ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Урегулирование ситуации в Афганистане с точки зрения интересов региональных держав

Код статьи
S032150750003729-3-1
DOI
10.31857/S032150750003729-3
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №2
Страницы
10-16
Аннотация

В статье рассматриваются позиции региональных держав – Пакистана, Индии, Ирана и Китая – в контексте урегулирования ситуации в Афганистане. Анализируются их отношения по этому вопросу, их национальные интересы. Рассмотрены основные факторы нестабильности в регионе. Проведен анализ текущего положения Афганистана, дальнейшего развития региона и интересов региональных держав в Афганистане.

Ключевые слова
Афганистан, Пакистан, Индия, Иран, Китай, региональные державы, угрозы нестабильности, национальные интересы
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
3084

Стратегическое положение Афганистанасвязующего звена между регионами Центральной, Южной, Передней и Восточной Азии постоянный объект конкуренции великих держав, оно неотвратимо влияет на ситуацию с безопасностью и в соседних государствах.

События в Афганистане напрямую связаны с внутренней безопасностью Пакистана. Взаимоотношения Афганистана и Пакистана были напряженными с момента образования государства Пакистан. Причина того – разграничение территории Афганистана еще с Британской Индией, а затем и с Пакистаном.

Договор о границе между Афганистаном и Британской Индией был подписан 12 ноября 1893 г. эмиром Абдуррахманом-ханом и секретарем англо-индийского правительства Мортимером А.Дюрандом. Соглашением двух государств была установлена граница, получившая название «Линия Дюранда» в честь инициатора этого договора.

После обретения Пакистаном независимости в 1947 г. некоторые афганцы из правящей элиты попытались объявить Линию Дюранда недействительной в связи с «отсутствием» одной из сторон*, между которыми должен решаться вопрос. При этом афганцами было выдвинуто требование о создании независимого государства – Великого Пуштунистана, в состав которого должны были бы войти пакистанские территории, на которых проживало преобладающее пуштунское население. В ответ правящие круги Пакистана заявили, что подобные действия будут рассматриваться как посягательство на территориальную целостность Пакистана.

* В 1947 г. Британской Индии была предоставлена независимость, после чего страна была разделена на два доминиона – Индию и Пакистан.

Ни свержение монархии в Афганистане в 1973 г., ни правление Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) до момента его свержения в 1992 г., ни создание правительства во главе с Х.Карзаем или нынешнего во главе с Ашраф Гани Ахмадзаем – ничто не способствовало улучшению отношений между Пакистаном и Афганистаном. Однако в свете происходящих в Афганистане событий, его дестабилизации и исходящих от этого угроз, Пакистан не может не быть заинтересован в урегулировании отношений с этой страной.

Бывший посол Пакистана в Соединенных Штатах Хуссейн Хаккани в январе 2014 г. призвал власти стран Центрально-азиатского региона, а также Ирана, Китая и Индии начать совместный диалог с целью предотвращения развития гражданской войны после вывода американских войск из страны. «Никто не заинтересован в гражданской войне в Афганистане», – сказал Х.Хаккани, ныне старший научный сотрудник и директор по Южной и Центральной Азии в Институте Хадсона, на круглом столе «Афганистан после 2014 г. и последствия для региона» в Исследовательском фонде наблюдателей в Дели 7 января 2014 г. [1].

Х.Хаккани отметил, что региональным соседям, таким как Иран, Центральная Азия, КНР и Индия, нужен стабильный Афганистан. Никому не нужна новая гражданская война в Афганистане. В идеале должен быть постоянный диалог между основными региональными державами, чтобы не разжигать гражданскую войну или не усугублять ситуацию, если война разразится.

У Пакистана можно отметить 5 основных интересов по вопросу урегулирования ситуации в Афганистане. Эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Во-первых, Пакистан нацелен на сохранение Линии Дюранда и не заинтересован в объединении пуштунских племен, проживающих на территории обеих стран.

Во-вторых, политическая и социально-экономическая стабильность в Афганистане имеет жизненно важное значение для поступательного развития Пакистана.

В-третьих, в Пакистане, начиная со времени ввода советских войск в Афганистан, размещено 3 млн зарегистрированных и незарегистрированных афганских беженцев [2] – их возвращение станет возможным только в случае стабилизации обстановки в Афганистане.

В-четвертых, современный Пакистан переживает энергетический кризис. В этой связи Пакистан заинтересован в создании магистралей по транспортировке нефти и газа из Центральной Азии через трубопроводы, проходящие по территории Афганистана.

В-пятых, Пакистан стремится уменьшить влияние Индии и всячески ослабить её влияние в переговорном процессе по стабилизации в Афганистане.

В июне 2018 г. в Китае прошел ежегодный саммит ШОС, на котором президент Ирана Х.Роухани и президент Пакистана М.Хуссейн выступили за стабильный и безопасный Афганистан.

«Мы хотим видеть Афганистан стабильным и безопасным. Координация Ирана, Пакистана и Афганистана имеет большое значение для безопасности и развития региона», — писал лидер Ирана Х.Роухани на сайте президента. Он также приветствовал сотрудничество Тегерана и Исламабада в сфере обороны, указав на необходимость сотрудничества всех стран региона в борьбе с терроризмом. Президент Пакистана также подчеркнул важность мира и стабильности в Афганистане для всех соседей, в т.ч. Ирана и Пакистана [3].

Интересы Индии в Афганистане не совпадают с интересами Пакистана. Индия пытается сдерживать влияние Пакистана в Афганистане по ряду причин: 1) наличие территориальных проблем между Индией и Пакистаном; 2) влияние Пакистана в странах Центральной Азии и в Афганистане; 3) усиливающееся региональное соперничество Индии с Китаем, который имеет стратегическое сотрудничество с Пакистаном.

Политика Индии, направленная на стабилизацию ситуации в Афганистане, во многом ограничена, в основном из-за политики, проводимой Пакистаном. В афганском правительстве работает много пропакистански настроенных чиновников, которые зачастую блокируют экономические проекты Индии.

В последние годы Индия предлагает Афганистану оказать помощь в строительстве нескольких плотин на реке Кабул. Ввод в эксплуатацию этих плотин, по мнению Пакистана, якобы может создать угрозу истощения реки в нижнем течении на их территории. Но сложность реализации индийских проектов не только в противодействии со стороны Пакистана, но и в том, что правительство Афганистана не берёт на себя ответственность за обеспечение безопасности индийских рабочих в связи с существованием в Афганистане ячеек ИГИЛ.

В индийско-афганских отношениях, во взаимном торговом сотрудничестве и ранее возникали трудности из-за позиции Пакистана, правительство которого не заинтересовано в развитии экономических связей между Индией и Афганистаном. Так, сложность возникала в транспортировке товаров через Пакистан, на территории которого постоянно происходили длительные по времени проверки, что задерживало продвижение грузов.

В этой связи Индией был инициирован новый проект – международный транспортный коридор «Чабахар», обеспечивающий доставку грузов через территорию Ирана. Проект уже запущен, и благодаря ему в 2017 г. осуществлена первая поставка в Афганистан индийской продукции.

Укрепление позиций Индии в Афганистане дает возможность расширить свою деятельность Индии и в странах Центральной Азии. В первую очередь, Индия заинтересована в центральноазиатских энергоресурсах, которые могут транспортироваться через территорию Афганистана. Поставка туркменского газа через Афганистан и Пакистан в Индию – проект ТАПИ – является приоритетным для всех стран-участниц и Индии, в частности. Активизация экономических отношений Индии со странами Центральной Азии способствовало бы усилению позиций Индии в региональной конкуренции с Китаем.

Индия также активно участвует в социальноэкономических проектах по восстановлению Афганистана: в реконструкции транспортной инфраструктуры и водоснабжения, строительстве жилья и медицинских учреждений, планирует оказать помощь в строительстве ГЭС, оказывает социальную поддержку гражданам Афганистана, предоставляя студентам возможность обучаться в Индии. США положительно расценивают подобного рода помощь Индии в процессе восстановления ИРА. Индийские вложения в Афганистан исчисляются миллиардами долларов [4]. В России считают, что экономические связи Нью-Дели с Кабулом улучшат положение дел в Афганистане, стабильность которого важна для всей Центральной Азии в целом [5].

Однако участие Индии в таких организациях, как БРИКС и ШОС (восточный противовес западным организациям) вызывает настороженность к ней со стороны США из-за ее тесного сотрудничества в различных областях с Россией, КНР и странами Центральной Азии. Однако позиция нынешней администрации США Д.Трампа заинтересована в более активном участии Индии в обеспечении безопасности Афганистана [6]. Во время недавнего визита индийского премьер-министра Н.Моди в США со стороны американской администрации прозвучали одобрительные отзывы по усилиям Индии в укреплении безопасности в Афганистане [7].

Афганистан, в свою очередь, также возлагает на Индию свои надежды в вопросах урегулирования ситуации в стране. Так, например, бывший президент Афганистана Хамид Карзай в своем интервью 3 мая 2017 г. раскритиковал политику США в Афганистане и обратился к Индии с просьбой играть более активную роль в обеспечении безопасности в его стране. В частности, он обратился с призывом к Нью-Дели оказать помощь в укреплении боеспособности афганской армии с тем, чтобы она могла защищать страну от «экстремизма и нарушения суверенитета Афганистана по всей Линии Дюранда» [8].

В индийских внешнеполитических кругах не скрывают, что ищут пути взаимодействия с Россией по ситуации в Афганистане. Нестабильность в этой стране беспокоит Индию также и в связи с сильным влиянием Пакистана – региональным соперником Индии.

Иран, как и другие региональные державы, выступает за политическую стабилизацию в Афганистане.

Иранские интересы в Афганистане заключаются, во-первых, в противодействии влиянию Саудовской Аравии в регионе.

Во-вторых, в сохранении прочных связей с таджикскими и хазарейскими общинами Афганистана для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между странами. В правительстве Афганистана преобладающее большинство – пуштуны (в основном исповедующие религию суннитского толка), в меньшей степени – таджики (исповедующие как суннизм, так и шиизм) и хазарейцы (шииты). Все три течения относятся к одной религии исламу. Несмотря на это, Иран заинтересован в том, чтобы таджики и хазарейцы, близкие иранцам по их вероисповеданию, заняли по возможности большее количество мест в парламенте Афганистана. Это позволит Ирану усилить свои позиции и наладить более выгодное сотрудничество с Афганистаном.

В-третьих, Иран намерен активно включиться в процесс региональной экономической и торговой интеграции и претендует на нефтяной рынок Афганистана.

В-четвертых, у Ирана с Афганистаном граница длиной в 936 км, их территории отделяют несколько речных потоков, проходящих из Афганистана в Иран. На протяжении долгих лет между Ираном и Афганистаном существует неурегулированный вопрос по разделу стока реки Гильменд, которая питает водой иранское озеро Хамун. В 1939 г. власти Тегерана и Кабула подписали соглашение, чётко оговаривающее объём воды, который должен поступать на территорию Ирана. Приход к власти талибов и нестабильная обстановка в Афганистане приостановили действие двустороннего соглашения, что привело к резкому высыханию озера Хамун в Иране. Проток воды в Иран возобновился в 2002 г. и по сей день остается нестабильным [9]. Иран крайне заинтересован в решении водной проблемы между странами.

В-пятых, с приходом к власти талибов в Афганистане обострилась проблема беженцев. В Иран бежали в основном таджики и хазарейцы, преследуемые талибами (большая часть которых – пуштуны). После падения режима талибов в 2001 г. Тегеран поставил вопрос о репатриации афганских беженцев со своей территории. Несмотря на то, что еще в 2002-2003 гг. в Женеве были подписаны трехсторонние соглашения между Ираном, Афганистаном и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), которыми был установлен порядок репатриации афганских беженцев с территории Ирана [10], эта проблема остается актуальной и по сей день. В связи с этим, Иран намерен организовать репатриацию афганских беженцев на родину. С января по июль 2018 г. из Ирана в Афганистан вернулись 370 575 мигрантов, не имеющих необходимых документов для права на проживание за рубежом [11].

Намерения Ирана в отношении Афганистана связаны также и с обеспокоенностью тем, что афганский терроризм может перекинуться и на иранскую территорию. Наиболее опасным представляется фактор наркотрафика – 2,8% населения Ирана составляют наркозависимые [12]. Поэтому Иран неизменно стремится к стабилизации обстановки в Афганистане и предпринимает на этом направлении конкретные шаги. Так, постталибская система власти в Афганистане сложилась в результате активного участия Ирана: на Боннской конференции 2001 г., на которой решался вопрос, в т.ч. политического устройства Афганистана, глава иранской делегации Джавад Зариф смог договориться с представителями «Северного альянса» о передаче власти пуштуну Хамиду Карзаю. Это был значимый шаг иранской стороны, т.к. до шестилетнего правления талибов власть находилась в руках непуштунских представителей «Северного Альянса», которые могли не согласиться с новым раскладом сил в стране [5].

Кроме этого, Иран и в дальнейшем оказывал мощную финансовую поддержку предыдущему президенту Афганистана Х.Карзаю.

В 2016 г. Иран еще раз чётко продемонстрировал свою позицию по Афганистану, поддержав заключение мирного соглашения между афганскими властями и Исламской партией Афганистана (ИПА) во главе с Г.Хекматьяром. Несмотря на широкие дискуссии по этому поводу, мир с Хекматьяром и интеграция ИПА в политическую систему рассматриваются как конкретный шаг к межафганскому урегулированию [5].

Иран готов и в дальнейшем оказывать помощь Афганистану в процессе урегулирования ситуации в стране. Как заявил президент Ирана Х.Роухани во время февральской пресс-конференции в Тегеране, «Иран готов к совещательной (консультативной. – прим. авт.) поддержке и сотрудничеству в сфере безопасности, Иран готов помочь Афганистану в борьбе с терроризмом в случае запроса со стороны афганского правительства» [13].

Но Пакистан, Иран и Индия – не единственные державы в регионе, проявляющие интерес к Афганистану. Китай, наряду с Индией, инвестировал в разработку месторождений минеральных и нефтяных ресурсов в Афганистане. Профессор Кабульского университета Саид Масуд в интервью порталу «Афганистан.ру» сказал, что в своё время правительством Хамида Карзая «было решено, что медное местрождение Айнак будут разрабатывать китайцы, а железорудное месторождение Хаджигак – индийцы. Нефтегазовые месторождения на севере Афганистана были отданы китайцам, а строительство плотины «Салма» в Герате – индийцам» [14].

В 2007 г. китайские компании China Metallurgical Group Corp., Jiangxi Copper Corporation и Zijin Mining Group Company выиграли тендер на сумму $3,5 млрд на разработку одного из самых крупных медных месторождений в мире – Айнак [15]. Однако практически сразу работы были заморожены и не возобновлены до сих пор в связи с небезопасной ситуацией в стране.

Китай озабочен проблемой безопасности своей границы с Афганистаном. Фактически, угрозы, исходящие из Афганистана, – основное препятствие для развития двусторонних отношений [16]. Китай все больше беспокоит увеличение исламской экстремистской активности в своей провинции Синьцзянь. Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР занимает важное геостратегическое положение, находится на пересечении очагов нестабильности, главным образом, вследствие наличия общей границы с Афганистаном и Пакистаном. В случае эскалации конфликтного потенциала СУАР Китаю будет намного сложнее претендовать не только на место мировой державы, но и на положение ведущего государства в Азии [25]. «Набирающие обороты антиправительственные выступления в Синьцзяне» серьезно волновали правительство КНР [17]. Председатель Китая Си Цзиньпин даже планировал встречу с делегацией Индии, чтобы обсудить проблему «Талибана» и угрозы исламского экстремизма в приграничных районах [18]. «В основном, Китай озабочен устранением прямых угроз в провинции Синьцзян путем создания зоны стабильности вокруг неё (...), а не расширения своего военного присутствия в Центральной Азии» [19].

Рис. Планируемые экономические «Шелковые пути» Китая (сухопутный и морской).

Источник: Новый «Шелковый путь» Китая: ожидание и реальность // Deutsche Welle. (New Chinese «Silk Road»: expectation and reality // Deutsche Welle) – https://www.dw.com/ru/новый-шелковый-путь-китая-ожидание-и-реальность/a-38826261 (accessed 02.07.2018)

Выступая в мае 2018 г. на форуме в Осло (Oslo Freedom Forum*), профессора международного института стратегических исследований в Китае Чжао Лэй и Сюй Хуэйин отметили, что «стабильность в Афганистане и Пакистане рассматривается Китаем как важный вопрос будущего. Суть заключается в том, чтобы предотвратить наихудший сценарий», т.е. крах афганского правительства и распад афганских правительственных сил. По их словам, именно это и стало причиной визита министра иностранных дел КНР в Исламабад и Кабул в июне 2017 г. [20]. В рамках этого визита Министр иностранных дел КНР Ван Йи заявил: «Китай искренне желает, чтобы Афганистан и Пакистан улучшили отношения, восстановили взаимное доверие, укрепляя сотрудничество, добиваясь взаимной безопасности и взаимного развития» [21].

* Форум свободы «Осло» (Oslo Freedom Forum – https://oslofreedomforum.com) – ежегодный (с 2009 г.) съезд правозащитников, борющихся за права человека во всем мире (прим. авт.).

Важно напомнить, что Китай – член четырехсторонней координационной группы по примирению, которая пытается наладить переговорный процесс между афганским правительством и талибами с января 2016 г. Несколько месяцев спустя инициатива была свёрнута, поскольку руководство движения «Талибан» выдвинуло ряд условий для возобновления переговоров с правительством Афганистана, одним из которых было требование исключить группировку «Талибан» из списка террористических организаций Совбеза ООН и размораживание ее активов [22].

Китай увеличивает инвестиции в Пакистан и заинтересован в мире, по крайней мере, в тех районах, где реализуется его проект «Один пояс – один путь» (см. рис.). Особого внимания в этой связи заслуживает инициированный в 2015 г. в рамках ОПОП проект «Китайско-пакистанского экономического коридора» (КПЭК) [24]. Кроме того, Китай намерен построить порт в юго-западной пакистанской провинции Белуджистан в рамках своего проекта по созданию наземных и морских торговых путей для выхода на рынки Ближнего Востока, Европы и Африки.

Усилия Китая в Афганистане направлены на ограничение влияния США в регионе. На это, в т.ч., ориентировано в Афганистане и стратегическое партнерство Китая с Пакистаном и Китая с Россией.

В свою очередь, Пекин заинтересован в активизации политики Пакистана в ИРА не только для содействия миру в Афганистане, но и для сохранения региональной конкуренции с Индией.

Интересы Китая сосредоточены и на использовании сырьевых запасов Афганистана: меди, железной руды, золота, нефти, газа, редкоземельных элементов. Пекин намерен увеличивать свои инвестиции в Афганистан, но опасается за обеспечение безопасности своих проектов и в стране. В связи с этим, Китаю было бы выгодно, чтобы безопасность Афганистана обеспечили американцы, а Турция и Индия участвовали бы в создании афганской инфраструктуры. Со стороны Китая в настоящее время намечен дорожный проект для связи Западного Китая с Афганистаном через Кыргызстан и Узбекистан [23].

* * *

Афганистан остаётся важным направлением во внешнеполитической деятельности сопредельных и мировых держав. В первую очередь, в стабильности Афганистана заинтересованы его соседи: Иран, Пакистан, Индия, Китай, а также страны Центральной Азии.

При этом каждое из соседних с Афганистаном государств имеет свои интересы и выгоды от стабилизации ситуации в ИРА. В первую очередь, это устранение/уменьшение опасности терроризма в регионе и стабильное обеспечение безопасности границ.

Страны заинтересованы также в поступательном развитии торговых отношений и гарантированной транспортировки энергоресурсов через территорию Афганистана. Пакистан, Китай и Индия заинтересованы также в участии в разработке энергоресурсов и полезных ископаемых Афганистана.

Эти страны заинтересованы в стабильном Афганистане и готовы оказывать свою поддержку в урегулировании ситуации в регионе.

Библиография

  1. 1. Regional powers can save Afghanistan: Hussain Haqqani // Observer Research Foundation. 07.01.2014.
  2. 2. Khan A. Afghan Refugees in Pakistan // Institute of Strategic Studies. 14.03.2017.
  3. 3. Иран и Пакистан выступили за стабильность и безопасность в Афганистане // Рамблер. 09.06.2018.
  4. 4. Талибы и Америка: что обсудят Путин и Моди // Газета.ru. 21.05.2018 – https://www.gazeta.ru/politics/2018/05/21_a_11758951.shtml (accessed 02.07.2018)
  5. 5. Сятчихина В. Роль Ирана в стабилизации ситуации в Афганистане: политический аспект // РСМД. 26.11.2017 – http://russiancouncil.ru/blogs/NSO_MGIMO/rol-irana-v-stabilizatsii-afganistanapoliticheskiy-aspekt/ (accessed 02.07.2018)
  6. 6. Varghese K.G. US open to greater role for India in Afghanistan // The Hindu. 15.09.2016.
  7. 7. Steve G. Trump and Modi Reaffirm Indian-US Relations with a Hug // CNN. 27.06.2017.
  8. 8. Grare F. Can India be a dame changer in Afghanistan? // EastAsiaForum. 26.05.2017 – http://www.eastasiaforum.org/ 2017/05/26/can-india-be-a-game-changer-in-afghanistan/ (accessed 02.07.2018)
  9. 9. Меркулова И. Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество на современном этапе // Роль и место Ирана в регионе: коллективная монография / Отв. ред. Н.М.Мамедова, М.Иманипур. М., Ин-т востоковедения РАН, 2007. С. 158.
  10. 10. Умаров А.А. Участие Ирана в стабилизации Афганистана после 2001 г. // Проблемы национальной стратегии. № 3 (42). 2017. С. 83-84.
  11. 11. Из Ирана в Афганистан за неделю вернулись почти 14 тыс. беженцев // EurAsia Daily. 11.07.2018 – https://eadaily.com/ru/news/ 2018/07/11/iz-irana-v-afganistan-za-nedelyu-vernulis-pochti-14-tys-bezhencev (accessed 06.09.2018)
  12. 12. Iran’s drug problem: Addicts «more than double» in six years // BBC News. 25.06.2017 – https://www.bbc.com/news/world-middle-east-40397727 (accessed 05.09.2018)
  13. 13. Иран обвиняет США в дестабилизации ситуации в Афганистане // Afghanistan.ru 07.02.2018 – http://afghanistan.ru/ doc/118468.html (accessed 03.07.2018)
  14. 14. Саид Масуд: Афганистан должен избежать монополии США на ивестиции в горную промышленность // Афганистан.ру. 08.10.2017 – http://afghanistan.ru/doc/115158.html (accessed 06.09.2018)
  15. 15. Новая «большая игра»: как приход Китая в Афганистан затронет интересы США и России // RT. 27.12.2017.
  16. 16. Pantucci Raffaello, Petersen Alexandros. Shifts in Beijing’s Afghan Policy: A View From the Ground. 05.11.2012. China Brief Volume: 12 Issue: 21 // The Jamestown Foundation – https://jamestown.org/program/shifts-in-beijings-afghan-policy-aview-from-the-ground/ (accessed 06.09.2018)
  17. 17. Конаровский М.А. Афганистан на грани // Россия в глобальной политике. 02.07.2014 – http://www.globalaffairs.ru/number/ Afganistan-na-grani-16780 (accessed 06.09.2018)
  18. 18. India, Pakistan and China: the importance of regional powers in a post-U.S. Afghanistan. // Foreign Policy Association. 18.05.2013 – https://foreignpolicyblogs.com/2013/05/18/india-pakistan-and-china-the-importance-of-regional-powers-in-apost-u-s-afghanistan/ (accessed 06.09.2018)
  19. 19. Stronski Paul, Nicole Ng. Cooperation and Competition: Russia and China in Central Asia, the Russian Far East, and the Arctic // Carnegie Endowment for International Peace. 28.02.2018. – https://carnegieendowment.org/ 2018/02/28/cooperation-and-competition-russia-and-china-in-central-asia-russian-far-east-and-arctic-pub 75673?mkt_tok=eyJpIjoiWlRBMVltVm1aVEpsTTJRNSIsInQiOiJ5RVpOUm9QRytPSzVjVDJXM GI4MG9IN1dmWHdzR281M3NaTjVoMzBLemUwN25Lb1hNbTVTbUVKRDdnN0JCS0ljOTNDd2tHdHlmS0hLMnBqa1 g2Vk5INnhIeitIV2tPdVNQZVhqRG9oV0tYS1wvWGtLQ3dMbjdoQjE2QUF0Y2VcL3VJIn0%3D (accessed 06.09.2018)
  20. 20. Ruttig Thomas. Climbing on China’s Priority List: Views on Afghanistan from Beijing. 10.04.2018 // Afghanistan Analysts Network – https://www.afghanistan-analysts.org/climbing-on-chinas-priority-list-views-on-afghanistan-frombeijing/ (accessed 06.09.2018)
  21. 21. Kay Johnson. China urges Afghans, Pakistan to form crisis-management mechanism. 25.06.2017 // Reuters – https://www.reuters.com/article/us-china-afghanistan-pakistan/china-urges-afghans-pakistan-to-form-crisis-managementmechanism-idUSKBN19G07R (accessed 06.09.2018)
  22. 22. Афганистан, Пакистан, Китай и США возобновят переговоры по содействию межафганскому примирению // Информационное агентство Фергана. 10.10.2017 – http://www.fergananews.com/ news/26992 (accessed 06.09.2018)
  23. 23. Узбекистан и Китай начали перевозки грузов в Афганистан по новому транспортному коридору // Подробно.uz. 03.09.2018 – https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/uzbeksko-kitayskoe-spnaladil/?sphrase_id=127678 (accessed 06.09.2018)
  24. 24. Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 267. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-2-259-272
  25. 25. Мавлонова А.С. Влияние внешних факторов на развитие сепаратизма в СУАР КНР. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 770. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-770-780
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека