- Код статьи
- S0321-50750000617-4-1
- DOI
- 10.7868/S50000617-4-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Аннотация
- Одна из основных надежд, связанных с эпохой модерна, состояла в том, что сопутствующий ей расцвет наук и взрыв научных достижений в различных отраслях знания должны быть использованы с целью существенного улучшения качества жизни людей. Эти ожидания распространялись в том числе и на общественные науки, открывавшим, как многим казалось, возможности к достижению не только более совершенного и рационального социально-экономического порядка, но и к совершенствованию самих индивидов. С 1880-х гг. в Европе начали проводиться первые систематические эксперименты по перенесению идей из сферы социальных наук в сферу практической политики, положившие начало процессу, который в существующей литературе (а также в настоящей статье) получил название «онаучивание социального». После свержения монархий в конце Первой мировой войны новые политические силы в Германии и Советском Союзе встали перед проблемой легитимации своего господства, и «онаучивание социального» оказалось в некотором смысле одним из инструментов для решения этой задачи. Обе возникшие диктатуры – сталинская и национал-социалистическая – довели эту идею до крайности, запустив масштабные проекты по переформатированию собственных обществ в соответствии с господствующими социальными теориями своего времени – классовой и расовой соответственно. В обоих случаях контроль государства над социальной и экономической жизнью был доведен до беспрецедентно высокого уровня, а их экономические успехи, подстегиваемые в значительной степени масштабными программами перевооружения, неизбежно закладывали фундамент новой войны. Сегодня кажется немыслимым то, с какой наивностью достижения общественных наук использовались в практической политике, однако в те времена физическое уничтожение «врагов режима» и «неполноценных личностей» с легкостью преподносилось людям как одно из необходимых и научно-обоснованных средств создания лучшего общества. В данной статье анализируется, какие формы процесс «онаучивания социального» принял в Советском Союзе и Германском рейхе в относительно мирный период, разделявший две мировые войны. В первой части статьи проводится концептуальный разбор понятий «модерн» и «онаучивание социального», а также предлагается периодизация их использования в политическом контексте. Во второй части рассматриваются сходства и отличия указанных процессов, а также стратегий обоих режимов по легитимации собственного господства.
- Ключевые слова
- современность, «онаучивание социального», вера в легитимность, политическая коммуникация, сравнительное изучение диктатур, межвоенный период, сталинизм, национал-социализм
- Дата публикации
- 01.01.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 978