- PII
- S032150750005165-3-1
- DOI
- 10.31857/S032150750005165-3
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 6
- Pages
- 46-52
- Abstract
Russia has always had a strong presence in the Arab world since Soviet times, and this interest in the region is only increasing in latest years. Arabic language is spoken by over 300 million people and major world powers have localized their political information tools (TV, websites, social networks etc.) into this language to be able to make a greater impact in the Middle East and North Africa.
The article attempts to analyze the tools of information influence used on the Arabic speaking audience of the Middle East and North Africa in the arsenal of Russia’s foreign policy, focusing on the information activities of the Russian Foreign Ministry and the Russia Today media group in Arabic. It outlines the need to expand the Arabic presence on main internet sites of the foreign ministry to post relevant information and to successfully convey the country’s stance to a larger audience in the Arab world. The Article points out that Russia’s use of information technology in the Arab world is still lagging behind and unable to reach the same level as Russia’s actual presence in the region and its interests and ambitions.
By analyzing the tools used by Russia’s foreign policy when dealing with this part of the world, we clearly see that there is a lot still to be done to address the Arab speaking audience, especially with the use of modern tools such as social networks. The analysis shows that the level of “Russia’s digital diplomacy” in the Arab world needs more improvements and requires a clear long-term information strategy aimed particularly at this region.
- Keywords
- foreign policy, information policy, Russia, digital diplomacy, the Middle East, Arabic
- Date of publication
- 31.05.2019
- Number of purchasers
- 91
- Views
- 2262
Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к созданию глобального мирового информационного пространства, определяющего появление новых форм внешнеполитической и дипломатической деятельности государств. Широкий доступ общественности к информационным ресурсам вызвал значительные изменения во всех сферах жизни общества, обозначив необходимость разработки стратегий и доктрин информационной политики. Эффективное информационное сопровождение тех или иных аспектов внутренней и внешнеполитической деятельности зачастую определяет успешность политики государства в целом.
Информационная политика Российской Федерации является неотъемлемой частью ее внешней и внутренней политики, реализуемой правительством. Она призвана, с одной стороны, сформировать общественное мнение, необходимое для поддержки внешнеполитической деятельности внутри страны, а с другой - способствовать формированию положительной оценки действий России мировым сообществом, что призвано помочь достижению стратегических и тактических целей проводимой внешней политики.
В ноябре 2016 г. президент В.В.Путин утвердил Концепцию внешней политики РФ. Внешнеполитическая деятельность государства направлена на «упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира», а также на «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы» [1].
К основным средствам информационного влияния на зарубежное общественное мнение можно отнести следующие:
а) использование средств «цифровой дипломатии»: интернет-площадок (порталов, сайтов и социальных сетей) для размещения официальной актуальной информации и выражения позиции страны по отношению к внешнеполитической ситуации в мире, а также активного общения с интернет-аудиторией по основным вопросам международной повестки дня;
б) освещение внешней политики РФ посредством телевизионного, радио- и интернет-вещания российских иновещательных СМИ, поддерживаемых государством.
Важным приоритетом информационной стратегии России является взаимодействие государственных внешнеполитических институтов с отечественными и зарубежными СМИ с целью предоставления достоверной и объективной информации о внешней политике России, об ее оценке внешнеполитической ситуации, а также об имеющихся международных проблемах [2]. Информационная стратегия России подразумевает, что основным инструментом ее реализации выступает усиление позиции российских СМИ на мировой арене.
Арабский - родной язык для 300 млн человек, проживающих в странах Северной Африки и Ближнего Востока. В таких странах арабского мира, как Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Эритрея, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис, Чад арабский язык является государственным. Для еще нескольких стран, в которых арабское население составляет большинство, арабский служит одним из официальных языков. Более того, он используется в религиозных целях приверженцами ислама по всему миру, будучи одним из самых распространенных разговорных языков в мире. Следует также отметить, что это один из 6 рабочих языков Генеральной Ассамблеи ООН.
Ближний Восток всегда входил в сферу интересов России. Будучи наследницей Российской империи и Советского Союза, современная Российская Федерация может по праву гордиться мощной школой востоковедения, традиции которой складывались на протяжении многих лет. Крупнейшие центры востоковедения готовят специалистов-ориенталистов, руководствуясь комплексным подходом к изучению избранной страны (или региона) Востока, включающем изучение не только профильного языка, но и литературы, истории, политики, религии и быта региона [3]. Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время такие специалисты крайне востребованы, учитывая масштабное и многопрофильное присутствие Российской Федерации в регионе.
В последние десятилетия Ближний Восток стал основной «шахматной доской», на которой разыгрывается «партия за партией» с участием всех основных лидеров глобальной мировой политики. Как отмечает академик А.М.Васильев в своей книге «От Ленина до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке», с распадом Советского Союза устоявшийся после Второй мировой войны ближневосточный порядок претерпел значительные изменения [4]. Стратегический баланс сил был нарушен, безраздельное доминирование в регионе США и их союзников виделось абсолютным, и Ближний Восток оказался практически вычеркнутым из сферы интересов России, находившейся в периоде глобальных трансформаций.
Казалось, что экономическая слабость России, практически полностью разрушенные связи с большинством арабских стран, нежелание США считаться с национальными и стратегическими интересами РФ не позволят стране вернуться на ближневосточную арену. Однако начало 2000-х гг. ознаменовалось и началом постепенного наращивания роли России как в регионе, так и на общемировой арене. Шаг за шагом, отстаивая свои национальные, внешнеполитические, геополитические интересы и интересы безопасности, Россия развивает всесторонние отношения со странами арабского мира, выступая за политическое урегулирование военных конфликтов, развитие внешнеэкономических связей и партнерство в сфере международной безопасности, нераспространение оружия массового поражения, борьбу с терроризмом, установление отношений равенства и взаимоуважения. Однако решительные действия России в ближневосточном регионе, ее желание придерживаться собственных взглядов и политики вызвали резкое недовольство западных держав и, прежде всего, США, что фактически привело к новому витку холодной войны, одним из видов которой является информационная война, разворачиваемая в СМИ и Интернете [4].
Информационная политика США, стран Европейского Союза, Турции, Ирана, Китая и стран Залива, направленная на формирование того или иного отношения к событиям и многочисленным конфликтам, происходящим в регионе, требует от России разработки собственной доктрины информационной политики, которая позволяла бы в определенной мере «выигрывать» баталии развернувшейся информационной войны.
Очевидным является тот факт, что сирийский конфликт давно вышел за пределы локального вооруженного столкновения и представляет собой сферу пересечения интересов практически всех глобальных мировых игроков. Беспрецедентное информационное противостояние многочисленных акторов данного конфликта требует гибкого и эффективного применения средств информационного воздействия на мировое и региональное общественное мнение. Помимо интенсивных боевых операций, разворачиваемых различными участниками непосредственно в Сирийской Арабской Республике (САР), сирийский конфликт сопровождается масштабной информационной войной.
Многие эксперты отмечают, что, в отличие от предыдущих, не очень удачных попыток информационного освещения военно-политического участия России в локальных конфликтах, например, с Грузией в 2008 г., масштабная и продолжительная российская кампания в Сирии была тщательно подготовлена как с точки зрения воздействия на международное общественное и экспертное мнение, так и с точки зрения создания положительного общественного мнения внутри САР [5; 6]. Однако, как нам представляется, быстро меняющаяся на мировой арене обстановка требует дополнительных усилий на информационно-пропагандистском фронте.
Создание многоканальной, масштабной системы информационного влияния на арабоязычную аудиторию, подобной той, которая существовала в Советском Союзе (АПН, Иновещание и др.), позволила бы довести до широких кругов общественности арабских стран более полную и точную информацию о позиции РФ по основным вопросам международной повестки в регионе, а также о внешнеполитической деятельности и инициативах России.
К основным средствам информационной дипломатии, рассчитанным на освещение различных аспектов международной и внешнеполитической деятельности России, разъяснение ее позиции по ключевым международным вопросам, а также формирование положительного общественного мнения в странах арабского мира, можно отнести следующие:
1) сайт МИД РФ на арабском языке;
2) аккаунт МИД РФ в социальной сети Facebook на арабском языке;
3) арабоязычная версия сайта Министерства обороны Российской Федерации;
4) арабоязычная версия телевизионного канала Russia Today;
5) арабоязычные версии международного новостного агентства и радио Sputnik;
6) арабоязычные аккаунты Russia Today и Sputnik в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, а также аккаунты на видеохостинге YouTube.
Министерство иностранных дел РФ представлено версией официального сайта на арабском языке, сайтами региональных посольств и консульств, а также аккаунтом в социальной сети Facebook. Страница МИД на арабском языке в Фейсбук имеет всего 763 подписчика, что крайне мало для глобальной аудитории [7].
Для сравнения следует упомянуть, что арабоязычный аккаунт инструмента Госдепартамента США Digital Outreach Team на данной платформе имеет около 568 000 подписчиков. Необходимо отметить, что МИД России не имеет арабоязычного аккаунта в Твиттере или Инстаграме (см. табл. 1). Некоторые представители этого ведомства ведут персональные страницы в основных мировых социальных сетях, однако ни одна из таких страниц не ведется на арабском языке.
В феврале 2017 г. арабоязычную версию своего сайта запустило Министерство обороны РФ. Информационный ресурс транслирует для арабоговорящей аудитории новостную ленту о самых значимых событиях вооруженных сил России. В специальном разделе сайта также предоставляется самая оперативная информация Министерства обороны по ситуации в Сирии, публикуются сообщения российского центра по примирению враждующих сторон в САР [8].
Запуск такого сайта в дополнение к версиям сайта на английском, французском и испанском языках существенным образом способствовал расширению арсенала средств для обоснования легитимности российского военного вмешательства, основанной на соблюдении норм международного права благодаря открытому и неискаженному освещению операций российской военной группировки в САР. Более того, активность минобороны РФ в медиа- и интернет-пространстве обусловлена четкой моделью взаимодействия российских органов государственной власти и военных с представителями СМИ, определенной в таких программных документах, как «Концептуальные взгляды на деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве» [9].
Таблица 1
Российская цифровая дипломатия на арабском языке
Примечание: «+» - наличие сайта или аккаунта; «-» - отсутствие сайта или аккаунта.
Составлено автором.
Диаграмма 1. Страны - лидеры по количеству посетителей арабоязычного сайта Russia Today (% от общего трафика, ноябрь 2018 г.).
Составлено автором по: [13].
Наиболее активным и эффективным инструментом информационного воздействия на арабоговорящую аудиторию в настоящее время является телеканал Russia Today (RT), входящий в медиагруппу «Россия сегодня». Будучи крупнейшим российским поставщиком информации для международной аудитории, данная группа также представлена за пределами России международным новостным агентством и радио Sputnik. Особенностью работы этих представителей российской публичной цифровой дипломатии является то, что они реализуют подход целенаправленного представления той информации, которая зачастую в угоду интересам других участников глобальной внешнеполитической игры получает слабое освещение западными СМИ, что позволяет российским медиа привлечь иностранную аудиторию и продвигать политические интересы РФ, в т.ч. создавая ее положительный имидж [10; 11].
Арабоязычная версия информационного телевизионного канала Russia Today начала работу в мае 2007 г., а в 2012 г. сайт телеканала на арабском языке «Русия аль-Яум» вошел в тройку лучших информационных онлайн-ресурсов в арабском мире, получив премию Forbes Middle East Top Media Online Award. В ходе исследования, проводившегося исследовательской компанией Ipsos в 2015 г., еженедельно в 15 странах Ближнего Востока и Северной Африки канал RT смотрят около 11 млн зрителей [12].
По данным веб-аналитической компании Similar Web, в ноябре 2018 г. сайт arabic.rt.com по сетили 24,92 млн человек, лидерами по числу обращений стали Египет, Саудовская Аравия, Алжир, США и Ирак (21,41%; 11,28; 7,9; 5,25; 4,80% посетителей ресурса, соответственно) (см. диагр. 1) [13].
Таблица 2
Число подписчиков различных арабоязычных аккаунтов телеканалов Russia Today и Sputnik (декабрь 2018 г.)
Составлено автором по: [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22].
В настоящее время канал Russia Today имеет арабоязычные аккаунты в социальных сетях Facebook, Twitter, Instagram, Vkontakte, а также аккаунт на видеохостинге YouTube. Как видно из табл. 2, наибольшее число подписчиков имеют аккаунты RT в Facebook (14,93 млн подписчиков), Twitter (3,63 млн подписчиков) и на YouTube (2,39 млн подписчиков) [14; 15].
Новостное информационное агентство и радио Sputnik включают в себя сайты, аналоговое и цифровое радиовещание, мобильные приложения и страницы в социальных сетях. Арабоязычный сайт агентства содержит разнообразный контент, включая видео, фоторепортажи, онлайн-эфиры, интернет-голосования, публикации аналитических обзоров и эксклюзивных интервью по широкому спектру тем.
