- Код статьи
- S032150750005165-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750005165-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №6
- Страницы
- 46-52
- Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать имеющиеся в арсенале России инструменты информационного влияния на арабоязычную аудиторию стран Ближнего Востока и Северной Африки. Уделено внимание информационной деятельности МИД России и медиагруппы «Россия сегодня», обозначена необходимость расширения российского арабоязычного присутствия на основных интернет-площадках для размещения актуальной информации и выражения позиции страны по отношению к внешнеполитической ситуации в мире.
- Ключевые слова
- внешняя политика, информационная политика, Россия, цифровая дипломатия, Ближний Восток, арабский язык
- Дата публикации
- 31.05.2019
- Всего подписок
- 91
- Всего просмотров
- 2260
Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к созданию глобального мирового информационного пространства, определяющего появление новых форм внешнеполитической и дипломатической деятельности государств. Широкий доступ общественности к информационным ресурсам вызвал значительные изменения во всех сферах жизни общества, обозначив необходимость разработки стратегий и доктрин информационной политики. Эффективное информационное сопровождение тех или иных аспектов внутренней и внешнеполитической деятельности зачастую определяет успешность политики государства в целом.
Информационная политика Российской Федерации является неотъемлемой частью ее внешней и внутренней политики, реализуемой правительством. Она призвана, с одной стороны, сформировать общественное мнение, необходимое для поддержки внешнеполитической деятельности внутри страны, а с другой - способствовать формированию положительной оценки действий России мировым сообществом, что призвано помочь достижению стратегических и тактических целей проводимой внешней политики.
В ноябре 2016 г. президент В.В.Путин утвердил Концепцию внешней политики РФ. Внешнеполитическая деятельность государства направлена на «упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира», а также на «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы» [1].
К основным средствам информационного влияния на зарубежное общественное мнение можно отнести следующие:
а) использование средств «цифровой дипломатии»: интернет-площадок (порталов, сайтов и социальных сетей) для размещения официальной актуальной информации и выражения позиции страны по отношению к внешнеполитической ситуации в мире, а также активного общения с интернет-аудиторией по основным вопросам международной повестки дня;
б) освещение внешней политики РФ посредством телевизионного, радио- и интернет-вещания российских иновещательных СМИ, поддерживаемых государством.
Важным приоритетом информационной стратегии России является взаимодействие государственных внешнеполитических институтов с отечественными и зарубежными СМИ с целью предоставления достоверной и объективной информации о внешней политике России, об ее оценке внешнеполитической ситуации, а также об имеющихся международных проблемах [2]. Информационная стратегия России подразумевает, что основным инструментом ее реализации выступает усиление позиции российских СМИ на мировой арене.
Арабский - родной язык для 300 млн человек, проживающих в странах Северной Африки и Ближнего Востока. В таких странах арабского мира, как Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Эритрея, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис, Чад арабский язык является государственным. Для еще нескольких стран, в которых арабское население составляет большинство, арабский служит одним из официальных языков. Более того, он используется в религиозных целях приверженцами ислама по всему миру, будучи одним из самых распространенных разговорных языков в мире. Следует также отметить, что это один из 6 рабочих языков Генеральной Ассамблеи ООН.
Ближний Восток всегда входил в сферу интересов России. Будучи наследницей Российской империи и Советского Союза, современная Российская Федерация может по праву гордиться мощной школой востоковедения, традиции которой складывались на протяжении многих лет. Крупнейшие центры востоковедения готовят специалистов-ориенталистов, руководствуясь комплексным подходом к изучению избранной страны (или региона) Востока, включающем изучение не только профильного языка, но и литературы, истории, политики, религии и быта региона [3]. Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время такие специалисты крайне востребованы, учитывая масштабное и многопрофильное присутствие Российской Федерации в регионе.
В последние десятилетия Ближний Восток стал основной «шахматной доской», на которой разыгрывается «партия за партией» с участием всех основных лидеров глобальной мировой политики. Как отмечает академик А.М.Васильев в своей книге «От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке», с распадом Советского Союза устоявшийся после Второй мировой войны ближневосточный порядок претерпел значительные изменения [4]. Стратегический баланс сил был нарушен, безраздельное доминирование в регионе США и их союзников виделось абсолютным, и Ближний Восток оказался практически вычеркнутым из сферы интересов России, находившейся в периоде глобальных трансформаций.
