- Код статьи
- S032150750006273-2-1
- DOI
- 10.31857/S032150750006273-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / К 85-летию академика А.М. Васильева
- Страницы
- 46-52
- Аннотация
Индийский дом должен быть по-настоящему бедным, чтобы в нем не использовался труд прислуги, чаще всего женской. Главной проблемой для многомиллионной армии домашних работниц является даже не столько нищенская зарплата, сколько основанная на кастовых предрассудках дискриминация. В статье исследуется история некоммерческой организации, попытавшейся не только обеспечить служанок приемлемым заработком, но и защитить их человеческое достоинство.
- Ключевые слова
- Индия, домашняя прислуга, служанки, Дели, Гургаон, дискриминация, чистота/осквернение, каста, гендер, некоммерческая организация
- Дата публикации
- 09.09.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 2496
Индийский дом, если только его хозяева не принадлежат к многомиллионной армии городской и сельской бедноты, невозможно представить без прислуги.
Роскошный особняк или элитные многоуровневые апартаменты в новомодных многоэтажных комплексах, профессорский коттедж в кампусе или уютная квартира представителей среднего класса, даже скромное жилище небогатого горожанина или усадьба зажиточного крестьянина – везде домашние работники убирают, готовят пищу, моют и чистят посуду, нянчат детей, присматривают за больными и престарелыми членами семьи, кормят и выгуливают домашних животных, а также, у богатых хозяев, ухаживают за садом, охраняют дом и водят машину.
Проблематика домашнего услужения стала весьма актуальной в гуманитарных науках конца ХХ – начала XXI вв. В различных странах проводятся научные конференции, издаются сборники статей и монографии, посвященные различным аспектам труда, социального статуса и культурной специфики домашней прислуги в ту или иную эпоху (см., например: 1; 2; 3; 4)1.
Интерес к этой тематике вызван тем, что, как обнаружили исследователи, она представляет собой удачную точку обзора для изучения самых разных общественных процессов: структуры (классовые, сословные, кастовые и т.д.), иерархия и доминирование, социокультурные конфликты и компромиссы, труд, технология, менталитет и идеологии, а также многое другое, причем на уровне семьи или домовладения (household).
Исследование домашнего труда вписывается в различные методологические комплексы, будь то изучение социально-экономических, технологических и этнокультурных аспектов труда (Labour Studies), гендерный анализ, рассматривающий домашних слуг, а также их хозяев, как мужчин и женщин, исполняющих наделенные особыми смыслами роли, исследования миграции и диаспор (во многих современных странах домашние слуги являются, в значительной степени, мигрантами) и т.д. Все это позволяет выявить как общие закономерности, так и местную специфику использования труда домашних работников в семьях на том или ином отрезке истории.
Домашние слуги – рабы и вольнонаемные – в Индии существовали всегда, даже в самой глубокой древности. Они были настолько привычной частью обыденной жизни, что о них почти не упоминается в дошедших до нас текстах, за исключением лишь тех случаев, когда, как в эпосе «Рамаяна»2, именно они выступали главными двигателями событий и сюжетов. Причем люди, занимающиеся обслуживанием чужих домов, всегда были весьма многочисленны.
Во дворцах средневековых правителей и аристократов их насчитывались сотни, в домах даже средней руки британских чиновников и «туземной элиты» колониальной эпохи – десятки; в наше время многие индийцы, в т.ч. далеко не миллионеры, имеют не одного «домашнего помощника» (такова современная политкорректная формула), а несколько (минимум двое – уборщица и повар/повариха). Слуги не просто вели домашнее хозяйство: они поддерживали социальный престиж своих господ, и их нередко нанимали именно для этого, даже если небогатые хозяева несли чувствительные расходы, – эта практика сохраняется и в наши дни. В номенклатуре профессий домашней прислуги средневековых и колониальных времен значились, например, факелоносцы и скороходы, которые сопровождали хозяина при выезде, освещали ему путь и громко выкрикивали его имя и титул, требуя от прохожих уступить дорогу. Той же цели служили, например, чобдары – церемониймейстеры с особым жезлом, объявлявшие о посетителе и провожавшие его в господские покои.
Кастовая система, одной из несущих конструкций которой является представление о ритуальной чистоте/нечистоте определенных профессий и тех, кто ими занимается, принуждает даже человека со скромным достатком нанимать прислугу, но ни в коем случае не заниматься «грязным» делом, убирая дом собственноручно. Эта же система распространяется и на слуг, запрещая им выполнять «недозволенную» для их касты работу: во многих отелях, как с удивлением наблюдают иностранные постояльцы, номер могут убирать двое: один подметает или пылесосит, другой – более низкой касты – чистит туалет. И в домах далеко не всегда встречаются как хозяева, готовые доверить уборку и приготовление пищи одному человеку, так и слуги, способные совмещать «грязную» профессию уборщика и «чистую» повара.
В современной Индии, несмотря на относительную доступность бытовой техники, обилие ресторанов на любой вкус и кошелек, а также широкий ассортимент как фастфуда, так и замороженных блюд, потребность в прислуге и, соответственно, числе людей, готовых зарабатывать подобным способом, растет.
Исследователи пишут о многократном (точной статистики нет) увеличении количества наемных домашних слуг со времени обретения страной независимости (1947 г.) и особенно в последние десятилетия ХХ и начале XXI в. Среди причин называют резкий рост численности и благосостояния среднего класса (примерно вдвое больше всего населения России) с учетом его традиционного для Индии деления на «выше среднего» (upper middle), «средний» (middle) и «низший» (lower middle) уровни.
Не менее значимым оказался активно разворачивающийся процесс эмансипации женщин, впечатляющий рост их занятости в самых разных сферах – предпринимательстве, образовании, медицине, административной деятельности, политике, даже армии и полиции; активно осуществляемая индийскими властями «позитивная дискриминация», т.е. система льгот и квотирования для выходцев из низких и «неприкасаемых» каст, племен и иных меньшинств [5, с. 298-368] позволила войти в ряды среднего класса и сделать карьеру многим представительницам социальных низов. С 2001 до 2011 г. работающих женщин стало больше на 70% [6, р. 15], а это значит, что примерно на столько же выросла потребность в том, чтобы кто-то заменил их в домашнем хозяйстве.
Среди изменений, которые претерпела индийская традиция домашнего прислуживания с начала и особенно с середины ХХ в., стоит отметить ярко выраженную феминизацию. Прислуга средневековых и колониальных времен, хоть и включала женщин (нянь, кормилиц, горничных и т.д.), все же была и по численности, и по номенклатуре занятий преимущественно мужской.
В ХХ в. ушли в прошлое многие сугубо мужские профессии: факельщики, скороходы, конюхи, водоносы просто исчезли; вентилятор и кондиционер пришли на место обязательного в богатом индийском доме панкхавалы3; стиральные машины и химчистка оставили традиционному стиральщику-дхоби только самых бедных клиентов.
Промышленный рост предоставил на заводах и стройках больше рабочих мест и возможностей мужчинам; вместе с тем, сохраняющиеся в низших стратах общества предрассудки о ненужности образования для женщин приводят к тому, что малограмотным или вовсе неграмотным беднячкам остается лишь один способ заработка – выполнять в чужом доме работу, с которой они, по их мнению, хорошо знакомы в собственной семье.
СЛУЖАНКИ: ТРУД И СТАТУС
Большинство индианок, зарабатывающих работой в чужих домах, относятся к низшим и средним кастам, особенно из малоразвитых регионов или городских трущоб, а также племенам: встречаются среди них, однако, и обедневшие представительницы высоких каст, даже брахманки – прежде всего вдовы: их труд поварих обычно востребован в ортодоксальных брахманских семьях, которым правила кастовой чистоты запрещают принимать пищу из небрахманских рук.
Наиболее желанными местами заработка являются, конечно, мегаполисы типа Дели, Мумбаи, Колкаты, Бангалора, Ченнаи и т.д. Попадают они (женщины разных возрастов, начиная от девочекподростков и кончая пожилыми) туда различными путями: кого-то рекомендуют родственницы или соседки, уже работающие служанками в городских домах, кого-то вербуют «дяденьки» и «тетеньки» – профессиональные маклеры (здесь велика опасность угодить в криминальную банду или публичный дом), кто-то отправляется наудачу. Часто в прислуги нанимаются женщины из бедных кварталов или трущоб мегаполиса, а также жительницы пригородов.
Иногда это происходит против воли членов семьи, но чаще – с их согласия. Отправив жену, дочь или сестру на заработки, мужчины, пробавляясь для вида какой-либо работой, нередко живут на присылаемые ими деньги, пропивая их и сплетничая о том, что «почти все» работницы в хозяйских домах занимаются не столько «работой номер один» (ведением хозяйства), сколько «работой номер два», т.е. сексуальным ублаготворением господина [6, рp. 68-70]. Одни служанки исправно присылают домой часть заработка, другие, напротив, прерывают всякую связь с семьей и заявляют приехавшим разыскивать их родственникам, что хотят строить собственную жизнь и тратить заработок исключительно на себя.
Прислуга в индийских домах делится на постоянно живущую и приходящую на определенное время, оговариваемое с нанимателями. Постоянно живущую прислугу обычно имеют богатые люди, в доме или апартаментах которых предусмотрены особые помещения для челяди. В абсолютном большинстве случаев взаимоотношения служанок и их хозяев никак письменно не фиксируются, что создает проблемы для обеих сторон. Нередко служанка отпрашивается в родную деревню на свадьбу родственника или для помощи родителям в уборке урожая и не возвращается, даже не посчитав нужным уведомить своих нанимателей. Но гораздо больше сложностей ожидает самих домработниц.
Зарплата служанки определяется взаимным согласием сторон и зависит от характера труда и затрачиваемого времени (особенно если работница приходящая); важную роль играет также прецедент: хозяева знают, сколько платят слугам примерно за ту же работу их соседи и знакомые, и предлагают прислуге аналогичную сумму, понимая, что, настаивая на значительно меньшем вознаграждении, они рискуют получить множество проблем с квалификацией или поведением служанки. Наниматель, платящий намного больше соседей, может подвергнуться критике друзей за то, что «не придерживается рыночных цен» и «портит» прислугу. В Дели приходящая служанка обычно получает, в зависимости от выполняемой работы, 3 – 6 тыс. ($43-86 по курсу апреля 2019 г.) рупий в месяц. Такую сумму обеспеченная семья может потратить на один обед в престижном ресторане или вечер в клубе. В условиях царящей в Индии массовой безработицы многие женщины соглашаются на самые минимальные зарплаты.
Однако спецификой Индии является то, что социальная приниженность домашних работников, и особенно женщин, выражается не только и не столько в мизерной зарплате, сколько в положении служанки в хозяйском доме, ее праве на перерыв для отдыха и приема пищи и, что еще важнее, доступе к таким элементарным и необходимым благам, как туалет и вода. С этой точки зрения постоянно живущая прислуга, особенно в традиционных особняках, имеет ряд преимуществ, выделенное для нее на задворках помещение, как правило, предусматривает и необходимые удобства, пусть самые примитивные и грязные.
В современных квартирах, куда слуги приходят на время работы (за исключением самых роскошных многоуровневых апартаментов, да и то в редких случаях), такая инфраструктура не предусмотрена; жилое/рабочее пространство хозяев и слуг четко разграничено: некоторые хозяева устраивают в своих туалетах две двери: одна предназначается для служанки, а хозяева пользуются второй дверью.
Даже в богатых, чистых и ухоженных кварталах мужчины-слуги (шофера, садовники, охранники) справляют нужду прямо на улице, что традиционно считается вполне приемлемым для мужчин, но ни в коем случае не для женщин. Элитные многоквартирные комплексы имеют специальные лифты для прислуги, и недавно одного делийского дхоби избили за то, что он воспользовался «господским» лифтом. Некоторые из подобных комплексов устраивают на 1-м этаже «общие удобства», и прислуге еще везет, если ей приходится спускаться в туалет на лифте, например, с 15-го этажа; за этим часто следует хозяйский упрек типа «где тебя носит?».
Нередко закрыт для слуг и доступ к воде, будь то кран, фильтр или холодильник, в котором держат бутылки с питьевой водой; служанкам запрещают ставить в хозяйский холодильник даже принесенную из дома воду.
Попав первый раз студенткой на стажировку в Индию в 1979 г., я, как и другие члены нашей советской группы стажеров, удивлялась индийским холодильникам, в дверь которых вмонтирован замок. Мы шутили, что подобное приспособление, вероятно, необходимо, чтобы кто-либо из членов семьи не утолял голод по ночам. Нам и в голову не приходило, что главная причина – не допустить к холодильнику, прежде всего за водой4, прислугу. Многие служанки, даже работая по 8 и более часов, не получают пищу от хозяев и не приносят ее с собой, потому что не располагают даже получасовым перерывом, тем более что уборщицы нередко обслуживают не одну квартиру, а несколько соседних.
Все это происходит не из-за сознательной злонамеренности хозяев, а просто потому, что они не считают служанок, принадлежащих, как правило, к низшим кастам и племенам, равными себе человеческими существами. Во многих случаях кастовые предрассудки, особенно боязнь «осквернения» пищи и воды, посуды и утвари представителем низшей касты, осовремениваются и маскируются «гигиеническими» соображениями: служанка, особенно приходящая, как правило, живет в каком-либо грязном и бедном квартале или трущобе, мало знакома с «цивилизованным» образом жизни, поэтому, полагают ее наниматели, может занести в туалет, ванную или холодильник «какую-либо инфекцию» [7]. Многие хозяева требуют, чтобы в хозяйском пространстве дома служанка сидела на полу, но ни в коем случае не на стуле. «Границы между странами обозначаются заграждениями и охраной, – резюмирует журналист Трипти Лахири, автор информативной книги «Служанка в Индии», – границы между классами – тем, где ты можешь сидеть, куда ты можешь сходить в туалет, где и с кем тебе позволено есть» [6, p. xii].
Приниженное положение служанок в доме имеет не только кастовый, но и весьма явный гендерный характер: домашнюю работницу часто унижают не только как представительницу низшей касты, но и как женщину. Именно поэтому статус служанок бывает еще ниже, чем у слуг. Среди тех, кто обслуживает богатые семьи, наиболее привилегированным является шофер: ему гораздо больше платят, предоставляют, если он постоянно проживает в доме, вполне приличное помещение для жилья; хозяева нередко объясняют необходимость лично садиться за руль тем, что шофер в отпуске. Это объясняется более социально престижной профессией водителя, необходимостью удержать его в доме, несмотря на все имеющиеся альтернативы занятости и востребованность хороших специалистов такого рода.
Считается, что шофер выполняет сложную, требующую высокой квалификации работу, от которой зависит жизнь пассажира; домашний же труд женщины, будь то служанка или жена, мужчины, и не только в Индии, заслуживающим уважения не считают. У служанки, в отличие от шофера, надежд на другое трудоустройство практически нет, надежда на новых, «добрых» хозяев в условиях многомиллионной безработицы призрачна. Кроме того, выросшие в бедных и отсталых семьях домработницы привыкли к тому, что и в родном доме они приниженны только потому, что женщины. Претендуя в отношениях с господами на роль младшего члена семьи, они не случайно обращаются к нанимателям по именам родства («братец», «дядюшка», «тетушка», «старшая сестрица» и т.п.), покорно терпят брань и побои: ведь и в их собственных семьях родители таким образом «учат» детей, а мужья – жен [6, р. 88].
Известны случаи, когда хозяева, не желая отдавать служанке заработанное, безосновательно5 обвиняют ее в краже какой-либо вещи и, угрожая полицией, выгоняют. В отношении домашних работниц нередки и более тяжкие преступления – сексуальные домогательства и изнасилования; пресса постоянно сообщает об избиениях и даже убийствах (см., например, The Hindu. 20.10.2018; Times of India. 21.10.2018). В 2013 г. была арестована супруга одного из депутатов парламента за то, что «на нервной почве» забила железным прутом насмерть служанку; приговор до сих пор не вынесен (The Hindu. 05.11.2013).
Попытки властей законодательно установить минимальную заработную плату для прислуги и заставить работодателей заключать с ней контракт, оговаривающий количество рабочих часов в день, необходимость предоставлять слугам обеденный перерыв и доступ к основным элементам жизнеобеспечения, разбиваются о представления нанимателей о слугах как о существах низшего порядка.
Парадоксальным образом издевательства хозяев над прислугой противоречат даже традиционным воззрениям. В аристократических семьях Северной Индии, например, было принято подчеркнуто уважительное и доброжелательное отношение к домашней челяди – это считалось одним из маркеров высокого статуса семьи, ее отличие от бескультурных нуворишей. В таких домах слуги, как правило, жили постоянно, часто поколениями, и считались пусть подчиненными, но членами семьи. От детей требовали обращаться к ним вежливо, на «вы», ни в коем случае не по имени, а непременно с использованием имен родства (буа – тетя, сестра отца и кака – дядя, младший брат отца).
Известного мусульманского мыслителя-реформатора, основателя Алигархского университета сэра Сайида Ахмад-хана (1817 – 1896) в 11-летнем возрасте мать выставила из дома за то, что он дал пощечину старому слуге, и пустила только после того, как мальчик попросил прощения [8, p. 30]. Такие хозяева считали долгом заботиться о слугах и их семьях, помогать с лечением, образованием детей, устройством свадеб.
Многие, включая моих знакомых, и сегодня обращаются с прислугой именно так; моя подругапрофессор, помимо вышеперечисленного, ежедневно отвозит свою кухарку домой на автомобиле. Однако количество подобных хозяев уменьшается по сравнению с теми, кто, выйдя из «грязи в князи», подчеркивает свое превосходство, унижая и эксплуатируя домашнюю прислугу.
«СЛУЖАНКИ»: ПРОЕКТ И РЕЗУЛЬТАТ
В 2011 г. молодая панджабка Гаури Сингх основала в делийском городе-спутнике Гургаон компанию The Maids («Служанки»). Выпускница Лондонской школы экономики, она некоторое время работала в некоммерческой Ассоциации самозанятых женщин, а затем создала в г. Лудхиана женскую микрофинансовую группу. В обеих организациях Гаури приходилось встречаться с домашними работницами, и она искренне захотела сделать хоть что-то для облегчения их участи.
Место деятельности было выбрано не случайно: Гургаон, недавно переименованный в Гуруграм6, – один из самых дорогих районов столичной агломерации. Упоминая его в качестве места проживания, человек сразу же обозначает свою принадлежность к элите. Огромные, строго охраняемые комплексы-небоскребы с роскошными, часто многоуровневыми апартаментами и великолепной инфраструктурой являлись, по мнению Гаури, местом, где богатые, успешные и вестернизированные жители нуждались в высококвалифицированной домашней рабсиле и были готовы платить за нее соответствующие деньги.
Задачи компании состояли в следующем: трудоустройство женщин-домработниц, а главное – воспитание, как служанок, так и их будущих хозяев. Первое было необходимо потому, что уроженки отсталой периферии или кварталов городской бедноты понятия не имеют о бытовых условиях современной индийской элиты.
Они никогда не видели пылесоса и кухонной техники, не умеют готовить ничего, кроме обычной пищи бедняков – риса, лепешек и чечевичной похлебки (дал), не знакомы с бытовой химией: известно, что некоторые из них пытались чистить фаянсовые / фарфоровые тарелки или стеклянные бокалы песком, как привыкли обходиться дома с металлической или глиняной посудой, что провоцировало скандал с нанимателями.
Специальные инструкторы обучали женщин ведению хозяйства в элитной городской квартире, правилам этикета (например, необходимости стучать при входе в господские комнаты, чем многие по деревенской простоте пренебрегали) и, что особенно важно, умению вести себя с достоинством, защищать свои права, ни в коем случае не терпеть оскорбления и побои, притом не только от хозяев, но и от собственных мужей, которые нередко пропивали заработанные женами деньги и избивали их.
В таких случаях женщина могла найти на несколько дней приют в офисе фирмы. При необходимости компания выдавала своим подопечным небольшие беспроцентные займы на оплату медицинских услуг. Так, Гаури и ее помощницам за несколько лет удалось набрать и обучить 3000 домашних работниц.
В не меньшей степени, как оказалось, было необходимо воспитывать и потенциальных хозяев, для чего компания работала следующим образом. Будущий наниматель заходил на сайт и вводил в онлайн-калькулятор такие сведения, как требуемый характер работы (уборщица, кухарка, няня, сиделка) и предполагаемое количество рабочих часов в день. При этом заработок домработницы отсчитывался от официальной минимальной зарплаты в штате Хариана. В 2012 г. клиент компании The Maids должен был платить 7150 рупий в месяц за 12-часовой рабочий день. В 2015 г. онлайн-калькулятор высчитывал 9600 рупий за 8-часовую работу, 12-часовой рабочий день даже не предлагался. 10% процентов компания удерживала на такие расходы, как аренда офиса, обучение работниц и предоставление им первой медицинской помощи.
В Индии фирмы, рекрутирующие домашнюю прислугу, в т.ч. через Интернет, – не редкость, но, в отличие от них, Гаури поместила в контракт, который заключался между нанимателем и компанией (а не беззащитной и неграмотной служанкой, что принципиально важно), пункты, о которых другие фирмы даже не задумывались. При этом если в начале таких пунктов в контракте было 6, то постепенно, с накоплением Гаури и ее коллегами знаний о подлинном положении и проблемах служанок, количество увеличилось до 24. В договор, помимо заработной платы, входило обязательство позволять ей два 15-минутных перерыва на чай во время 4-5-часовой работы и один 40-минутный перерыв на ланч, если служанка работала 9-10 часов; один день в неделю предоставляется работнице как выходной. В контракте также указывалось, что если хозяева не желали кормить прислугу ланчем, они обязаны доплачивать ей 1000 рупий в месяц. Оговаривалось даже то, что хозяева должны предлагать служанке полноценную пищу, а не кусок лепешки и луковицу, как делали некоторые.
Наниматель обязался не навязывать служанке работу, которая не входила в ее прямые обязанности (например, заставлять кухарку или уборщицу ходить за покупками, бегать с поручениями, водить в парк детей, выгуливать собак и т.д.); в подобных случаях надлежало доплачивать. Компания, в свою очередь, брала на себя ответственность за квалификацию и поведение прислуги. Каждая работница имела соответствующие документы, медицинскую справку и справку из полиции об отсутствии какого-либо уголовного преследования. Компания гарантировала дисциплинированность работницы: когда она по уважительной причине не могла в тот или иной день выйти на работу, фирма присылала ей замену. Если наниматель обвинял служанку в похищении какой-либо вещи, он должен был немедленно сообщить в офис: пропажу искали в присутствии двух сотрудников, и если она обнаруживалась у служанки или в отведенном ей помещении, хозяин имел право заявить в полицию [6, рp. 78-89].
Мы встретились с Гаури в одной из делийских кофеен (март 2019 г.) и долго беседовали о ее проекте; значительная часть информации, представленная в этой статье, получена мною из этой беседы. «Мы не создавали профсоюза служанок, не устраивали митингов и забастовок, – объясняла она. – Мы хотели, во-первых, защитить от эксплуатации и дискриминации женщин, которые сами не были способны это сделать, а во-вторых, предоставить нанимателям качественные, квалифицированные услуги, за которые было вполне естественно платить дороже».
Ведя переговоры с будущими нанимателями, Гаури поражалась лицемерию богатых господ, которые заявляли, что в их семьях слуги всегда были «как родные дети», и при этом возмущались «завышенными требованиями» предлагаемого им контракта, предусмотренной в нем «непомерной зарплатой» и искренне удивлялись, зачем служанке полноценный обед и доступ к воде и туалету. Главная причина, по мнению молодой женщины, состояла не в скупости, а в нежелании представителей элиты видеть в прислуге человеческое существо, такое же, как они сами, в стремлении утвердить свою высокопоставленность унижением бедной и подчиненной женщины.
В 2016 г. Гаури пришлось закрыть фирму «из-за недостатка финансов». Богатые нувориши из Гургаона отказывались выполнять «чрезмерные» требования контракта и предпочитали нанимать работниц, пусть менее квалифицированных, обычным порядком за полцены. Но Гаури не успокоилась и переключилась на создание бесплатных мобильных приложений под общим названием «Смотри и учись» (Dekho sîkho), которые легко устанавливались как на дорогих смартфонах господ, так и на дешевых мобильниках, доступных в Индии даже беднякам; при необходимости хозяин (точнее, хозяйка) могла с легкостью отправить приложение на телефон служанке: последняя получала, например, заказ на то или иное блюдо вместе с инструкцией по его приготовлению. В простой форме мультиков на хинди приложения обучали домработниц правилам ведения хозяйства и поведения в доме нанимателей.
Одно из приложений – «Не слуга, а служба (точнее, предоставление услуг)». Оно начинается с того, что зрителям показывают горькую участь традиционной домашней прислуги: они выполняют все прихоти хозяина, валяющегося на диване, массируют ноги, обмахивают веером, вытирают за помочившейся на пол господской собакой. Рабочий день не нормирован, зарплата зависит от прихоти хозяина, слуги проводят в доме всю жизнь, выслушивая брань и оскорбления, старея на глазах зрителя и оставаясь в одной и той же, покрытой заплатами, ветхой одежде. А далее ролик показывает ситуацию, которая должна изменить этот порядок вещей: одетые в красивую униформу, слуга и служанка подъезжают на велосипедах к дому нанимателя; звучит сопровождаемый видеорядом текст, утверждающий, что домашний работник ничем не отличается от почтальона, банковского агента, частнопрактикующих медсестры или врача, которые посещают клиентов и оказывают им услуги за определенную плату.
Хорошо одетые, квалифицированные, вежливые слуги «нового образца» приходят в назначенное время, выполняют определенную контрактом работу и, главное, пользуются таким же уважением, как и прочие, оказывающие платные услуги. «Время слуг прошло», – резюмирует диктор, – пришло время услуг», тем более, что условия домашнего труда изменились, появилась избавляющая от тяжелой и грязной работы бытовая техника. «Мы все должны измениться», – подчеркивает автор: работодатели должны понять, что современный дом требует не прежних слуг, а квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги; домашние работники должны стать такими специалистами, вежливыми, дисциплинированными, умеющими оказывать высококачественные услуги и с появлением новой техники расширять свои познания. И далее: «когда мы будем считать себя не слугами, а специалистами, то люди изменят к нам отношение. Наше рабочее время и оплата должны быть строго зафиксированы, нам положены страховка и банковская карта, еженедельный выходной, а главное – самоуважение и достоинство. Давайте все изменим наше мышление!»7.
По мнению Гаури, лозунг этого мультика принципиально важен. Чем меньше личного будет во взаимоотношениях домашних работников и их нанимателей, тем лучше. Они нуждаются не в том, чтобы их считали «членами семьи», а в том, чтобы труд домашней прислуги не отличался по социальному статусу от труда других представителей сервиса.
Наниматели должны сосредоточиться на получении квалифицированной услуги, а не на том, что ее предоставляет низкокастовая, неграмотная и беззащитная служанка. Гаури даже пыталась создать в сфере домашнего обслуживания что-то вроде агрегатора такси типа «Убер» или западных клининговых компаний, когда клиент, нуждающийся в выполнении той или иной работы, мог бы по мобильному приложению или телефону вызвать уборщицу, повариху, няню, сиделку и т.д., точно так же, как он вызывает электрика или сантехника.
Разумеется, такой подход, действительно сосредоточенный на услуге как таковой и исключающий личные взаимоотношения между работодателем и работником, оказался непригодным для домашнего хозяйства, тем более в Индии.
Мне симпатична Гаури, прежде всего тем, что, будучи дочерью богатых и успешных родителей, она смогла проникнуться не только состраданием, но и уважением к людям, которых многие представители ее круга считают существами низшего сорта; именно поэтому главной целью своей работы она всегда считала не столько повышение заработной платы домашних работниц, сколько защиту их прав и утверждение их человеческого достоинства.
Ее идеализм сочетается, что очень редко, с практичностью, а также реалистичным подходом к обществу, его устоям и предрассудкам. Она не пытается призвать угнетенных на баррикады или изменить мир, отлично понимая, что главным препятствием в ее деятельности являются, с одной стороны, вековые традиции, а с другой – менталитет растущей прослойки современных нуворишей, для которых патриархальные взгляды прежней аристократии на взаимоотношения с прислугой не имеют никакой цены. Неудачная судьба проектов не обескуражила Гаури: сейчас, взяв тайм-аут и сосредоточившись на воспитании маленькой дочери, она продолжает размышлять о новых формах деятельности, о поиске единомышленников, с которыми вместе она снова попытается повлиять на предрассудки и социальную несправедливость.
Библиография
- 1. Anderson B. Doing the Dirty Work? The Global Politics of Domestic Labour. London and New York, 2000.
- 2. Fauve-Chamoux Anoinette (ed.). Domestic Service and the Formation of European Identity. Understanding the Globalization of Domestic Work, 16th - 21st Centuries. Bern, 2004.
- 3. Cox R. The Servant Problem: Domestic Employment in a Global Economy. London - New York, 2006.
- 4. Meerkerk van Nederveen Elise, Neunsinger Silke and Hoerder Dirk. (ed.). Towards a Global History of Domestic and Caregiving Workers. Leiden, 2015.
- 5. Юрлова Е.С. От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М., 2003. (Yurlova E.S. 2003. From the Untouchables to the Dalits. Essays on History, Ideology and Politics. M.) (In Russ.)
- 6. Lahiri T. Maid in India. Stories of Opportunity and Inequality Within Our Homes. Delhi, 2017.
- 7. Frøystad K. Master-Servant Relations and the Domestic Reproduction of Caste in Northern India // Ethnos, Vol. 68, № 1, р. 83.
- 8. Nizami K.A. Sayid Ahmad Khan. Delhi, 1967.