По данным веб-аналитической компании Similar Web, общее количество посетителей сайта arabic.sputniknews.com в ноябре 2018 г. составило 7,96 млн человек, причем больше всего обращений было из Египта, Саудовской Аравии, Алжира, Туниса и Сирии (САР) (27,70%; 13,48%; 6,49%; 4,22%; 4,10% посетителей ресурса, соответственно) (см. диагр. 2) [23].
Есть у агентства Sputnik и аккаунты, рассчитанные на арабоговорящую аудиторию, в Facebook, Twitter, Instagram и на платформе YouTube. Наибольшее количество подписчиков зарегистрировано у аккаунта в Facebook (2,03 млн подписчиков), а вот аккаунты в Twitter и Instagram имеют крайне низкое число читателей (156000 и 15400 подписчиков, соответственно).
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что за последние годы как на общегосударственном уровне, так и силами МИД России, проведена масштабная работа, направленная на развитие информационной дипломатии на арабском языке с целью освещения государственной политики РФ в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Заложенный в основу данной работы механизм производства актуальных новостных информационных сообщений позволяет расширить информационное присутствие РФ в арабском мире и преодолеть монополию западных и ангажированных ближневосточных новостных агентств. Однако с целью формирования альтернативного информационного поля, представляющего доступ к актуальным объективным данным, в рамках информационного сопровождения внутренней и внешней политики Российской Федерации в ближневосточном регионе необходимо наращивать присутствие информационных агентств, телеканалов, Интернета, СМИ и официальных ресурсов. Необходимо признать, что сегодня информационных возможностей российских арабоязычных ресурсов недостаточно для того, чтобы российская точка зрения на события, происходящие в регионе, стала доминирующей [24].
Несмотря на имеющуюся научную и образовательную школу востоковедения, готовящую специалистов-арабистов высочайшего уровня, можно констатировать тот факт, что система информационного влияния на арабоязычное общество стран арабского мира находится лишь на этапе развития.
В отличие от разработанной и реализовывавшейся Советским Союзом целенаправленной и эффективной стратегии использования средств «мягкой силы» и информационного воздействия, включавшей и публикацию большого количества печатных материалов на арабском языке (книг, журналов, статей), и радиовещание, и популяризацию русской культуры и искусства, Российская Федерация еще не имеет четко разработанной информационной стратегии, направленной на арабоязычную аудиторию и основанной на понимании ее особенностей, традиций и разнообразия [25].
В связи с этим можно сформулировать следующие основные, на наш взгляд, задачи информационной внешней политики РФ, направленные на расширение информационного влияния России на страны арабского мира:
- разработка четкой информационной стратегии, нацеленной на страны Ближнего Востока и Северной Африки, включающей в себя все аспекты информационной политики и использование всех современных информационных технологий (веб-сайтов, социальных сетей, телевидения и др.);
- повышение присутствия и активности российской дипломатии в социальных сетях (необходимо отметить, что, например, официальная группа МИД России на арабском языке в Facebook слишком мала по сравнению с масштабами российских интересов и вовлеченности в события, происходящие в регионе);
- создание более эффективных сайтов российских посольств в странах арабского мира так, чтобы они были надежным источником информации о России на арабском языке;
- создание персональных страниц представителей МИД РФ в социальных сетях на арабском языке для активного обсуждения различных аспектов международной политики и проведения информационно-разъяснительной работы.
Диаграмма 2. Страны - лидеры по количеству посетителей арабоязычного сайта Sputnik (% от общего трафика, ноябрь 2018 г.).
Составлено автором по данным: [23].
Информационное присутствие РФ на мировой арабоязычной информационной арене является залогом формирования положительного образа России в регионе, а значит, достижения стратегических и тактических политических целей. Понимание важности использования инструментов массмедиа и цифровой дипломатии для прямого воздействия на арабоязычную общественность позволит постепенно достичь информационного превосходства и обеспечить реализацию национальной геополитической стратегии.
Более того, информационная стратегия РФ, направленная именно на арабоязычные страны, в определенной мере должна рассматриваться как эффективный инструмент противодействия разворачиваемой рядом государств информационной войне. Безусловно, имеющийся у Российской Федерации опыт и уже достигнутые успехи в работе, например, с англоязычной аудиторией, могут быть положены в основу успешной информационной работы, направленной на страны арабского мира.
References
- 1. The concept of the foreign policy of the Russian Federation (In Russ.) - http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (accessed 26.12.2018)
- 2. Melnikova O.A. 2015. The main tasks of information support of foreign policy activities // Bulletin of MGIMO University. № 2 (In Russ.)
- 3. Streltsov D.V. 2014. Scientific School of Oriental Studies at MGIMO University // Bulletin of MGIMO University. № 5 (In Russ.)
- 4. Vasiliev A.M. 2018. From Lenin to Putin. Russia in the Middle East. M. (In Russ.)
- 5. Meshcheryakov I.V. 2016. Modern technologies of information policy on the example of covering the Syrian military conflict by the Russian media // Science of Krasnoyarsk. № 3 (In Russ.)
- 6. Vasilenko S.A., Alyautdinova D.F. 2017. Features of information support for the operations of the Russian VKS in Syria by the world media // ANI: Economics and Management, № 2 (In Russ.)
- 7. Account of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation in Arabic on Facebook (In Arab.) - https://www.facebook.com/RussianFederationArabic/ (accessed 26.12.2018)
- 8. The website of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Arabic (In Arab.) - http://ar.mil.ru/ar/index.htm (accessed 26.12.2018)
- 9. Conceptual views on the activities of the Armed Forces of the Russian Federation in the information space (In Russ.) - http://ens.mil.ru/science/publications/more.htm?id=10845074@cmsArticlen (accessed 26.12.2018)
- 10. Tsvetkova N.A., Yarygin G.O. 2013. Politicization of “digital diplomacy”: public diplomacy of Germany, Iran, the USA and Russia in social networks // SPbSU Bulletin. Series 6, issue 1 (In Russ.)
- 11. Tsvetkova N.A. 2011. Public diplomacy of the United States and the revolution in the Arab world // Peace and Politics, № 4 (In Russ.)
- 12. RT channel web-site (In Russ.) - https://russian.rt.com/about (accessed 26.12.2018)
- 13. Similar Web - https://www.similarweb.com/website/arabic.rt.com (accessed 26.12.2018)
- 14. Account of the Russian TV channel ‘Russia Today’ in Arabic on Facebook (In Arab.) - https://www.facebook.com/rtarabic.ru (accessed 26.12.2018)
- 15. Account of the Russian TV channel ‘Russia Today’ in Arabic on Twitter (In Arab.) - https://twitter.com/RT arabic (accessed 26.12.2018)
- 16. Account of the Russian TV channel ‘Russia Today’ in Arabic on YouTube (In Arab.) - https://www.youtube.com/user/RTarabic (accessed 26.12.2018)
- 17. Account of the Russian TV channel ‘Russia Today’ in Arabic on Instagram (In Arab.) - https://www.instagram.com/rtarabic_ru/ (accessed 26.12.2018)
- 18. Account of the Russian TV channel ‘Russia Today’ in Arabic on Vkontakte (In Arab.) - https://vk.com/rt.arabic (accessed 08.01.2019)
- 19. An account of the Sputnik news agency and radio in Arabic on the Facebook portal (In Arab.) - https://www.facebook.com/sputnik.arabic (accessed 26.12.2018)
- 20. Sputnik news agency and radio account in Arabic on Twitter (In Arab.) - https://twitter.com/sputnik_ar (accessed 26.12.2018)
- 21. Sputnik news agency and radio account in Arabic on YouTube (In Arab.) - https://www.youtube.com/channel/UCvluKFkkk_zbIPA1VwX_7g (accessed 26.12.2018)
- 22. Sputnik news agency and radio account in Arabic on Instagram (In Arab.) - https://www.instagram.com/rtarabic_ru/ (accessed 26.12.2018)
- 23. Similar Web - https://www.similarweb.com/website/arabic.sputniknews.com (accessed 26.12.2018)
- 24. Khudyakov I.F. Russian media coverage of the Syrian conflict (In Russ.) - http://www2.pglu.ru/upload/iblock/8a7/p140031.pdf (accessed 26.12.2018)
- 25. Filimonov G.Yu. 2013. Topical issues of the formation of the strategy of «soft power» in the foreign policy of the Russian Federation // International relations, № 4 (In Russ.)