- Код статьи
- S032150750006277-6-1
- DOI
- 10.31857/S032150750006277-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / К 85-летию академика А.М. Васильева
- Страницы
- 66-71
- Аннотация
Целью статьи является анализ главного направления восточноазиатского вектора внешнеэкономической политики Индии в 2007-2018 гг. — связей Индии со странами ЮВА. Детально проанализированы сводные показатели Индии и стран АСЕАН по расходам и результатам НИОКР. Автор подробно рассматривает основные направления и проекты в области научно-технического сотрудничества Индии и Ассоциации. Отмечено, что взаимодействие между странами характеризуется значительно большей активностью с индийской стороны.
- Ключевые слова
- Индия, АСЕАН, научно-техническое сотрудничество
- Дата публикации
- 09.09.2019
- Год выхода
- 2019
- Всего подписок
- 90
- Всего просмотров
- 2874
Индия занимает 6-е место (после США, Китая, Японии, Германии и Республики Корея) по объему валовых инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В 2018 г. он увеличился на 8,3%, достигнув $83,3 млрд. При этом доля Индии в общих расходах на НИОКР в мире также возросла – с 3,7% в 2017 г. до 3,8% в 2018 г. [1, p. 25].
В стране активно действуют 25 инновационных центров и целая сеть научно-технических учреждений. В инновационной сфере задействованы коллективы квалифицированных кадров, а группа высококвалифицированных англоязычных работников вносит дополнительный вклад в привлечение инвестиций. Индия является лидером среди экспортеров ИТ-продукции [2]. При этом аутсорсинг наукоемкой деятельности способствовал тому, что сектор услуг занимает значительную долю ВВП, а деятельность многонациональных центров исследований и разработок распространяется за пределы сферы услуг.
В то же время результаты НИОКР и нетехнологические инновации имеют лишь ограниченную сферу применения, что негативно сказывается на конкурентоспособности страны. Малое количество выпускников и общее низкое качество образования препятствуют развитию человеческих ресурсов Индии.
Таблица. Сводные показатели Индии и стран АСЕАН по расходам и результатам НИОКР 2016 г.
Источник: [3]; Scientific and technical journal articles, Patent applications, residents // World Bank Group – >>>> (accessed 07.03.2019)
Среди стран АСЕАН доли расходов на НИОКР в ВВП значительно разнятся. Так, Сингапур ежегодно тратит более 2% своего ВВП на НИОКР, в то время как расходы на инновации таких стран. как Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма, Филиппины и Вьетнам не превышают 0,5% ВВП. Немного больше 1% ВВП потратила на НИОКР в 2016 г. Малайзия и Таиланд. Несмотря на то, что Индия обладает мощной научно-технической инфраструктурой, ее расходы на НИОКР также остаются сравнительно небольшими (<1%) (см. табл.).
Как видно из приведенной таблицы, в Сингапуре и Малайзии в сфере НИОКР работает значительное количество технических специалистов (10 120 и 2 300, соответственно), имеющих доступ к инновациям [3]. Среди группы стран-членов Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с низким уровнем социально-экономического развития – т.н. стран-КЛМВ (Камбоджа, Лаос, Мьянма и Вьетнам) – по данному показателю выделяется Вьетнам, у которого относительно более высокая доля исследователей.
Что же касается Индии, то с ее чуть более 200 исследователей на миллион человек она явно отстает от многих других государств региона. В то же время анализ результатов НИОКР показывает, что Индия имеет больше всего научных публикаций и максимальное число заявок на патенты от резидентов, опережая любую другую страну АСЕАН. Среди стран группировки наибольшее количество ежегодных научных публикаций и количество заявок на патенты от резидентов имеют Малайзия, Сингапур и Таиланд.
ОСНОВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
После официального начала партнерского диалога между Индией и АСЕАН в 1996 г. была создана Совместная комиссия по вопросам сотрудничества. Затем последовало формирование рабочих групп Индия-АСЕАН по науке и технологиям, торговле и инвестициям. В том же году Индия предложила «Технологическое видение 2020», обозначив перспективы для сотрудничества, охватывающие широкий спектр сфер деятельности, такие как пищевая промышленность, здравоохранение, сельское хозяйство, машиностроение, электроника и коммуникации [4].
План действий по реализации партнерства между Индией АСЕАН в интересах мира, прогресса и общего процветания, принятый на Третьем саммите Индия-АСЕАН в ноябре 2004 г. во Вьентьяне, придал импульс взаимодействию в области науки и технологий. В настоящее время Индия выступает в качестве одного из главных партнеров Ассоциации в этой области.
По мнению руководства АСЕАН, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, здравоохранение, борьба с эпидемиями, противодействие стихийным бедствиям и обеспечение экологической устойчивости остаются ключевыми вопросами, которые, как ожидается, смогут решить наука и технологии [5, p. 3]. Соответственно цели сотрудничества Индия-АСЕАН в области науки, технологий и инноваций основаны на следующих принципах [6, pp. 5, 7]:
- Поощрение сотрудничества в области науки, технологий и инноваций, в т.ч. посредством проведения совместной исследовательской деятельности и развития в следующих межсекторальных областях: здравоохранение, управление окружающей средой, меры по адаптации к изменениям климата и смягчению их последствий, сельскохозяйственные технологии, альтернативная энергетика, пищевая промышленность, производство передовых материалов для разработки продукции с высокой добавленной стоимостью и космическая техника;
- Развитие сотрудничества в области биотехнологий, в т.ч. путем проведения совместных исследований и разработок для получения взаимной выгоды;
- Осуществление деятельности и разработка программ/проектов в рамках Фонда развития науки и технологий Индия-АСЕАН (АИФРНТ);
- Расширение сотрудничества в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, обмен передовым опытом в области политики, регулирования и технологического развития;
- Оказание содействия в проведении семинаров и тренингов по ИКТ в Индии и странах АСЕАН; наращивание потенциала в таких областях, как разработка программного обеспечения, электронное управление, электронная коммерция, спутниковые и спектральные технологии, радиочастота и использование ИКТ для смягчения воздействия климатических изменений;
- Проведение консультаций между правительствами, частным и промышленным секторами, заинтересованными группами для стимулирования инвестиций в ИКТ, уделяя особое внимание широкополосной связи и приложениям в АСЕАН;
- Укрепление сотрудничества и наращивание потенциала в области информационной безопасности и кибербезопасности, киберзаконов и нормативных актов, совместных исследований и разработок в области интерактивных цифровых медиа;
- Оказание помощи в разработке учебных программ по информационным технологиям и тренингов для учителей в области ИТ с целью устранения пробелов в развитии в АСЕАН.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ
Проекты по научно-техническому сотрудничеству в настоящее время финансируются Фондом Индия-АСЕАН (АИФ), Фондом развития науки и технологий Индия-АСЕАН (АИФРНТ), Зеленым фондом Индия-АСЕАН и Оборотным фондом проектов с быстрой отдачей Индия-КЛМВ (с ежегодным взносом $1 млн).
Необходимо отметить, что все фонды финансируются Индией в одностороннем порядке. Так, в 2009 г. Индия выделила $50 млн в Фонд ИндияАСЕАН для поддержки двусторонних проектов в различных секторах [7].
В целях содействия развитию, передаче и внедрению инновационных недорогих технологий на базе АИФРНТ создана «Инновационная платформа Индия-АСЕАН» для решения совместных проблем в области социально-экономического развития.
Цель АИФРНТ заключается в поощрении совместных исследований и разработок, развития технологий. Предлагаемые мероприятия в рамках АИФРНТ включают деятельность по развитию партнерства, обучение и проведение кратких курсов в области науки, технологий и инноваций, порталы и виртуальные институты для распространения информации и услуг.
Под эгидой научно-технического сотрудничества Индии и АСЕАН было создано несколько совместных проектов, в частности, в области наземного проектирования, научно-техническая цифровая библиотека, информационные порталы, системы обеспечения качества в производстве и т.д. Недавно запущены проекты в области морских биотехнологий и исследования малярии. Кроме того, каждый год дети из стран АСЕАН приглашаются для участия в Индийском национальном детском научном конгрессе, за последние 5 лет в нем приняли участие более 100 детей из стран-членов Ассоциации.
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ
Среди наиболее значимых проектов, реализованных Индией совместно со странами АСЕАН в области ИТ и компьютерной инженерии, можно назвать следующие:
- В 2007-2013 гг. МНТ Индии и Индийским институтом информационных технологий (ИИИТ), г. Аллахабад, был осуществлен Проект «Научно-техническая цифровая библиотека» Индия-АСЕАН. Базовое оборудование (сканеры), разработанное и протестированное в ИИИТ-Аллахабад для центров оцифровки контента, установили в штаб-квартире Секретариата Ассоциации и на площадках, отобранных восемью членами группировки (за исключением Сингапура и Брунея-Даруссалама). Осуществлена полная оцифровка печатных информационных ресурсов в электронную, общедоступную форму на английском языке и переведенные на местные языки. Проект финансировался из Фонда Индия-АСЕАН [8, p. 116].
- Проект Виртуального института интеллектуальной собственности Индия-АСЕАН, направленный на создание веб-портала по интеллектуальной собственности, реализовывался Центром развития и продвижения технологий «А.Прадеш», Конфедерацией индийской промышленности (КИП) и Советом по технологической информации, прогнозированию и оценке (ТИФАК, автономная организация при МНТ), а также правительством А.Прадеша. Завершен в 2013 г. [9, p. 49].
- В 2013 г. КИП и Центром развития и продвижения технологий Тамилнада разрабатывался Портал технологической информации и коммерциализации Индия-АСЕАН, который работает как динамичная платформа для связи существующих организаций по передаче/лицензированию технологий, научно-исследовательских учреждений и лабораторий Республики и группировки и содействия передаче технологий между АСЕАН и Индией [8, p. 119].
- В августе 2017 г. стартовал индийский проект Центра развития современных вычислений по созданию устойчивой ИТ-инфраструктуры для повышения квалификации в области ИТ с использованием технологий обычных, виртуальных классов и электронного обучения для создания четырех ИТ-центров в странах КЛМВ [10].
- В 2015 г. Индия предоставила кредитную линию в размере $1 млрд для продвижения проектов, поддерживающих физическую и цифровую связь между Республикой и Ассоциацией и сделала взнос в Фонд развития проектов в размере 5 млрд индийских рупий для развития производственных центров в странах КЛМВ [11].
Отметим, что Республика внесла значительный вклад в развитие науки и технологий в странах КЛМВ. Так, в 2012 г. Индия создала Центр перспективных ресурсов Индия-Вьетнам в области ИКТ в Ханое. В 2013 г. в Ханойском университете науки и технологий был реализован грантовый проект по созданию высокопроизводительного компьютерного центра. Индия также оказала всеобъемлющую поддержку Центру обучения ИТ в Национальной академии обороны в Ханое и Центру профессионального обучения в городе Хошимин [12].
В 2016 г. Индия открыла новую кредитную линию на сумму $500 млн для углубления оборонного сотрудничества с Вьетнамом и выделила грант в $5 млн на строительство армейского парка программного обеспечения в Университете телекоммуникаций в Нячанге [13, p. 10]. Тогда же был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию Центра передового опыта в области разработки программного обеспечения и обучения. Проект реализуется с 2017 г. Центром развития передовых вычислений, Индия.
Больший вклад внесла Индия в развитие сельского хозяйства и биотехнологий в странах КЛМВ. В частности, в 2017 г. был завершен проект по поставке и установке 1500 насосов с ручным управлением для увеличения поставок питьевой воды в сельских районах Камбоджи на общую сумму $12 млн. В 2018 г. Индия выделила кредитную линию на сумму $36,92 млн для проекта по освоению водных ресурсов реки Стунгсвахаб [14].
В Лаосе Индия создала в провинции Чампассак на юге страны сельскохозяйственный колледж. В Мьянме Дели профинансировала создание Современного центра сельскохозяйственных исследований и образования (ACARE) (открыт 12.12.2018) и рисового биопарка в Езинском сельскохозяйственном университете, Нейпьидо (открыт 13.12.2018) [15].
Значительную поддержку странам АСЕАН оказывает Индия также и в сфере космических технологий.
В настоящее время реализуются инициативы Индийской организации космических исследований (ИСРО) по созданию Центра спутникового слежения и приема данных и Центра обработки изображений в г. Хошимин (полностью финансируются Индией), модернизации существующей станции слежения в Биаке, Индонезия (построена Индией в 1998 г. [16]), а также обеспечению подготовки ученых из АСЕАН, занимающихся космосом, в Учебном центре космической науки и техники в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Дехрадуне, Индия.
В 2018 г. подписаны Рамочное соглашение о сотрудничестве в области космоса и Соглашение об осуществлении между ИСРО и Национальным департаментом дистанционного зондирования Вьетнама [17]. Индия рассматривает также вопрос о запуске вьетнамских спутников с использованием индийских ракет-носителей и окажет помощь в создании Центра наблюдения Земли во Вьетнаме.
Кроме того, страны будут обмениваться снимками с индийских спутников дистанционного зондирования OCEANSAT-2 и RESOURCESAT-2 через предлагаемые центры, использовать эти данные и задействовать их для различных прикладных задач, а также обучать ученых, занимающихся космосом, тому, как наилучшим образом использовать эти спутниковые снимки для социально-экономических выгод в регионе [8, p. 117].
Необходимо отметить, что первый Центр дружбы по дистанционному зондированию и обработке данных Индия-Мьянма был создан еще в 2001 г. при содействии Индийской организации космических исследований.
Тем не менее, Центр поддержки принятия решений Индии под эгидой ИСРО является единственным окном для поставки информации о крупных стихийных бедствиях, таких как наводнения, засуха и лесные пожары, циклоны, землетрясения и оползни. Так, крайне важная поддержка была оказана Мьянме во время Циклона Наргис (2008 г.), Индонезийского наводнения (2008 г.) и Китайского землетрясения (2008 г.) [8].
* * *
25 января в г. Дели руководители Индии и стран АСЕАН отметили юбилейную дату - 25-летие дипломатических отношений. Высокий уровень участников празднования наглядно продемонстрировал их намерение укреплять взаимодействие. Особое значение придает сам факт приглашения лидеров стран АСЕАН на парад в честь празднования Дня республики.
Я надеюсь на то, что страны АСЕАН, как наши соседи и друзья, станут неотъемлемой частью процесса трансформации Новой Индии, – заявил в своем вступительном слове премьер-министр Индии Н.Моди (imemo.ru).
Как Индия, так и страны АСЕАН особую роль намерены придавать сотрудничеству в сфере научно-технической сфере. В последнее время Дели принимала активное участие в создании Меморандума о взаимопонимании между Индией и АСЕАН по сотрудничеству в области науки, технологий и инноваций. В документе содержатся положения о том, что новые двусторонние проекты в области науки, технологий и инноваций не должны поддерживаться исключительно АИФРНТ, а могут финансироваться Индией и АСЕАН совместно при равном распределении расходов между ними.
В целом, Индия и страны АСЕАН положительно оценивают уже достигнутые результаты развития двустороннего взаимодействия в области науки и технологий и с достаточной долей оптимизма смотрят на будущие перспективы такого взаимодействия.
Библиография
- 1. 2018 GLOBAL R&D FUNDING FORECAST // R&D Magazine. Winter 2018.
- 2. Science & Technology Industry Analysis // IBEF - https://www.ibef.org/industry/science-technology-presentation (accessed 01.05.2019)
- 3. R&D Data Release // UNESCO - http://uis.unesco.org/en/news/rd-data-release (accessed 08.03.2019)
- 4. About Us // ASEAN-India Innovation Platform - http://www.aseanindiapip.com/aboutus.html (accessed 08.03.2019)
- 5. Nay Pyi Taw Declaration on the ASEAN Community’s Post 2015 Vision // ASEAN. November 2014.
- 6. Plan Of Action To Implement The ASEAN-India Partnership For Peace, Progress And Shared Prosperity (2016-2020) // ASEAN. August 2015.
- 7. India-ASEAN Relations // Ministry of External Affairs, Government of India - https://mea.gov.in/aseanindia/20-years.htm (accessed 08.03.2019)
- 8. ASEAN-India Development and Cooperation Report 2015 // ASEAN-India Centre, RIS. April 2015.
- 9. Das G. 2016. Look East to Act East Policy: Implications for India’s.
- 10. De P. Shared Values, Common Destiny: What we expect from the 16th ASEAN-India Summit// The Economic Times. 11.11.2018.
- 11. India-Vietnam Joint Statement during State Visit of President to Vietnam // Ministry of External Affairs, Government of India - https://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/30615/IndiaVietnam_Joint_Statement_during_State_Visit_of_President_to_Vietnam (accessed 08.03.2019)
- 12. India - Vietnam Relations // Ministry of External Affairs, Government of India - https://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/Bilateral_Relations_Website__Sept_17_.pdf (accessed 08.03.2019)
- 13. Pant V.H. 2018. India And Vietnam: A “Strategic Partnership” in the Making.
- 14. India-Cambodia Relations // Ministry of External Affairs, Government of India - https://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/1_Cambodia_November_2017.pdf (accessed 08.03.2019)
- 15. Yinglun S. India-Myanmar agricultural research center opened in Nay Pyi Taw // XINHUANET. 13.12.2018.
- 16. ISRO Telemetry, Tracking and Command Network (ISTRAC) Celebrates Ruby Year // Department of Space Indian Space Research Organisation - https://www.isro.gov.in/isro-telemetry-tracking-and-command-network-istrac-celebratesruby-year (accessed 08.03.2019)
- 17. Bhaumik A. India moves closer to activate satellite tracking station in Vietnam, inks pact despite objection by China // Deccan Herald Magazine. 25.01.2018.
- 18. Галищева Н.В. Восточноазиатский вектор внешнеэкономической политики Индии: приоритеты в ЮВА // Вестник Российского университета дружбы народов: Серия Международные отношения. 2016. № 4, c. 643-653. (Galishcheva N.V. 2016. The East-Asian vector of the Indian external policy: priorities in the South-East Asia // Vestnik RUDN. International Relations. № 4) (In Russ.)
- 19. Галищева Н.В. Индия в мировом хозяйстве на рубеже веков: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая политика. М., 2013, с. 233. (Galishcheva N.V. 2013. India in the World Economy: International Economic Ties and External Economic Policy. M.) (In Russ.)
- 20. Галищева Н.В. Экономика Индии. М., 2009 (в соавторстве с проф. Медовым А.И.). (Galishcheva N.V. 2009. Indian Economy. M. (in co-authorship with Professor Alexander I.Medovoy) (In Russ.)
- 21. Володин А.Г. Индия: диспаритеты развития и геоэкономический потенциал // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 5, с. 97-109. (Volodin A.G. 2018. India: Development disparities and geoeconomic capacity // World Economy and International Relations. № 5) (In Russ.)
- 22. Брагина Е.А. Индия в контексте взаимоотношений Юг-Юг // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 2, c. 113-118. (Bragina E.A. 2017. India in the Context of South-South Interconnection // World Economy and International Relations. № 2) (In Russ.)
- 23. Лебедева Н.Б. Индийский океан: вызовы XXI в. и Индия. Очерки международных отношений. М., 2018. (Lebedeva N.B. 2018. Indian Ocean: Challenges of the 21st Century and India. Essays on international relations. M.) (In Russ.)
- 24. Лебедева Н.Б. Индия - АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017, № 35. (Lebedeva N.B. 2017. India - ASEAN: Twenty-Five Years Later (Facets of Relations and External Factors) // Southeast Asia: Actual Problems of Development. № 35) (In Russ.)