Белые портреты в галерее африканской политики
Белые портреты в галерее африканской политики
Аннотация
Код статьи
S032150750000096-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Прокопенко Любовь Ярославовна 
Аффилиация: ст.н.c. Института Африки РАН
Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Выпуск
Страницы
34-39
Аннотация

В статье дана галерея портретов белых политических и государственных деятелей Африки. Особое внимание уделено белым президентам (Ф. де Клерк, Ф.-А.Рене, Я.Кхама, Г.Скотт). Показаны судьбы белых борцов с режимом апартеида в новой демократической ЮАР. Отмечается их вклад в политическое и социально-экономическое развитие. Согласно идее «африканского ренессанса», выдвинутой президентом ЮАР Табо Мбеки на рубеже XXI в., африканеры наряду с черными являются африканцами.

Ключевые слова
Африка, африканеры, белые президенты, ЮАР, борцы с апартеидом, принцип «нерасовости», африканизация политического аппарата, «африканский ренессанс»
Классификатор
Получено
01.08.2018
Дата публикации
27.08.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2435
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

 

Решение расовой проблемы стало важным завоеванием современного общества в XX в. Одно из ярких свидетельств этого - избрание президентом США на выборах 4 ноября 2008 г. темнокожего Барака Обамы и переизбрание его на выборах в 2012 г. Это стало результатом политической толерантности американского общества. В современной истории ряда африканских стран есть также примеры, когда белые политики занимали важные государственные посты и даже становились главами государств.

2

В конце 2017 г. белое население ЮАР составило 8% (4,5 млн при населении страны 56,5 млн) [1], в Ботсване, согласно статистике Indexmundi, - 7%, Намибии - 6%, Свазиленде - 3%, около 1% белых живут в Анголе, Кении, Мозамбике. Белое население есть также в Замбии, Зимбабве, Малави и Лесото.

3

Большую часть белого населения в перечисленных странах (особенно в ЮАР и Намибии) составляют африканеры - потомки европейских колонистов, в основном выходцев из Голландии, Германии и Франции, некоторые имеют фламандские, австрийские, шведские, датские, норвежские и португальские корни. Менее многочисленны общины англо-африканцев.

4

Основополагающим документом африканской системы защиты прав человека является Африканская хартия прав человека и народов (принята в 1981 г. в Найроби, Кения). В Основном законе ЮАР говорится, что «Государство не может несправедливо дискриминировать прямо или косвенно кого-либо по одному или нескольким основаниям, включая расу, пол…» [2].

5

БЕЛЫЕ ПРЕЗИДЕНТЫ НЕЗАВИСИМЫХ СТРАН АФРИКИ

6

В современной истории африканских стран есть несколько примеров, когда главой государства становился белый политик. В 1989-1994 гг. президентом Южной Африки был африканер Фредерик В. де Клерк; с 1979 по 2004 гг. на посту президента Республики Сейшельские Острова находился француз Франс Альбер Рене; в Замбии в конце 2014 - начале 2015 гг. и.о. главы государства был Гай Скотт (сын выходцев из Великобритании).

7

В формате журнальной статьи представляется возможным назвать имена политических и государственных деятелей, внесших вклад в политическое и социально-экономическое развитие ряда стран континента (прежде всего Юга Африки), дать краткую характеристику деятельности наиболее известных из них и проследить динамику представительства членов белых общин в органах власти.

8

Роль некоторых политиков уже признана международным сообществом и подтверждена высокими наградами, например, лауреата Нобелевской премии мира Ф.В. де Клерка (ЮАР).

9

Африканер Фредерик Виллем де Клерк (р. 1936 г.) - потомственный политик. Он вошел в историю как президент Южной Африки, решившийся на реформы, которые привели к демонтажу системы апартеида. После первых демократических выборов в 1994 г., на которых победила партия Африканский национальный конгресс (АНК) во главе с Нельсоном Манделой, Ф. де Клерк стал заместителем президента страны. С 1989 по 1997 гг. он возглавлял Национальную партию (НП).

10

Уйдя в 1996 г. с поста зам. президента, этот политик способствовал укреплению международного имиджа страны. Например, в начале 2000-х гг., когда в ЮАР проблема борьбы со СПИДом довольно долго оставалась вне поля зрения политических лидеров страны, де Клерк на различных международных встречах пытался отстаивать репутацию ЮАР как страны с передовой медициной, где впервые в мире была осуществлена уникальная операция по пересадке сердца. В 2000 г. он создал фонд своего имени, а в 2004 г. - Global LeadershipFoundation.

11

Четверть века - с 1979 по 2004 гг. - президентом Республики Сейшельские Острова (РСО) был Франс Альбер Рене (р. 1935 г.), француз по происхождению. Он родился и вырос на одном из островов в семье управляющего плантацией. Получил юридическое образование в Швейцарии и Великобритании, в период учебы принимал участие в деятельности лейбористской партии Великобритании. Вернувшись на родину в 1964 г., Рене занимался адвокатской практикой.

12

В 1964 г. он стал одним из основателей и лидером первой политической партии в стране - Объединенной партии народа Сейшельских Островов (ОПНС). Став депутатом законодательной ассамблеи колонии, вместе с соратниками по партии активно боролся за предоставление ей самоуправления. После провозглашения независимости Сейшельских Островов в 1976 г. Рене был назначен премьер-министром. После бескровного переворота, осуществленного 5 июня 1977 г., и прихода к власти ОПНС Рене стал главой государства, был избран президентом 26 июня 1979 г.

13

Политика правительства А.Рене была направлена, прежде всего, на развитие социальной сферы и на превращение Индийского океана в зону мира. В 1978 г. на базе ОПНС Рене создал партию Прогрессивный фронт народа Сейшельских Островов (ПФНС). Введя в 1979 г. однопартийную систему, он на безальтернативной основе выиграл президентские выборы в 1984 и 1989 гг. В 1992 г. под давлением международных финансовых организаций и оппозиции ввел многопартийность, и страна стала на путь либерализации экономики, основанной на индустрии туризма.

14

Под руководством этого политика РСО добилась одного из самых высоких на Африканском континенте показателей по уровню жизни населения. Рене переизбирался также на выборах 1993, 1998 и 2001 гг. Сокращение числа иностранных туристов привело к экономическим трудностям, активизировалась оппозиция, обвинявшая правительство, в т.ч. в ограничении свободы слова и печати.

15

14 апреля 2004 г. Рене досрочно ушел в отставку и передал управление страной вице-президенту Джеймсу Мишелю. Мирная передача власти позволила этим политикам сохранить дружеские отношения. В июне 2014 г. президент Дж.Мишель, выступая в столице страны г. Виктория на презентации книги «Albert Renй. The Fatherof  Modern Seychelles. Biography», написанной британским историком Кэвином Шиллингтоном, назвал первого президента «смелым патриотом и верным сыном Сейшельских островов» [3].

16

В Ботсване в 2011-2015 гг. должность министра сельского хозяйства занимал африканер Кристиан де Граф, а в 2014 г. помощником министра местного самоуправления и сельского развития был назначен африканер Франк Соломон ван дер Вестхаюзен [4]. По состоянию на начало 2018 г., в правительстве в числе 18 министров белых нет.

17

Тема участия белых политиков в политическом процессе африканских стран привлекла к себе внимание в связи с событиями в Замбии в конце 2014 г.

18

После смерти президента страны Майкла Саты 28 октября 2014 г. и перехода власти к вице-президенту - им был белый Гай Скотт (полное имя Гай Линдсей Скотт, р. 1944 г.) - сложилась политическая ситуация, которая оказалась в центре внимания не только африканских, но и мировых политологов и СМИ.

19

Этот белый политик вплоть до досрочных президентских выборов 20 января 2015 г. (почти три месяца) впервые в истории страны периода независимости был и.о. главы государства. Согласно конституции Замбии, в случае смерти главы государства его обязанности временно возлагаются на вице-президента, а досрочные президентские выборы должны состояться в течение 3 месяцев после этой даты [5]. Поэтому М.Сата, назначая после прихода к власти в сентябре 2011 г. вице-президентом Г.Скотта (кстати, против воли многих в руководстве его партии Патриотический фронт / ПФ), хорошо осознавал возможность занятия высшего поста страны неафриканцем. Тем более что в тот момент Сате было уже 74 года, и, как позже стало известно, у него уже начались проблемы со здоровьем. Сам Г.Скотт подтверждал, что «Сата был рад моему назначению и тому, что при необходимости я смогу его заменить» [6].

20

Гай Скотт - сын выходцев из Великобритании, родился в Замбии, говорит на нескольких местных языках. Его отец, эмигрировавший в 1927 г. из Глазго в Северную Родезию, работал врачом на железной дороге, а позже стал политиком и боролся за права африканцев. Получив образование экономиста в Кембридже, Г.Скотт читал лекции в Оксфорде.

21

В 1990 г. он вступил в партию Движение за многопартийную демократию (ДМД), возглавляемую Фредериком Чилубой. В 1990-1996 гг. он был министром сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства в правительстве президента Чилубы. Скотт многое сделал для развития сельского хозяйства страны, его считали хорошим профессионалом в этой сфере. Интересно, что в 1996 г. вместе с Беном Капитой Скотт создал партию «Лима», в которую входили представители всех рас, а в 2001 г. он вступил в созданную М.Сатой в том же году партию Патриотический фронт.

22

После прихода Саты к власти в 2011 г. Скотт был назначен вице-президентом страны. Он неоднократно заменял в заграничных поездках болеющего Сату, например, на саммите «Лидеры США и Африка», который состоялся в Вашингтоне в августе 2014 г. Оппозиция нередко резко критиковала смелые суждения Скотта по некоторым вопросам. Например, в мае 2013 г. политический резонанс получило его резкое негативное высказывание о ЮАР: находясь в Великобритании, в интервью английской газете TheGuardianГ.Скотт скептически отозвался о политической роли ЮАР в южноафриканском регионе и в Африке [7]. Оппозиционная партия Движение за многопартийную демократию (ДМД) выступила с критикой Скотта, который, по ее мнению, нанес серьезный ущерб добрососедским отношениям Замбии и ЮАР, и потребовала его немедленной отставки.

23

Став и.о. президента в 2014 г. (после смерти Саты), Скотт, однако, по конституции не имел права выдвигать свою кандидатуру в президенты на очередных выборах, т.к. одна из ее статей запрещает баллотироваться на этот пост замбийцам менее чем в третьем поколении [8]. Но в период подготовки к президентским выборам, назначенным на 20 января 2015 г., он все же оказался в центре политического конфликта, разразившегося в правящей партии ПФ.

24

В Замбии, по сложившейся традиции, президент одновременно является также лидером правящей партии, поэтому после смерти ее лидера налицо было столкновение интересов Г.Скотта и министра обороны и министра юстиции Эдгара Лунгу, который в ПФ занимал пост генерального секретаря.

25

Противостояние Скотта и Лунгу разделило партию на два лагеря, но после решения суда о кандидате в президенты в пользу Э.Лунгу примирение сторон состоялось. Скотт, проявив политическую мудрость, поддержал предвыборную кампанию Лунгу и прилагал активные усилия для восстановления имиджа правящей партии. Поэтому из большой политики он ушел не «хромой уткой» (по американскому выражению, покидающий свой пост политик, от которого почти уже ничего не зависит), а человеком, сделавшим немало для того, чтобы в стране в очередной раз смена власти произошла мирным демократическим путем.

26

Эти события происходили на фоне частых нападок на Г.Скотта, прежде всего со стороны лидера оппозиционной Объединенной партии за национальное развитие (ОПНР) Хакаинде Хичилемы. Однажды тот даже назвал Скотта «самым глупым белым человеком» [9]. В апреле 2016 г. в интервью местной газете LusakaTimesГ.Скотт - член парламента от правящей партии ПФ - сказал, что подобные выпады считает не проявлением расизма, а частью политической борьбы. В последние годы Скотта критикуют (и не без оснований) за переходы из одной политической партии в другую. В ноябре 2017 г. Скотт заявил, что теперь он член партии Национальный демократический конгресс [10].

27

Г.Скотт отмечал, что его успешная политическая карьера - «уникальное следствие стабильности и толерантности в Замбии» [11]. Причины толерантности замбийского общества в отношении белых сограждан, в т.ч. к политикам, коренятся в 50-летней истории независимой страны.

28

Замбию, где живут более 70 этнических групп, часто называют удачным примером достижения этнополитической консолидации. Тот факт, что Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) во главе с первым президентом страны Кеннетом Каундой находилась у власти 27 лет, почти избегая этнического напряжения, попрежнему считается несомненным политическим достоинством его наследия. (Кстати, в канцелярии (Statehouse) Каунды в числе его личных секретарей долгое время работала белая Глория Слип.) То же касается и расовой терпимости в стране.

29

Свидетельством расовой толерантности является тот факт, что в Замбию по приглашению правительства переехали несколько сотен белых фермеров из соседней Зимбабве, вынужденных уехать оттуда после начала земельной реформы, начавшейся там в 2000 г. Переселенцы живут в Южной провинции Замбии и занимаются развитием фермерского хозяйства. Необходимо сказать‚ что приход к власти М.Саты в 2011 г. вызвал некоторое беспокойство у белого населения, т.к. он высоко оценивал деятельность президента Зимбабве (теперь уже бывшего) Роберта Мугабе и настаивал на необходимости снятия санкций западных стран в отношении этой страны. Но эти опасения оказались напрасными.

30

В ряде африканских стран белые политики становились также вторыми лицами в государстве. Интересно сложилась длительная политическая карьера бывшего премьер-министра Маврикия Поля Раймона Беранже (р. 1945 г.), француза по происхождению.

31

Начав ее в 1970-е гг. профсоюзным лидером, он, с одной стороны, стал с 1980-х гг. активным оппозиционным лидером (действующим по сей день), а с другой - видным государственным деятелем, который в разные годы занимал высокие государственные посты: министра финансов (19821983 и 2000), министра иностранных дел (19911993 и 1995), а в 2003-2005 гг. одновременно был премьер-министром и министром обороны и внутренних дел. Один из двух сыновей П.Беранже, Эммануэль, также выбрал карьеру политика.

32

Для многорасовых стран Юга Африки (ЮАР, Зимбабве и Намибии) с самого начала получения независимости со всей очевидностью стоит необходимость формирования властных структур с учетом интересов всех значимых групп общества. Соблюдение прав меньшинств (белого и цветного населения) создает условия для становления политической стабильности и, в конечном счете, развития демократии. Одной из особенностей формирования и развития новой политической элиты в этих странах является африканизация* политического аппарата. Однако она не принимает крайних форм.

*Система политических и административных мер, принятых в независимых странах Африки в 1960-е - 1970-е гг. (в
некоторых странах и в последующий период), которые направлены на оттеснение белых от руководящих должностей в
системе государственного управления, экономики, преподавания в высших учебных заведениях и замену их коренными
африканцами (прим. авт.).
33

БЕЛЫЕ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЮАР

34

История ЮАР, где белые составляют около 8% населения, представляет собой, с одной стороны, столетия расовой сегрегации и дискриминации, этнической разобщенности, а с другой - десятилетия борьбы политических партий с апартеидом внутри страны и в эмиграции. В числе борцов с апартеидом и соратников Нельсона Манделы были не только южноафриканцы, но и представители других стран Юга Африки. Как отмечает Д.М.Бондаренко, «для африканцев… апартеид всегда был проблемой общей, а не сугубо южноафриканской» [12, с. 89].

35

Среди борцов с режимом апартеида было много белых. Необходимо отметить, что ряд белых южноафриканских политиков родились или являются потомками выходцев из Российской империи - это, в основном, евреи, эмигрировавшие из Литвы и Латвии. В начале 1920-х гг. в Южной Африке проживало более 20 тыс. выходцев из России. Многие из них, например, видные профсоюзные деятели Рэй Саймонс (Рахиль Александрович) и Эли Вайнберг, считали апартеид сродни антисемитизму и пытались внести лепту в борьбу с ним [13, с. 125].

36

Считается, что евреи-литваки были, в основном, радикальнее по сравнению с евреями, эмигрировавшими в Южную Африку из стран Западной Европы. Некоторые из них, например, Р.Саймонс и Э.Вайнберг, были в рядах Южноафриканской коммунистической партии (ЮАКП) [13, с. 126]. А Хелен Сузман, депутат парламента в 1950-е - 1970-е гг., была в числе немногих белых политиков, которые критиковали апартеид. Еврейское происхождение у видного деятеля партии АНК Джил Маркус, бывших лидеров оппозиционной партии Демократический альянс (ДА) Тони Леона и Хелен Зилле (ее родители эмигрировали из Германии в 1930 г.).

37

Особого внимания заслуживают судьбы Джо Слово и Ронни Касрилса. Дж.Слово (1926-1995, настоящее имя Йоссель Машель) - генеральный секретарь ЮАКП в 1984-1991 гг. Несколько десятилетий он был в числе видных белых лидеров в борьбе с режимом апартеида. В 1985 г. Слово был единственным белым членом Национального исполнительного комитета АНК. Дж.Слово сыграл большую роль в переговорах между оппозиционными силами и правящей Национальной партией во главе с Ф. де Клерком. На первых многорасовых всеобщих выборах в апреле 1994 г. он был избран членом парламента от АНК. В правительстве национального единства во главе с Манделой был назначен министром жилищного строительства, занимал эту должность до самой своей кончины 6 января 1995 г. На его похоронах Н.Мандела назвал Слово «вождем, патриотом, воином и переговорщиком» [14, с. 346].

38

Видный борец с апартеидом Ронни Касрилс (р. 1938 г.) был одним из создателей боевого крыла АНК - «Умконто ве сизве» («Копье нации»). В 1994 г. Н.Мандела назначил его заместителем министра обороны, а следующий президент Табо Мбеки - министром водного и лесного хозяйства (1999-2004) и министром разведывательных служб (2004-2008).

39

Задолго до ухода из политики Касрилс стал писателем и публицистом. В 1993 г. вышла его автобиография «ArmedandDangerous», которая в 2005 г. была опубликована на русском языке под названием «Вооружен и опасен. От подпольной борьбы к свободе». В предисловии к русскому изданию Р.Касрилс писал: «Я глубоко счастлив, что эта книга выходит на языке Пушкина. Мне вспоминается русская речь, когда беседовали между собой мои деды и бабушки - выходцы из Литвы и Латвии» [15]. Этот белый южноафриканский политик несколько раз был в нашей стране, он (единственный белый) в составе группы бойцов «Умконто ве сизве» приезжал в Одессу еще в 1963 г., позже был также в Москве [16, с. 39, 75].

40

В правительствах всех президентов новой ЮАР (Н.Манделы, Т.Мбеки, К.Мотланте и Дж.Зумы) работал потомок португальских иммигрантов Тревор Мануэль (р. 1956 г.). В 19962009 гг. он был министром финансов, а в 20092014 гг. - министр национальной комиссии по планированию.

41

В числе депутатов парламента есть и белые оппозиционеры. Почти 20 лет членом парламента ЮАР был лидер оппозиционной партии Демократический альянс (ДА) Тони Леон (р. 1956 г.). Адвокат по образованию, он возглавлял эту партию в 1999-2007 гг. В 2009 г. президент Дж.Зума назначил его послом ЮАР в Аргентине, Уругвае и Парагвае. Т.Леон - автор книг «OntheContrary» («Напротив»), вышедшей в 2008 г., и «OppositeMandela: EncounterswithSouthAfricasicon» («Лицом к лицу с Манделой: встречи с иконой Южной Африки»), изданной в 2013 г. А видный член партии ДА Колин Иглин заседал в парламенте с 1994 по 2004 гг.

42

Назначение/избрание белых политиков в органы власти всех уровней были результатом реализации АНК принципа «нерасовости» и политики освобождения страны от расизма. Одним из важных этапов ее формирования стал документ «Формирование нации и национальное строительство. Национальный вопрос в Южной Африке», принятый АНК на очередной национальной конференции в декабре 1997 г. К этому времени на политической арене правых белых партий было крайне мало. После 1994 г. представительство африканеров в органах власти всех уровней значительно снизилось. Партии африканеров не смогли составить серьезную конкуренцию на политическом поле страны. Некоторые из них, например Новая национальная партия (ННП), в 2005 г. присоединились к АНК, остальные представляют собой организации с незначительным членством.

43

На рубеже XXI в. президент Т.Мбеки выдвинул идею гармоничного развития Африканского континента под названием «африканский ренессанс». Выступая в парламенте ЮАР 8 мая 1996 г. по случаю принятия новой конституции, он говорил об африканцах Южной Африки как о представителях всех этнических групп страны, в т.ч. африканеров [17].

44

В первом правительстве Т.Мбеки (1999-2004) из 28 министров было 2 белых - Р.Касрилс и Александер Эрвин. В 2002-2004 гг. на посту премьера провинции Западный Кейп был М. ван Скалквейк. Во втором правительстве Мбеки (2004-2009) министрами были назначены 3 белых политика: М. ван Скалквейк (министр туризма и окружающей среды), Р.Касрилс (министр разведывательных служб) и А.Эрвин (министр промышленности). Кстати, Т.Мбеки назначил парламентским советником африканерку Сьюзен ван дер Мерве, а в 2002 г. африканера Фредерика ван Зиль Слaбберта - руководителем группы при министерстве внутренних дел по разработке избирательной системы ЮАР.

45

В процессе трансформации южноафриканского общества, в котором все более расширялись политические и экономические права чернокожих граждан, любая критика правительства и АНК (например, по проблеме их отношения к СПИДу, по поводу безнаказанности коррупционеров среди видных членов партии) воспринималась как расистская. Обвинения в расизме коснулись и белых членов АНК и компартии, в том числе из их руководства. Это коснулось и белых членов правительства. Как отмечают российские историки А.Б.Давидсон и И.И.Филатова, «…такие обвинения против белых - бывших активистов Объединенного демократического фронта и АНК, в прошлом рисковавших жизнью для его победы, отнюдь не были исключением» [18, с. 399].

46

Больше всего в расизме обвиняли оппозицию, например, лидера Демократической партии (с 2000 г. - Демократический альянс / ДА) Тони Леона. Южноафриканская исследовательница Нейл Ределинхейс отмечала, что идея президента Мбеки, объединившая в понятии «африканец» и черных и белых, «…не укоренилась еще в сознании широких масс» [19, с. 43], при этом вина за экономические трудности часто возлагалась на белых.

47

                                     (Окончание следует)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести