- Код статьи
- S032150750003736-1-1
- DOI
- 10.31857/S032150750003736-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №2
- Страницы
- 53-57
- Аннотация
В статье выделены ключевые концепты арктической политики Китая, основанной на «мягкой силе», перечислены основные инструменты и механизмы для её реализации. Обозначены динамика и препятствия арктического взаимодействия между Китаем и странами Северной Европы. Представлен обзор различных точек зрения относительно эффективности использования Китаем «мягкой силы» в Арктике. Указаны причины, обуславливающие возникновение разных оценок. Предусмотрены «эффекты перелива» в случае успешной реализации «мягкой силы» в Арктике.
- Ключевые слова
- Китай, Арктика, «мягкая сила», Североевропейские страны
- Дата публикации
- 25.03.2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 2525
Трансформация глобальной системы международных отношений в конце ХХ в. и мировой экономический кризис в начале XXI в. определили необходимость оптимизации внешнеполитических стратегий ведущих государств мира, а также внедрения качественно новых средств внешней политики, одним из которых, в условиях асимметричной системы международных отношений, является стратегия «мягкой силы».
Исследование внешнеполитической стратегии «мягкой силы» Китая в целом приобретает все большую популярность в академических кругах. Эксперты сосредоточивают внимание на самой концепции «мягкой силы» и ее внедрении в международную политику и экономическое развитие Китая, а также на влиянии китайской «мягкой силы» на международной арене и происходящих в связи с этим изменениях в мировом порядке.
Особый интерес вызывает новый феномен - «мягкая сила» как основной и важный инструмент для реализации арктической политики Китая.
«МЯГКАЯ СИЛА» ПО-КИТАЙСКИ И ЕЁ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ В АРКТИЧЕСКИХ ДЕЛАХ
Термин «мягкая сила» впервые в научный оборот ввел профессор Джозеф Най в своей работе «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи» (Bound to Lead: The Changing Nature of American Power). Най ее трактует как способность страны достигать желаемых результатов в международных отношениях благодаря методам убеждения, а не подавления, что свойственно «жесткой силе» [1]. Китайская интерпретация «мягкой силы» была впервые представлена 15 октября 2007 г. в докладе генерального секретаря ЦК Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК. В нем были конкретизированы задачи развития «мягкой силы» страны в рамках строительства социализма с китайской спецификой [2]*.
В таком контексте рассмотрим более подробно попытки Китая использовать «мягкую силу» в вопросах, стоящих на арктической повестке дня. Прежде всего, представляется целесообразным обозначить предпосылки выбора Китаем стратегии «мягкой силы» в процессе реализации арктической политики.
Во-первых, арктическая политика Китая коррелирует с основными постулатами стратегии «мирного возвышения» и «создания великой морской державы», а также концепции «Сообщество единой судьбы человечества», которая была провозглашена председателем КНР Си Цзиньпином 18 октября 2017 г. на XIX съезде КПК [3].
Во-вторых, арктические страны преодолели значительный путь по формированию «арктического консенсуса», который сменил еще недавно превалировавшие ожидания предстоящей «битвы за Арктику». Пекинская власть действует тем более осторожно, не провоцируя «официальные» арктические страны. В то же время вопрос о разделе Арктики окончательно так и не решён, этим Китай и пользуется, стремясь доказать, что, согласно «Конвенции ООН по морскому праву», никто не имеет исключительных прав на освоение региона «общего наследия человечества».
В-третьих, главным мотивом арктической политики для Китая являются экономическая выгода и устойчивое развитие региона, избегая участия во внешнеполитических конфликтах и использования неуместных в данном случае инструментов «жесткой силы».
На состоявшемся в ноябре 2002 г. XVI Всекитайском съезде КПК была поставлена задача, воплощающая в себе коренные интересы всего китайского народа – построить среднезажиточное общество («сяокан») за первые 20 лет XXI в. В такой важный для страны исторический момент Китаю совершенно ни к чему идти на риск эскалации конфликта, где бы то ни было.
В-четвертых, важным доводом в пользу применения «мягкой силы» Китаем является двустороннее или многостороннее сотрудничество с региональными странами, в т.ч. реализация крупных экономических проектов [4]. К тому же следует отметить, что заинтересованность в таком сотрудничестве является взаимной. В частности, малые североевропейские страны весьма заинтересованы в осуществлении научных экспедиций и исследований, освоении природных ресурсов [5].
В-пятых, Китай успешно интегрировался в систему, связанную с решением проблем Арктики: начиная от экологических вопросов и заканчивая экономическими. Благодаря собственному статусу наблюдателя в Арктическом совете (АС) Китай формирует основу, позволяющую ему повышать свое влияние в регионе и выстраивать экономическое влияние на эти страны с целью реализации общих интересов в Арктике. Ярким примером служит проект «Ямал СПГ»**, в котором CNPC*** и Фонд шелкового пути владеют 20% и 9,9% акций, соответственно [6]. Китайские инвесторы проявляют интерес также и к другим возможным проектам региона [7].
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ
В начале 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала Белую книгу «Арктическая политика Китая» [8], в которой впервые официально определяется, что Китай является околоарктической страной, вплотную прилегающей к Северному полярному кругу.
Введение в оборот понятия «околоарктическая страна» оправдано уже тем, что экологическая обстановка в Арктике и ее изменение значительно влияют на климатическую систему и экологическую ситуацию в Китае, а также на его экономические интересы в таких сферах, как сельское и лесное хозяйства, рыболовство, мореплавание и т.п.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, Договору о Шпицбергене и общепризнанным международным соглашениям, Китай имеет право на научные исследования, мореплавание, использование воздушного пространства, рыболовство, прокладку подводных кабелей и трубопроводов в открытых водах Северного Ледовитого океана (СЛО), а также имеет право на разведку и добычу полезных ископаемых в международных районах морского дна [8].
Тем не менее, вскоре стали раздаваться голоса о «китайской арктической угрозе», о том, что Китай пытается захватить арктические природные ресурсы, угрожает суверенитету арктических стран и их экологической безопасности [9; 10]. И это несмотря на то, что базовые принципы своей арктической политики Пекин определил как уважение, сотрудничество, взаимная выгода [8].
Китайские академические круги предложили новые термины для толкования китайского участия в арктическом диалоге: «созидательный участник» [11] и «поставщик международных общественных благ» [12], которые подчеркивают инициативность и конструктивность Китая в арктических делах в соответствии с лозунгом «создание широко признанных международных принципов и терминов, стремление к мирному и взаимовыгодному разрешению споров в духе сотрудничества» [11; 12].
Научно-исследовательская деятельность является приоритетным направлением китайской арктической политики. Согласно 13-му пятилетнему плану (2016-2020 гг.), Китайская океаническая администрация планирует создать систему обеспечения полярных исследований, основываясь на национальных стратегических потребностях [13]. Она будет включать в себя создание новых научно-исследовательских станций, совершенствование сети экологических наблюдений, создание ледокольного флота и специальных самолетов для полярных экспедиций, решение междисциплинарных проблем в полярной науке. Государственное финансирование полярных экспедиций резко возросло: в 2014 г. – 236 млн юаней, в 2015 г. – 266, в 2016 г. – 595, в 2017 г. – 544 млн юаней [10] ($1 - 6,8 юаня).
В 2012 г. филиал Китайской океанической администрации – Полярный экспедиционный офис запустил крупнейший за последние 30 лет проект «Комплексное обследование и оценка окружающей среды в Арктике и Антарктике» [11]. Кроме этого, над арктическими проблемами работают государственные предприятия Системы поиска контейнера в любой точке мира: COSCO, CNPC, Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) и Chinese metals and mineral trading company (China Minmetal Corporation), а также институты и университеты, такие как Китайская академия наук и её филиалы, Китайский океанический университет, Далянский морской университет и др. занимаются арктическими вопросами.
В 1996 г. Китай стал членом Международного арктического научного комитета. До февраля 2018 г. Китай совершил в общей сложности 8 краткосрочных экспедиций и 14 годовых научных экспедиций на станцию «Хуанхэ» с участием в них судна «Снежный дракон». В ходе экспедиций была выстроена система наблюдения за полярными водами, ледяным покровом, атмосферой, биосферой, геологическим строением и т.п. [7].
В июне 2017 г. Государственная комиссия КНР по реформам и развитию совместно с Китайской океанической администрацией опубликовала «Концепцию морского сотрудничества в рамках инициативы “Пояс и Путь”», которая определяет основные принципы совместного строительства «Ледяного шелкового пути»: поиск общего языка, сохраняя различия; поддержание развития в рамках сотрудничества; рыночную инициативу, многостороннее участие; совместную деятельность, общую выгоду [12].
В мае 2017 г. Си Цзиньпин в своем вступлении на саммите «Пояс и Путь» предложил создать Альянс для «зелёного развития» в рамках этой инициативы для совместного решения проблем, связанных с климатом [14]. КНР активно выполняет обязательства, вытекающие из «Рамочной конвенции ООН об изменении климата», «Киотского протокола» и «Парижского соглашения об изменении климата», а также принимает меры для сокращения выбросов парниковых газов [7].
Поскольку Китай не имеет прямого географического выхода к Арктике, его участие в освоении Арктики осуществляется через региональные арктические страны. В 2010 г. Китай и США договорились о проведении ежегодных двусторонних встреч по морскому праву и полярным вопросам. С 2013 г. Китай и Россия ведут диалог на темы, связанные с Арктикой. В 2012 г. Китай и Исландия подписали Рамочное соглашение о сотрудничестве в Арктике.
Немалое внимание Китай уделяет также и поддержанию взаимодействия с внерегиональными странами. Были проведены двусторонние диалоги по морскому праву и полярным проблемам с Великобританией и Францией. В 2016 г. Китай, Япония и Республика Корея начали трехстороннее общение на высшем уровне по вопросам Арктики [7]. Кроме того, широко используются платформы различных международных организаций, действующих в арктическом регионе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИТАЯ И РОССИИ В АРКТИКЕ
Основным партнером КНР в его деятельности в арктическом регионе является Россия. В июле 2017 г. РФ и Китай достигли официальных договоренностей о сотрудничестве и реализации совместных проектов по созданию Северного морского пути.
России принадлежит 45% территории за Полярным кругом, и Китай считает российско-китайское сотрудничество важным альтернативным способом выйти на торговых партнеров в Европе. Пекину выгодно вкладывать средства в Арктику, поскольку этот путь лучше, чем его длинный аналог, проходящий через Индийский океан и связанный с опасностями Малаккского пролива и Аденского залива.
Во время состоявшегося в июне 2018 г. визита В.Путина в КНР стороны подписали соглашение, предполагающее взаимодействие между ведомствами и компаниями двух стран в научных исследованиях, реализации совместных инфраструктурных проектов, освоении и использовании потенциала Северного морского пути, а также развитии арктического туризма.
Укрепление российско-китайского сотрудничества в Арктике в интересах ее устойчивого развития, включая оказание поддержки развитию взаимодействия между заинтересованными ведомствами, органами и предприятиями двух стран, в частности, в таких сферах, как проведение научных исследований, реализация совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов, освоение и использование потенциала Северного морского пути, туризм и экология, — говорится в совместном заявлении Владимира Путина и Си Цзиньпина [7].
Одним из примером такого сотрудничества могут служить совместные российско-китайские арктические экспедиции. Первая такая экспедиция состоялась в 2016 г. Крайне плодотворно прошла в 2017 г. 2-я российско-китайская научная экспедиция.
Как полагают китайские специалисты, такие экспедиции ускорят создание Полярного Шелкового пути – альтернативы Суэцкому каналу. «Сотрудничество с российскими учеными – часть наших попыток придать более интенсивный характер международному сотрудничеству, создать своеобразную инновационную глобальную сеть», – пояснил генеральный секретарь учебнометодической комиссии Государственной лаборатории океанических наук и технологий (ГЛОНТ) города Циндао (провинция Шаньдун, Восточный Китай) Пань Кэхоу.
В ходе длительной экспедиции 2017 г. специалисты двух государств провели комплексное исследование, благодаря которому были получены ценные данные в области океанической геологии, гидрометеорологии, химии и биологии. Был проведен анализ атмосферных явлений, водных течений и осадочных отложений. Благодаря проделанной работе специалисты учли ряд важных особенностей будущего маршрута, который соединит Северо-Восточную Азию и Западную Европу.
СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Отдельный акцент следует сделать на арктическом сотрудничестве Китая со странами Северной Европы, которое уже стало «новой отправной точкой» для развития отношений между КНР и ЕС.
Исландия важна для Пекина как плацдарм для прорыва в Арктику. В апреле 2013 г. Китай заключил с этой страной соглашение о зоне свободной торговли, которое вступило в силу в 2014 г. и является первым подобным соглашением Китая с европейской страной. Оно охватывает многие сферы, такие как обмен товарами и услугами, а также инвестициями [15]. В марте 2014 г. китайская корпорация China National Offshore Oil Corporation объявила о договоре с фирмой Eykon Energy, в рамках которого будет производиться разведка запасов нефти у юго-восточного побережья Исландии [16]. В 2016 г. Институт полярных исследований Китая профинансировал строительство нового исследовательского центра – обсерватории «Аврора» на северо-востоке Исландии, которая была построена для исследования северного сияния и стала первой созданной в рамках двустороннего соглашения арктической станцией Китая [17].
Другие скандинавские страны – Норвегия, Финляндия и Швеция – также официально выражают желание развивать взаимодействие с Китаем в Арктике, активных действий в этом направлении они пока не предпринимали. Норвегия как организатор Форумов «Арктические рубежи» и «Полярный круг» приглашает к участию в них представителей академических, политических и экономических кругов Китая [19].
В декабре 2013 г. в Шанхае открылся Китайско-Североевропейский центр арктических исследований, который был создан по инициативе Китая, Исландии, Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. В его задачи входит как анализ политических и торгово-экономических связей стран Северно-Восточной Азии и Северной Европы, так и стратегий и возможностей взаимного сотрудничества, изучение климата и окружающей среды Арктики [20].
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КИТАЯ В АРКТИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
В отличие от «жесткой силы», например, военного принуждения или экономических санкций, в случае успешной реализации которых результаты чаще всего очевидны, «мягкая сила» более сложна в использовании. Ведь ключевые ресурсы «мягкой силы» – культура и духовные ценности, политические концепции и дипломатические мотивы зачастую находятся вне контроля государства, а ее эффективность в значительной степени зависит от готовности аудитории воспринять предлагаемые ей идеи.
Рассматривая оценки результатов применения Китаем стратегии «мягкой силы» в Арктике, следует отметить, что они весьма неоднозначны [21].
Благодаря «мягкой силе» Пекину удается наладить кооперацию с арктическими странами, что дает больше результатов, чем могла бы принести агрессивная политика, направленная на распространение влияния в регионе. Действия Китая в Арктике идут по нарастающей, поскольку у него имеются достаточные для этого научные, экономические и финансовые возможности, которые год от года будут увеличиваться [22].
Китай обратил внимание на Арктику лишь в 2007-2008 гг. и внедрил массовые ресурсы «мягкой силы» в этот регион лишь с 2013-2014 гг. Поэтому в ближайшие 5-10 лет нет никакой возможности точно определить эффективность такой политики. Для успешной реализации китайской арктической политики, основанной на «мягкой силе», и для всестороннего и комплексного анализа эффективности использования Китаем «мягкой силы» в Арктике требуются время и терпение.
Библиография
- 1. Joseph Nye, William Owens. America’s Information Edge – https://www.foreignaffairs.com/articles/unitedstates/1996-03-01/americas-information-edge (accessed 03.04.1996)
- 2. Hu Jintao: Report at the XVII National Congress of the Communist Party of China (In Chin.) – http://politics.people.com.cn/GB/8198/6429194.html (accessed 24.10.2007)
- 3. Xi Jinping. Report at the XIX National Congress of the Communist Party of China (In Chin.) – http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c64094-29613660.html (accessed 28.10.2017)
- 4. Kevin Pollpeter. China’s modernization efforts and activities in outer space, cyberspace, and the Arctic // Assessing China’s power, edited by Jae Ho Chung. New York: Palgrave Macmillan. 2015. Pp. 113-135.
- 5. Mika Mered. How China Became an ‘Arctic State’ – http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2013-05/17/content_ 543413.htm (accessed 23.05.2013)
- 6. Zhang Cheng, Huang Deming. The Maintenance route and strategy choice of China’s Arctic rights and interests (In Chin.) // Journal of East China University of Science and Technology (series of social science). 2015. No. 6. Pp. 73-84.
- 7. China’s Arctic Policy (In Chin.) – http://www.xinhuanet.com/politics/2018-01/26/c_1122320088_2.htm (accessed 26.01.2018)
- 8. Ding Huang, Zhao Ningning. The Arctic governance and China’s participation – an analysis based on the theory of international public goods (In Chin.) // Wuhan University Journal (Philosophy & Social Science). 2014. Vol. 67. No. 3. Pp. 39-44.
- 9. National Development and Reform Commission and State Oceanic Administration jointly publish the 13th Five-Year Plan for developing of the marine economy of China (In Chin.) – http://www.soa.gov.cn/zwgk/zcgh/ghjj/201705/ t20170510_55963.html (accessed 10.05.2017)
- 10. Annual reports of State Oceanic Administration PRC (In Chin.) – http://www.soa.gov.cn/zwgk/gkndbg/ (accessed 17.05.2018)
- 11. Project “Comprehensive survey and assessment of the Arctic and Arctic environment” has started (In Chin.) – http://www.chinanews.com/gn/2012/02-24/3697447.shtml (accessed 24.02.2012)
- 12. National Development and Reform Commission and State Oceanic Administration jointly publish «The Concept of Maritime Cooperation in the framework of the initiative ‘Belt and Road’» (In Chin.) – http://www.xinhuanet.com//politics/ 2017-06/20/c_1121176743.htm (accessed 20.06.2017)
- 13. Speech by Xi Jinping at the Opening Ceremony of the «Belt and Road» International Cooperation Summit Forum (In Chin.) – http://www.xinhuanet.com//politics/2017-05/14/c_1120969677.htm (accessed 14.05.2017)
- 14. Strengthening actions in response to climate change – China’s Independent Contribution (In Chin.) – http://www.xinhuanet.com/2015-06/30/c_1115774759.htm (accessed 30.06.2015)
- 15. China and Iceland sign the Arctic cooperation framework agreement, the negotiations of the FTA speed up (In Chin.) http://news.hexun.com/2012-04-21/140640581.html?from=rss (accessed 21.04.2012)
- 16. CNOOC licensed to seek Arctic oil – http://www.chinadaily.com.cn/china/2014-03/04/content_17319366.htm (accessed 04.03.2014)
- 17. Коллинз Джефри. Арктика в период геополитических перемен: оценка и рекомендации – http://pro-arctic.ru/09/10/2017/ gamers/28538 (accessed 06.10.2017)
- 18. The National Oceanic Administration of China and the Greenland Autonomous Government of Denmark signed a Memorandum (In Chin.) – http://www.gov.cn/xinwen/2016-05/16/content_5073689.htm (accessed 16.05.2016)
- 19. Zhao Ningning. The motivation, characteristic and deepen path of the Arctic cooperation between China and Nordic countries (In Chin.) // Journal of boundary and ocean studies. 2017. Vol. 2. No. 2. Pp. 107-115.
- 20. China-North European Center for Arctic Studies opens in Shanghai (In Chin.) – http://www.chinanews.com/gn/ 2013/12-10/5603065.shtml (accessed 10.12.2013)
- 21. Ji Li. New considerations on the measurement of the dissemination and effect of soft power (In Chin.) // Journal of Zhejiang University of Media and Communication. 2017. Vol. 24. No. 1. Pp. 9-16.
- 22. Weidacher Hsiung Christopher. China and Arctic energy: drivers and limitations // The polar journal. 2016. Vol. 6, Issue 2. Pp. 243-258.
- 23. Ye Jiang. China’s Role in Arctic Affairs in the Context of Global Governance // Strategic analysis. 2014. Vol. 38, Issue 6. Рp. 913-916.
- 24. Singapore Media: the Arctic Ocean strategy is a part of China’s maritime strategy (In Chin.) – http://oversea.huanqiu.com/economy/2014-01/4735937.html (accessed 08.01.2014)
- 25. Yang Zhenjiao, Qi Shengqun, Bai Jiayu. China strengthens the substantive existence in the Arctic: the obstacles and challenges (In Chin.) // Shandong Social Sciences. 2015. No. 8. Pp. 133-137.
- 26. Паршин П.Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России – https://mgimo.ru/files2/y03_2013/236148/zak136_ad_parshin4_web.pdf (accessed 08.04.2013)
- 27. Харитонова Е.М. Эффективность «мягкой силы»: проблема оценки // МЭиМО. 2015. № 6. С. 48-58.