- Код статьи
- S032150750005570-9-1
- DOI
- 10.31857/S032150750005570-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 59-63
- Аннотация
В статье анализируется организация мусульманского паломничества (хадж) из России к святыням ислама в Аравии, проводится сравнительный анализ и рассматривается участие властных структур и руководства двух стран (Россия и Саудовская Аравия) в решении паломнических вопросов. Дается оценка государственной модели организации хаджа, которая сложилась в Российской Федерации. Автор фокусирует внимание на государственно-исламских отношениях, слаженность в работе ответственных за реализацию паломничества структур.
- Ключевые слова
- хадж, паломничество, Россия, Саудовская Аравия, Хадж-миссия, Совет по хаджу
- Дата публикации
- 07.08.2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 2082
Хадж – ежегодный религиозный ритуал в исламе, обязанность для всех мусульман, которые в состоянии совершить его в определенное время по мусульманскому календарю и в определенном месте – в Мекке (Саудовская Аравия, КСА).
История организации паломничества из России, современное состояние этого процесса, путевые записи – хадж-наме – паломников из наших предшественников и современников, их чувства, эмоции, переживания, ожидания и многое другое вызывают у исследователей темы хаджа огромный интерес. За прошедшие 5 лет паломническая традиция российских мусульман в святые места Аравии имела тенденцию к развитию в положительном русле и характеризовалась дальнейшим совершенствованием процесса организации хаджа, улучшения качества услуг, предлагаемых паломникам.
Хадж 2014 г. стал важным этапом на этом пути, т.к. в тот сезон качество организации пребывания десятков тысяч российских паломников и взаимодействия с саудовскими профильными ведомствами для скорейшего урегулирования всех возникающих проблем вышел на высокий уровень, который в последующем стал некоей планкой и отправной точкой для дальнейшего движения вперед. Доказательством этому служит признание властями КСА Хадж-миссии России одной из лучших в мире [1, c. 28].
Квота для Российской Федерации на ежегодный хадж составляет 20 500 мест. Эта квота выделяется на основании резолюции Совета министров иностранных дел Организации исламская конференция (переименованной в 2011 г. в Организацию исламского сотрудничества) от 1987 г.: одно место на одну тысячу человек от каждого миллиона мусульманского населения страны и с учетом ограниченности определенных шариатом территорий святых мест, особенно в долине Мина. Согласно данным официальной статистики о численности мусульманского населения РФ, саудовские власти на протяжении многих лет выделяют базовую квоту на хадж для российских мусульман в вышеуказанном количестве [2].
ВОЗМОЖНОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЯ КВОТЫ
Хадж-миссия России ежегодно обращается с просьбой рассмотреть возможность увеличения квоты для российских мусульман дополнительно от 5 до 8 тыс. человек. Однако, учитывая строительные работы по расширению территории Заповедной мечети, которые велись в Мекке в 2014 г., в т.ч. реконструкцию священной мечети аль-Харам, увеличение квот на данном этапе не представлялось возможным.
По тем же причинам саудовской стороной в сезон хаджа 2013 г. базовые квоты всем странам были сокращены на 20% [3]. Исключением не стал и 2014 г., когда с учетом сокращения общероссийская квота на хадж составила 16 400 мест. Они были распределены между Духовными управлениями мусульман (ДУМ) следующим образом: ДУМ Дагестана – 6400, Совет муфтиев России – 2400, ДУМ Татарстана – 1200, ДУМ Чечни – 2880, ДУМ Ингушетии – 1440, Координационный центр мусульман Северного Кавказа – 1040, Центральное духовное управление мусульман – 1040 мест [3].
В феврале 2014 г. в Мекке состоялось первое совместное заседание Хадж-миссии России с саудовской стороной в лице Министерства по делам хаджа КСА с целью заключения договоренностей по организации хаджа для российских граждан.
Особенностью паломничества 2014 г. следует признать факт возращения Крымского полуострова в состав Российской Федерации, где компактно проживают более 300 тыс. мусульман, преимущественно крымских татар. 150 мусульман из Крыма присоединились к большой семье российских паломников и отправились в Мекку с российскими паспортами, тогда как в предыдущие годы, будучи в составе Украины, крымские мусульмане отправлялись в хадж в количестве в 2 раза меньшем. На встрече с первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В.Володиным (ныне председатель Государственной Думы) после присоединения полуострова председатель Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин поднял вопрос о всесторонней поддержке мусульман Крыма, в т.ч. и помощи в организации хаджа для них [4; 5].
В августе 2014 г. Москва обратилась к Эр-Рияду с просьбой принять мусульман Крыма в составе российской квоты. Саудовская сторона приняла во внимание просьбу России принять крымских паломников с российскими паспортами и выдала им хадж-визы. С тех пор мусульмане Крыма продолжают совершать хадж, и их квота сегодня достигает порядка 300 человек.
Каждый год хадж совершают и главы мусульманских регионов РФ, начиная с 1990-х гг., что поднимает их авторитет перед гражданами своих республик, пропагандирует необходимость совершения паломничества и играет немаловажную роль в деле сохранения мира и стабильности. Мекку не один раз посещал глава Чечни Р.Кадыров. В 2014 г. паломничество совершили президент Татарстана Р.Минниханов и глава Ингушетии Ю.-Б.Евкуров [1, c. 30].
С каждым годом неуклонно растет география регионов, участвующих в хадже. Среди паломников все больше тех, кто совершает хадж впервые, и это, в основном, люди молодого возраста. В перевозке хаджиев уже который год предпочтение отдается авиаперелетам. Около 13 тыс. человек в 2014 г. добрались до КСА самолетом, а остальные воспользовались комбинированным маршрутом. На весь период хаджа в Мекке работал оперативный штаб Хадж-миссии России.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ХАДЖ
Одной из особенностей организации хаджа в последние годы является также сокращение благотворительной части, когда за счет меценатов и разных благотворительных фондов мусульмане отправлялись в паломничество. Напомним, что ранее в течение нескольких лет через фонд сенатора Сулеймана Керимова из Дагестана в хадж отправлялись около 3 тыс. человек, отобравшись через лотерейные билеты. Наряду с этим, Фонд имени Ахмат-хаджи Кадырова в 2010 г. отправил в благотворительное паломничество около 800 человек из разных регионов России.
В настоящее время ситуация совсем другая – если и есть благотворительные путевки в Мекку, то они в малом количестве и адресные. Например, в 2014 г. муфтий шейх Равиль Гайнутдин выделил 5 бесплатных мест для учащихся медресе «Аль-Фатиха» при Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве, частично ограниченных в своих физических возможностях: слабослышащих, глухих и слабовидящих молодых людей. И среди паломников из Крыма были те, кто смог в 2014 г. осуществить поездку в Мекку за счет благотворителей. В частности, глава республики С.Аксенов не остался безучастным в этом благом деле, он вручил мусульманской семье две бесплатные путевки [6].
Можно предположить, что сокращение многочисленного благотворительного хаджа вызвано, скорее всего, тем, что желающие совершить паломничество за свой счет не могли попасть в общую квоту российских хаджи из-за выкупа благотворителем определенного (достаточно большого) количества мест. А гарантии попасть всем в квоту через лотерейные выборы при распределении благотворительных путевок нет. С точки зрения исламского права, основным условием хаджа является наличие финансовой и физической возможности человека, т.е. совершить паломничество человек должен за свой счет при условии, что его семья останется обеспеченной во время его отсутствия.
Учитывая вышесказанное и желание большего количества мусульман совершить хадж, чем выделенная России квота в 20 500 мест, и принимая во внимание сокращение на 20% и этой квоты в течение двух лет (2013, 2014), сократилась и благотворительная программа. В целом, чтобы удовлетворить количественную потребность российских мусульман, нашей стране нужна квота примерно в 25-26 тыс. мест каждый год, заявляли в Совете по хаджу еще в 2012 г. Этот вопрос актуален и сегодня.
НОВИЗНА
В 2015 г. Совет по хаджу и Хадж-миссия России организовали встречу российской хадж-делегации во главе с Уполномоченным по делам хаджа, заместителем председателя Совета Федерации ФС РФ И.Умахановым с министром по делам хаджа КСА Бандером Бен Мухаммадом Хаджаром. В марте 2015 г. такая встреча, завершившаяся подписанием протокола, определила общероссийскую квоту в 16 400 мест, как и в 2013 и 2014 гг.
Особенностью хаджа-2015 стал переход принимающей стороны на электронную систему выдачи хадж-виз, что позволяет создать электронную базу совершивших паломничество, выявлять тех, кто не в первый раз посещает Мекку. Актуальность электронной системы заключается в том, что во многих мусульманских странах существует «живая» очередь на совершение паломничества, и она нужна для обеспечения справедливого распределения квоты, предоставления приоритетной возможности отправиться в святые места для совершения паломничества тем, кто этого еще не делал ни разу (в отличие от тех, кто совершает хадж уже не первый раз).
Хадж-миссия России в этом плане ставит задачу удовлетворить заявку на хадж положительно сначала тех, кто ни разу его не совершил. Для этих целей в 2011 г. уполномоченным по делам мусульманского паломничества при правительстве РФ было заявлено о создании базы паломников для учета и предотвращения повторных поездок (в случаях, если ущемлялись права тех, кто первый раз собирается на хадж) [2]. Спад ажиотажа вокруг темы распределения квот между духовными управлениями России и самими паломниками, который наблюдался до 2012 г., показывает и доказывает правильность предпринятых шагов по решению проблемных вопросов ответственными лицами.
Хадж – обязательный религиозный обряд, имеющий четкий порядок, определенное место и точное время проведения. Более того, если верующий вознамерился совершить свой религиозный долг, то он, во что бы то ни стало, старается исполнить свое намерение. Тем не менее, квота и в 2014 и в 2015 гг. была выбрана полностью, что доказывает наличие средств и возможностей у мусульман России совершить хадж.
Квота в 16 400 мест на 2015 г. была распределена по Духовным управлениям мусульман следующим образом: 6200 мест – Дагестану, 1500 – Татарстану, 2500 – Совету муфтиев России (из них 300 для ДУМ Республики Крым), 2500 – Чечне, 1400 – Ингушетии, 1100 – Центральному духовному управлению мусульман, 1100 – Координационному центру мусульман Северного Кавказа, 100 – на административный и медицинский персонал, руководителей паломнических групп, гидов. Паломники были представлены из 64 регионов Российской Федерации, что тоже является высоким показателем.
11 ноября 2016 г. в Москве состоялось совещание, на котором были подведены итоги хаджа 2016 года. Мероприятие прошло в стенах Совета Федерации РФ, где участники и ответственные за организацию паломничества единогласно подчеркнули об успешном проведении паломнического сезона, благоприятных условиях проживания хаджиев в святых местах Аравии, своевременности исполнения ритуалов хаджа. 16 400 российских мусульман приняли участие в религиозной практике.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КВОТЫ
2017 год ознаменовался возвращением властями Саудовской Аравии всем странам мира, участвующим в паломничестве, базовых квот, которые впервые были уменьшены на 20% в 2013 г. в связи со строительными работами и расширением площади Заповедной мечети в Мекке. Россия не стала исключением, и квота в 20 500 была выбрана. Более того, саудовской стороной была удовлетворена просьба российской Хадж-миссии об увеличении квоты дополнительно на 3 000 мест. Российскую группу паломников в 23 500 человек представляли верующие из 79 регионов РФ, что является новым географическим показателем вовлеченности мусульман в процесс совершения хаджа.
С каждым годом организаторы разрабатывают новые программы пребывания паломников в святых местах Аравии, включая экскурсии, посещение музеев и других достопримечательностей Мекки и Медины. Саудовская сторона поддерживает развитие экскурсионных поездок. Были и другие новшества. Так, например, КСА ввела налог на повторный хадж в размере $540 [7], который означает, что посетивший однажды Аравийский полуостров с целью хаджа последующие 3 года, при желании повторить свою поездку, должен оплатить эту сумму. Это призвано, на наш взгляд, ограничить ежегодный визит одних и тех же паломников и дать возможность тем, кто впервые совершает хадж.
С другой стороны, возможно, саудовцы заинтересованы и в новых финансовых потоках и увеличении бюджета страны. В чем не откажешь, так в их праве на это как принимающей и обеспечивающей все организационные моменты, включая обеспечение безопасности, стороны. Следует отметить, что публичного недовольства ни у одной страны по этому поводу не возникло.
С удовлетворением можно сказать, что 7 лет назад Хадж-миссия России была признана одной из лучших среди других стран-участников в организации мусульманского паломничества, а в 2016 г. ее признали лучшим, т.е. самым эффективным и организованным органом по координированию организации хаджа для мусульман отдельной страны.
В России создана уникальная общественно-религиозно-государственная система по организации хаджа. В России нет специального государственного органа или законодательных норм, регламентирующих процесс организации паломничества, тогда как в других странах имеются профильные государственные структуры. Однако тот уникальный «симбиоз» государственных структур и ведомств, духовных центров, общественных организаций играет основополагающую роль в успешной работе Хадж-миссии. Ее работа с каждым годом совершенствуется и приводится в соответствии с требованиями саудовских властей, которые каждый год выпускают не менее 30 нормативных актов по хаджу, направленных на улучшение паломнических услуг.
Наряду с этим визит короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда в Москву в октябре 2017 г., переговоры президента РФ В.Путина с Хранителем двух святынь позитивно повлияли и на вопрос качественной организации хаджа. Саудовская сторона способствует решению всех возникших вопросов в деле малого (умра) и большого (хадж) паломничеств мусульман из России. Доказательством этому служит увеличение российской квоты на не менее чем 10% от стандартного количества в последние 2 года дополнительно.
В 2018 г. квота для российских мусульман на хадж составила 22 500. Дополнительно к общей квоте было выделено 200 мест для делегации Хадж-миссии России, которая состоит из врачей, обслуживающего персонала, профессиональных гидов и руководителей паломнических групп.
Знаменательным моментом сезона хаджа-2018 стал факт самостоятельной организации хаджа из Крыма для 600 человек. Помимо этого, в 2018 г. впервые в перевозке паломников из России участвовали саудовские авиакомпании. Был организован 31 чартерный рейс из таких городов, как Махачкала, Грозный, Магас и др. Следующим новшеством в организации хаджа стало введение хаджоператором «Марва тур» электронных паспортов паломников в тестовом режиме, которые могли предоставить всю информацию о владельце. Хаджмиссия России высоко оценила введения новых технологий в процесс организации паломничества.
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ХАДЖА
Следует отметить роль Генерального консульства России в Джидде, которое было открыто в конце позапрошлого века для решения государственных задач, а также для помощи в организации хаджа российским мусульманам.
Идея открытия консульского агентства с целью следить за паломниками, информировать о ситуации в Святых местах и своевременно доводить сведения до центра созревала с первой половины XIX в.
Впервые об этом заговорили в 1843 г. В письме от 15 октября того же года главноуправляющий Грузией А.Нейдгарт обратился к министру иностранных дел Российской империи графу К.В.Нессельроде с письмом, где впервые прозвучали идеи о необходимости открытия такого рода агентства. Однако в этой просьбе было отказано по причине несогласия на деятельность в священном для мусульман городе иностранного агента другого вероисповедания, а назначение агента из мусульман – подданных России считалось не соответствующим предполагаемой цели [8]. И только в 1891 г. эта идея воплотилась в жизнь с открытием генерального консульства в Джидде и назначением на должность первого консула-мусульманина – подданного Российской империи, статского советника Шагимардана Мирясовича Ибрагимова.
Во второй половине XIX в. Российская империя переключила свое внимание, наряду с другими внутренними и внешними вопросами, на упорядочение организации мусульманского паломничества в Мекку и Медину. Такое положение было продиктовано как активностью мусульман – подданных России в исполнении пятого столпа ислама – хаджа, так и желанием обезопаситься, в представлении государственных чиновников, от внедрения радикальных, пантюркистских1 и панисламистских идеологий через возвращающихся из хаджа паломников, сдерживать утечку капитала за границу, предпринимать профилактику эпидемий и болезней, воспользоваться экономической выгодой регулирования подконтрольных центру маршрутов [9].
Ответственные за организацию хаджа чиновники пытались направить поток паломников в санкционированном государством направлении как из экономических соображений, так и потребностей самих мусульман. В период бурной модернизации империи она стремилась увеличить пассажиропоток на железнодорожном и пароходном транспорте, создавать инфраструктуры, которые дорого обходились государству. Потому многие чиновники начали рассматривать экономические преимущества хаджа и отчасти способствовали ему.
В России и сегодня действует государственная модель организации паломничества, что доказывается подписанием ежегодного соглашения между Россией и Саудовской Аравией по вопросам организации паломничества на государственном, а не на частном коммерческом уровне, как, например, происходит в странах Западной Европы или Америки.
Государственная модель дает ощутимые преимущества для паломников и гарантирует им административную, правовую и, при необходимости, финансовую поддержку на всем пути следования до святых мест и возвращения на Родину. Межгосударственное соглашение регулирует вопросы приема паломников, обеспечивает их безопасность, основываясь на директивах короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда.
Многовековой опыт российского государства в деле становления, развития и усовершенствования паломнической традиции мусульман России наметил тенденции к постоянным связям с арабским миром в разных сферах жизнедеятельности, укрепляя и развивая их. Благодаря слаженной работе Совета по хаджу при правительстве РФ, духовных управлений мусульман, аккредитованных паломнических турфирм, взаимодействию разных ведомств государства, без участия которых не представляется возможным проведение столь масштабного мероприятия, организация хаджа сегодня вышла на новый высокий уровень. Российская Федерация, признавая место и значение своих граждан-мусульман, как в своем внутреннем, так и в международном правовом поле, упрочила свои отношения с арабо-мусульманским миром.
* * *
Россия и Саудовская Аравия, в частности, вошли в XXI в. с традицией взаимного уважения и сотрудничества. Мусульманское паломничество сыграло в этом не последнюю роль: его следует рассматривать как причину сближения двух цивилизаций и культур, установления и укрепления дипломатических отношений между странами.
Библиография
- 1. Нуриманов И.А. Хадж-2014 прошел на высоком уровне // Хадж российских мусульман. Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. М., ИД «Медина», 2015, № 6, 28 с. (Nurimanov I.A. 2015. Hajj-2014 was held at the qualitative level. № 5) (In Russ.)
- 2. Умаханов И. М.-С. Хадж это не разновидность туризма, а богоугодное дело. Интервью. (Umakhanov I. M.-S. Hajj is not a kind of tourism, but a God-pleasing ceremony. Interview) (In Russ.) – http://idmedina.ru/books/history_culture/?4743 (accessed 07.09.2012)
- 3. Нуриманов И.А. Хадж-2013 // Ислам Минбаре № 12/2013 – № 1/2014. (Nurimanov I.A. 2014. Hajj-2013 // Islam Minbare, № 12/2013 – № 1/2014) (In Russ.) – http://www.idmedina.ru/minbare/?5743 (accessed 30.01.2014)
- 4. Мухетдинов Д.В., Ахметова Д.Ф. 2014: Исторический год для мусульман Крыма. Крымские татары в составе России глазами мусульман мира. М., ИД «Медина», 2016. 208 с. (Mukhetdinov D.V., Akhmetova D.F. 2016. 2014: a Historic year for Muslims of Crimea. Crimean Tatars in Russia through the eyes of Muslims. M.) (In Russ.)
- 5. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин встретился с первым заместителем руководителя Администрации Президента Вячеславом Володиным. (Mufti Sheikh Ravil Gainutdin to meet with first Deputy head of the presidential Administration Vyacheslav Volodin) (In Russ.) – http://dumrf.ru/regions/77/event/8217 (accessed 14.04.2014)
- 6. Аксенов вручил путевки для совершения хаджа: «Будем содействовать мусульманам в Крыму». (Aksenov gave vouchers to perform Hajj: «We will help Muslims in Crimea») (In Russ.) – http://fedpress.ru/news/society/ news_society/1411390039-aksenov-vruchil-putevki-dlya-soversheniya-khadzha-budem-sodeistvovat-musulmanam-v-krymu (accessed 22.09.2014)
- 7. Введён налог на повторный хадж. (In re-Haji to introduce a tax) (In Russ.) – http://www.dag.aif.ru/society/vvedyon_nalog_na_povtornyy_hadzh (accessed 26.07.2017)
- 8. Жданов С.В. Гости Аллаха (к истории российского паломничества). Обозреватель. 2001. № 5-6. Ч. 2. (Zhdanov S.V. 2001. Guests of Allah (to the history of Russian pilgrimage // Observer, № 5-6) (In Russ.) – http://observer.materik.ru/ observer/N5-6%20_01/index.htm (accessed 26.07.2017)
- 9. РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 1174. Л. 143-143 об. (RGIA. F. 821…) (In Russ.)