Роль Вьетнама в российском «повороте на Восток»
Роль Вьетнама в российском «повороте на Восток»
Аннотация
Код статьи
S032150750000686-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Федоров Николай Викторович 
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры американских исследований
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Выпуск
Страницы
10-17
Аннотация

Проанализирована роль Вьетнама в российской политике в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Эта роль меньше, чем у Китая, Японии и Южной Кореи. Однако Вьетнам - ключевой партнер России в Юго-Восточной Азии, и российско- вьетнамское взаимодействие имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития, хотя может столкнуться и с рядом вызовов (в т.ч. и внешнеполитического характера).

Ключевые слова
Вьетнам, российско-вьетнамские отношения, Азиатско-Тихоокеанский регион, «поворот на Восток»
Классификатор
Получено
30.09.2018
Дата публикации
15.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2460
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) играет все более весомую роль в мировой политике и экономике. Проблема расширения сотрудничества со странами региона и интеграция в АТР имеют растущее значение в российской внешней политике. Активизация политики России в АТР, часто обозначаемая как «поворот на Восток», прошла через несколько этапов и носит многоплановый характер. Какую же роль может сыграть в «повороте на Восток» Социалистическая Республика Вьетнам?
2 Основы политики «поворота на Восток» были заложены еще в период перестройки, когда М.С.Горбачевым были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Китаем, Японией и Южной Кореей и переходу к новому формату взаимодействия, основанному, прежде всего, на экономическом сотрудничестве [35, pp. 58-59].
3 С начала 1990-х гг. отношения между Российской Федерацией и странами АТР складывались неоднозначно. С одной стороны, произошел спад сотрудничества с рядом стран (например, с КНДР и Вьетнамом). С другой стороны, отношения со многими государствами отчасти продолжали развиваться в рамках линии, принятой еще в период перестройки. Процессы нормализации отношений с КНР переросли в урегулирование ряда спорных проблем и нашли продолжение в постепенном расширении сотрудничества во многих сферах (в т.ч. в рамках трансграничной торговли).
4 Продолжали развиваться отношения с Японией и Южной Кореей, хотя объемы экономического и инвестиционного сотрудничества с ними не отвечали ожиданиям, имевшим место в период перестройки.
5 Уровень влияния России в АТР по сравнению с советским периодом заметно снизился. Часто подобную ситуацию связывали с прозападным курсом российской внешней политики того времени [36, p. 381]. Россия отказалась от советского подхода в отношении АТР, основанного на идеологии и балансе сил, но не смогла проявить себя в новом качестве сильного экономического игрока. Это было связано как с общим состоянием ее экономики, так и со сложной ситуацией на российском Дальнем Востоке. Что касается политического курса, то второстепенная роль АТР объяснялась не столько пренебрежением к региону, сколько более важным значением других направлений.
6