Казалось, что экономическая слабость России, практически полностью разрушенные связи с большинством арабских стран, нежелание США считаться с национальными и стратегическими интересами РФ не позволят стране вернуться на ближневосточную арену. Однако начало 2000-х гг. ознаменовалось и началом постепенного наращивания роли России как в регионе, так и на общемировой арене. Шаг за шагом, отстаивая свои национальные, внешнеполитические, геополитические интересы и интересы безопасности, Россия развивает всесторонние отношения со странами арабского мира, выступая за политическое урегулирование военных конфликтов, развитие внешнеэкономических связей и партнерство в сфере международной безопасности, нераспространение оружия массового поражения, борьбу с терроризмом, установление отношений равенства и взаимоуважения. Однако решительные действия России в ближневосточном регионе, ее желание придерживаться собственных взглядов и политики вызвали резкое недовольство западных держав и, прежде всего, США, что фактически привело к новому витку холодной войны, одним из видов которой является информационная война, разворачиваемая в СМИ и Интернете [4].
Информационная политика США, стран Европейского Союза, Турции, Ирана, Китая и стран Залива, направленная на формирование того или иного отношения к событиям и многочисленным конфликтам, происходящим в регионе, требует от России разработки собственной доктрины информационной политики, которая позволяла бы в определенной мере «выигрывать» баталии развернувшейся информационной войны.
Очевидным является тот факт, что сирийский конфликт давно вышел за пределы локального вооруженного столкновения и представляет собой сферу пересечения интересов практически всех глобальных мировых игроков. Беспрецедентное информационное противостояние многочисленных акторов данного конфликта требует гибкого и эффективного применения средств информационного воздействия на мировое и региональное общественное мнение. Помимо интенсивных боевых операций, разворачиваемых различными участниками непосредственно в Сирийской Арабской Республике (САР), сирийский конфликт сопровождается масштабной информационной войной.
Многие эксперты отмечают, что, в отличие от предыдущих, не очень удачных попыток информационного освещения военно-политического участия России в локальных конфликтах, например, с Грузией в 2008 г., масштабная и продолжительная российская кампания в Сирии была тщательно подготовлена как с точки зрения воздействия на международное общественное и экспертное мнение, так и с точки зрения создания положительного общественного мнения внутри САР [5; 6]. Однако, как нам представляется, быстро меняющаяся на мировой арене обстановка требует дополнительных усилий на информационно-пропагандистском фронте.
Создание многоканальной, масштабной системы информационного влияния на арабоязычную аудиторию, подобной той, которая существовала в Советском Союзе (АПН, Иновещание и др.), позволила бы довести до широких кругов общественности арабских стран более полную и точную информацию о позиции РФ по основным вопросам международной повестки в регионе, а также о внешнеполитической деятельности и инициативах России.
К основным средствам информационной дипломатии, рассчитанным на освещение различных аспектов международной и внешнеполитической деятельности России, разъяснение ее позиции по ключевым международным вопросам, а также формирование положительного общественного мнения в странах арабского мира, можно отнести следующие:
1) сайт МИД РФ на арабском языке;
2) аккаунт МИД РФ в социальной сети Facebook на арабском языке;
3) арабоязычная версия сайта Министерства обороны Российской Федерации;
4) арабоязычная версия телевизионного канала Russia Today;
5) арабоязычные версии международного новостного агентства и радио Sputnik;
6) арабоязычные аккаунты Russia Today и Sputnik в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, а также аккаунты на видеохостинге YouTube.
Министерство иностранных дел РФ представлено версией официального сайта на арабском языке, сайтами региональных посольств и консульств, а также аккаунтом в социальной сети Facebook. Страница МИД на арабском языке в Фейсбук имеет всего 763 подписчика, что крайне мало для глобальной аудитории [7].
Для сравнения следует упомянуть, что арабоязычный аккаунт инструмента Госдепартамента США Digital Outreach Team на данной платформе имеет около 568 000 подписчиков. Необходимо отметить, что МИД России не имеет арабоязычного аккаунта в Твиттере или Инстаграме (см. табл. 1). Некоторые представители этого ведомства ведут персональные страницы в основных мировых социальных сетях, однако ни одна из таких страниц не ведется на арабском языке.
В феврале 2017 г. арабоязычную версию своего сайта запустило Министерство обороны РФ. Информационный ресурс транслирует для арабоговорящей аудитории новостную ленту о самых значимых событиях вооруженных сил России. В специальном разделе сайта также предоставляется самая оперативная информация Министерства обороны по ситуации в Сирии, публикуются сообщения российского центра по примирению враждующих сторон в САР [8].
Запуск такого сайта в дополнение к версиям сайта на английском, французском и испанском языках существенным образом способствовал расширению арсенала средств для обоснования легитимности российского военного вмешательства, основанной на соблюдении норм международного права благодаря открытому и неискаженному освещению операций российской военной группировки в САР. Более того, активность минобороны РФ в медиа- и интернет-пространстве обусловлена четкой моделью взаимодействия российских органов государственной власти и военных с представителями СМИ, определенной в таких программных документах, как «Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве» [9].
Таблица 1
Российская цифровая дипломатия на арабском языке
Примечание: «+» - наличие сайта или аккаунта; «-» - отсутствие сайта или аккаунта.
Составлено автором.
Диаграмма 1. Страны - лидеры по количеству посетителей арабоязычного сайта Russia Today (% от общего трафика, ноябрь 2018 г.).
Составлено автором по: [13].
Наиболее активным и эффективным инструментом информационного воздействия на арабоговорящую аудиторию в настоящее время является телеканал Russia Today (RT), входящий в медиагруппу «Россия сегодня». Будучи крупнейшим российским поставщиком информации для международной аудитории, данная группа также представлена за пределами России международным новостным агентством и радио Sputnik. Особенностью работы этих представителей российской публичной цифровой дипломатии является то, что они реализуют подход целенаправленного представления той информации, которая зачастую в угоду интересам других участников глобальной внешнеполитической игры получает слабое освещение западными СМИ, что позволяет российским медиа привлечь иностранную аудиторию и продвигать политические интересы РФ, в т.ч. создавая ее положительный имидж [10; 11].
Арабоязычная версия информационного телевизионного канала Russia Today начала работу в мае 2007 г., а в 2012 г. сайт телеканала на арабском языке «Русия аль-Яум» вошел в тройку лучших информационных онлайн-ресурсов в арабском мире, получив премию Forbes Middle East Top Media Online Award. В ходе исследования, проводившегося исследовательской компанией Ipsos в 2015 г., еженедельно в 15 странах Ближнего Востока и Северной Африки канал RT смотрят около 11 млн зрителей [12].
По данным веб-аналитической компании Similar Web, в ноябре 2018 г. сайт arabic.rt.com по сетили 24,92 млн человек, лидерами по числу обращений стали Египет, Саудовская Аравия, Алжир, США и Ирак (21,41%; 11,28; 7,9; 5,25; 4,80% посетителей ресурса, соответственно) (см. диагр. 1) [13].
Таблица 2
Число подписчиков различных арабоязычных аккаунтов телеканалов Russia Today и Sputnik (декабрь 2018 г.)
Составлено автором по: [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].
В настоящее время канал Russia Today имеет арабоязычные аккаунты в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, Vkontakte, а также аккаунт на видеохостинге YouTube. Как видно из табл. 2, наибольшее число подписчиков имеют аккаунты RT в Facebook (14,93 млн подписчиков), Twitter (3,63 млн подписчиков) и на YouTube (2,39 млн подписчиков) [14; 15].
Новостное информационное агентство и радио Sputnik включают в себя сайты, аналоговое и цифровое радиовещание, мобильные приложения и страницы в социальных сетях. Арабоязычный сайт агентства содержит разнообразный контент, включая видео, фоторепортажи, онлайн-эфиры, интернет-голосования, публикации аналитических обзоров и эксклюзивных интервью по широкому спектру тем.
По данным веб-аналитической компании Similar Web, общее количество посетителей сайта arabic.sputniknews.com в ноябре 2018 г. составило 7,96 млн человек, причем больше всего обращений было из Египта, Саудовской Аравии, Алжира, Туниса и Сирии (САР) (27,70%; 13,48%; 6,49%; 4,22%; 4,10% посетителей ресурса, соответственно) (см. диагр. 2) [23].
Есть у агентства Sputnik и аккаунты, рассчитанные на арабоговорящую аудиторию, в Facebook, Twitter, Instagram и на платформе YouTube. Наибольшее количество подписчиков зарегистрировано у аккаунта в Facebook (2,03 млн подписчиков), а вот аккаунты в Twitter и Instagram имеют крайне низкое число читателей (156000 и 15400 подписчиков, соответственно).
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что за последние годы как на общегосударственном уровне, так и силами МИД России, проведена масштабная работа, направленная на развитие информационной дипломатии на арабском языке с целью освещения государственной политики РФ в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Заложенный в основу данной работы механизм производства актуальных новостных информационных сообщений позволяет расширить информационное присутствие РФ в арабском мире и преодолеть монополию западных и ангажированных ближневосточных новостных агентств. Однако с целью формирования альтернативного информационного поля, представляющего доступ к актуальным объективным данным, в рамках информационного сопровождения внутренней и внешней политики Российской Федерации в ближневосточном регионе необходимо наращивать присутствие информационных агентств, телеканалов, Интернета, СМИ и официальных ресурсов. Необходимо признать, что сегодня информационных возможностей российских арабоязычных ресурсов недостаточно для того, чтобы российская точка зрения на события, происходящие в регионе, стала доминирующей [24].
Несмотря на имеющуюся научную и образовательную школу востоковедения, готовящую специалистов-арабистов высочайшего уровня, можно констатировать тот факт, что система информационного влияния на арабоязычное общество стран арабского мира находится лишь на этапе развития.
В отличие от разработанной и реализовывавшейся Советским Союзом целенаправленной и эффективной стратегии использования средств «мягкой силы» и информационного воздействия, включавшей и публикацию большого количества печатных материалов на арабском языке (книг, журналов, статей), и радиовещание, и популяризацию русской культуры и искусства, Российская Федерация еще не имеет четко разработанной информационной стратегии, направленной на арабоязычную аудиторию и основанной на понимании ее особенностей, традиций и разнообразия [25].
В связи с этим можно сформулировать следующие основные, на наш взгляд, задачи информационной внешней политики РФ, направленные на расширение информационного влияния России на страны арабского мира:
- разработка четкой информационной стратегии, нацеленной на страны Ближнего Востока и Северной Африки, включающей в себя все аспекты информационной политики и использование всех современных информационных технологий (веб-сайтов, социальных сетей, телевидения и др.);
- повышение присутствия и активности российской дипломатии в социальных сетях (необходимо отметить, что, например, официальная группа МИД России на арабском языке в Facebook слишком мала по сравнению с масштабами российских интересов и вовлеченности в события, происходящие в регионе);
- создание более эффективных сайтов российских посольств в странах арабского мира так, чтобы они были надежным источником информации о России на арабском языке;
- создание персональных страниц представителей МИД РФ в социальных сетях на арабском языке для активного обсуждения различных аспектов международной политики и проведения информационно-разъяснительной работы.
Диаграмма 2. Страны - лидеры по количеству посетителей арабоязычного сайта Sputnik (% от общего трафика, ноябрь 2018 г.).
Составлено автором по данным: [23].
Информационное присутствие РФ на мировой арабоязычной информационной арене является залогом формирования положительного образа России в регионе, а значит, достижения стратегических и тактических политических целей. Понимание важности использования инструментов массмедиа и цифровой дипломатии для прямого воздействия на арабоязычную общественность позволит постепенно достичь информационного превосходства и обеспечить реализацию национальной геополитической стратегии.
Более того, информационная стратегия РФ, направленная именно на арабоязычные страны, в определенной мере должна рассматриваться как эффективный инструмент противодействия разворачиваемой рядом государств информационной войне. Безусловно, имеющийся у Российской Федерации опыт и уже достигнутые успехи в работе, например, с англоязычной аудиторией, могут быть положены в основу успешной информационной работы, направленной на страны арабского мира.
Библиография
- 1. Концепция внешней политики Российской Федерации - http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed 26.12.2018)
- 2. Мельникова О.А. Основные задачи информационного обеспечения внешнеполитической деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2015, № 2 (41), с. 93-100.
- 3. Стрельцов Д.В. Научная школа востоковедения в МГИМО // Вестник МГИМО Университета. 2014, № 5, с. 143- 150.
- 4. Васильев А.М. От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М., Центрполиграф, 2018. 670 с.
- 5. Мещеряков И.В. Современные технологии информационной политики на примере освещения сирийского военного конфликта российскими СМИ // Наука Красноярья. 2016. № 3, с. 75-91.
- 6. Василенко С.А., Аляутдинова Д.Ф. Особенности информационного сопровождения операций российских ВКС в Сирии мировыми СМИ // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2, с. 319-322.
- 7. Аккаунт Министерства иностранных дел Российской Федерации на арабском языке на портале Facebook - https://www.facebook.com/RussianFederationArabic/ (accessed 26.12.2018)
- 8. Сайт Министерства обороны Российской Федерации на арабском языке - http://ar.mil.ru/ar/index.htm (accessed 26.12.2018)
- 9. Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве - http://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id=10845074@cmsArticlen (accessed 26.12.2018)
- 10. Цветкова Н.А., Ярыгин Г.О. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях // Вестник СПбГУ. 2013. Сер. 6. Вып. 1, с. 119-124.
- 11. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011, № 4, с. 45- 53.
- 12. Сайт телеканала RT - https://russian.rt.com/about (accessed 26.12.2018)
- 13. Similar Web - https://www.similarweb.com/website/arabic.rt.com (accessed 26.12.2018)
- 14. Аккаунт российского телеканала Russia Today на арабском языке на портале Facebook - https://www.facebook.com/rtarabic.ru (accessed 26.12.2018)
- 15. Аккаунт российского телеканала Russia Today на арабском языке на портале Twitter - https://twitter.com/RT arabic (accessed 26.12.2018)
- 16. Аккаунт российского телеканала Russia Today на арабском языке на портале YouTube - https://www.youtube.com/user/RTarabic (accessed 26.12.2018)
- 17. Аккаунт российского телеканала Russia Today на арабском языке на портале Instagram - https://www.instagram.com/rtarabic_ru/ (accessed 26.12.2018)
- 18. Аккаунт российского телеканала Russia Today на арабском языке на портале Vkontakte - https://vk.com/rt.arabic (accessed 08.01.2019)
- 19. Аккаунт информационного агентства и радио Sputnik на арабском языке на портале Facebook - https://www.facebook.com/sputnik.arabic (accessed 26.12.2018)
- 20. Аккаунт информационного агентства и радио Sputnik на арабском языке на портале Twitter - https://twitter.com/sputnik_ar (accessed 26.12.2018)
- 21. Аккаунт информационного агентства и радио Sputnik на арабском языке на портале YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCvluKFkkk_zbIPA1VwX_7g (accessed 26.12.2018)
- 22. Аккаунт информационного агентства и радио Sputnik на арабском языке на портале Instagram - https://www.instagram.com/rtarabic_ru/ (accessed 26.12.2018)
- 23. Similar Web - https://www.similarweb.com/website/arabic.sputniknews.com (accessed 26.12.2018)
- 24. Худяков И.Ф. Освещение российскими СМИ сирийского конфликта - http://www2.pglu.ru/upload/iblock/8a7/p140031.pdf (accessed 26.12.2018)
- 25. Филимонов Г.Ю. Актуальные вопросы формирования стратегии «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Международные отношения. 2013. № 4, с. 443-451. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9419.