Как живут в Турции «Новые Мухаджиры» из России. Миграция российских мусульман в 2000-е гг.
Как живут в Турции «Новые Мухаджиры» из России. Миграция российских мусульман в 2000-е гг.
Аннотация
Код статьи
S032150750000503-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нефляшева Наима Аминовна 
Должность: Кандидат исторических наук, доцент
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: РФ, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Выпуск
Страницы
27-34
Аннотация

В статье проанализированы причины миграции российских мусульман в Турцию, выделены группы т.н. «новых мухаджиров». Рассмотрены факторы, способствующие эмиграции, и способы юридической, языковой, бытовой адаптации мигрантов. Акцент делается на способах самоорганизации российских мусульман в Турции и на интеллектуальных проектах, которые они инициировали. Рассмотрена правомерность применения к мусульманам

Ключевые слова
Россия, временная миграция, ислам, Турция, «новые мухаджиры», Северный Кавказ
Классификатор
Получено
09.10.2018
Дата публикации
14.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
5298
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Российские мусульмане в Турции - часть современного миграционного потока из России, который, как отмечают отечественные теоретики проблем миграции, в 2000-е - 2010-е гг. существенно увеличился и изменился [1].Произошло расширение социальной базы миг- рации, в частности, миграции временной - в нее вовлечены жители регионов, люди со средним уров- нем образования, женщины, молодежь. К известным формам временной миграции добавились трудовая, коммерческая и религиозная миграция.
2

МУСУЛЬМАНЕ ИЗ РОССИИ В ТУРЦИИ: НОВЫЙ ПЕРИОД МИГРАЦИИ

3 Российских мусульман, мигрирующих в Турцию, следует выделить в качестве особой группы среди граждан РФ, мигрирующих в эту страну по направлениям матримониальной, образовательной, коммерческой, трудовой миграции. Представляется возможным отнести этот вид миграции к долгосрочной. «Долгосрочная миграция - это миграция на срок от трех месяцев и более, когда между мигрантом и регионом или страной его постоянного проживания не прерывается «статистическая связь», т.е. он остается гражданином этой страны или ее постоянным (но не наличным) жителем, его имя сохраняется в регистре или иной системе национального учета с обязательным возвращением к прежнему месту жительства» [2].
4 Основной регион, из которого мигрируют в Турцию мусульмане России, называющие себя «новыми мухаджирами», - это Северный Кавказ, а именно - Дагестан, Чечня, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария. Есть среди «новых мухаджиров» и русские неофиты, а также выходцы из Татарстана и Башкирии.
5 Точное число мусульман, уехавших в Турцию из России в 2010-2017 гг., определить не представляется возможным по следующим причинам: 1)Система регистрации («прописки») предполагает снятие с регистрационного учета только при выезде на постоянное место жительства за границу. Мусульмане, выезжающие в Турцию, как правило, не «выписываются» и не снимаются с регистрационного учета; 2)Отсутствует координация между МВД РФ (регистрация по месту постоянного жительства и месту временного пребывания) и пограничной службой, фиксирующей факты пересечения государственной границы РФ; 3)Учет граждан РФ, проживающих и находящихся за пределами России, в консульствах по конфессиональному признаку не ведется. 4)Отсутствует взаимодействие Федеральной службы государственной статистики с Национальной статистической службой Турции по определению численности российских граждан.
6 По оценкам моих респондентов, количество мусульман России, проживающих в Турции, насчитывает около 15 000 человек. Ольга Кравец, парижский фотограф и документалист, автор проекта о русских мусульманах в Турции, говорит о сложности точной оценки: «В Турции переселенцев из России - пара десятков тысяч» [3].
7

ДРУГОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ

8 Мусульмане из России расселяются в Стамбуле (в основном, в районах Бейликдюзю, Башакшехир, Каяшехир), Анталии, Ялове (как правило, этот город выбирают для проживания мусульмане, придерживающиеся радикальных взглядов) и Бурсе. Турция долгое время оказывалась для российских мусульман предпочтительной как по экономических причинам, так и по легкости перемещения: в Сирии продолжается гражданская война, ужесточено посещение иностранцами Египта после событий «арабской весны», а Саудовская Аравия остается дорогой и закрытой для иностранцев страной.
9 «Сейчас у многих вариантов практически нет. Уехать в Саудию практически невозможно, это закрытая страна. Эмираты - дорого и жарко. Многие жили в Сирии и Египте. Во многом получается, что нет альтернативы Турции. Сейчас такой интересный момент, когда здесь собралось в силу неизбежности такое большое количество людей, очень разных. Многие из них, может быть, и не поехали бы в Турцию никогда, если была бы альтернатива. Когда можно было ехать в Египет и Турцию, в основном ехали туда», - рассказал мне мухаджир из Москвы.
10 Благоприятной для мусульман оказывалась и политика правящей партии - Партии справедливости и развития (ПСР), которую историк П.Шлыков определил как «десекуляризация через либерализацию». ПСР создала режим, способствующий укреплению исламской политической идентичности, государство подтвердило свое исключительное право на трансляцию «правильного» государственного суннитского ислама, на его толкование и контроль за его распространением, усилилась тенденция расширения религиозного поля, начавшаяся в 1940-х и продолжившаяся в 1980-х гг. Укрепились позиции Управления религиозных дел - главной государственной структуры, отвечающей за государственно-конфессиональные отношения, увеличен аппарат религиозных служащих, количество медресе, исламских фондов, общественных организаций с ярко выраженной религиозной направленностью и идентичностью [4].
11 Реджеп Тайип Эрдоган, будучи премьер-министром Турции, выступая на одном из собраний Партии справедливости и развития, призвал турецких граждан осознать ответственность перед братьями-беженцами, назвав граждан Турции ансарами1, а беженцев - мухаджирами2. В обращении очевидны отсылки ко времени становления ислама, когда первые мусульмане уехали в Йасриб и были приняты под покровительство жителями этого города. «Государство приветствует миграцию мусульман. В мечетях произносятся проповеди о помощи мухаджирам. Имам рассказывает, как ансары делились с мухаджирами кровом и имуществом. Мусульмане знают эту историю, и, когда имам взывает, включается определенный якорь», - рассказывает один из «новых мухаджиров».
1. Ансар (мн.ч. от насир - помощник; по-русски употребляется только в форме мн.ч. - ансары) - жители Йасриба из племён аус и хазрадж, которые в 622 г. заключили договор с пророком Мухаммадом, признав его своим верховным вождем и вероучителем, предоставив ему и муха джирам право поселиться в их городе и оказав материальную поддержку. См.: Ислам. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.М.Прозоров. М., Наука, ГРВЛ, 1991, c. 21.

2. Мухаджир (совершивший хиджру) - мусульманин, переселившийся вслед за пророком Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Мухаджиры составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства и, оставив дома и имущество, последовали за вероучителем (прим. авт.).
12 Однако после ряда террористических атак в 2016-2017 гг. (самые резонансные - на площади Истикляль, в Стамбульском аэропорту «Ататюрк», в ночном клубе Стамбула в новогоднюю ночь 2017 г.) отношение турецких властей к российским мусульманам изменилось. Уже в январе 2016 г. начинаются масштабные рейды и задержания потенциальных сторонников террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ). В августе 2016 г. Турция начала военную кампанию в Сирии против ИГИЛ. Под усиленное наблюдение турецких спецслужб попадают представители русскоговорящих мусульманских общин, задерживаются не только мужчины, но и старики, и женщины. По данным МВД Турции, к июлю 2017 г. более 800 россиян было выслано из Тур- ции за попытки присоединиться к боевикам [5].
13

КТО И КОГДА УЕЗЖАЛ В ТУРЦИЮ ИЗ РОССИИ?

14 Миграционная волна 2000-х гг. российских мусульман в Турцию - далеко не первая. Первая волна эмиграции приходится на последнюю чет- верть XVIII в.: победа России над Османской империей и падение Крымского ханства привели, по словам российского социального философа А.Ахиезера, к тому, что XIX в. был веком повальной эмиграции из Крыма [6].
15 Вторая волна - это черкесы Северного Кавказа, мигрировавшие в Османскую империю в результате депортаций в ходе Кавказской войны (1817- 1864 гг.) и сформировавшие диаспору еще в XIX в. (по разным оценкам, численность кавказской (черкесской) диаспоры в Турции - от 3 млн до 5-6 млн чел.). Этноним «черкес» объединяет, кроме собственно черкесов, других мусульман-выходцев с Северного Кавказа - абхазов, абазин, аварцев, чеченцев, осетин, лезгин, лакцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, ногайцев и др.
16 В настоящее время черкесская диаспора интегрирована в общественную и политическую жизнь Турции. Процессы движения Турции в Евросоюз подстегнули либерализацию правительственного курса по отношению к нетурецким меньшинствам, изменения языковой политики, что дало новые возможности для изучения кавказских языков и культур в государственных вузах и школах, структурирования новых этнических организаций. С 2012 г. Министерство национального образования Турции реализует программу факультативного курса «Живые языки и диалекты», пре- дусматривающую преподавание с 5 класса в государственных школах родного языка (курдского, абхазского, черкесского или лакского) по два часа в неделю в течение 4-х лет. В пакете «демократических реформ», заявленных правительством в сентябре 2013 г., предлагается использовать в частных школах в качестве языка обучения языки и диалекты граждан Турции, «используемые ими в повседневной жизни». «Демократические реформы» затронули и высшее образование - в 2011 г. в университете Эрджиес (г. Кайсери) при кафедре кавказских языков и культур было открыто отделение черкесского языка и культуры, в университете Дюздже с 2013 г. работает отделение черкесского языка и литературы (первый выпуск бакалавров состоялся в 2017 г.) и магистратура по черкесскому языку.
17 В настоящее время в Турции зарегистрировано более 100 общественных организаций, основанных потомками выходцев с Северного Кавказа. В одном только Стамбуле работает 20 северокавказских организаций (культурные общества, фонды, комитеты и клубы) [7]. Массовостью и влиятельностью отличается «Общество кавказской культуры и традиций» в Ялове (в Яловской области расположены 3 дагестанских и 8 черкесских селений) [7].
18 В целом, в Турции доброжелательно относятся к российским мусульманам. «К кавказским мусульманам относятся хорошо. Когда говоришь, что ты черкес, у турок хорошие ассоциации с этим. Черкесы на хорошем счету в Турции», - рассказывает переселенец из Северной Осетии-Алании. «Формальная этническая общность не создает братства и ощущение единства, но какие-то отношения есть. Применительно к российским мусульманам в целом это не работает», - уточняет мухаджир из Москвы. Несмотря на значительную кавказскую диаспору в Турции, систематической помощи новым переселенцам она не оказывает: «Диаспора помогает устроить детей в школу или снять жилье, но организованной систематической помощи я не вижу».
19 Третья волна эмиграции связана с событиями Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России. Стамбул в 1920-е гг. оказался промежуточным пунктом, через который «белая гвардия», в т.ч. высший состав и всадники Кавказской туземной конной дивизии («Дикой дивизии»), эмигрировали в европейские страны - в Париж, Варшаву и Прагу. Наиболее авторитетная оценка численности «белой эмиграции» из России в Турцию - 11 тыс. человек - дана американскими демографами российского происхождения, экспертами по России братьями А. и Е.Кулишера- ми и основывалась на выборочных данных Лиги Наций на август 1921 г. [8].
20 В новейшее время российские мусульмане начали приезжать в Турцию еще в 1990-е гг., в пери- од чеченских войн, и в 2000-е гг. Среди мусульман, прибывших в Турцию в 2013-2015 гг., около 10% (по оценкам моих респондентов) приехало из-за симпатий к радикальным группам и для дальнейшего транзита в ИГИЛ (запрещена в РФ). Группа мусульман, стоящая на радикальных позициях, закрыта для изучения и сосредоточена в основном в районе Каяшехир в Стамбуле и в Ялове. Поток таких людей из Дагестана в 2012- 2016 гг. существенно возрос [9].
21 Вторая группа - это мусульмане, приехавшие в Турцию для ведения бизнеса; в их переезде нет никаких религиозных и психологических причин. Наконец, самая многочисленная группа приезжает по социально-психологическим причинам - из-за бытового дискомфорта, невозможности от- крыто демонстрировать свою религиозную идентичность через внешние признаки (например, носить бороду или хиджаб) и периодических сложностей с отправлением своих религиозных практик (в случае, если они принадлежат к салафитским мусульманским общинам, неподконтрольным духовным управлениям мусульман в регионах).
22 Один из факторов, способствующих эмиграции, - напряженность в отношениях между силовыми структурами и мусульманами Северного Кавказа, внесудебные преследования мусульман, злоупотребления в системе профилактического учета в Дагестане. Я записала несколько интервью о том, что ношение бороды и хиджаба становилось поводом для задержаний и усиленного внимания со стороны сотрудников силовых структур. «Любые госуслуги, связанные с получением паспорта, оформлением машины - вот он, этот дискомфорт. Это поверхностный, но повседневный дискомфорт», - рассказал мне респондент из Карачаево-Черкесии.
23 В основном эмигрируют мужчины; молодые семьи с детьми школьного и дошкольного возраста; вдовы боевиков, ликвидированных во время контртеррористических операций в 2010-е гг. Средний возраст уехавших - 30-40 лет.
24 Относительное экономическое благополучие для «новых мухаджиров» в Турции не в последнюю очередь также оказывается значимым фактором при принятии решения об эмиграции.
25 Историк Г.Исаев, одним из первых заговоривший о феномене «новых мухаджиров» из России в Турции, в своем интервью обратил внимание на то, что российские мусульмане приезжают «за особой атмосферой Стамбула». Он подчеркнул, что Стамбул достаточно противоречив: с одной сторо- ны, это вторая столица де-юре светской страны, с высоким уровнем городской культуры, близким к европейскому, с другой - это город, где есть «злачные места, продажа алкоголя и многие другие по- роки современного западного общества, которые мусульмане обычно критикуют». Стамбул районирован по степени доходов людей и степени религиозности, и «соблюдающие обычаи мусульма- не имеют возможность найти район проживания, где они чувствовали бы себя комфортно». «В одном из текстов, описывающих пример адаптации «новых мухаджиров» в Турции, - рассказывает Г.Исаев, - мне показалась очень ёмкой фраза о том, что некоторые районы Стамбула отчасти переносят нас в атмосферу исламского правления. То есть важна именно атмосфера» [10].
26 Дискурс Турции как процветающей и комфортной для мусульман страны характерен и для обсуждений в специальных группах «новых мухаджиров» в Фейсбуке. «Не только Стамбул, но и вся Турция развивается, повсюду строят аэропорты, больницы, дороги, школы…», «внутри страны все цветет и пахнет». Эйфория от количества мечетей и азанов, женщин, спокойно гуляющих в хиджабах, халяльных кафе присутствует и в интервью: «Здесь столько свободы (религиозной. - прим. авт.), что можно задохнуться».
27

ЗАКОН И ПОРЯДОК

28 Социализация и интеграция российских мусульман в Турции начинается с оформления правового статуса. Закон «Об иностранцах и международной защите» (принят 5 апреля 2014 г.) в соответствии со стандартами ЕС и международными правовыми нормами определяет правила нахождения нерезидентов на территории Турции, правила въезда в страну, процедуру выдачи визы и вида на жительство (ВНЖ), а также причины и порядок депортации. В связи с сирийскими событиями и потоками беженцев в Турцию закон особое внимание уделил беженцам и их миграционным правам. Статус нелегального мигранта по этому закону присваивают не только тем, кто пересек границу без документов, но и иностранцам, просрочившим визу, ВНЖ или разрешение на ра- боту. Закон значительно упростил процедуру депортации иностранцев, нарушивших визовый режим.
29 Получение визы стало более дорогим – если раньше оплачивалась только пошлина на ее оформление, то теперь необходима страховка для всех членов семьи 18-65 лет. В то же время страховка необязательна для детей до 18 лет и пож лых людей после 65 лет. Мухаджиры предпочитали по окончании безвизового пребывания в Турции, составляющего для россиян 60 дней, оформлять кратковременный (туристический) вид на жительство сроком до 2-х лет, в просторечии называемый «туристический икамет». «Туристический икамет» можно было продлевать каждый раз на один год, не выезжая из Турции и оформляя соответствующие документы онлайн.
30 С апреля 2018 г. были введены изменения в миграционном законодательстве Турции, которые будут иметь определенные последствия для мухаджиров. По новым правилам нельзя оформлять «туристический икамет» повторно, такая за- явка будет отклонена, поскольку правительство предполагает, что заявитель уже выполнил свою цель «туристического» пребывания в стране. Для иностранных граждан это означает, что в следующий раз они должны подать заявление на получение вида на жительство другой категории. Строже стали относиться к проживанию по месту регистрации - в случае, если во время проверки иностранный гражданин не будет обнаружен по адресу аренды квартиры / дома, его вид на жительство сразу же отменяется. Отменено также онлайн-по- лучение ВНЖ, по новым правилам соискатель должен являться на собеседование в отделение миграционной службы лично, предварительно подав электронную заявку.
31 Почти все мухаджиры из России находятся в Турции по туристическому ВНЖ, что не дает права на работу. Разрешение на работу для иностранных граждан выдается Министерством труда и социального обеспечения Турции. Разрешения на трудовую деятельность для иностранных граждан в Турции делятся на 4 вида: временное разрешение на трудовую деятельность; постоянное разрешение на трудовую деятельность; разрешение на независимую трудовую деятельность; исключительные разрешения на работу. Постоянное разрешение на трудовую деятельность выдается, если иностранный гражданин законно и непрерывно жил в Турции на протяжении 8 лет или в разные периоды в общей сложности отработал 6 лет. Разрешение на независимую трудовую деятельность выдается, если иностранные граждане прожили в стране непрерывно в течение 5 лет и если их трудовая деятельность будет эффективна для экономики страны. При организации компании в Турции ее учредители обязаны, среди прочего, соблюдать требование, согласно которому на каждого иностранного сотрудника, включая иностранного директора-учредителя, в компании должно быть не менее пяти сотрудников из местных граждан, оформленных официально. В том случае, если фирма только создается, в Министер- ство труда и социального обеспечения направляется гарантийное письмо с обязательством принять на работу не менее 5 сотрудников граждан Турции в течение полугода. Если компания не выполнит своих обязательств, то она не только будет оштрафована, но и не получит разрешение на работу в Турции в течение долгого времени.
32 Мухаджиры, работающие официально, социально защищены - получают медицинскую страховку на всю семью, регулярные выплаты в случае болезни. Но таких среди мухаджиров единицы, и не только из-за сложностей в получении разрешения на работу, но и из-за высокой конкуренции с турками во всех сферах деятельности - от сельского хозяйства до высоких технологий.
33 «С работой сложно, турки настоящие пахари, им сложно составить конкуренцию, особенно в сельском хозяйстве», - рассказывает мухаджир из Карачаево-Черкесии. Большая часть «новых мухаджиров» работает нелегально - открывают ресторанчики, работают в кафе по доставке пиццы, в автосервисах, на стройках, в риелторских агентствах, фрилансерами- программистами, в промышленных зонах как приемщики металла и пластика, занимаются частным ремонтом или поиском жилья для вновь приезжающих мухаджиров. Работу ищут через специальные сайты, по рекомендации или договариваются прямо на стройках. «Если увидите таких на улице, подойдите и спросите у них работу. Лучше сразу подходить к начальнику - простые рабочие сразу могут отфутболить», - читаем рекомендации в одной из групп в социальной сети ВКонтакте [11].
34 Женщины, как правило, не работают, иногда нанимаются сиделками, помощницами по дому или пекут хлеб и кондитерские изделия на дому для продажи через Интернет в сообществах «новых мухаджиров».
35 Единицы из мухаджиров поступили в докторантуры в турецких университетах и получили соответствующие стипендии.
36

АКАДЕМИЯ «МЕДИНА» И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

37 Одной из попыток создания интеллектуального продукта, в котором оказались задействованы российские мухаджиры, был амбициозный проект Salamword, социальная сеть для мусульман; ее планировалось запустить еще в 2012 г. Руководил проектом президент Исламского культурного центра России - Общественного крыла Союза муфтиев России Абдул-Вахед Ниязов, а значительную часть капитала на его развитие предоставили частные инвесторы из России и Казахстана. Инициаторы проекта позиционировали его как площадку альтернативной жизни мусульман в виртуальном пространстве «без границ, без политики, без харама» [12]. Предполагалось, что система будет работать на английском, арабском, персидском, турецком, русском, французском, урду и малайско-индонезийском языках и станет не только социальной сетью для мусульман, местом публичных дискуссий и источником информации о новых сервисах и приложениях для мусульман, но и инструментом трансформации и развития мусульманских сообществ. В настоящее время проект заморожен.
38 Более успешным является проект первой бесплатной исламской русскоязычной онлайн-академии «Медина», автор которого и директор Академии - бывший муфтий Республики Северная Осетия-Алания Али-Хаджи Евтеев. Академия начала работать с сентября 2017 г. Она имеет три образовательных ступени - школу, институт и курсы по специализированным направлениям. Через неделю после открытия академии она насчитывала уже более 2500 студентов из России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Турции и других стран. По данным на сентябрь 2017 г. большую часть студентов - 34,6% - составляют молодые люди в возрасте 22-29 лет. «Медина» предоставляет своим ученикам комплексную исламскую программу, т.е. обучение тафсиру, сире, хадисам, исламской этике (адаб), арабскому языку, акыде и др. Студент академии может выбрать себе программу по одному из трех мазхабов - ханафитскому, ша- фиитскому, ханбалитскому.
39 Основная аудитория академии - будущие имамы, будущие преподаватели медресе и все, кто хотел бы получить начальные знания об исламе. По окончании школы выпускникам предоставляется диплом, в данное время он несертифицирован. На сайте «Медины» выкладываются записи уроков и тренингов, информация о стипендиях и грантах в ведущих университетах мира, а также интервью по актуальным проблемам мусульманской уммы.
40 В Стамбуле находится один из крупных офисов телеканала для русскоязычных мусульман Алиф ТВ. Канал существует с 2016 г., в его сетке несколько постоянных программ - новостных, религиозно-просветительских, образовательных.
41

УЧИМ ТУРЕЦКИЙ И ИЩЕМ ЖИЛЬЕ

42 Языковая адаптация проходит, как правило, без особых проблем. Турция предоставляет широкие возможности для обучения иностранцев турецкому, в каждом районе Стамбула есть курсы для иностранцев, причем в одном районе может работать несколько курсов. Существуют очень дорогостоящие ($500 за восьмимесячный курс) государственные языковые курсы, а также программы российского языкового центра «Диалог» (TOMER), предлагающего обучение в Стамбуле и крупнейших городах - Анкаре, Измире, Самсуне, Трабзоне, Анталье, Бурсе со стоимостью $420-360 в месяц.
43 Мухаджиры обычно предпочитают курсы с символическими ценами при общественных организациях. Так, в общественной организации российских мухаджиров «Источник знаний» турецкому обучает дипломированный русскоязычный специалист, стоимость занятий $20 в месяц. Программа рассчитана на 3,5 месяца для каждого уровня. Специальные курсы для женщин и мужчин проводятся на площадке организации русско- язычных мухаджирок - «Женский клуб Умма». Однако некоторые переселенцы обходятся без знания языка: «Много наблюдаю примеров, когда люди умудряются годами вращаться в своем кругу, не зная турецкого языка», - поясняет мухад- жир из Москвы.
44 Жилье мухаджиры находят по рекомендации. «Мне неизвестны истории, когда бы человек приезжал в Турцию наобум, не зная, где он будет жить. Ему заранее готовят жилье, или же он приезжает несколько раз предварительно и присматривается, выбирая возможные варианты».
45 В Турции работал Центр помощи переселен цам «Ансар», по совместительству агентство не- движимости, и предлагал покупку домов в коттеджных поселках в Алании под названием «Мухаджир I» и «Мухаджир II». Это предложение было рассчитано на мусульман, имевших достаточные средства для покупки недвижимости в Тур- ции. На сайте Центра «Ансар» содержался призыв к иммиграции: «Мы, мусульмане Турции, приглашаем вас сделать хиджру в нашу страну! Специально для вас мы строим исламские жилые комплексы на берегу Средиземного моря. У нас громко звучит пятикратный азан, строятся мечети даже высоко в горах, нет пренебрежительных взглядов на мусульманок, находится самое чистое море на планете, тепло и солнечно, растут натуральные овощи и фрукты круглый год! Наша страна очень гостеприимная - въезд свободный безвизовый, а также тут без проблем можно жить на постоянной основе. Нет языкового барьера - у нас живёт очень много русскоговорящих людей, в т.ч. и мусульман. Для переезда в Турцию необходим только загранпаспорт» [13].
46 В настоящее время домен этого центра не активен, и мы не располагаем сведениями о его работе и статистикой по количеству квартир, купленных мухаджирами из России и СНГ в этих поселках.
47

ДЕРНЕКИ МУСУЛЬМАН ИЗ РОССИИ

48 Турецкое законодательство предполагает регистрацию общественных организаций (дернек) быстро и без бюрократической волокиты, что дает возможности для быстрой самоорганизации мухаджиров. Наиболее активна зарегистрированная некоммерческая организация русскоязычных мусульман «Источник знаний» в Стамбуле, оказывающая консультации по вопросам проживания, образования, медицинского обслуживания и пр. Дернек занимается помощью в адаптации и социализации переселенцев в Турции, организацией дополнительного образования для детей и взрослых, проведением семинаров, тренингов, выставок и т.п.
49 Коммуникация мухаджиров поддерживается и через социальные сети - группы в ВКонтакте и Фейсбуке. Наиболее информативной была группа в Фейсбуке «Помощь переселяющимся в Турцию», позже ее администраторами создана новая группа «Жизнь в Турции» - здесь регулярно обновляется информация страноведческого характера, публикуются сведения о законодательстве Турции для иностранцев, о порядке оформления ВНЖ, о русскоязычных врачах, центрах занятости, сдаче квартир, адресах мага- зинов с «русскими продуктами» - овсянкой, гречкой, селедкой, манной и перловой крупой, черным хлебом. В этой же группе можно узнать примерную калькуляцию расходов для вновь приехавших мухаджиров на семью из 4-х человек (билеты, перевоз багажа, аренда квартиры, оформление визы, аренда машины, изучение языка на курсах, питание, одежда, транспорт, телефон и Интернет обошлись бы в 2016 г. в $10 000 на полгода).
50 В течение последних двух лет в Стамбуле появились женские общественные организации русскоязычных мусульманок. Они занимаются организацией различных курсов - от языковых уроков и лекций по женскому здоровью до курсов кройки и шитья. Обычной формой взаимопомощи является организация благотворительных мероприятий - ярмарок, завтраков для помощи вдовам и детям мухаджиров.
51 Женщины-мухаджирки создали Исламский образовательный центр Аль-Худа, действовавший в 2015-2016 гг. Он насчитывал 200 (по другим сведениям - 80) учеников, из которых 40% сироты. В мусульманской школе дети изучали основы ислама и Коран, тафсир, хадисы, сиру, а также светские предметы - математику, русский язык и литературу, окружающий мир, биологию. «Это очень важно для наших детей, живущих в XXI веке», - подчеркивали организаторы центра в группе «Umma Club» на Фейсбуке. Школа периодически закрывалась из-за недостатка средств. Мухаджиры попытались создать и свой детский садик, где в 2016 г. 60 детей обучались Корану, русскому и арабскому языкам.
52 В сентябре 2017 г. в Стамбуле произошло знаковое событие - состоялся съезд мухаджирских общественных организаций Стамбула [14]. На съезде представители 11 общественных организаций мухаджиров России (Кавказа и Татарстана), Египта, Средней Азии, Турции, Мали, Ганы обсуждали вопрос о необходимости создания Федерации общественных организаций и ее название. Участники съезда подчеркнули, что основными проблемами мухаджиров являются легализация проживания в Турции; получение медицинской помощи; образования; случаи депортации; необоснованные преследования турецких спецслужб. На съезде было принято решение о создании Федерации общественных организаций переселенцев под названием «Dünya Muhacirler Federasyonu» (Федерация мухаджиров мира).
53 Среди вопросов, которые мухаджиры планируют обсудить в ближайшем будущем - организационное оформление Федерации (конкретизация целей и задач организации и ее департаментов; условия приема в Федерацию; права и обязанности членов Федерации; выработка структуры организации; распределение ответственности по направлениям работы; выборы глав департаментов) и решение актуальных для мухаджиров проблем.
54

О МЕЧЕТЯХ, ПЕРЕХОДЕ ОТ РАДИКАЛОВ К УМЕРЕННЫМ И О ТЕРМИНЕ «НОВЫЕ МУХАДЖИРЫ»

55 Мечеть, традиционный для ислама институт коммуникации, для мухаджиров перестает выполнять функции института социальной и религиозной мобилизации, что было характерно для регионов Северного Кавказа, где различались салафитские и тарикатские мечети, а прихожанин ходил к определенному шейху, и где через мечети реализовались самые различные проекты - от образовательных и благотворительных до протестных демонстраций, например, в Дагестане. «В Стамбуле так много мечетей, что нет необходимости ехать куда-то, чтобы собраться и увидеть своих земляков», - рассказывает один из мухаджиров. В целом, глубинной интеграции «новых мухаджиров» в жизнь Турции нет, они остаются изолированным сообществом, «живут в отдельных микрорайонах, в одних подъездах, ходят в одни мечети».
56 Есть интересная тенденция: радикалы переходят к умеренным взглядам, когда видят, как реально функционируют исламские институты в Турции. Эта тенденция фиксируется на основании глубинных интервью и нуждается в отдельном изучении.
57 Наконец, важен вопрос терминологии. Вопрос, который неизбежно задает себе любой исследователь этой новой группы мигрантов в Турцию - насколько обоснованно называть их «новыми мухаджирами»?
58 Хиджра - понятие, связанное с первыми годами проповеди Пророка Мухаммада в Мекке. Хиджра, как известно из истории ислама, - это выселение, вынужденная эмиграция. Однако часто те, кто называет себя «мухаджирами», имеют бизнес в России и свободно курсируют между странами. «Представляется, что в этом наименовании есть элемент романтики и желание молодых мусульман соответствовать временам мусульманской общины Пророка Мухаммада. Я не склонен называть их мухаджирами, с шариатской стороны это накладывает ограничение», - пояснил мне один из респондентов.
59 Представляется возможным говорить о дальнейшем усилении миграционного потока россий- ских мусульман в Турцию. «Не может не радовать тот факт, что наших соотечественников здесь все больше и больше. Многие уже делают бизнес среди своих, не выходя на местный рынок». «Общины переселенцев бурно растут и увеличиваются» читаем в специальных группах мухаджиров в социальных сетях.
60 Если рассматривать эмиграцию как «индикатор глубоких, часто скрытых процессов» [6], то эмиграция российских мусульман в Турцию отражает существование серьезной методологической проблемы - наличие в официальном политическом дискурсе методологически неработающих категорий «традиционный ислам» и «новый ислам», «традиционное духовенство».
61 В исламской политике РФ отсутствует методологическая рамка в отношении «новых мусульман» (не интегрированных в духовные управления, но не придерживающихся радикальных взглядов) - способов их интеграции в политическую и социальную жизнь и использование их как ресурса общественной стабилизации. Акции в Дагестане, Чечне, КБР, Поволжье в виде закрытия мечетей, задержаний мусульман по признаку ношения бороды или хиджаба, судебные запреты на мусульманские книги, запреты ношения хиджаба [15] все более выталкивают «новых мусульман» (салафитов) из РФ и способствуют их миграции в Турцию для реализации собственного «проекта жизнеустроения».
62 В связи с экономическим кризисом в республиках СКФО ожидается сокращение бюджетных поступлений и ухудшение качества жизни, тем более что собственное производство в республиках практически не развивается. На Северном Кавказе высокий уровень безработицы и большое количество молодежи в структуре населения. При сохранении чувства незащищенности и запроса на социальную справедливость в условиях социального расслоения и неработающих социальных лифтов миграция мусульман в Турцию из этого региона будет возрастать

Библиография

1. Ионцев В.А., Рязанцев С.В., Ионцева С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России // Экономика региона. 2016. Т. 12, вып. 2, с. 499-509.

2. Рязанцев С.В. Новые формы временной эмиграции из России // Наука. Инновации. Технологии. Научный журнал Северо-Кавказского федерального университета. Ставрополь, 2014. Вып. 2, с. 83.

3. Шарый А. Задержанные в Турции россияне: вопросов все больше. - https://ru.krymr.com/a/27493060.html (accessed 02.03.2018)

4. Шлыков П.В. Направления и динамика процесса десекуляризации в Турции // Монтаж и демонтаж секулярного мира. М., Политическая энциклопедия. 2014, с. 367, 393-394.

5. Ившина О. В Турции задержаны десятки мусульман из России. Что это значит? - http://www.bbc.com/russian/features-41808583 (accessed 02.03.2018)

6. Ахиезер А.С. Эмиграция как индикатор состояния российского общества // Мир России. 1999, № 4, с. 166.

7. Кушхабиев А.В., Магомеддадаев А.М. Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Тур- ции // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 1, с. 33.

8. Пивовар Е.Ю., Герасимов Н.П. и др. Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х гг. (гражданские беженцы, армия, учебные заведения). Учебное пособие для студентов. М., Историко-архивный ин- ститут РГГУ. 1994, с. 26.

9. Сокирянская Е. Джихад на экспорт? Северокавказское подполье и Сирия. 2016. - https://www.crisisgroup.org/ru/europe-central-asia/caucasus/northcaucasus/north-caucasus-insurgency-and-syria-exported-jihad (accessed 01.02.2018)

10. Гумер Исаев о «новых мухаджирах» в Турции. Блог «Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева». Интернет-СМИ «Кавказский узел» - http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/22936 (accessed 01.02.2018)

11. Русскоязычные мусульмане в Турции - https://vk.com/muslims_in_turkey (accessed 01.02.2018)

12. Главный редактор социальной сети «Salamworld» Эльмир Кулиев: «Команда нашего проекта предложит мусуль- манам альтернативный образ жизни в виртуальном пространстве». - http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1748 (accessed 01.03.2018)

13. Федерации мухаджиров быть. - https://www.facebook.com/ilimkaynagidernegi/ (accessed 28.09.2017)

14. Доклад Кризисной группы «Северный Кавказ: сложности интеграции (II). Исламский фактор, вооруженное подполье и борьба с ним», 19 октября 2012 г. - http://www.refworld.org.ru/pdfid/5284e2494.pdf (accessed 30.10.2017)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести