человече­ский потенциал? (статья 2) // Социологические исследования. № 7. С. 30–37.

Суммарное рабочее время штатных преподавателей образовательных органи­заций высшего образования (часов в неделю) (2016) // Мониторинг эко­номики образования. Индикаторы экономики образования. М.: ВШЭ // https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116119242/индикаторы (dragged) 7.pdf

Тамбовцев В.Л. (2006) Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измере­ния образовательных технологий // Вопросы образования. № 1. C. 5–24.

Тамбовцев В., Рождественская И. (2014) Реформа высшего образования в России: между­народный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. № 5. C. 97–108.

Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реали­зации государственной социальной политики» // Министерство образования и науки Российской Федерации // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/4716

Фадеева И.М., Федосеева М.В. (2015) Самочувствие преподавателя в обществе, профес­сии, вузе // Мониторинг общественного мнения. № 6. С. 153–163.

Фрумин И.Д., Добрякова М.С. (2012) Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. № 2. С. 159–191.

Хед С. (2011) Что угрожает британским университетам? // Вопросы образования. № 2. С. 282–295.

Хиршман А.О. (2009) Выход, голос и верность. Реакция на упадок фирм, организаций и государств. М.: Новое издательство.

Эндерс Ю. (2011) Кафедральная система в переходный период: назначения, повышения и барьеры на вход в профессию в немецком высшем образовании // Юдкевич М.М. (ред.) Контракты в академическом мире. М.: ВШЭ. С. 195–227.

Эфендиев А.Г., Решетникова К.В. (2008) Человеческий и образовательный капитал препо­давателей вузов // Экономика образования. № 4. С. 65–87.

Chomsky N. (2014) On Academic Labor // Counterpunch Magazine // http://www.counterpunch.org/ 2014/02/28/on-academic-labor/

Pratt A., Jarvis H. (2006) Bringing it All Back Home: the Extensification and “Overflowing” of Work: the Case of San Francisco’s New Media Households. LSE Research Online // http://eprints.lse.ac.uk/854/1/Bringing_it_all_back_home (LSERO).pdf

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести