Проблема безопасности Алжира в свете ливийского кризиса
Проблема безопасности Алжира в свете ливийского кризиса
Аннотация
Код статьи
S032150750000504-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бен Аммар Джамель  
Должность: Аспирант
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: РФ, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Грифа Мохамед
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: РФ, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Выпуск
Страницы
35-37
Аннотация

Целью данной статьи является выявление наиболее опасных вызовов и проблем, с которыми столкнулся Алжир в свете сложной ситуации с безопасностью в соседней Ливии. Развал этого государства способствовал эскалации деятельности агрессивных группировок, которые угрожают национальной безопасности Ливии и Алжира, учитывая, что в современном мире собственная безопасность напрямую зависит от безопасности соседа. Кризисы в Ливии 2011 г. и Мали 2014 г. подтолкнули руководство страны к внесению значительных корректировок в доктрину национальной безопасности.

Ключевые слова
Алжир, ливийский кризис, угрозы безопасности, «арабская весна», террористические организации
Классификатор
Получено
09.10.2018
Дата публикации
14.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2003
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Вопросы международных границ и их безопасности всегда занимали существенное место в изучении проблем международных отношений. Алжир, как и другие страны Северной и Северо-Западной Африки, сталкивается с различными проблемами в области безопасности, такими, как нелегальный оборот наркотиков, оружия, похищения людей и террористические акты.

2

Страна десятилетиями, начиная с 1990-х гг., ведет борьбу с террором в собственных границах. Однако падение режима Муаммара Каддафи в соседней Ливии в 2011 г. и последовавшие бесконтрольный оборот оружия и распространение террористических организаций, которые позиционируют себя в качестве реальной силы, изменили систему безопасности. Военное вмешательство стран НАТО в Ливии 2011 г., когда впервые альянс принимал участие в смене политического режима государства, затем военная операция, инициированная правительством Франции в одностороннем порядке на территории Мали в 2013 г., показали, что стратегическая безопасность Алжира напрямую зависит от ситуации в регионе. Невозможно проводить ее анализ отдельно от ситуации в соседних странах.

3

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АЛЖИРА

4 В географическом плане Алжир является крупнейшей страной Северной Африки, чьи жизненно важные интересы затрагивают средиземноморский бассейн, арабский регион и Африканский континент. Это позволяет ему быть активным участником различных региональных организаций, таких как Африканский Cоюз, Союз Арабского Магриба, Организация Исламская конференция и Лига арабских государств, Средиземноморский диалог Североатлантического Альянса и Новое партнерство в интересах развития Африки.
5 В экономическом плане Алжир является одним из крупнейших в Африке производителей углеводородов, которые составляют 97% его экспорта, а также одним из важнейших игроков на международном энергетическом рынке. Алжир занимает 8-е место в мире по величине запасов природного газа-на уровне 109 трлн куб. м с производством 6,8 трлн куб. м (в 2010 г.), что делает страну одной из 10 крупнейших производителей газа в мире [1].
6 АНДР - третий крупнейший член ОПЕК, после Ирана и Катара, и четвертый по величине экспортер сжиженного природного газа (СПГ) с экспортом около 13% всего объема СПГ в мире [2]. И третий по величине поставщик природного газа в Европу.
7 В военном отношении Алжир занимает 1-е место в регионе Сахеля по объемам военных расходов, что делает его наиболее привлекательным партне- ром на рынке вооружений. За последнее время расходы на военные цели увеличились на 21,4%, в дальнейшем ожидается стабильный рост на 6,2%, согласно исследованию журнала «Алжирская оборонная промышленность» [2].
8 Что касается сотрудничества в области безопасности, Алжир является активным игроком на международном и региональном уровнях. Именно алжирская сторона разработала в 2014 г. скоординированный план обеспечения безопасности между Алжиром и Тунисом, в рамках которого был создан Комитет военного сотрудничества для обмена информацией о вооруженных группировках и преступных сетях.
9 Алжир также является первой страной, которая приняла участие в Средиземноморской операции «Активные усилия» (2007-2016 гг.), и одним из основателей Глобального контртеррористического форума, прошедшего в Нью-Йорке в 2011 г. Помимо этого, в сравнении с остальными странами региона, Алжир имеет большой опыт борьбы с терроризмом, начиная с 1990-х гг., когда в регионе появились организованные вооруженные группировки [3].
10 Вопрос безопасности всегда составлял важнейший аспект алжирской дипломатии. Ярким доказательством тому служит его большая роль в завоевании международного признания и поддержки в периоды борьбы за независимость и строительства современного государства. Алжирская дипломатия четко проявилась во время двух региональных кризисов - в Ливии 2011 г. и Мали 2014 г., что подтолкнуло руководство страны к внесению значительных корректировок в доктрину национальной безопасности [4].
11

ЛИВИЙСКИЙ КРИЗИС

12 Политическая система Ливии изменилась в результате волны народных протестов в Северной Африке (Тунис, Египет), которая выявила не только слабость политических институтов и структур безопасности режима М.Каддафи, но и обострила существовавшие внутренние конфликты по вопросу идентичности и распределения ресурсов. Распространение оружия наряду с неустойчивыми границами открыли новый фронт нестабильности не только в Ливии, но и во всем регионе.
13 Несмотря на формирование нового ливийского правительства, которое приступило к работе в ноябре 2012 г., наличие различных вооруженных группировок практически во всех ливийских городах затрудняет политические усилия по их возвращению под правительственный контроль на всей территории страны. Вооруженные ополченцы из Мисураты и Зинтана продолжают борьбу за контроль над столицей. Существует и такая группа влияния, как племена, которые были лояльны к режиму Каддафи, и сотрудники его бывшего правительства, которые стали беженцами в соседних странах [5]. Их противоборство представляет собой реальную угрозу существованию государства.
14 Это разделение на политической арене Ливии невозможно понять в отрыве от исторического наследия и наследия революции. Учитывая историческое наследие ливийской политической системы, сосредоточенной на личности Каддафи и членах его семьи, можно выделить основные принципы его правления: манипулирование соседними странами и племенами, такими, как туареги, для упрочения личного влияния, и нежелание развивать подлинные национальные институты внутри страны. Он сознательно создавал конфликт между центром и периферией, маргинализируя при этом восточные районы и ослабляя армию, чтобы предотвратить появление потенциальных конкурентов.
15 Это объясняет последующие события, когда демонстранты в Бенгази в ходе народных протестов 2011 г. подняли старый национальный флаг Ливии. В этом проявилось желание вернуться к модели автономии (Триполи, Барка, Феццан), которая существовала во время правления Мухаммада Ас-Сануси (1951-1961 гг.). Также это был протест против маргинализации, которая угрожала восточным регионам, тем более что Бенгази ранее был столицей Ливийского королевства наряду с Триполи [6].
16 Международное военное вмешательство в ливийский конфликт выявило актуальность этногеографического фактора для ополченцев. Взяв на себя командование, силы НАТО не позволили региональным подразделениям создать единое военно- патриотическое руководство, но способствовали созданию разрозненных группировок и росту сепаратистских настроений. Именно это объясняет способ организации большинства ополчений в соответствии с географической принадлежностью определенных городов и провинций (таких как Зинтан и Мисрата), которые редко имеют четкую политическую повестку дня, которая бы выходила за рамки обеспечения безопасности собственных районов [7].
17

НОВЫЕ УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОКРУГ АЛЖИРА

18 На региональном уровне неблагоприятные последствия войны в Ливии способствовали росту организованной преступности и контрабанды в условиях «дырявых» границ и слабого контроля над ними, что вызывает опасения большинства соседних с Ливией государств, включая Алжир [8]. Тревога соседей объяснима: в сентябре 2012 г. Ливийский переходный совет объявил об обнаружении химического оружия в районе пустыни Джаффра (провин- ция Феццан). По данным Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), Ливия по-прежнему хранит 9,5 млн т горчичного газа, несмотря на официальную версию об уничтожении всех запасов данного вещества в 2004 г. [9, с. 43]. Продолжается поставка оружия для «Аль-Каиды в исламском Магрибе», радикальной салафитской группировки «Джамаат ат-Таухид валь-Джи- хад» [10].
19 Следует упомянуть также активность террористической организации «Ансар аль-Шариа», которая стоит за взрывами на иностранных объектах, например теми, которые осуществила «Бригада мученика Омара Абдула Рахмана» (взрыв посольства США) в Бенгази. На алжирской территории исламистская группировка «Батальон подписавшихся кровью» совершила нападение в 2013 г. на нефтяную базу в Титнорине, расположенную в алжирской Сахаре, где они захватили более 40 рабочих. В Мали возникла в 2011 г. радикальная группировка «Национальное движение за освобождение Азвада».
20 Бесконтрольный оборот оружия в Ливии - это результат не только краха режима Каддафи и засилья в регионе различных групп джихадистов, таких как «Ливийская исламская боевая группа». Но это также результат высокой конфликтогенности в Ливии - стычек между военными группировками, уходящих своими корнями в племенные конфликты, за ресурсы. Например, за отдельные территории, такие, как регион Феццан, борьба за который уже долгие годы идет между туарегами, племенем тубу и арабскими племенами [11].
21 В свете сложившейся ситуации Алжир принял позицию невмешательства в отношении ливийского кризиса. Он стремится обеспечить контроль на алжирско-ливийской границе, чтобы предотвратить проникновение в страну террористических группировок [12]. Алжирская сторона прилагает дипломатические усилия по активизации и продвижению ливийско-ливийского диалога между противоборствующими сторонами.
22 Нужно учитывать, что ливийский кризис несет в себе множество сложностей, связанных с количеством конфликтующих сторон, а также их поддержкой со стороны региональных и международных игроков для достижения собственных целей в регионе. Однако Алжир, с одной стороны, обладает рядом геостратегических активов, которые позволяют ему играть ключевую роль в достижении безопасности в регионе. С другой стороны, многочисленные вооруженные группировки стремятся дестабилизировать национальную безопасность Ал- жира и втянуть его в вооруженные конфликты, способные, как показала практика, разрушить целые страны.

Библиография

1. Алжирская Народная Демократическая Республика // Аналитика и исследования ассоциации «Новые техноло- гии газовой отрасли». Аналитический отчет. Выпуск 7. М., июль 2017. С. 4.

2. Егорин А.З. Каддафи. Хроника убийства. М., Алгоритм, 2013.

3. Жерлицына Н.А. Северная Африка под прицелом терроризма // Азия и Африка сегодня. 2016. № 9, с. 10.

4. Жерлицына Н.А. Перспективы сотрудничества России со странами Магриба в свете новых глобальных вызовов // Вестник ВолГУ. Сер. 4. 2016. № 2. С. 101.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести