Внешняя политика, внешние связи Мьянмы и формирование российско-мьянманского сотрудничества в начале XXI в. (к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мьянмой)
Внешняя политика, внешние связи Мьянмы и формирование российско-мьянманского сотрудничества в начале XXI в. (к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мьянмой)
Аннотация
Код статьи
S032150750001501-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кокушкина Ирина Владимировна 
Должность: Кандидат экономических наук, доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: РФ, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9
Выпуск
Страницы
15-20
Аннотация

В статье рассматривается эволюция торгово-экономических отношений России и Мьянмы (1948-2018 гг.). Подчеркивается, что Советский Союз, а позднее Россия оказали значительную помощь Мьянме не только в развитии экономики, но и в других областях (образовании, геологоразведке, здравоохранении, строительстве, была оказана и военная помощь).

Автор проводит сравнение количественных и качественных характеристик сотрудничества РСМ с Китаем, Индией и Россией, выделяя их особенности и перспективы. Подводя итоги, автор констатирует, что, несмотря на скромные в настоящее время объемы товарооборота и инвестиций, потенциал развития внешнеэкономических связей России и Мьянмы весьма высок.

Ключевые слова
Мьянма, Россия, сотрудничество, торговля, инвестиции, внешняя политика, Китай, Индия
Классификатор
Получено
09.10.2018
Дата публикации
14.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2590
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Внешняя политика Мьянмы, «Страны золотых пагод», прошла в XX-XXI вв. несколько этапов развития. После обретения независимости в 1948 г. Мьянма* (до 18.09.1989 г. - Бирма, с 2010 г. - Республика Союз Мьянма/РСМ) была одной из стран, участвовавших в создании Движения неприсоединения. Затем в период с 1962 по 1988 гг. во внешней политике доминировал изоляционистский курс. После 1988 г. Государственный совет по восстановлению законности и порядка начал выстраивать более открытую внешнюю политику, направленную не только на региональное, но и международное политическое и экономическое сотрудничество.

* В статье используются два варианта названия страны: «Бирма» - при описании событий периода до 1989 г. и «Мьянма» - по н.в. (прим. авт.).
2

Республика Союз Мьянма является членом ООН, ЮНКТАД, ФАО, МВФ, ВТО и других международных организаций. На региональном уровне Мьянма входит в АСЕАН, Инициативу Бенгальского залива по многостороннему техническому и экономическому сотрудничеству (БИМСТЭК), Азиатский банк развития (АБР), Ассоциацию регионального форума Юго-Восточной Азии (АРФ). Кроме того, страна участвует в режимах запрещения химического оружия и нераспространения ядерного оружия [1; 2]. 

3

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЬЯНМЫ В 2010-е гг. 

4

В настоящее время основными внешнеэкономическими и внешнеполитическими контрагентами Мьянмы являются страны региона (члены АСЕАН, в особенности Таиланд, Малайзия, Вьетнам и Сингапур). Мьянма участвует в ряде проектов субрегионального сотрудничества, таких как проект Большого Меконга (в него входят также Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам и китайская провинция Юньнань), Стратегия экономического сотрудничества «Иравади - Тяо Пхрая - Меконг» (участвуют также Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам), форум «Меконг - Ганг» (наряду с Индией, Таиландом, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей) [2].

5

Важными политическими и экономическими партнерами Мьянмы являются также Китай и Индия. 

6

Мьянма играет для этих двух азиатских гигантов чрезвычайно важную роль. Во-первых, с позиций ее географического положения - «перекресток» между тремя регионами Азии - Восточным, Юго-Восточным и Южным. Во-вторых, как источник топливно-энергетических и других минеральных ресурсов, а также сельскохозяйственного сырья. В-третьих, как сфера реализации их геостратегических интересов.

7

Так, Мьянма является одной из ключевых точек в долгосрочной стратегии Китая «Нити жемчуга», которая направлена на получение контроля над всеми подходами к Индийскому океану и обеспечение безопасности всех морских путей, которыми доставляются нефть, газ и другие товары из стран Персидского залива и Восточной Африки.

8

Китай первым сумел заполнить политическую и экономическую пустоту, образовавшуюся вокруг Мьянмы после военного переворота. Контакты начались еще в 1978 г. и продолжились в 1980-е - 1990-е гг. В начале XXI в. КНР является страной, бизнес которой, в сравнении с другими внешнеэкономическими партнерами Мьянмы, в наибольшей степени вовлечен в ее экономику. Кроме того, порты Мьянмы - важное звено «Морского шелкового пути XXI века», проекта, активно продвигаемого Китаем. Китай выступает также важнейшим партнером Мьянмы в области военно-технического сотрудничества [3, p. 67; 4].

9

Индия, так же, как и Китай, является крупнейшим внешнеэкономическим партнером Мьянмы. Страны имеют длительные исторические отношения как части бывшей Британской империи. Дипломатические отношения были установлены в 1948 г. Индийско-мьянманские отношения всегда основывались на том, что Мьянма была провинцией Индии, и поэтому между странами существуют общие региональные интересы, наличие культурных связей и большой индийской диаспоры в Мьянме. 

10

В период изоляции РСМ экономические отношения стран значительно сократились, но активизировались с 1993 г. В настоящее время Индия является одним из крупнейших торговых партнеров Мьянмы, и, кроме того, их сотрудничество способствует уменьшению зависимости от Китая. Мьянма выступает важным звеном индийских стратегий «Смотри на Восток» (Look East) и «Действуй на Востоке» (Act East) [5].

11

Одной из наиболее важных сфер внешнеэкономических связей Мьянмы является членство в АСЕАН. В начале XXI в. страны-члены АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии) - это единый, быстрорастущий, конкурентоспособный регион мирового хозяйства. При этом уровни политического, экономического, социального и культурного развития государств-членов различны. Поэтому одной из ведущих целей развития группировки является формирование и постоянное уточнение круга совместимых интересов и задач, выравнивание основных условий, характеристик и показателей экономического роста.

12

С момента вступления в АСЕАН Мьянма стремится строить ровные отношения со всеми государствами, входящими в эту организацию. А уже с середины 1990-х гг. она стала выполнять посредническую роль между Китаем и странами бассейна Меконга (Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом и Таиландом). В частности, летом 1996 г. между ними было подписано рамочное экономическое соглашение, предусматривающее для подписавших совместное развитие бассейна реки Меконг [6, p. 170].

13

Мьянма должна была занять пост председателя в АСЕАН ещё в 2006 г., однако вследствие напряженности в отношениях с США и ЕС (в 2003 г. были введены санкции), вызванной неприятием мировым сообществом политики руководства страны, председательство Мьянмы в АСЕАН могло повлечь за собой наложение ограничений и на отношения ЕС и США с Ассоциацией, поэтому Мьянма была вынуждена тогда отказаться.

14

После выборов 2011 г. избранный президент Тхейн Сейн заявил о готовности страны председательствовать в АСЕАН в 2014 г. (формально очередь Мьянмы должна была подойти лишь в 2016 г.), и Лаос согласился уступить свое право на председательство в 2014 г., что и было реализовано.

15

К 2012 г. политическая и экономическая ситуация в Мьянме изменилась. Был предпринят ряд шагов, которые можно рассматривать как признаки серьезных изменений в стране, направленные на то, «чтобы покончить с международной изоляцией и улучшить имидж своей страны на международной арене» [6, p. 172]. Особенно важным стало замораживание резко критикуемого населением страны проекта Мьитсоне, финансируемого Китаем, - сооружение гигантской плотины и гидроэлектростанции на реке Иравади стоимостью $3,6 млрд [7, p. 48].

16

Согласие предоставить Мьянме право председательствовать в АСЕАН стало первым шагом на пути страны к выходу из международной изоляции. Посещение официальными лицами из разных стран, и особенно первые за 50 лет визиты глав дипломатических ведомств крупнейших развитых и влиятельных стран - США и Великобритании - означали признание избранного правительства в глазах мирового сообщества.

17

К концу второго десятилетия XXI в. структура внешнеэкономических связей РСМ продолжает развиваться. 

18

В 2012-2016 гг. Мьянма заключила двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций с Вьетнамом, Индией, Израилем, Китаем, Кувейтом, Лаосом, Республикой Корея, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами и Японией, а также с отдельными странами ЕС. В этот же период активизировались экономические отношения с США и Австралией. Эти изменения отражают стремление Мьянмы окончательно выйти из изоляции и расширить внешнеполитическое сотрудничество с зарубежными странами и преодолеть сложившуюся однобокую ориентацию на Китай. 

19

Однако, несмотря на серьезные сдвиги в улучшении своего международного имиджа, внутренние политические проблемы Мьянмы, с которыми она столкнулась в 2017 г., могут снова серьезно его ухудшить.

20

ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЬЯНМЫ С РОССИЕЙ (СССР)

21

В феврале 2018 г. исполнилось 70 лет с момента установления между странами дипломатических отношений.

22

Советский Союз признал независимость Бирмы сразу после ее объявления в 1948 г. А первый шаг к установлению дружественных отношений с Россией был предпринят еще в XIX в. В 1875 г. королевский министр иностранных дел Бирмы Кинвун Минджи направил в Санкт-Петербург письмо канцлеру А.М.Горчакову с пожеланием установить дипломатические отношения. Но осуществить это не удалось - с 1886 г. Бирма стала колонией в составе Британской Индии.

23

Поскольку новое независимое государство избрало «социалистическую» направленность развития, СССР уже со второй половины 1950-х гг. начал оказывать Мьянме значительную материальную и технологическую помощь. Так, в Рангуне (Янгоне) советские специалисты построили гостиницу «Dusit Inya Lake» (1958-1961 гг.), Ян- гонский технологический университет (1958- 1961 гг.), а также самый современный для того времени госпиталь в г. Таунгджи им. Сао Сан Тхуна. В 1967 г. при значительном содействии СССР в Бирме было завершено строительство крупного ирригационного узла в Чемаутауне, а в конце 60-х гг. введены в эксплуатацию гипсовый карьер в Схипо, оловянно-вольфрамовый рудник в Мочи и др. объекты. В 1966 и 1971 гг. в Рангуне (Янгоне) проходили советские торгово-промышленные ярмарки.

24

Однако нарастание изоляционистских тенденций во внешней политике Бирмы в условиях «холодной войны» привело к значительному сокращению советско-бирманского сотрудничества. С начала 70-х гг. и до середины 90-х гг. XX в. контакты на высшем уровне были заморожены. В то же время отношения оставались дружественными, хотя и не были наполнены конкретным экономическим содержанием.

25

Российско-мьянманские отношения вновь активизировались в конце 1990-х гг. Важным событием в этом контексте стал и визит в Москву в апреле 2006 г. зам. председателя Государственного совета мира и развития Мьянмы. В мае 2007 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области сооружения в Мьянме центра ядерных исследований (при этом были учтены все рекомендации МАГАТЭ). В 2015 г. эта область получила дальнейшее развитие в ходе переговоров во время визита в РСМ представителя Росатома с руководством страны.

26

Развитию российско-мьянманских связей способствует наличие достаточно обширной договорно-правовой базы. Это: Соглашение о культурном сотрудничестве (1999), Совместная декларация об основах дружественных отношений (2000), Соглашение об упразднении виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2000), Соглашение о военно-техническом сотрудничестве (и Смешанная комиссия по ВТС) (2016), ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве (между министерствами внутренних дел, природных ресурсов, культуры и рядом других) [1; 8]. В 2014 г. вступило в силу Соглашение о создании межправительственной российско-мьянманской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. 

27

Мьянма и Россия придерживаются схожих позиций по актуальным мировым проблемам, традиционно оказывают друг другу политическую поддержку на различных международных площадках. Мьянма точно так же, как и Россия, выступает за многополярный мир, проводит многовекторную внешнюю политику. На регулярной основе осуществляются консультации по линии внешнеполитических ведомств. В 2009-2013 гг. Мьянма выполняла функции координатора диалогового партнерства Россия-АСЕАН.

28

По оценкам экспертов, в развитии сотрудничества между Мьянмой и Россией существует значительный потенциал*. Население Мьянмы положительно относится к нашей стране. Еще с 1950-х гг., когда сотрудничество между двумя государствами было более тесным (в т.ч через механизмы СЭВ), у населения сохранилось к России позитивное отношение. В Мьянме работает большое количество специалистов (врачей, военных специалистов, инженеров, экономистов и др.), которые получили образование в СССР и уже в России.

* См. труды М.И.Ананьина, Н.А.Листопадова, А.А.Симония, А.Б.Ширяева (прим. авт.).
29

Российское образование ценится в стране, и ежегодно несколько сотен студентов приезжают для обучения из Мьянмы в Россию. Так, 07.11.2016 г. на круглом столе «Российско-мьянманское гуманитарное сотрудничество», прошедшем в Общественной палате РФ, было озвучено, что в России было подготовлено более 6 тыс. специалистов, а в 2016 г. обучалось около 800 граждан Мьянмы [9].

30

Для России Мьянма - это крупный, растущий, перспективный рынок, где существуют потребности в различного рода продукции: промышленном оборудовании, дорожной и сельскохозяйственной технике, электронике, потребительских товарах и др. Однако после отмены подавляющего большинства западных санкций за этот рынок нужно активно бороться. В Мьянму инвестируют Япония, Республика Корея и в больших объемах - Китай. И хотя рынок еще не заполнен, конкуренция уже серьезно усилилась [1; 10].

31

В целом же, Мьянма представляет собой для России значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества, несмотря на все очевидные проблемы: политические риски, низкое качество имеющейся инфраструктуры, необходимость ее восстанавливать или создавать с нуля, несовершенство законодательства, недостаточно развитый финансовый сектор, коррупцию и т. п. При этом Мьянма обладает богатейшими запасами различных полезных ископаемых. Но чтобы все это превратилось в действующие выгодные проекты, необходимо быстро выйти на этот рынок. Кроме того, Мьянма представляет значительный интерес и в плане познавательного туризма, который при этом можно сочетать с пляжным отдыхом на побережье.

32

В мае 2016 г. в Сочи состоялся саммит Россия-АСЕАН, ознаменовавший собой двадцатилетие диалогового партнерства Российской Федерации с АСЕАН. При этом за всю историю российско-мьянманских отношений это первый визит главы Мьянмы в Россию. По итогам саммита была принята Сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному партнерству» и утвержден Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации на 2016- 2020 гг. Лидеры России и стран Юго-Восточной Азии договорились развивать диалог на основе равенства и общей ответственности. Главные направления сотрудничества - экономика, торговля, энергетика, глобальная безопасность, культура. Договорились, в частности, постепенно облегчать визовый режим, координировать меры по борьбе с терроризмом, а также стараться вместе защищать экономику от будущих кризисов

33

Одной из центральных тем саммита была т.н. интеграция интеграций (углубление и расширение взаимодействия существующих группировок), в которую в ближайшие десятилетия XXI в. может быть вовлечено до трети мировой экономики: свободное движение товаров, капиталов, услуг между странами АСЕАН, ЕЭС и ШОС.

34

Несмотря на то, что на данный момент уровень торгово-экономических отношений двух стран пока невелик, имеется хороший потенциал для дальнейшего развития отношений как в этой области, так и в области политического взаимодействия, а также военно-технического сотрудничества. В последнее время все большее число предприятий проявляют интерес к рынку Мьянмы. В июне 2016 г. Минобороны России и Мьянмы заключили Соглашение о военном сотрудничестве. При этом было подчеркнуто, что РСМ видит большие перспективы в области двустороннего военно-морского сотрудничества, в т.ч в гидрографии и мероприятиях по поиску и спасению на море [11]. В сентябре 2017 г. было подписано Соглашение об учреждении в Янгоне Торгового представительства Российской Федерации.

35

Основными направлениями двустороннего экономического взаимодействия в 2010-е гг. являются сотрудничество в горнодобывающей промышленности, энергетике, транспорте, образовании, борьба с терроризмом и торговлей наркотиками, а также военно-техническое сотрудничество.

36

Ведущий проект в рамках российско-мьянманского экономического взаимодействия в 2010-е гг. - строительство чугуноплавильного завода при участии ОАО «ВО «Тяжпромэкспорт» (в октябре 2015 г. был почти завершен первый этап строительства), а также модернизация построенного в конце 1950-х гг. госпиталя в г. Таунджи

37

Объемы взаимной торговли пока ещё незначительны: так, в 2016 г. товарооборот России и Мьянмы составил $258 млн, на Мьянму пришлось 0,0552% внешнеторгового оборота России (89-е место), а на Россию - 0,5% оборота Мьянмы [12; 13]. Доля Мьянмы во внешнеторговом обороте России составила всего 0,0371%. Однако в 2017 г. он снизился на 16% и составил $216,6 млн (96-е место). При этом экспорт России в Мьянму уменьшился почти на 30%, а импорт, наоборот, серьезно вырос - почти на 160% (при этом сальдо осталось положительным, уменьшившись на 46,3%) [20]. 

38

Для сравнения: товарооборот с Китаем в 2017 г. составил $8,5 млрд: экспорт Мьянмы в КНР - $4 млрд, импорт - $4,49 млрд [14]. Объем торговли между Индией и Мьянмой за 2017 г. составил $2,175 млрд. Из них экспорт - $1,107 млрд и импорт - $1,067 млрд [15].

39

Россия экспортирует в РСМ (2016 и 2017 гг.) всего около 100 товарных позиций: продукцию сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, энергетическое и электротехническое оборудование, различные черные и цветные металлы и изделия из них, ткани, нефть и нефтепродукты, продукцию химической промышленности, удобрения, пластмассы, цемент, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, часы, ткани, стекло, продукты питания и сельскохозяйственное сырье, вооружения и военную технику (истребители, вертолеты; в 2016 г. Мьянма получила по контракту 2015 г. от корпорации «Иркут» три учебно-боевых реактивных самолета Як-130, которые официально вошли в строй ВВС Мьянмы в феврале 2017 г.) [13; 16].

40

Импорт из Мьянмы имеет намного более узкую структуру и состоял в 2017 г., в основном, из злаков (22%), одежды и обуви (75%), небольшого количества древесины, овощей и фруктов [13].

41

Таким образом, можно констатировать, что развитие политических и торгово-экономических отношений России и Мьянмы имеет значительный потенциал. Этому будет способствовать, в первую очередь, совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества

42

Учитывая собственный опыт предыдущих лет, опыт других стран в формах и методах развития сотрудничества с РСМ, а также наличие получивших образование в России специалистов, РФ имеет возможности для расширения своего присутствия, прежде всего, в нефтегазовом секторе, энергетике, связи, экспорте различного оборудования и потребительских товаров. Однако в силу долгого отсутствия на мьянманском рынке риски для российских компаний, связанные с необходимостью обеспечения информационного и институционального присутствия в стране, а также решения множества маркетинговых задач, значительно выше, чем для бизнеса из стран, которые активно развивали сотрудничество с РСМ в 1990- 2000-е гг

43

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что роль Мьянмы в мировой политической и экономической жизни в начале XXI в. возросла. Если еще в начале века это была страна со слабо развитой экономикой и мировое сообщество не воспринимало ее как значительную державу, то с каждым годом ее роль не только в ЮВА, но и в Азии становится все более весомой.

44

Оценивая перспективы развития российско-мьянманских отношений, следует остановиться на нескольких важных моментах.

45

Анализ информационных сообщений и последних публикаций, в которых изучается состояние внутренней ситуации и внешнеэкономических связей РСМ в 2010-е гг. [1; 3; 12], позволяет сделать несколько важных с позиции данного исследования выводов. 

46

При этом следует иметь в виду, что, как справедливо отмечает известный российский востоковед Е.И.Зеленев, «мы живем в очень необычное время, когда экономика, а вслед за ней и политика большинства стран мира втягиваются в состояние «упорядоченного хаоса» [17, p. 9]. Это подтверждается перечнем рисков 2018 г., выделенных Eurasia Group, в число которых включены рост влияния Китая, ослабление институтов, возможность катастрофических инцидентов, неопротекционизм, политика идентичности в Южной Азии [18]. 

47

В мировой экономике и политике одновременно действует огромное количество глобальных и региональных факторов, что стимулирует формирование сложных многоуровневых систем международных отношений. В этих условиях отдельные страны могут приобрести особое значение в каком-либо регионе. Так, Мьянма к настоящему времени приобрела весьма важное значение в региональной политике и стратегиях крупнейших стран - не только Китая и Индии, но также России, США, Японии и др.

48

* * *

49

Несмотря на то, что Мьянма представляет собой потенциально чрезвычайно привлекательный рынок, реализация торговых и инвестиционных отношений с этой страной и в конце 2010-х гг. сопряжена со значительными рисками

50

Высоки политические риски, связанные с противоречиями между национальными меньшинствами и правительством, а также с по-прежнему сильным влиянием военных на деятельность государственных институтов и т.п. Так, по данным TheGlobalEconomy.com (Credendo Group), за период 2014-2016 гг. среднее значение для Мьянмы долгосрочного политического риска составило 7 (1 - низкий, 7 - высокий) [19]. 

51

О рисках для бизнеса говорит 170-е место в рейтинге Doing Buisiness 2017 (из 189 стран). Существенной проблемой является и то, что две крупнейшие и наиболее важные хозяйственные структуры - Мьянманский экономический холдинг (Union of Myanmar Economic Holdings, Limited, UMEHL) и Мьянманская экономическая корпорация (Myanmar Economic Corporation, MEC) прямо подчинены Министерству обороны. В ведении этих структур находятся крупные предприятия в нефтяной и газовой отраслях, горнодобывающая промышленность (в т.ч. добыча драгоценных камней - рубинов, сапфиров, а также нефрита), транспорт, банковское дело, туризм, легкая и пищевая промышленность, операции с недвижимостью и др. [1].

52

Поскольку Индия и Китай являются крупнейшими экономическими партнёрами Мьянмы и, кроме того, входят в БРИКС и ШОС, России при развитии экономических связей с РСМ и обеспечении своих интересов необходимо учитывать эти факты. То есть можно говорить о формировании «четырехугольника сотрудничества»: Россия - Индия - Китай - Мьянма, что придает развитию российско-мьянманских отношений несколько противоречивый характер.

53

Учитывая позитивное развитие экономических и политических отношений России с Мьянмой и несколькими другими членами АСЕАН (Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей и Таиландом), а также с Индией и Китаем, в современных геополитических условиях целесообразно рассматривать в качестве одного из стратегических направлений развития российских внешнеэкономических связей формирование отношений углубленного взаимодействия в регионе ЮВА в формате АСЕАН+Россия или АСЕАН+ЕАЭС*.

* С 2005 г. проводятся саммиты Россия-АСЕАН, а с 2011 г. Россия привлечена к переговорному процессу в рамках Восточноазиатского саммита в формате АСЕАН+8 (КНР, Япония, РК, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Россия, США) (прим. авт.).

Библиография

1. Мьянма. Общая характеристика // Азиатский вектор. Информационно-аналитический ресурс. - http://www.asiavector.ru/countries/myanmar (accessed 10.03.2018)

2. Мьянма: Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией // Политический атлас современности. - http://www.hyno.ru/tom2/1130.html (accessed 20.03.2018)

3. Лебедева Н.Б. Треугольник «Индия-Мьянма-Китай» (проблемы и компромиссы взаимодействия) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2010. № 15, с. 46-78.

4. Китай увеличил экспорт вооружений на 75% // REGNUM. 21.02.2017. - https://regnum.ru/news/2241334.html (accessed 12.03.2018)

5. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Участие Индии в региональных торговых соглашениях // Вестник МГИМО. 2017, № 2, с. 90-108.

6. Симония А.А. Мьянма разыграла «Асеановскую карту» // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. № 17.

7. Симония А.А. Новый облик военного режима в Мьянме // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. № 16.

8. Российско-мьянманские отношения // Посольство России в Республике Союз Мьянма. - http://myanmar.mid.ru/istoriadvuhstoronnih-otnosenij (accessed 25.03.2018)

9. Российско-мьянманское гуманитарное сотрудничество // Общественная палата Российской Федерации. 07.11.2016. - http://www.oprf.ru/press/news/2016/newsitem/36907 (accessed 25.03.2018)

10. Страны АСЕАН обсудят территориальные споры // Российская Газета. 11.05.2014. - http://rg.ru/2014/05/11/asean-site.html (accessed 25.03.2018)

11. Минобороны России и Мьянмы заключили Соглашение о военном сотрудничестве // Новости Министерства обороны РФ. 16.06.2016. - https://function.mil.ru/news_page/person/more.htm?id=12087372@egNews (accessed 09.02.2018)

12. Myanmar Central Statistical Organization - http://www.csostat.gov.mm/ (accessed 10.02.2018)

13. Обзоры внешней торговли России. Торговля между Россией и Мьянмой (Бирмой) в 2017 г. // Внешняя торгов- ля России. 15.02.2018. - http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-imyanmoy-birmoy-v-2017-g/ (accessed 02.03.2018)

14. Торговля между Мьянмой и Китаем достигла $8,5 млрд // ChinaPRO. 26.02.2018. - http://www.chinapro.ru/rubrics/1/16859/ (accessed 20.03.2018)

15. Export Import Data Bank. Government of India, Ministry of Commerce - http://commerceapp.gov.in/eidb/default.asp (accessed 20.03.2018)

16. Экспорт российских вооружений. Февраль 2017 года // Военное обозрение. 07.03.2017. (Exports of Russian weapons. February 2017 // Military Review. 07.03.2017) (In Russ.) - https://topwar.ru/110486-eksport-rossiyskihvooruzheniy-fevral-2017-goda.html (accessed 25.03.2018)

17. Зеленев Е.И. Постижение образа мира. М., 2012.

18. Bremmer I. These Are the Top 10 Risks to the World in 2018 // Time. 02.01.2018 - http://time.com/5083778/2018-top-risks-world/ (accessed 20.03.2018)

19. Burma economic indicators // The GlobalEconomy.com - https://www.theglobaleconomy.com/Burma-Myanmar/ (accessed 09.02.2018)

20. Аналитика по странам // Экспортеры России. - http://www.rusexporter.ru/research/country/ (accessed 09.02.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести