- Код статьи
- S032150750003729-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750003729-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №2
- Страницы
- 10-16
- Аннотация
В статье рассматриваются позиции региональных держав – Пакистана, Индии, Ирана и Китая – в контексте урегулирования ситуации в Афганистане. Анализируются их отношения по этому вопросу, их национальные интересы. Рассмотрены основные факторы нестабильности в регионе. Проведен анализ текущего положения Афганистана, дальнейшего развития региона и интересов региональных держав в Афганистане.
- Ключевые слова
- Афганистан, Пакистан, Индия, Иран, Китай, региональные державы, угрозы нестабильности, национальные интересы
- Дата публикации
- 25.03.2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 3084
Стратегическое положение Афганистана – связующего звена между регионами Центральной, Южной, Передней и Восточной Азии – постоянный объект конкуренции великих держав, оно неотвратимо влияет на ситуацию с безопасностью и в соседних государствах.
События в Афганистане напрямую связаны с внутренней безопасностью Пакистана. Взаимоотношения Афганистана и Пакистана были напряженными с момента образования государства Пакистан. Причина того – разграничение территории Афганистана еще с Британской Индией, а затем и с Пакистаном.
Договор о границе между Афганистаном и Британской Индией был подписан 12 ноября 1893 г. эмиром Абдуррахманом-ханом и секретарем англо-индийского правительства Мортимером А.Дюрандом. Соглашением двух государств была установлена граница, получившая название «Линия Дюранда» в честь инициатора этого договора.
После обретения Пакистаном независимости в 1947 г. некоторые афганцы из правящей элиты попытались объявить Линию Дюранда недействительной в связи с «отсутствием» одной из сторон*, между которыми должен решаться вопрос. При этом афганцами было выдвинуто требование о создании независимого государства – Великого Пуштунистана, в состав которого должны были бы войти пакистанские территории, на которых проживало преобладающее пуштунское население. В ответ правящие круги Пакистана заявили, что подобные действия будут рассматриваться как посягательство на территориальную целостность Пакистана.
Ни свержение монархии в Афганистане в 1973 г., ни правление Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) до момента его свержения в 1992 г., ни создание правительства во главе с Х.Карзаем или нынешнего во главе с Ашраф Гани Ахмадзаем – ничто не способствовало улучшению отношений между Пакистаном и Афганистаном. Однако в свете происходящих в Афганистане событий, его дестабилизации и исходящих от этого угроз, Пакистан не может не быть заинтересован в урегулировании отношений с этой страной.
Бывший посол Пакистана в Соединенных Штатах Хуссейн Хаккани в январе 2014 г. призвал власти стран Центрально-азиатского региона, а также Ирана, Китая и Индии начать совместный диалог с целью предотвращения развития гражданской войны после вывода американских войск из страны. «Никто не заинтересован в гражданской войне в Афганистане», – сказал Х.Хаккани, ныне старший научный сотрудник и директор по Южной и Центральной Азии в Институте Хадсона, на круглом столе «Афганистан после 2014 г. и последствия для региона» в Исследовательском фонде наблюдателей в Дели 7 января 2014 г. [1].
Х.Хаккани отметил, что региональным соседям, таким как Иран, Центральная Азия, КНР и Индия, нужен стабильный Афганистан. Никому не нужна новая гражданская война в Афганистане. В идеале должен быть постоянный диалог между основными региональными державами, чтобы не разжигать гражданскую войну или не усугублять ситуацию, если война разразится.
У Пакистана можно отметить 5 основных интересов по вопросу урегулирования ситуации в Афганистане. Эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Во-первых, Пакистан нацелен на сохранение Линии Дюранда и не заинтересован в объединении пуштунских племен, проживающих на территории обеих стран.
Во-вторых, политическая и социально-экономическая стабильность в Афганистане имеет жизненно важное значение для поступательного развития Пакистана.
В-третьих, в Пакистане, начиная со времени ввода советских войск в Афганистан, размещено 3 млн зарегистрированных и незарегистрированных афганских беженцев [2] – их возвращение станет возможным только в случае стабилизации обстановки в Афганистане.
В-четвертых, современный Пакистан переживает энергетический кризис. В этой связи Пакистан заинтересован в создании магистралей по транспортировке нефти и газа из Центральной Азии через трубопроводы, проходящие по территории Афганистана.
В-пятых, Пакистан стремится уменьшить влияние Индии и всячески ослабить её влияние в переговорном процессе по стабилизации в Афганистане.
В июне 2018 г. в Китае прошел ежегодный саммит ШОС, на котором президент Ирана Х.Роухани и президент Пакистана М.Хуссейн выступили за стабильный и безопасный Афганистан.
«Мы хотим видеть Афганистан стабильным и безопасным. Координация Ирана, Пакистана и Афганистана имеет большое значение для безопасности и развития региона», — писал лидер Ирана Х.Роухани на сайте президента. Он также приветствовал сотрудничество Тегерана и Исламабада в сфере обороны, указав на необходимость сотрудничества всех стран региона в борьбе с терроризмом. Президент Пакистана также подчеркнул важность мира и стабильности в Афганистане для всех соседей, в т.ч. Ирана и Пакистана [3].
Интересы Индии в Афганистане не совпадают с интересами Пакистана. Индия пытается сдерживать влияние Пакистана в Афганистане по ряду причин: 1) наличие территориальных проблем между Индией и Пакистаном; 2) влияние Пакистана в странах Центральной Азии и в Афганистане; 3) усиливающееся региональное соперничество Индии с Китаем, который имеет стратегическое сотрудничество с Пакистаном.
Политика Индии, направленная на стабилизацию ситуации в Афганистане, во многом ограничена, в основном из-за политики, проводимой Пакистаном. В афганском правительстве работает много пропакистански настроенных чиновников, которые зачастую блокируют экономические проекты Индии.
В последние годы Индия предлагает Афганистану оказать помощь в строительстве нескольких плотин на реке Кабул. Ввод в эксплуатацию этих плотин, по мнению Пакистана, якобы может создать угрозу истощения реки в нижнем течении на их территории. Но сложность реализации индийских проектов не только в противодействии со стороны Пакистана, но и в том, что правительство Афганистана не берёт на себя ответственность за обеспечение безопасности индийских рабочих в связи с существованием в Афганистане ячеек ИГИЛ.
В индийско-афганских отношениях, во взаимном торговом сотрудничестве и ранее возникали трудности из-за позиции Пакистана, правительство которого не заинтересовано в развитии экономических связей между Индией и Афганистаном. Так, сложность возникала в транспортировке товаров через Пакистан, на территории которого постоянно происходили длительные по времени проверки, что задерживало продвижение грузов.
В этой связи Индией был инициирован новый проект – международный транспортный коридор «Чабахар», обеспечивающий доставку грузов через территорию Ирана. Проект уже запущен, и благодаря ему в 2017 г. осуществлена первая поставка в Афганистан индийской продукции.
Укрепление позиций Индии в Афганистане дает возможность расширить свою деятельность Индии и в странах Центральной Азии. В первую очередь, Индия заинтересована в центральноазиатских энергоресурсах, которые могут транспортироваться через территорию Афганистана. Поставка туркменского газа через Афганистан и Пакистан в Индию – проект ТАПИ – является приоритетным для всех стран-участниц и Индии, в частности. Активизация экономических отношений Индии со странами Центральной Азии способствовало бы усилению позиций Индии в региональной конкуренции с Китаем.
Индия также активно участвует в социальноэкономических проектах по восстановлению Афганистана: в реконструкции транспортной инфраструктуры и водоснабжения, строительстве жилья и медицинских учреждений, планирует оказать помощь в строительстве ГЭС, оказывает социальную поддержку гражданам Афганистана, предоставляя студентам возможность обучаться в Индии. США положительно расценивают подобного рода помощь Индии в процессе восстановления ИРА. Индийские вложения в Афганистан исчисляются миллиардами долларов [4]. В России считают, что экономические связи Нью-Дели с Кабулом улучшат положение дел в Афганистане, стабильность которого важна для всей Центральной Азии в целом [5].
Однако участие Индии в таких организациях, как БРИКС и ШОС (восточный противовес западным организациям) вызывает настороженность к ней со стороны США из-за ее тесного сотрудничества в различных областях с Россией, КНР и странами Центральной Азии. Однако позиция нынешней администрации США Д.Трампа заинтересована в более активном участии Индии в обеспечении безопасности Афганистана [6]. Во время недавнего визита индийского премьер-министра Н.Моди в США со стороны американской администрации прозвучали одобрительные отзывы по усилиям Индии в укреплении безопасности в Афганистане [7].
Афганистан, в свою очередь, также возлагает на Индию свои надежды в вопросах урегулирования ситуации в стране. Так, например, бывший президент Афганистана Хамид Карзай в своем интервью 3 мая 2017 г. раскритиковал политику США в Афганистане и обратился к Индии с просьбой играть более активную роль в обеспечении безопасности в его стране. В частности, он обратился с призывом к Нью-Дели оказать помощь в укреплении боеспособности афганской армии с тем, чтобы она могла защищать страну от «экстремизма и нарушения суверенитета Афганистана по всей Линии Дюранда» [8].
В индийских внешнеполитических кругах не скрывают, что ищут пути взаимодействия с Россией по ситуации в Афганистане. Нестабильность в этой стране беспокоит Индию также и в связи с сильным влиянием Пакистана – региональным соперником Индии.
Иран, как и другие региональные державы, выступает за политическую стабилизацию в Афганистане.
Иранские интересы в Афганистане заключаются, во-первых, в противодействии влиянию Саудовской Аравии в регионе.
Во-вторых, в сохранении прочных связей с таджикскими и хазарейскими общинами Афганистана для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между странами. В правительстве Афганистана преобладающее большинство – пуштуны (в основном исповедующие религию суннитского толка), в меньшей степени – таджики (исповедующие как суннизм, так и шиизм) и хазарейцы (шииты). Все три течения относятся к одной религии исламу. Несмотря на это, Иран заинтересован в том, чтобы таджики и хазарейцы, близкие иранцам по их вероисповеданию, заняли по возможности большее количество мест в парламенте Афганистана. Это позволит Ирану усилить свои позиции и наладить более выгодное сотрудничество с Афганистаном.
В-третьих, Иран намерен активно включиться в процесс региональной экономической и торговой интеграции и претендует на нефтяной рынок Афганистана.
В-четвертых, у Ирана с Афганистаном граница длиной в 936 км, их территории отделяют несколько речных потоков, проходящих из Афганистана в Иран. На протяжении долгих лет между Ираном и Афганистаном существует неурегулированный вопрос по разделу стока реки Гильменд, которая питает водой иранское озеро Хамун. В 1939 г. власти Тегерана и Кабула подписали соглашение, чётко оговаривающее объём воды, который должен поступать на территорию Ирана. Приход к власти талибов и нестабильная обстановка в Афганистане приостановили действие двустороннего соглашения, что привело к резкому высыханию озера Хамун в Иране. Проток воды в Иран возобновился в 2002 г. и по сей день остается нестабильным [9]. Иран крайне заинтересован в решении водной проблемы между странами.
В-пятых, с приходом к власти талибов в Афганистане обострилась проблема беженцев. В Иран бежали в основном таджики и хазарейцы, преследуемые талибами (большая часть которых – пуштуны). После падения режима талибов в 2001 г. Тегеран поставил вопрос о репатриации афганских беженцев со своей территории. Несмотря на то, что еще в 2002-2003 гг. в Женеве были подписаны трехсторонние соглашения между Ираном, Афганистаном и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), которыми был установлен порядок репатриации афганских беженцев с территории Ирана [10], эта проблема остается актуальной и по сей день. В связи с этим, Иран намерен организовать репатриацию афганских беженцев на родину. С января по июль 2018 г. из Ирана в Афганистан вернулись 370 575 мигрантов, не имеющих необходимых документов для права на проживание за рубежом [11].
Намерения Ирана в отношении Афганистана связаны также и с обеспокоенностью тем, что афганский терроризм может перекинуться и на иранскую территорию. Наиболее опасным представляется фактор наркотрафика – 2,8% населения Ирана составляют наркозависимые [12]. Поэтому Иран неизменно стремится к стабилизации обстановки в Афганистане и предпринимает на этом направлении конкретные шаги. Так, постталибская система власти в Афганистане сложилась в результате активного участия Ирана: на Боннской конференции 2001 г., на которой решался вопрос, в т.ч. политического устройства Афганистана, глава иранской делегации Джавад Зариф смог договориться с представителями «Северного альянса» о передаче власти пуштуну Хамиду Карзаю. Это был значимый шаг иранской стороны, т.к. до шестилетнего правления талибов власть находилась в руках непуштунских представителей «Северного Альянса», которые могли не согласиться с новым раскладом сил в стране [5].
Кроме этого, Иран и в дальнейшем оказывал мощную финансовую поддержку предыдущему президенту Афганистана Х.Карзаю.
В 2016 г. Иран еще раз чётко продемонстрировал свою позицию по Афганистану, поддержав заключение мирного соглашения между афганскими властями и Исламской партией Афганистана (ИПА) во главе с Г.Хекматьяром. Несмотря на широкие дискуссии по этому поводу, мир с Хекматьяром и интеграция ИПА в политическую систему рассматриваются как конкретный шаг к межафганскому урегулированию [5].
Иран готов и в дальнейшем оказывать помощь Афганистану в процессе урегулирования ситуации в стране. Как заявил президент Ирана Х.Роухани во время февральской пресс-конференции в Тегеране, «Иран готов к совещательной (консультативной. – прим. авт.) поддержке и сотрудничеству в сфере безопасности, Иран готов помочь Афганистану в борьбе с терроризмом в случае запроса со стороны афганского правительства» [13].
Но Пакистан, Иран и Индия – не единственные державы в регионе, проявляющие интерес к Афганистану. Китай, наряду с Индией, инвестировал в разработку месторождений минеральных и нефтяных ресурсов в Афганистане. Профессор Кабульского университета Саид Масуд в интервью порталу «Афганистан.ру» сказал, что в своё время правительством Хамида Карзая «было решено, что медное местрождение Айнак будут разрабатывать китайцы, а железорудное месторождение Хаджигак – индийцы. Нефтегазовые месторождения на севере Афганистана были отданы китайцам, а строительство плотины «Салма» в Герате – индийцам» [14].
В 2007 г. китайские компании China Metallurgical Group Corp., Jiangxi Copper Corporation и Zijin Mining Group Company выиграли тендер на сумму $3,5 млрд на разработку одного из самых крупных медных месторождений в мире – Айнак [15]. Однако практически сразу работы были заморожены и не возобновлены до сих пор в связи с небезопасной ситуацией в стране.
Китай озабочен проблемой безопасности своей границы с Афганистаном. Фактически, угрозы, исходящие из Афганистана, – основное препятствие для развития двусторонних отношений [16]. Китай все больше беспокоит увеличение исламской экстремистской активности в своей провинции Синьцзянь. Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР занимает важное геостратегическое положение, находится на пересечении очагов нестабильности, главным образом, вследствие наличия общей границы с Афганистаном и Пакистаном. В случае эскалации конфликтного потенциала СУАР Китаю будет намного сложнее претендовать не только на место мировой державы, но и на положение ведущего государства в Азии [25]. «Набирающие обороты антиправительственные выступления в Синьцзяне» серьезно волновали правительство КНР [17]. Председатель Китая Си Цзиньпин даже планировал встречу с делегацией Индии, чтобы обсудить проблему «Талибана» и угрозы исламского экстремизма в приграничных районах [18]. «В основном, Китай озабочен устранением прямых угроз в провинции Синьцзян путем создания зоны стабильности вокруг неё (...), а не расширения своего военного присутствия в Центральной Азии» [19].
Рис. Планируемые экономические «Шелковые пути» Китая (сухопутный и морской).
Источник: Новый «Шелковый путь» Китая: ожидание и реальность // Deutsche Welle. (New Chinese «Silk Road»: expectation and reality // Deutsche Welle) – https://www.dw.com/ru/новый-шелковый-путь-китая-ожидание-и-реальность/a-38826261 (accessed 02.07.2018)
Выступая в мае 2018 г. на форуме в Осло (Oslo Freedom Forum*), профессора международного института стратегических исследований в Китае Чжао Лэй и Сюй Хуэйин отметили, что «стабильность в Афганистане и Пакистане рассматривается Китаем как важный вопрос будущего. Суть заключается в том, чтобы предотвратить наихудший сценарий», т.е. крах афганского правительства и распад афганских правительственных сил. По их словам, именно это и стало причиной визита министра иностранных дел КНР в Исламабад и Кабул в июне 2017 г. [20]. В рамках этого визита Министр иностранных дел КНР Ван Йи заявил: «Китай искренне желает, чтобы Афганистан и Пакистан улучшили отношения, восстановили взаимное доверие, укрепляя сотрудничество, добиваясь взаимной безопасности и взаимного развития» [21].
Важно напомнить, что Китай – член четырехсторонней координационной группы по примирению, которая пытается наладить переговорный процесс между афганским правительством и талибами с января 2016 г. Несколько месяцев спустя инициатива была свёрнута, поскольку руководство движения «Талибан» выдвинуло ряд условий для возобновления переговоров с правительством Афганистана, одним из которых было требование исключить группировку «Талибан» из списка террористических организаций Совбеза ООН и размораживание ее активов [22].
Китай увеличивает инвестиции в Пакистан и заинтересован в мире, по крайней мере, в тех районах, где реализуется его проект «Один пояс – один путь» (см. рис.). Особого внимания в этой связи заслуживает инициированный в 2015 г. в рамках ОПОП проект «Китайско-пакистанского экономического коридора» (КПЭК) [24]. Кроме того, Китай намерен построить порт в юго-западной пакистанской провинции Белуджистан в рамках своего проекта по созданию наземных и морских торговых путей для выхода на рынки Ближнего Востока, Европы и Африки.
Усилия Китая в Афганистане направлены на ограничение влияния США в регионе. На это, в т.ч., ориентировано в Афганистане и стратегическое партнерство Китая с Пакистаном и Китая с Россией.
В свою очередь, Пекин заинтересован в активизации политики Пакистана в ИРА не только для содействия миру в Афганистане, но и для сохранения региональной конкуренции с Индией.
Интересы Китая сосредоточены и на использовании сырьевых запасов Афганистана: меди, железной руды, золота, нефти, газа, редкоземельных элементов. Пекин намерен увеличивать свои инвестиции в Афганистан, но опасается за обеспечение безопасности своих проектов и в стране. В связи с этим, Китаю было бы выгодно, чтобы безопасность Афганистана обеспечили американцы, а Турция и Индия участвовали бы в создании афганской инфраструктуры. Со стороны Китая в настоящее время намечен дорожный проект для связи Западного Китая с Афганистаном через Кыргызстан и Узбекистан [23].
* * *
Афганистан остаётся важным направлением во внешнеполитической деятельности сопредельных и мировых держав. В первую очередь, в стабильности Афганистана заинтересованы его соседи: Иран, Пакистан, Индия, Китай, а также страны Центральной Азии.
При этом каждое из соседних с Афганистаном государств имеет свои интересы и выгоды от стабилизации ситуации в ИРА. В первую очередь, это устранение/уменьшение опасности терроризма в регионе и стабильное обеспечение безопасности границ.
Страны заинтересованы также в поступательном развитии торговых отношений и гарантированной транспортировки энергоресурсов через территорию Афганистана. Пакистан, Китай и Индия заинтересованы также в участии в разработке энергоресурсов и полезных ископаемых Афганистана.
Эти страны заинтересованы в стабильном Афганистане и готовы оказывать свою поддержку в урегулировании ситуации в регионе.
Библиография
- 1. Regional powers can save Afghanistan: Hussain Haqqani // Observer Research Foundation. 07.01.2014.
- 2. Khan A. Afghan Refugees in Pakistan // Institute of Strategic Studies. 14.03.2017.
- 3. Иран и Пакистан выступили за стабильность и безопасность в Афганистане // Рамблер. 09.06.2018.
- 4. Талибы и Америка: что обсудят Путин и Моди // Газета.ru. 21.05.2018 – https://www.gazeta.ru/politics/2018/05/21_a_11758951.shtml (accessed 02.07.2018)
- 5. Сятчихина В. Роль Ирана в стабилизации ситуации в Афганистане: политический аспект // РСМД. 26.11.2017 – http://russiancouncil.ru/blogs/NSO_MGIMO/rol-irana-v-stabilizatsii-afganistanapoliticheskiy-aspekt/ (accessed 02.07.2018)
- 6. Varghese K.G. US open to greater role for India in Afghanistan // The Hindu. 15.09.2016.
- 7. Steve G. Trump and Modi Reaffirm Indian-US Relations with a Hug // CNN. 27.06.2017.
- 8. Grare F. Can India be a dame changer in Afghanistan? // EastAsiaForum. 26.05.2017 – http://www.eastasiaforum.org/ 2017/05/26/can-india-be-a-game-changer-in-afghanistan/ (accessed 02.07.2018)
- 9. Меркулова И. Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество на современном этапе // Роль и место Ирана в регионе: коллективная монография / Отв. ред. Н.М.Мамедова, М.Иманипур. М., Ин-т востоковедения РАН, 2007. С. 158.
- 10. Умаров А.А. Участие Ирана в стабилизации Афганистана после 2001 г. // Проблемы национальной стратегии. № 3 (42). 2017. С. 83-84.
- 11. Из Ирана в Афганистан за неделю вернулись почти 14 тыс. беженцев // EurAsia Daily. 11.07.2018 – https://eadaily.com/ru/news/ 2018/07/11/iz-irana-v-afganistan-za-nedelyu-vernulis-pochti-14-tys-bezhencev (accessed 06.09.2018)
- 12. Iran’s drug problem: Addicts «more than double» in six years // BBC News. 25.06.2017 – https://www.bbc.com/news/world-middle-east-40397727 (accessed 05.09.2018)
- 13. Иран обвиняет США в дестабилизации ситуации в Афганистане // Afghanistan.ru 07.02.2018 – http://afghanistan.ru/ doc/118468.html (accessed 03.07.2018)
- 14. Саид Масуд: Афганистан должен избежать монополии США на ивестиции в горную промышленность // Афганистан.ру. 08.10.2017 – http://afghanistan.ru/doc/115158.html (accessed 06.09.2018)
- 15. Новая «большая игра»: как приход Китая в Афганистан затронет интересы США и России // RT. 27.12.2017.
- 16. Pantucci Raffaello, Petersen Alexandros. Shifts in Beijing’s Afghan Policy: A View From the Ground. 05.11.2012. China Brief Volume: 12 Issue: 21 // The Jamestown Foundation – https://jamestown.org/program/shifts-in-beijings-afghan-policy-aview-from-the-ground/ (accessed 06.09.2018)
- 17. Конаровский М.А. Афганистан на грани // Россия в глобальной политике. 02.07.2014 – http://www.globalaffairs.ru/number/ Afganistan-na-grani-16780 (accessed 06.09.2018)
- 18. India, Pakistan and China: the importance of regional powers in a post-U.S. Afghanistan. // Foreign Policy Association. 18.05.2013 – https://foreignpolicyblogs.com/2013/05/18/india-pakistan-and-china-the-importance-of-regional-powers-in-apost-u-s-afghanistan/ (accessed 06.09.2018)
- 19. Stronski Paul, Nicole Ng. Cooperation and Competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic // Carnegie Endowment for International Peace. 28.02.2018. – https://carnegieendowment.org/ 2018/02/28/cooperation-and-competition-russia-and-china-in-central-asia-russian-far-east-and-arctic-pub 75673?mkt_tok=eyJpIjoiWlRBMVltVm1aVEpsTTJRNSIsInQiOiJ5RVpOUm9QRytPSzVjVDJXM GI4MG9IN1dmWHdzR281M3NaTjVoMzBLemUwN25Lb1hNbTVTbUVKRDdnN0JCS0ljOTNDd2tHdHlmS0hLMnBqa1 g2Vk5INnhIeitIV2tPdVNQZVhqRG9oV0tYS1wvWGtLQ3dMbjdoQjE2QUF0Y2VcL3VJIn0%3D (accessed 06.09.2018)
- 20. Ruttig Thomas. Climbing on China’s Priority List: Views on Afghanistan from Beijing. 10.04.2018 // Afghanistan Analysts Network – https://www.afghanistan-analysts.org/climbing-on-chinas-priority-list-views-on-afghanistan-frombeijing/ (accessed 06.09.2018)
- 21. Kay Johnson. China urges Afghans, Pakistan to form crisis-management mechanism. 25.06.2017 // Reuters – https://www.reuters.com/article/us-china-afghanistan-pakistan/china-urges-afghans-pakistan-to-form-crisis-managementmechanism-idUSKBN19G07R (accessed 06.09.2018)
- 22. Афганистан, Пакистан, Китай и США возобновят переговоры по содействию межафганскому примирению // Информационное агентство Фергана. 10.10.2017 – http://www.fergananews.com/ news/26992 (accessed 06.09.2018)
- 23. Узбекистан и Китай начали перевозки грузов в Афганистан по новому транспортному коридору // Подробно.uz. 03.09.2018 – https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/uzbeksko-kitayskoe-spnaladil/?sphrase_id=127678 (accessed 06.09.2018)
- 24. Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 267. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-2-259-272
- 25. Мавлонова А.С. Влияние внешних факторов на развитие сепаратизма в СУАР КНР. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 770. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-770-780