«ПОВОРОТ НА ВОСТОК» И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

7 Перемены в российской политике в отношении стран АТР были связаны с деятельностью Е.М.Примакова на посту министра иностранных дел в 1996-1998 гг. При осложнении отношений с Западом, Примаков стал уделять больше внимания укреплению отношений России с Китаем и Индией с целью проведения более сбалансированной и многосторонней внешней политики [36, pp. 381-382]. Стремление России укреплять отношения со странами АТР не было альтернативой сотрудничеству с Западом и объективно преследовало прагматичные цели расширения связей с быстро развивающимися азиатскими экономиками [37, p. 576]. Но в то же время это означало готовность России проводить самостоятельную внешнеполитическую линию и придерживаться принципов многополярного мира. Таким образом, «поворот на Восток» был обусловлен, помимо прочего, и серьезными внешнеполитическими предпосылками.
8 С избранием на пост президента России В.В.Путина продолжилась политика расширения сотрудничества со странами АТР. Россия могла опираться на более активную и энергичную дипломатическую деятельность и на улучшающиеся экономические позиции. В то же время для страны была характерна «смешанная» внешняя политика, которая включала в себя не только укрепление влияния на постсоветском пространстве и в АТР, но и стремление поддерживать сотрудничество и диалог с Западом [36, pp. 382-383].
9 Другим важным элементом в «восточном» направлениироссийскойвнешнеполитической стратегии стало внимание к развитию Сибири и Дальнего Востока. По мнению российского исследователя А.А.Киреева, решение о необходимости комплексного развития дальневосточного региона, принятое на заседании Совета Безопасности России 20 декабря 2006 г., может считаться отправной точкой для начала «поворота на Восток» [8, с. 58-59]. Уже в 2007 г. решения, принятые Советом Безопасности, получили свое воплощение в программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и т.н. «Восточной газовой программе» («Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР») [8, с. 60]. Важное значение в российской политике в АТР приобрел саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г., который должен был стать «точкой прорыва в реализации стратегии «поворота на Восток», узловым событием, сочетающим ее внешний, пограничный и внутренний компоненты» [8, с. 62].
10 Следующим «рубежным» этапом можно назвать украинский кризис и ухудшение отношений России с Западом, что «ускорило» «поворот Москвы» в сторону Азии [37, p. 580]. Одним из следствий этих событий стало, в частности, расширение повестки дня российско-китайских отношений и общее укрепление двустороннего сотрудничества. Помимо развития экономического сотрудничества, растет взаимодействие между Россией и КНР в стратегическом измерении. Хотя речь не идет о формировании российско-китайского военно-стратегического союза, но в контексте давления со стороны Соединенных Штатов Россия и Китай явно нацелены на укрепление сотрудничества в вопросах безопасности [39, p. 129].
11 Не были забыты и меры по развитию дальневосточного региона. В декабре 2014 г. принят закон о «территориях опережающего развития» (ТОР), направленный на привлечение российского и иностранного капитала на Дальний Восток. С сентября 2015 г. во Владивостоке стали проводиться Восточные экономические форумы (ВЭФ), которые должны способствовать расширению экономического сотрудничества между российским Дальним Востоком и странами АТР [8, с. 64-65].
12 Достигнутые результаты «поворота на Восток» - предмет дискуссий среди исследователей. По мнению Е.В.Колдуновой, российский бизнес не готов переориентироваться в направлении АТР, и Россия остается слабым экономическим игроком в регионе, несмотря на политический курс по сближению с Азией [36, p. 390]. С точки зрения других экспертов, «поворот на Восток» все-таки состоялся и проявляется не только в реализации крупных проектов на Дальнем Востоке и притоке в этот регион инвестиций, но и в росте торгового оборота со странами АТР. Хотя торговля с Восточной Азией пока еще уступает объемам товарооборота с государствами Европейского Союза, темпы ее роста заметно опережают торговый оборот с Европой [20, с. 58-60].
13 Таким образом, неотъемлемые элементы «поворота на Восток» - развитие тихоокеанских территорий Российской Федерации и характер взаимодействия России с Западом. В последнем случае АТР рассматривается как направление, которое позволяет «сбалансировать» российскую внешнюю политику или же предоставить ей альтернативу отношениям с Западом.
14

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-ВЬЕТНАМСКОГО ПАРТНЕРСТВА

15 Вьетнам занимает особое положение среди партнеров России в АТР. Его территория не примыкает к российскому Дальнему Востоку, однако он связан с Россией благодаря историческим корням двусторонних отношений.
16 Основы российско-вьетнамского партнерства были заложены в период холодной войны. Политика СССР в отношении Юго-Восточной Азии вплоть до перестройки определялась преимущественно фактором Вьетнама [35, p. 56]. С окончанием холодной войны Москва перестала нуждаться во Вьетнаме как в своем союзнике. Ханой, в свою очередь, взял курс на продолжение рыночных реформ в экономике и многостороннюю внешнюю политику. Сотрудничество между Российской Федерацией и Вьетнамом сократилось по многим параметрам. В то же время полного разрыва отношений не произошло. Стороны сумели перейти к новому формату сотрудничества, основанному на прагматичных и конструктивных принципах.
17 В 1994 г. между Россией и СРВ был подписан «Договор об основах дружественных отношений», который определил новый характер двустороннего взаимодействия. В 2001 г. стороны приняли декларацию о стратегическом партнерстве. С начала XXI в. сотрудничество между двумя странами стало расширяться, в т.ч. в энергетической и военно-технической областях. В 2012 г. уровень отношений России и Вьетнама был повышен до «всеобъемлющего стратегического партнерства». СРВ до сих пор - единственная страна Юго-Восточной Азии, обладающая статусом стратегического партнера РФ. В 2015 г. Вьетнам стал первым государством, подписавшим с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) соглашение о создании зоны свободной торговли.
18 Как отмечено в Концепции внешней политики России 2016 г., «Россия стремится последовательно углублять всеобъемлющее стратегическое партнерство с Социалистической Республикой Вьетнам» [9]. Вьетнам был выделен из числа других стран Юго-Восточной Азии, однако среди государств АТР он упомянут после Китая, Индии, Монголии, Японии, КНДР и Республики Корея. Кроме того, формулировки, касающиеся Вьетнама, принципиально не изменились по сравнению с концепциями внешней политики 2008 и 2013 гг. В условиях традиционно дружественных российско-вьетнамских отношений и курса Ханоя на проведение многосторонней внешней политики Вьетнам - важный для России партнер в АТР. По словам российского исследователя Г.М.Локшина, Вьетнам для России - «одна из немногих стран мира, взаимодействие с которыми проходит без каких-либо серьезных проблем» [10, с. 55].
19 Однако нынешние российско-вьетнамские отношения - не подобие альянса между СССР и Вьетнамом времен холодной войны. «Поворот на Восток» за последние годы все в большей степени видится в России как альтернатива отношениям с Западом, но Вьетнам вряд ли можно рассматривать в настоящее время как противовес США и американским союзникам. Соединенные Штаты, Япония, Европейский Союз - важные экономические и политические партнеры Ханоя. Их значение по целому ряду параметров превосходит значение России для Вьетнама.
20 Более того, «антизападные» черты политики России в АТР могут привести к охлаждению ее отношений с Вьетнамом. Причиной для разногласий может оказаться, к примеру, фактическая поддержка Россией позиции Китая по вопросу вмешательства «третьих сил» (т.е. США) в конфликт в Южно-Китайском море (ЮКМ) [39, p. 133]. Россия и КНР провели в сентябре 2016 г. совместные военно-морские учения в Южно-Ки- тайском море [31]. Вьетнам, хотя и не стремится быть втянутым в американо-китайский конфликт, но, тем не менее, заинтересован в сдерживании Китая в Южно-Китайском море со стороны США [32, с. 164-166]. В какой-то мере подобная позиция России «компенсируется» непрямой поддержкой Вьетнама в спорах в Южно-Китайском море - в форме продажи вооружений и развития совместных нефтегазовых проектов на континентальном шельфе [6, с. 147-148].
21 С другой стороны, укрепление российско-вьетнамского сотрудничества часто трактуется рядом зарубежных экспертов (например, С.Блэнком [34]) как попытка России создать противовес Китаю со стороны Юго-Восточной Азии. Российский исследователь В.М.Мазырин также отмечал, что отношения с Вьетнамом предоставляют России «свободу маневра, позволяют при необходимости показывать Китаю собственное понимание тех или иных проблем мирового или регионального порядка» [13, с. 32]. Представляется, что противопоставление Вьетнама Китаю для Москвы малопродуктивно, поскольку не только противоречит интересам сохранения партнерских отношений с КНР, но и идет вразрез с политикой самого Вьетнама, чьи противоречия с Пекином не носят абсолютного характера.
22 Важную роль в политике России в отношении Вьетнама играет следование принципам равноудаленной и многовекторной стратегии. Это отвечает и той точке зрения российских экспертов, согласно которой российская стратегия в АТР «должна основываться на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами региона, решении спорных вопросов преимущественно политическими средствами» [1, с. 54].
23

ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВЬЕТНАМОМ

24 В сфере торгово-экономического сотрудничества Вьетнам - перспективный партнер. Вьетнамская экономика демонстрирует высокие темпы роста (до 6% в 2006-2015 гг.) и возможности для дальнейшего развития [12, с. 259-260].
25 Однако Вьетнам значительно уступает по объемам торговли ведущим торговым партнерам России в странах АТР - Китаю, Японии и Южной Корее. В 2017 г. торговый оборот между Россией и СРВ составил $5,227 млрд. Торговля России с Китаем, Японией и Республикой Корея достигла в том же году $88,964, 18,262 и $19,279 млрд, соответственно [17].
26 Для Вьетнама объемы торговли с Россией также относительно невелики. В 2017 г. торговля СРВ с ее ведущим торговым партнером Китаем составила $93,8 млрд [38]. Однако торговый оборот России с Вьетнамом не только имеет тенден- цию к росту, но и заметно превысил показатели «предкризисных» 2013 и 2014 гг. ($3,970 и 3,748 млрд, соответственно).
27 Вьетнам в настоящее время - лидер в торговле с Россией среди стран Юго-Восточной Азии [17]. Не в последнюю очередь увеличение торгового оборота связывают с вступлением в силу в октябре 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом [25]. При этом экспертами прогнозировался рост объемов российско- вьетнамской торговли до $8-10 млрд к 2020 г. [15, с. 77]. Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) может также способствовать росту в российском экспорте высокотехнологичной продукции. Пример подобного взаимодействия - реализация протокола о сборке автомобилей на территории СРВ, подписанного в рамках соглашения о ЗСТ [21].
28 Зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом имеет также важное политическое значение. Она может позволить России «институционально «сомкнуть» азиатско-тихоокеанское и евразийское направление своей внешней политики» [15, с. 78].
29 Президент России В.В.Путин еще в 2012 г. на саммите АТЭС во Владивостоке говорил о необходимости и возможности экономического взаимодействия между Таможенным Союзом и странами АТР [2]. Стремление России развивать сотрудничество между АСЕАН, ШОС и ЕАЭС «в целях обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Евразийском регионах» отмечалось и в Концепции внешней политики России [9].
30 В своем выступлении на пресс-конференции по итогам саммита Россия - АСЕАН в мае 2016 г. В.В.Путин указал на перспективы создания ЗСТ между ЕАЭС и рядом стран АСЕАН, а также предложил обсудить инициативу формирования всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Президент привел в качестве примера подобного сотрудничества ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом [18]. Существование ЗСТ между ЕАЭС и СРВ (и результаты ее функционирования) могут стать дополнительными факторами для успеха переговоров с АСЕАН.
31 ФАКТОР ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
32 Важную роль во взаимодействии России и Вьетнама играет военно-техническое сотрудничество. В период холодной войны СССР был одним из ключевых поставщиков оружия и боевой техники для Ханоя, а после 1991 г. Россия и СРВ продолжили сотрудничество в этой сфере (но уже на коммерческих условиях).
33 Вьетнам стал расширять покупку вооружений в России со второй половины 2000-х гг. в условиях обострения конфликта в Южно-Ки- тайском море. Номенклатура поставляемой продукции была довольно широкой и включала боевые самолеты, зенитно-ракетные комплексы, ракетные системы береговой обороны, сторожевые корабли, ракетные и патрульные катера. Крупнейшим контрактом стал заказ Вьетнамом в 2009 г. шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636, полностью выполненный к февралю 2017 г. [23].
34 Среди последних крупных сделок по продаже вооружений Вьетнаму - контракт на поставку партии танков Т-90С/СК [22]. Объемы военно- технического сотрудничества с Вьетнамом позволили включить эту страну в группу «эксклюзивных партнеров» (наряду с КНР и Индией), «у которых Россия занимает первое место по поставкам практически всей номенклатуры вооружений и военной техники» [4, с. 162].
35 В то же время Вьетнам в настоящее время проводит политику диверсификации военно-технического сотрудничества и стремится развивать взаимодействие в этой области с широким кругом стран. У России, однако, остается ряд преимуществ.
36 Во-первых, это многолетний опыт сотрудничества с Ханоем, вследствие чего в основе арсенала вооруженных сил Вьетнама - оружие и боевая техника советского и российского производства.
37 Во-вторых, это комплексный характер российско-вьетнамского военно-технического сотрудничества. Россия и Вьетнам, к примеру, ведут совместную разработку противокорабельного ракетного комплекса «Уран» [5], а на вьетнамских верфях строятся ракетные катера по российским проектам [28].
38 Россия помогает Вьетнаму в подготовке моряков-подводников и создала на базе Камрань специальный учебный центр [5]. Во многом благодаря расширению военно-технического сотрудничества с Вьетнамом Россия получила особый режим доступа для кораблей своих ВМС к инфраструктуре гавани Камрань [11, с. 86].
39 Взаимодействие в оборонной сфере между Россией и Вьетнамом - важная составляющая двусторонних отношений, у нее есть перспективы для развития. И это особенно значимо с учетом возможного сокращения объемов военно-технического сотрудничества России с Китаем и Индией [4, с. 163-164]. Российские вооружения укрепляют позиции Вьетнама в ЮКМ и могут способствовать, таким образом, стабилизации конфликта между СРВ и Китаем [4, с. 164].
40

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

41 Не менее весомый элемент российско-вьетнамских отношений - сотрудничество в сфере энергетики, которое также носит комплексный характер. Российско-вьетнамское взаимодействие в этой области включает в себя участие российской стороны в строительстве энергетических объектов на территории СРВ (в т.ч. гидро- и теплоэлектростанций) и совместную разработку нефтегазовых месторождений (во Вьетнаме, России и третьих странах).
42 Еще в 1981 г. было создано советско-вьетнамское совместное предприятие «Вьетсовпетро», которое стало вести добычу нефти на континентальном шельфе Вьетнама. Компания продолжает работу и сегодня как одно из наиболее успешных предприятий в этой области [3, с. 169-170].
43 С 2000 г. к разработкам углеводородов на шельфе СРВ подключились и другие российские компании - вначале «Газпром», а затем «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». Работа на шельфе Южно-Китайского моря может стать причиной для роста противоречий с Китаем. КНР рассматривает часть акватории ЮКМ, которую Вьетнам предоставляет для разработки иностранным компаниям, как свою собственную.
44 Пекин оказывает давление на Вьетнам и его зарубежных партнеров, работающих на спорных участках. Китай выражал протест против передачи «Газпрому» блоков 052 и 05-3 в апреле 2012 г., однако России и Вьетнаму удалось отстоять свою позицию [11, с. 113-114].
45 В мае 2018 г. МИД КНР также высказался против работ на месторождении Лан До, которые ведет компания «Роснефть» в партнерстве с вьетнамской стороной [30]. Однако с учетом того, что последовавший в июне 2018 г. визит президента России в КНР прошел в благоприятной атмосфере и компания «Роснефть» не прекращала работы на данном участке, можно предполагать, что этот инцидент также не окажет серьезного негативного влияния ни на российско-вьетнамское энергетическое сотрудничество, ни на отношения Москвы и Пекина.
46 Еще одной стороной сотрудничества в сфере энергетики стала работа на российской территории вьетнамской компании «Петровьетнам». Доступ вьетнамской стороны к разработке нефтегазовых месторождений в России создал условия для получения российскими компаниями новых участков на шельфе СРВ [24].
47 Дополнительный стимул для расширения энергетического сотрудничества - растущая потребность Вьетнама в энергоносителях. Ханой стремится не только опереться на свои собственные ресурсы, но и увеличить импорт энергоносителей из-за рубежа. Деятельность российских компаний на территории Вьетнама создает возможности для сотрудничества по поставкам энергоресурсов с территории России.
48 В частности, ведутся переговоры с компаниями «Газпром» и «Новатэк» о поставках сжиженного природного газа (СПГ) [29]. Ранее также обсуждалась возможность отгрузки «Газпромом» и «Роснефтью» во Вьетнам нефти, поступающей по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» в порт Козьмино [19, с. 40].
49 В «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» как одна из приоритетных задач обозначена диверсификация экспорта энергоносителей в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона (хотя Вьетнам не был отдельно отмечен среди государств АТР, в отличие от Китая, Японии и Республики Корея) [33]. Кроме того, имеющийся опыт сотрудничества позволяет говорить о возможностях для инвестиций со стороны СРВ в нефтегазовые проекты на российском Дальнем Востоке.
50

ВЬЕТНАМ И РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

51 В настоящее время влияние Вьетнама на развитие российского Дальнего Востока нельзя назвать слишком заметным. В 2016 г. общая доля стран АСЕАН в торговом обороте Дальневосточного федерального округа была на уровне 1,9%, тогда как доминирующие позиции занимали Китай, Япония и Южная Корея [27, с. 55].
52 Доля Вьетнама в первом полугодии 2015 г. составляла только 0,2% от общего торгового оборота российского Дальнего Востока [16]. В Приморском крае торговля с Вьетнамом имеет более высокие показатели, но и там она в начале 2010-х гг. не превышала 2% от общего объема внешнеторгового оборота [26, с. 240].
53 В то же время предпринимаются шаги по укреплению сотрудничества Дальнего Востока России с Вьетнамом. Делегация из СРВ принимала участие в работе Восточного экономического форума и вела переговоры о расширении взаимодействия между Вьетнамом и российским Дальним Востоком [16]. В марте 2016 г. вице-премьер и представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнев обсуждал в Ханое возможности вьетнамских инвестиций в сельское хозяйство и рыбную промышленность на Дальнем Востоке [7].
54 Вьетнам находится довольно далеко от российского Дальнего Востока и не имеет столь выгодных позиций для ведения трансграничной торговли, как страны Северо-Восточной Азии. Однако у российского Дальнего Востока есть более благоприятные возможности для осуществления морских коммуникаций с Вьетнамом, чем у других российских регионов. Кроме того, во Владивостоке расположен Дальневосточный федеральный университет - один из немногих вузов России, где ведется изучение вьетнамского языка, а также истории и культуры Вьетнама [14, с. 24]. Это может способствовать развитию взаимодействия в образовательной и культурной сфере и стать еще одним из мостов для налаживания отношений между Тихоокеанской Россией и Социалистической Республикой Вьетнам.
55

* * *

56 В рамках «поворота на Восток» Вьетнам не занимает такого же ключевого положения для политики России в АТР, как Китай и другие страны Северо-Восточной Азии. В то же время Вьетнам - важнейший экономический и политический партнер России среди стран Юго-Восточной Азии. Российско-вьетнамское сотрудничество имеет серьезный потенциал для развития, что не в последнюю очередь связано с реализацией договора о зоне свободной торговли между ЕАЭС и СРВ. Это соглашение обладает также важным политическим значением для процессов евразийской интеграции.
57 Между тем, для российско-вьетнамских отношений существует ряд потенциальных вызовов. После 2014 г. российский «поворот на Восток» в определенной мере приобрел «антизападный» характер. Однако Россия не может рассчитывать на прямую поддержку Вьетнама в условиях кризиса в отношениях с Западом. Более того, обострение противоречий России с США и ее сближение с Китаем может вызвать осложнение российско- вьетнамских отношений.
58 Основы российско-вьетнамского партнерства были заложены еще в эпоху холодной войны, но в настоящее время интересы Вьетнама и характер российско-вьетнамских отношений изменились, что необходимо учитывать при выстраивании Россией своей политики в АТР.

Библиография

1. Бобыло А.М. Поворот России на Восток: Pro et Contra // Россия в АТР: роль, интересы и приоритеты обеспечения региональной безопасности и ускоренного экономического развития / науч. ред. С.В.Севастьянов; под общ. ред. А.Б.Волынчука. Владивосток, Дальневост. федерал. ун-т. 2016, с. 47-57.

2. Владимир Путин принял участие в работе Делового саммита АТЭС // Президент России. Официальный сайт. 07.09.2012. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/16410 (accessed 11.05.2018)

3. Воронин А.С. Энергетическое сотрудничество: история, современность, перспективы // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М., ИДВ РАН. 2013, c. 160-181.

4. Губин А.В. Военное измерение политического процесса в Восточной Азии: вызовы для России // Россия в АТР: роль, интересы и приоритеты обеспечения региональной безопасности и ускоренного экономического развития / науч. ред. С.В.Севастьянов; под общ. ред. А.Б.Волынчука. Владивосток, Дальневост. федерал. ун-т. 2016, с. 152-172.

5. Губин А.В. Союз медведя и дракона. О российско-вьетнамском ВТС // Российский совет по международным делам. 14.04.2014. http://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/31780/ (accessed 07.05.2018)

6. До М.К. Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции // Вьетнамские исследования. 2015, № 5, c. 138-160

7. Едовина Т. Вьетнамский бизнес ждут на Дальнем Востоке // Коммерсант.ru. 15.03.2017. https://www.kommersant.ru/doc/3242399 (accessed 12.05.2018)

8. Киреев А.А. Тенденции трансграничных социально-экономических отношений дальневосточного региона России в условиях «поворота на Восток» // Россия в АТР: роль, интересы и приоритеты обеспечения региональной безопасности и ускоренного экономического развития / науч. ред. С.В.Севастьянов; под общ. ред. А.Б.Волынчука. Владивосток, Дальневост. федерал. ун-т. 2016, с. 58-76.

9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed 06.05.2018)

10. Локшин Г.М. Политическое сотрудничество России и Вьетнама // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014, № 25, с. 55-63.

11. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М., ИДВ РАН. 2013, 240 с.

12. Мазырин В.М. Развитие экономики СРВ в 2011-2015 гг. и перспективы 2016-2020 гг. // XII съезд компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М., ИД «ФОРУМ». 2016, с. 259-276.

13. Мазырин В.М. Российско-вьетнамские отношения на новом этапе: объективные предпосылки и реальные возможности // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М., ИДВ РАН. 2013, c. 24-47.

14. Мазырин В.М. Россия-Вьетнам: 20 предложений по повышению эффективности всеобъемлющего стратегического партнерства. Рабочая тетрадь № 23/2015. Российский совет по международным делам (РСМД). М., Спецкнига. 2015, 36 с.

15. Мазырин В.М. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом // Проблемы Дальнего Востока. 2015, № 5, c. 71-82.

16. На ВЭФ обсудили перспективы взаимодействия Вьетнама и дальневосточных регионов // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. 03.09.2015. https://minvr.ru/press-center/news/1677/ (accessed 12.05.2018)

17. Обзоры внешней торговли России // Внешняя торговля России. http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/ (accessed 06.05.2018)

18. Пресс-конференция по итогам саммита Россия - АСЕАН // Саммит Россия-АСЕАН. 20.05.2016. http://russia-asean20.ru/transcripts/ 20160520/221131.html (accessed 11.05.2018)

19. Рогалев Н.Д., Рубан Л.С. Развитие сотрудничества в сфере энергетики между Россией и Вьетнамом: проблемы и перспективы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016, № 31, с. 34-41.

20. Романов М.Т., Романова И.М. Геополитический «разворот» России на Восток и развитие собственных восточных территорий // Проблемы Дальнего Востока. 2017, № 2, с. 57-68.

21. Россия и Вьетнам с 2018 года начинают сотрудничество в автосборке // Мир перемен. Международный общественно-научный журнал. http://mirperemen.net/2017/12/rossiya-i-vetnam-s-2018-godanachinayut-sotrudnichestvo-v-avtosborke/ (accessed 07.05.2018)

22. Россия начала поставки танков Т-90С во Вьетнам // Интерфакс. 07.11.2017. http://www.interfax.ru/world/586352 (accessed 07.05.2018)

23. Россия поставила Вьетнаму все обещанные подводные лодки «Варшавянка» // РИА Новости. 28.02.2017. https://ria.ru/defense_safety/20170228/1488920904.html (accessed 07.05.2018)

24. Самофалова О. В обмен на Печорское // Взгляд. Деловая газета. 12.11.2013. https://vz.ru/economy/2013/11/12/659248.html (accessed 06.05.2018)

25. Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом способствует росту товарооборота - посол России в СРВ К.В.Внуков // Министерство иностранных дел Российской Федерации. http://www.mid.ru/diverse/-/asset_publisher/zwI2FuDbhJx9/ content/soglasenie-o-svobodnoj-torgovle-mezdu-eaes-i-v-etnamom-sposobstvuet-rostu-tovarooborota-posol-rossii-v-srv-k-vvnukov (accessed 11.05.2018)

26. Соколовский А.Я. Сотрудничество Приморского края с Вьетнамом - важный фактор укрепления двусторонних отношений // Российско-вьетнамские отношения: история и современность. Взгляд двух сторон. М., ИДВ РАН. 2013,

27. Суслов Д.В. Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа в 2016 г. // Проблемы Дальнего Востока. 2017, № 2, с. 50-56.

28. Тебин П. Под боком у дракона // Независимое военное обозрение. 20.04.2012. http://nvo.ng.ru/forces/2012-04-20/14_dragon.html (accessed 07.05.2018)

29. Топорков А. «Газпром» и «Новатэк» начали борьбу за рынок Вьетнама // Ведомости. 04.12.2017. https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2017/12/04/743988-gazprom-novatek-vetnama (accessed 06.05.2018)

30. Фадеева А. Первое китайское предупреждение: почему Пекин раскритиковал «Роснефть» // РБК. 17.05.2018. https://www.rbc.ru/ business/17/05/2018/5afd50559a794758251c08bb (accessed 19.06.2018)

31. Хроленко А. Чем интересны российско-китайские маневры в Южно-Китайском море // РИА Новости. https://ria.ru/analytics/20160912/1476705773.html (accessed 07.05.2018)

32. Цветов А.П. Вьетнамо-американское сближение в 2014 - начале 2015 гг.: тенденции, мотивы, ограничения // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015, № 26, c. 156-173.

33. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года // Совет Безопасности Российской Федерации. http://www.scrf.gov.ru/security/economic/document122/ (accessed 06.05.2018)

34. Blank S. Russia and Vietnam Team up to Balance China // The National Interest. 07.04.2014 http://nationalinterest.org/commentary/russia-vietnam-team-balance-china-10195 (accessed 11.05.2018)

35. Buszynski L. 1992. Gorbachev and Southeast Asia. London, 271 p.

36. Koldunova E. 2015. Russia as a Euro-Pacific power: Dilemmas of Russian foreign policy decision-making // International Relations. Vol. 29, № 3, pp. 378-394.

37. Lukin A. 2016. Russia’s Pivot to Asia: Myth or Reality? // Strategic Analysis. Vol. 40, № 6, pp. 573-589.

38. VN trade surplus $2.7b in 2017 // Viet Nam News. 02.01.2018 - http://vietnamnews.vn/economy/420286/vn-tradesurplus-27b-in-2017.html#qh2jqqwvRbFsweDI.97 (accessed 06.05.2018)

39. Yu B. 2016. China-Russia Relations: Politics of Reluctant Allies // Comparative Connections. Vol. 18, № 2, pp. 129-144.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести