Аннотация
В статье предложен новый аспект исследования интертекстуальности «Поэмы без героя» Анны Ахматовой. Авторы выявили цитатно-реминисцентный слой трагедии «Фауст» Гёте и показали, что каждая из отсылок к Гёте является структурообразующим принципом по отношению к тексту поэмы - структурирует ее на разных уровнях, начиная от мотивно-образного до композиционного. Рассмотрены художественные функции образов Фауста и Мефистофеля, открыто обозначенных в Поэме, выявлена связь сюжетных ситуаций прихода инфернальных сил к героине, вызвавшей их с помощью магического ритуала (гадания) с сюжетной завязкой «Фауста»; сопоставлены мотивы бесовского карнавала «Поэмы без героя» (с отсылками к «Брокену ночному») с мотивами «Вальпургииевой ночи» «Фауста»; прослежены лейтмотивы «отравленного вина», «Золотого века», «черного преступления», «мук совести», подспудно звучащие в ахматовской поэме и показано их созвучие смысловым линиям гетевской трагедии. Доказано, что Ахматова в своих апелляциях к Гёте опиралась не только на оригинал «Фауста», но и на его перевод, сделанный Н.А. Холодковским.
Ключевые слова
И.В. Гёте, А.А. Ахматова, «Фауст», «Поэма без героя», интертекстуальный мотив, сюжетная аллюзия, реминисценция, демоническая образность, компаративистика, рецептивная эстетика
Комментарии
Сообщения не найдены