- Код статьи
- S032150750004074-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750004074-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №3
- Страницы
- 65-69
- Аннотация
Статья посвящена истории и эволюции афроцентричного стиля. В центре внимания авторов – кенте, традиционная орнаментальная ткань Ганы, ставшая своеобразной «аллегорией», эмблемой эстетики афроцентризма. Кенте представляет собой не просто материал, применяемый для изготовления одежды и аксессуаров, со второй половины 1980-х гг. пользующихся особой популярностью в среде африкано-американцев, но эстетический идеал, культурный код, при помощи которого выражается идентичность.
- Ключевые слова
- афроцентричный стиль, мода, идентичность, одежда, кенте, Гана, США, африкано-американцы
- Дата публикации
- 27.03.2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 2618
Одной из движущих сил развития индустрии моды, равно как и одним из ключевых топосов ее диалектики, согласно мнению немецкого философа и социолога Георга Зиммеля (1858-1918), является феномен мимесиса (подражания) [1, c. 267]. Это утверждение, сформулированное более ста лет назад, приобретает актуальность в настоящее время.
Творцы мировой моды, высокой и уличной, – модельеры, дизайнеры, стилисты, селебрити, блогеры – в эпохи постмодерна и метамодерна* в своем стремлении к аутентичности продолжали и продолжают искать вдохновение в подражании природе, о чем писал Г.Зиммель, и предкам, близким и дальним, а также эстетическим канонам, культурным традициям, которые в современном мире ассоциируются с такими понятиями, как «первозданность», «самобытность», «колорит».
АФРОЦЕНТРИЧНЫЙ СТИЛЬ
Тенденция «вдохновляться Африкой» зародилась во многом благодаря Ив Сен-Лорану и его «африканской коллекции» в конце 1970-х гг. [2, c. 36]. В начале XXI столетия африканские мотивы прослеживались в показах всемирно известных европейских модельеров, в их числе Жан-Поль Готье, Александр Маккуин, Стелла Маккартни, и способствовали развитию явления, известного как «афроцентричный стиль».
Термин «афроцентричный», впервые использованный американским просветителем Уильямом Дюбуа в 1962 г., был востребован в сферах эстетики и моды в период распространения этого явления на рубеже 1980-х – 1990-х гг.
Идея рассмотрения всего сущего, с «африканской точки зрения», имела глубокие корни. Она циркулировала в кругах интеллектуалов африканского, афро-карибского и африкано-американского происхождения со второй половины XIX в. и в XX в., проявилась в таких учениях, как африканский культурный национализм, панафриканизм, негритюд, гарвизм, а в начале 1980-х гг. воплотилась в теорию афроцентризма, обоснованную африкано-американским специалистом в области массовых коммуникаций Молефи Кете Асанте.
По его мнению, всем африканцам (проживающим на континенте и «выходцам из Африки», в первую очередь африкано-американцам) надлежит обратиться к традициям предков, а науку и образование, этику и эстетику переосмыслить в соответствии с утверждением о ключевом месте Африки и африканцев в истории и культуре.
Асанте и его коллеги придавали большое значение визуализации идей. Детали африканской одежды и украшения могли способствовать деколонизации и трансформации сознания и образа жизни людей африканского происхождения. Лидеры движения – Молефи Асанте, Молана Каренга, Уэйд Ноблс – подавали «правильный» пример, появляясь в традиционной одежде на всех публичных мероприятиях.
Вопреки ожиданиям афроцентристов, их учение не было воспринято широкой аудиторией, однако оказало влияние на многие сферы жизни, в т.ч. на моду. Попытки культивировать «все африканское» в африкано-американском сообществе обусловили появление афроцентричного стиля в одежде, что подразумевало использование акцентов, подчеркивающих культурную идентичность. Одним из самых узнаваемых и востребованных его элементов стали одежда и аксессуары из кенте.
КЕНТЕ – ЕДИНИЦА КУЛЬТУРНОГО КОДА
Кенте* – красочная ткань, один из брендов Ганы. Ее производство приобрело для народа ашанти** сакральное значение. Первые кенте были сотканы из хлопковых нитей [3]. Хлопок был выращен и собран на территории Золотого Берега (современной Ганы). В соответствии с традиционными верованиями ашанти, женщины, достигшие менопаузы, выращивали хлопок, делали необходимые приготовления для получения нити. Скручивание хлопка в нити требовало ловкости и опыта. С течением времени изготовление ткани превратилось в разновидность искусства.
Готовые нити переплетались между собой, образуя полотнища. Работа напоминала плетение корзин, отсюда название – «кенте». Позднее, в процессе плетения начали использовать шелковые нити. Их вытягивали по нитке из импортных тканей и вплетали в хлопковое полотно, согласно эстетическим вкусам заказчика и местным обычаям.
В готовом виде ширина ткани достигала 8-9 м. Базовые орнаменты, распространенные в среде ашанти, называются, как шотландская клетчатая ткань, тартан. Дизайн ее мог быть разным, но в нем должны присутствовать красный, желтый, зеленый – цвета крови и труда, а также цвет шоколадного дерева, прозванного «кровью, которая дает жизнь Гане». Желтый цвет символизировал богатство и золото; красный – кровопролитие, смерть; зеленый – рост, богатый урожай, гармонию [4].
Ношение кенте было прерогативой короля и его приближенных. Мужчины носили кенте наподобие римской тоги, перекинув через плечо [5, с. 20], а женщины, обмотав ткань вокруг тела или вокруг его верхней части так, чтобы на спине образовалась сумка для ношения ребенка [6, p. 90].
Хлопок для одежды королевской семьи и знати выращивался в саванне. Ткань из него считалась ценной ввиду трудоемкого производства сырья и медленного, кропотливого процесса изготовления. Рядовые ашанти использовали более дешевые ткани.
Для жителей Ганы кенте – больше, чем просто одежда. Это – текст, состоящий из знаков и символов, в нем закодированы религиозные представления, этические принципы, политические взгляды, история ашанти.
В Африке кенте надевают на церемонии коронации, свадьбы, похорон и др. С середины XX столетия ношение кенте приобрело популярность за пределами континента. Распространению традиции способствовали официальные и публичные мероприятия – приемы и торжества, на которых лидеры суверенных государств стали появляться в традиционных одеждах. В 1958 г. премьер-министр Ганы Кваме Нкрума облачился в кенте во время визита в США, постепенно кенте стало превращаться в эмблему панафриканской и афроцентричной культуры, что привлекло внимание африкано-американцев, в особенности тех, кто был увлечен поиском корней и публично выражал солидарность с африканцами.
На рубеже XX-XXI вв. в условиях глобализации и культурной унификации одежда и аксессуары из кенте стали приметами моды на всё «этническое», неотъемлемыми элементами афроцентричного стиля. В настоящее время кенте носят как повседневную одежду, используют в дизайне интерьера. На исходе XX столетия оно стало символом пробуждения «африканского сознания», чему в значительной степени способствовали те, чьи имена ассоциировались с движением в защиту прав чернокожих. Боксер Мохаммед Али надевал кенте, побывав в Африке в 1964 г., король поп-музыки Майкл Джексон во время принятия титула принца Королевства Санви* (Кот-д’Ивуар) в 1992 г. был одет в кенте, южноафриканский лидер Нельсон Мандела, освободившись из заключения, появился в кенте на обложке журнала Time в 1990 г. [7].
В эпоху постмодерна кенте стало частью транснационального культурного кода, элементом самопрезентации, выражения эстетических предпочтений, уважения наследия и манифестации идентичности.
КЕНТЕ: ГРАНИЦЫ АНГАЖИРОВАННОСТИ
Теоретики искусства и моды называли подражание (мимесис) одним из путей «генезиса модного» [8, с. 15]. «“Современное”, являющееся синонимом модного, образуется путем актуализации прошлого в настоящем» [8, с. 14]. Одной из важнейших целей сторонников афроцентризма стало возвращение к африканским традициям, что, по сути, и есть подражание веками существующим культурно-эстетическим идеалам.
М.К.Асанте и его окружение инициировали трансформацию образа жизни и облика африканоамериканцев. Они личным примером пытались доказать, что европейский костюм (элемент «колонизации тела» [9]) нелепо смотрится на черном человеке [10, p. 239]: ему следует предпочесть то, что отражает духовную сущность людей африканского происхождения и подчеркивает подлинную красоту.
Первые адепты практического афроцентризма появились во второй половине 1980-х гг. в среде хип-хоп-исполнителей, чье творчество нередко являлось выражением протеста. Благодаря им афроцентричная мода проникла в массовую культуру. Солистки нью-йоркского хип-хоп-трио Salt-NPepa, созданного в 1985 г., одними из первых облачились в кенте. На обложке сингла «Нажми» (Push It) в 1987 г. они запечатлены в шапочках из кенте куфи. Образы девушек в куфи, спортивных куртках и массивных золотых украшениях многократно копировали поклонники и последователи. Одну из самых популярных пародий на них спустя 29 лет – в 2016 г. – представила певица Бейонсе.
В 1987-1989 гг. в США африканские мотивы активно эксплуатировали участники групп Jungle Brothers, X-Clan, Arrested Development, Heavy D & the Boyz.
Афроцентричная мода распространилась и вне США. «Пробужденное африканское сознание», выраженное в эклектичном уличном стиле молодежи, вдохновляло художников с мировым именем. Образ уличного модника в кенте из Брикстона запечатлел в 1987 г. британский фотограф Норман Андерсон («Нормски»). Снимок «Дружищеафриканец» (African Homeboy) [11] хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и является своего рода историческим источником, фиксирующим облик типичного представителя хип-хопа субкультуры рубежа 1980-х – 1990-х гг.
В 1990-х гг. селебрити продолжали использовать элементы африканских костюмов – афроцентричная мода трансформировалась в афроцентричный стиль, обрела вневременной характер. Кенте привлекало ореолом царственности. Певцы, музыканты, актеры, спортсмены и телеведущие появлялись на публике в кенте. В 1992 г. певица и актриса Куин Латифа отмечала в интервью: «Надевая африканскую одежду и африканские украшения, я не только поддерживаю африканских братьев и сестер, которые их производят, я приближаюсь к моим предкам» [12].
В стремлении подражать кумирам африканоамериканская молодежь приобретала одежду и аксессуары из кенте. Купить их не составляет труда. Ткань (чаще всего дешевую подделку кенте машинного производства [13, с. 34; 14, p. 176]) можно найти в специализированных магазинах и интернет-сервисах (Ebay, Amazon, Etsy). Подобные одежды надевают во время торжеств, таких как Кванзаа**, День Мартина Лютера Кинга***, начало Месяца черной истории****.
Кенте – «частица Африки, которую хотелось иметь каждому» [15] – для многих эстетический идеал, эталон стиля, который, согласно мнению идеологов афроцентричного образования, мог послужить воспитанию у подрастающих поколений хорошего вкуса и уважения к наследию предков.
Трансляция «правильных» культурно-эстетических кодов осуществлялась и через изготовление игрушек. В 1995 г. на страницах журнала Ebony, ориентированного на африкано-американскую аудиторию, появилась реклама куклы по имени «Кения». «Ее вдохновленный Африкой наряд кенте можно раскрашивать маркерами, рисунок легко смывается, таким образом, ваша дочь может создавать новые орнаменты кенте снова и снова» [16, p. 155] – гласила реклама. Спустя год, в 1996 г. появилась темнокожая «Барби из Ганы» в кенте.
Образовательные учреждения заинтересованы в восстановлении и поддержании духовной связи учащихся с Африкой. Один из авторов блога The Black 90s о жизни в 1990-х гг. вспоминал: «Я помню, в возрасте 6-7 лет ходил в независимую школу “Академия Лотос”* в Филадельфии. На нашем первом выпускном ученики и ученицы носили шарфы, шапочки, галстуки-бабочки и юбки из кенте. Для нас и наших родителей одежда с красочным принтом была репрезентацией нашей связи с родиной, с Африкой: мысли о славе, достижения, короли и королевы, социальная стабильность до порабощения/колонизации» [17].
Директор Музея истории культуры Фаулера при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса Б.Куик отмечала, что для ганцев кенте – сакральная одежда, африкано-американцы воспринимают кенте как материал, из которого можно сделать все, что угодно [19, p. 252]; и все же его использование отражает ценность таких категорий, как свобода, гордость и достоинство.
МАНИФЕСТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: «ОБЛАЧЕННЫЕ В ГОРДОСТЬ»
В конце 1990-х гг. в США прошла серия выставок. Самые крупные – в Национальном музее африканского искусства и Музее Ньюарка «Облаченные в гордость: ганское кенте и африкано-американская идентичность». В 1998 г. была опубликована одноименная монография [19]. Входящие в ее название слова: «гордость», «кенте», «идентичность» – превратились в клише, определившее тематику конференций, семинаров и экспозиций и направленность гражданских митингов.
Одежда в афроцентричном стиле стала одним из средств репрезентации идентичности. Студенты американских вузов выражают протест против того, что им запрещают носить кенте на выпускных церемониях, а для них важно гордиться своей культурной принадлежностью [20]. В аппарате правительства США была проведена акция: некоторые чиновники (в т.ч. и белые) – в ответ на заявления Д.Трампа об уровне безработицы в среде чернокожего населения штатов на встрече о проблемах иммиграции в США – надели кенте как символ протеста [21]. Художник нигерийского происхождения Лаолу Сенбанджо откликнулся на акцию, продемонстрировав общественности изображение Статуи Свободы, задрапированной в кенте с надписью: «Я угрожаю Вашей свободе?» [22].
Кенте – олицетворение духа свободы. С его помощью современные художники в границах постмодерна и метамодерна создают новые культурные коды. Традиция питает воображение дизайнеров.
Продюсер из Ганы, «звезда афробита» под псевдонимом E.L. в интервью журналу Vogue поделился амбициозным планом возрождения кенте: «Оно (кенте. – прим. авт.) всегда должно идти в ногу со временем. Культура динамична и изменчива. Кенте носили наши отцы, а наша задача – создать современный стиль на основе кенте» [23]. Идеи мастера разделяет его соотечественница, дизайнер аксессуаров Селина Бэб, в марте 2018 г. представившая «Коллекцию кенте» на Неделе моды в Новом Орлеане [24].
Лондонский дизайнер, по происхождению йоруба, Йинка Шонибаре, чье имя олицетворяет взаимосвязь искусства с культурной антропологией и идентичностью [25], использует мотивы кенте в процессе создания «безголовых» манекенов. Его «Цветочная девушка» в балетной пачке из кенте [26] ретранслирует идею о том, что искусство не имеет границ, а достижения принадлежат человечеству. Искусство кенте в произведениях Шонибаре – провокация и способ вызвать аудиторию на диалог, задуматься о проблемах общества.
Художник Пол Ракер, представив одеяния куклукс-клановцев из кенте [27], обратился к политической антропологии и антропологии конфликта, акцентировав внимание зрителей на связях между историей рабства и актуальными этнополитическими и социально-конфессиональными проблемами общества, где все еще существуют расовые противоречия, сегрегация и несправедливость. На своей выставке «Перевёртыш» (июль 2017 г.) он продемонстрировал предметы, имевшие отношение к травмам памяти, ментальному наследию рабства и конфликтам.
Кульминацией распространения афроцентричного стиля, гимном «черной идентичности» стал фильм Райана Куглера «Черная пантера» (2018 г.). Снятый по мотивам комиксов Стена Ли и Джека Керби с участием едва ли не всех темнокожих звезд Голливуда, он произвел фурор. Особого внимания критики были удостоены афроцентричные и афрофутуристичные костюмы и декорации. Некоторые содержали элементы кенте (например, один из нарядов героини Люпиты Нионго).
* * *
Вне зависимости от того, на какую аудиторию рассчитано творчество современных художников и дизайнеров, активно использующих кенте и другие образцы афроцентричного стиля, оно существует в ряде измерений, на уровне которых ведется репрезентация прошлого в надежде на новые перспективы.
В рамках моды и эстетики метамодернизма, предполагающих тактичное переосмысление идеалов прошлого, традиционное искусство в наибольшей мере ангажировано. Репликации и реконструкции кенте за пределами Ганы могут выглядеть как ироничное цитирование и провокация, сопровождающаяся успешными маркетинговыми кампаниями, которые, тем не менее, способствуют интеграции африканского искусства в мировое культурное пространство.
Библиография
- 1. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., Юрист. 1996. С. 607.
- 2. Захарова Н.А. Мировая женская мода и культура йоруба // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 1. С. 35-38.
- 3. Rattray R.S. 1959. Religion & Art in Ashanti. London, Oxford University Press, Amen House.
- 4. Textiles that talk: say it with kente cloth / Project Bly: design, travel. 2015 – http://blog.projectbly.com/textiles-thattalk-say-it-with-kente-cloth/ (accessed 15.07.2017)
- 5. Можейко И.В. Ето – Гана. М., Восточная литература. 1962. С. 127.
- 6. Johnson D. 1997. The Children’s Book of Kwanzaa: A Guide to Celebrating the Holiday / D.Johnson. New York, Simon and Schuster
- 7. Nelson Mandela. July 2, 1990 // Time Magazine – http://content.time.com/time/covers/0,16641,19900702,00.html (accessed 18.06.2018)
- 8. Осиновская И. Поэтика моды. М., Новое литературное обозрение, 2016. С. 144.
- 9. Molefi Kete Asante. Afrocentric culture critic // Quit Pro Quotes // Utne Reader – http://www.utne.com/mind-andbody/quit-pro-quotes-pracitce-of-quitting-visionaries?pageid=2#PageContent2 (accessed 20.06.2018)
- 10. Asante M.K. 2011. As I Run Toward Africa. Boulder, Paradigm Publishers, 2011.
- 11. African Homeboy – Brixton / Photo by Norman Normski. V&A museum, London – http://collections.vam.ac.uk/ item/O1243176/african-homeboy-brixton-photograph-normski/ (accessed 05.05.2018)
- 12. Queen Latifah Talks Wearing African Clothing In This Amazing Throwback Interview // VH1 – http://www.vh1.com/news/271378/queen-latifah-style/ (accessed 18.06.2018)
- 13. Бондаренко Д.М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев и мигрантов из стран субсахарской Африки в США. М., Издательский дом «ЯСК», 2016. С. 232.
- 14. Ethnic Dress in the United States: A Cultural Encyclopedia. 2014. Ed. by Lynch A., Strauss M.D. Lanham, Rowman & Littlefield Publishers, 2014.
- 15. “Everybody Wants a Piece of Africa Now”: Culture: Kente, a cloth rich in color and tradition, weaves its way into wardrobes of African-Americans. ‘It makes me feel stronger,’ one wearer says – http://articles.latimes.com/1991-10- 27/news/vw-1049_1_kente-cloth (accessed 18.06.2018)
- 16. Doll she’ll love for all the right reasons // Ebony. Vol. 50. № 4.
- 17. The 90s Kente Aesthetic // The Black 90s – http://theblack90s.com/language-literature/kente/ (accessed 18.06.2018)
- 18. Encyclopedia of Black Studies. 2004. Ed. by M.K.Asante, A.Mazama. Thousand Oaks, SAGE Publications.
- 19. Ross D.H. 1998. Wrapped in Pride: Ghanaian Kente and African American Identity. Los Angeles, UCLA Fowler Museum of Cultural History.
- 20. Black merit scholar is removed from graduation ceremony for refusing to take off traditional African cloth / Mail online http://www.dailymail.co.uk/news/article-3613566/Black-student-removed-graduation-ceremony-refusing-kente-cloth.html (accessed 18.03.2018)
- 21. Black US lawmakers wear kente cloth to protest Trump’s vulgar comment – http://gkmen.com/2018/01/31/black-uslawmakers-wear-kente-cloth-to-protest-trumps/ (accessed 18.03.2018)
- 22. Nigerian artist who provided body art for Beyoncé in ‘Sorry’ responds to Trump’s ‘Muslim Ban’ with art / The young empire – https://theyoungempire.com/2017/01/30/nigerian-artist-who-provided-body-art-for-beyonce-in-sorry-responds-to-trumpsmuslim-ban-with-art/ (accessed 05.05.2018)
- 23. Frank A. How One Afrobeats Superstar Is Reinventing Ghana’s Most Prized Fashion Treasure / Vogue – fashion magazine. October, 2017 – https://www.vogue.com/article/afrobeats-kente-cloth-ghana-el (accessed 18.03.2018)
- 24. Black Star Delight: Selina Beb Showcases ‘Kente Collection” / Newsah – https://enewsgh.com/2018/03/28/blackstar delight-selina-beb-showcases-kente-collection-new-orleans-fashion-week/ (accessed 05.05.2018)
- 25. Гавристова Т.М. Неизвестная Африка: история в биографиях. Ярославль, Филигрань. 2014. С. 141-182.
- 26. Flower girl. Yinka Shonibare / Yinka Shonibare MBE – http://www.yinkashonibarembe.com/artwork/ sculpture/?image_id=301 (accessed 05.05.2018)
- 27. Arnold W.R. Ferguson art show to confront the nation’s history of slavery and racism / W.R. Arnold. St. Louis Public Radio. July, 2017 – http://news.stlpublicradio.org/post/ferguson-art-show-confront-nations-history-slavery-and-racism# stream/0 (accessed 07.04.2018)