- Код статьи
- S032150750007023-7-1
- DOI
- 10.31857/S032150750007023-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №11
- Страницы
- 49-54
- Аннотация
28 января 2019 г. скончался эмир (мир) езидов, правивший на протяжении 75 лет, - Тахсин-бег. В статье представлены некоторые биографические штрихи главы езидов, отмечены важные аспекты института эмирства, его роль и место в езидском сообществе. Особое внимание уделено изменениям, произошедшим в езидском обществе после нападения ИГИЛ на район компактного проживания езидов - Синджар в августе 2014 г. Проанализирован возникший «монархический кризис» по избранию нового эмира. Отмечается, что избрание 24 июля 2019 г. миром сына Тахсин-бега - Хазема лишь усугубило наблюдающийся кризис в езидском обществе.
- Ключевые слова
- эмир езидов, езиды, Тахсин-бег, Синджар, Шангал, Лалыш, курды, Иракский Курдистан
- Дата публикации
- 02.12.2019
- Всего подписок
- 74
- Всего просмотров
- 2578
28 января 2019 г. в Ганновере после продолжительной болезни в возрасте 85 лет скончался глава езидов1 – Мир2 Тахсин-бег3 – эмир Шейхана4 и всея Эзидхана5.
Мировой общественности езиды стали широко известны после захвата террористами ИГИЛ Синджара6 в августе 2014 г., когда тысячи езидовмужчин были убиты, а плененные езидки – обращены в рабство.
4 февраля тело главы езидов было доставлено в международный аэропорт столицы Иракского Курдистана – Эрбиль, где состоялась панихида, организованная властями Региона Курдистан. На следующий день Мир Тахсин-бег был похоронен, согласно его же завещанию, во дворе его дворца в Шейхане.
Правление Тахсин-бега в езидской истории наиболее длительное – 75 лет, а его род, по сути, – последняя правящая курдистанская династия.
ИСТОРИЯ ЕЗИДСКИХ МИРОВ
Езидизм и структура езидского общества со своими кастовыми и внутрикастовыми предписаниями, соблюдаемыми в течение многих веков, сформировали сложную религиозную иерархическую систему, в которой шейхи из рода миров, возводящие свою генеалогию к главному езидскому святому – Шейху Ади (1073-1162), занимают обособленное, главенствующее положение, что обусловило сохранение института мирства – своеобразного внетерриториального символического эмирата.
Именно функциональная роль религиозного фактора в езидском обществе определяет авторитет и легитимность этой семьи, поскольку занимает главное место в формировании у езидов исторического нарратива, учитывая, что вся их история, так или иначе, связана с борьбой за сохранение веры в мусульманском окружении.
В определённом смысле характер власти у главы езидов – теократический [1, с. 22], неслучайно в езидской традиции (в религиозных гимнах – каулах, например, в кауле одного из езидских святых – Малака Фахраддина) мир упоминается и в качестве халифа7.
Исторически являясь религиозным и «политическим главой езидов» [3, p. 92], мир считается наместником Шейха Ади8, воспринимаемого езидами в качестве воплощения бога на земле, хранителем главного езидского храма – Лалыш и езидских молелен. Ещё не так давно всё, к чему прикасался мир, становилось объектом почитания [6, p. 158; 7, p. 26; 8, p. 126]. Мир руководит Высшим духовным советом езидов, который был сформирован в 20-х гг. ХХ в. по настоянию иракских властей [9, pp. 3-4]. Образцом Духовного совета являлся «Совет святых мужей» (что-то наподобие синода или поместного собора), созданный ещё в XIII в. внучатым племянником Шейха Ади – Шейхом Хасаном (1195-1246), в эпоху которого, в 30-х – 40-х гг. XIII в., езидское княжество Шейхан достигло наивысшего могущества. В это время была осуществлена централизация власти, созданы институты и правила езидского общества и религии.
Вместе с тем, мир не является в полном смысле религиозным лидером, поскольку религиозная власть находится в руках Баба шейха. Если уместно провести грубую аналогию, роль мира в езидском обществе аналогична английской королеве как главе Церкви Англии, а Баба шейха – архиепископу Кентерберийскому.
Как высший авторитет сообщества [10, p. 85], мир сосредоточивает в своих руках и определённую судебную власть. Причём, как отмечал ещё русский дореволюционный востоковед-дипломат, бывший вице-консул в Мосуле Ю.С.Карцов, хотя власть езидского эмира «не признаётся правительством и не подкреплена силой, надо согласиться, что значение его всё-таки большое» [1, с. 23].
В этом смысле со времён конца XIX в. и к началу XXI в. мало что изменилось. Описание этим же автором судебных тяжб того периода, по которым выносил решения тогдашний Мир Мирза-бег, напоминает подобную ситуацию, наблюдаемую современным известным езидологом, в связи с этим даже назвавшей Мир Тахсин-бега Харуном ар-Рашидом XXI века [1, с. 22-23; 11, p. 154] для езидов.
При этом мир, согласно традиции, не может быть лишён власти своим сообществом при жизни. Так, известен случай, когда в 1930 г. британцы предложили лишить титула мира Саид-бега (главу езидов до своей смерти в 1944 г.9), проводившего всю свою жизнь в развлечениях, регулярно совершая неблаговидные поступки и растраты, в связи с чем он был крайне непопулярен среди народа [12, pp. 296-297; 10, p. 86]. Однако высшие духовные иерархи езидов категорически не согласились с ними, заявив, что мир как глава езидской религии сам по себе является законом и ни по какой причине, кроме смерти, не может быть отстранён от мирства [5, pp. 8-9].
Точное время возникновения института мира в езидском обществе неизвестно, однако, исходя из различных сведений, его окончательное оформление и закрепление существующих норм можно отнести к XVI в. Вместе с тем, в каулах говорится о завете третьего по иерархии езидского святого – Шейха Фахраддина (XIII в.) о необходимости создания такой власти. Примечательно, что в результате развития структур езидской религии в течение 3-4 веков сложилась своеобразная система разделения властей между тремя имеющимися родами шейхов: представители рода Катани являются мирами, Шамсани (шейхи Фахраддин) – Баба шейхами, а Адани (шейхи Шехсин) – пешимамами, которые ответственны за проведение ритуалов и ведение делопроизводства езидской общины.
Первым эмиром езидов считается Мир Мухаммед Бат’ни (начало XIV в.), у которого было два сына – наследовавший ему Малак и Мансур. Потомки Мир Мансура образовали род п’смиров (от приставки «п’c» – на курманджи – сын), т.е. родственников мира. Эта боковая ветвь имеет право на мирство лишь при прекращении потомков мужского пола у семьи миров, которые возводят свою генеалогию по прямой линии до Мир Малака.
МИР ТАХСИН-БЕГ
Тахсин-бег родился 15 августа 1933 г. в семье езидского эмира Саид-бега, сына Мир Али-бега в селении Баадра (район Шейхан), где традиционно находилась резиденция езидских эмиров.
В 1892 г. османские власти во главе с Омаром Вахби-пашой предприняли карательную экспедицию против езидов, в результате которой дед Тахсин-бега – Али-бег (тогда – брат Мир Мирза-бега, а с 1899 г. – Мир Али-бег II) был пленен и вместе с семьей сослан в Сивас. В 1913 г. он был убит родственниками, претендовавшими на престол «эмиров Шейхана». Правителем езидов пытался стать Исмаил-бег – двоюродный брат Мир Али-бега II и родной брат его супруги Майян-хатун (1873-1957), в судьбе которой причудливым образом переплелись внутренние противоречия семьи миров10.
Майян-хатун, по свидетельству очевидцев, властная и строгая, выступила против своего брата и, добившись расположения езидского духовенства, глав племен и британской администрации Ирака, сумела посадить на трон своего 13-летнего сына – Саида.
После смерти Мир Саид-бега вновь стал вопрос о престолонаследии. Майян-хатун своё предпочтение отдала одному из младших сыновей скончавшегося мира, право на престол которого не было очевидным. Тем не менее, ей удалось добиться от всех езидских племен Шейхана и Шангала признания за Тахсин-бегом главенства над езидами11. Де-факто почти на протяжении полувека – начиная со смерти своего мужа в 1913 г. и до своей кончины в 1957 г. – она являлась правителем езидов, и этот период называют даже «эпохой Майян-хатун» [14, pp. 170-186; 13, pp. 176-192].
После достижения совершеннолетия Мир Тахсин-бег начал активную деятельность, чему способствовали весьма хорошие отношения, которые у него сложились с королем Ирака Фейсалом II. Надо отметить, что Тахсин-бег стал первым эмиром езидов, который в 1950-е гг. просил губернатора Мосула открыть школы в езидских селениях (как известно, в езидской традиции обучение не только не приветствовалось, но и фактически было запрещено). Глава езидов начал налаживать связи с езидскими общинами других стран, утерянные в связи с перекройкой границ на Ближнем Востоке после Первой мировой войны.
Однако вскоре ему пришлось надолго покинуть родные края. В 1970 г. иракские власти заявили о раскрытии заговора против президента Ахмеда Хасана аль-Бакра, в содействии которому подозревался и Мир Тахсин-бег, хотя сам он до конца жизни отрицал свою причастность к какому-либо заговору. В итоге ему пришлось бежать в горы Курдистана, где он присоединился к курдским повстанцам.
В марте 1975 г. после коллапса курдского освободительного движения Мир Тахсин-бег, как и значительная часть курдских повстанцев, вынужден был бежать в Иран, откуда ему удалось эмигрировать в Лондон.
В то время малочисленная община езидов Германии, представленная тогда выходцами из Турции, пригласила его в Западный Берлин и Целле, откуда он пытался управлять езидами. Между тем, баасистское правительство Ирака в конце 60-х гг. ХХ в. признало эмиром езидов родственника Тахсин-бега – Баязида, сына Исмаил-бега, который официально объявил себя потомком Омейядов и даже открыл одноимённый офис в Багдаде.
В этот период иракские власти активно насаждали езидам арабскую идентичность, что должно было отвратить их от участия в курдском национальном движении. При этом Мир Баязид подготовил документ, где приводилась генеалогия езидских эмиров, восходящая через Шейха Ади к курейшитам12 и основателю династии Омейядов – Муавию.
Однако Баязид так и не смог утвердить свою власть над езидской общиной, в связи с чем потерял свою ценность для иракских властей и вскоре сошёл с политической арены. Примечательно, что в Синджаре значительным влиянием среди езидов до конца 70-х гг. ХХ в. пользовался брат Баязида – Муави, даже бóльшим, чем Тахсин-бег. Однако важнейшим средством легитимизации власти мира являлся контроль над Лалышем, чего претендентам добиться не удалось.
Мир Тахсин-бег находился в эмиграции до 1981 г., когда иракские власти амнистировали его, после чего он вернулся на родину. В 1992 г. при помощи США, Франции и Великобритании курды получили самоуправление, между Иракским Курдистаном и остальной частью Ирака де-факто была введена граница, и часть езидских районов (место расположения храма Лалыш и ряд прилегающих селений) оказалась под властью курдистанской администрации.
В семье эмиров было принято решение объявить главой езидов, оказавшихся на территории курдистанской администрации, брата Мир Тахсин-бега – Хери-бега, а сам Тахсин-бег остался эмиром езидов, проживавших под контролем иракских властей, но сохранил при этом контроль над Лалышем.
Фактически Мир Хери-бег стал в определённом смысле первым вице-миром. Причём он стал депутатом парламента Курдистана по списку Демократической партии Курдистана (ДПК) [15, p. 222]13, традиционно имеющей огромное влияние на руководство езидской общины. Доля езидов вне пределов курдистанских властей, по нашей оценке, составляла более 80%. Таким образом, семья миров в некоторой степени диверсифицировала свои связи с двумя центрами власти, на территории которых проживали езиды. После смерти Хери-бега необходимость в отдельном курдистанском эмире отпала.
На фоне активной деятельности курдистанских властей в вопросах усиления своего внутреннего суверенитета Мир Тахсин-бег пытался обосновать необходимость предоставления на территории Ниневийской равнины езидам и ассирийцам местного самоуправления, а в перспективе – создания там отдельной езидско-христианской провинции, заявляя, что в Курдистане и в целом в Ираке нарушаются права езидов.
При этом он настаивал на упоминании езидов в новой конституции Ирака в качестве религиозной общины и предоставлении квот в парламенте страны. Однако езиды получили лишь 1 место в иракском парламенте (в котором ныне 329 мест), хотя, исходя из их доли в населении (около 2%), рассчитывали на 5-7 мандатов.
Свержение баасистского режима в 2003 г. привело к нестабильности на территории, контролируемой ранее иракскими властями, особенно в районах, населённых преимущественно арабами-суннитами, потерявшими былые привилегии, в т.ч. в провинции Найнава.
Здесь стали действовать многочисленные исламистские организации, мишенью которых, в первую очередь, становились езиды и христиане, само существование которых оказалось под угрозой. Особенно активные притеснения езидов по религиозному признаку наблюдались с начала 2000-х гг. [16, p. 4], причём остроту вопросу придавал тот факт, что езиды подвергались дискриминации со стороны своих собратьев – курдов-мусульман нередко в значительно большей степени, чем от арабов. Так, ещё с 2003 г. с целью «курдизации» некоторых районов езидские общины вытеснялись со своих земель для заселения этих населённых пунктов курдами-мусульманами [17, p. 150].
Это вынуждало даже известного своей сдержанностью и прокурдской позицией Мир Тахсинбега выражать недовольство положением езидов в Иракском Курдистане. Так, 14 октября 2010 г. в интервью курдистанскому телеканалу KNN он заявил: «Езиды притесняются курдским населением и вытесняются со своих земель, есть случаи похищения езидских девушек, нарушаются права езидского населения».
Он выступал против рассматриваемого тогда в Курдистане проекта конституции региона, считая необходимым внесение поправок, в частности, придание районам Шейхан и Синджар особого статуса в Курдистане. Примечательно, что до этого Мир Тахсин-бег избегал подобных заявлений, чтобы не нанести ущерб властям Иракского Курдистана. Хотя период до нападения боевиков ИГИЛ на Синджар в августе 2014 г. ныне кажется относительно спокойным.
Однако именно на последние годы его жизни приходится наиболее трагический период для езидов Ирака. Из-за тяжелого заболевания мир фактически постоянно проживал в Ганновере, где периодически проходил курс лечения. Причём деятельность главы езидов далеко не всегда соответствовала духу времени. Во время геноцида езидов в Синджаре мир пассивно наблюдал за действиями ИГИЛ, поставившими его народ в катастрофическое положение.
Редкие заявления Тахсин-бега были полны противоречий. Так, он то обвинял власти Иракского Курдистана14 (ДПК и её руководство, в первую очередь, президента Масуда Барзани и секретаря Совета безопасности – Масрура Барзани), разоруживших езидов и фактически бросивших их на растерзание ИГИЛ, и заявлял, что езиды не являются курдами, то потакал им, вызывая возмущение езидов Синджара и диаспоры. Всё это отразило слабость позиции мира, сформировав своеобразный кризис вокруг этого многовекового института в езидском обществе.
Нападение террористов на езидские районы и неожиданное бегство курдской армии, призванной для защиты этих территорий, ярко проявило исторический характер езидо-курдских взаимоотношений. Известный курдовед М.ван Брюинесен в связи с этим писал об углублении существующей линии разлома, разделяющей езидов и курдов-мусульман, поскольку соседи езидов – мусульмане, среди которых в значительном количестве были и курды, непосредственно участвовали в нападениях и убийствах езидов. Это усиливало воспоминания езидов об их массовых убийствах курдскими правителями, происходивших в истории ранее [18, p. 120].
Резкое изменение условий существования езидской общины в Ираке, а также разочарование в действиях курдистанских властей, оставивших без защиты езидское население от нападения террористов, интерпретированное езидами как отражение отношения правительства Курдистана к ним [19, pp. 252-253], как никогда актуализировало вопрос отторжения езидов от курдов [20].
В условиях туманных перспектив самого существования этого религиозного сообщества, изгнанного со своей территории, последние несколько столетий считавшейся центром наиболее традиционного езидства, отсутствие активной деятельности мира, поставило вопрос о необходимости этого института в том его виде, в котором он действовал, начиная со средневековья.
«МОНАРХИЧЕСКИЙ» КРИЗИС У ЕЗИДОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ МИРСТВА
После событий в Синджаре в 2014 г., проявивших полную дезорганизацию езидской общины, стало очевидно: Тахсин-бег становится последним традиционным миром в езидской истории.
По-видимому, понимая сложившуюся ситуацию, он так и не назначил наследника и не высказался в пользу кого-либо из возможных претендентов на езидский престол, в т.ч. своих сыновей, предоставив решать эту проблему «народу».
Очевидно, глава езидов понимал, что после его смерти в связи с отсутствием ярко выраженного легитимного кандидата на престол, фактически будет создана патовая ситуация, которая вряд ли может быть разрешена в рамках существующих правил. При этом изменений требовали не только сложившиеся традиции в отношении института мира, но и других важнейших институтов езидского общества – в первую очередь, Духовного совета.
Кончина мира обнажила проблемы в езидском «эмирате» по избранию нового главы. Хотя, на первый взгляд, некоторое преимущество было на стороне старшего сына Мир Тахсин-бега – Хазема (1963 г.р.), однако исходя из сложившихся внешних (изменения в езидском обществе, рост роли диаспоры) и внутренних (отсутствие «монархического» авторитета в езидском обществе, немирское происхождение матери и т.д.) факторов, было понятно, что он мог быть избран на езидский престол лишь при изменённых условиях, с несколько более ограниченными правами.
Кроме Хазема, на титул главы езидов претендовали ещё несколько человек – племянники Мир Тахсин-бега и другие представители рода миров, но главным соперником Хазема считался Камиран-бег, сын Мир Хери-бега, женатый на дочери Тахсин-бега.
Причём, по имеющимся сведениям, все из этих претендентов в той или иной степени имели поддержку ДПК, которая традиционно серьёзно влияет на семью миров и религиозных иерархов езидов. Однако ДПК на протяжении нескольких месяцев воздерживалась от открытого вмешательство в процесс избрания нового мира.
Таким образом, в езидской общине наблюдался серьёзный раскол. Для преодоления кризисной ситуации в езидской диаспоре была начата деятельность по разработке своеобразной конституции общины, которая предусматривает формализацию, систематизацию и стандартизацию различных сторон религиозной жизни.
Основные положения проекта «религиозной конституции езидской общины» сводятся, по сути, к ограничению прав мира, который будет играть своеобразную символическую роль, хотя и останется религиозным и светским главой езидов. Важным аспектом является также увеличение роли коллективных институтов, в первую очередь, Высшего духовного совета, ныне состоящего из 5 человек, включая председательствующего мира. Для большего охвата предусматривается введение в него представителей диаспоры и ряда авторитетных религиозных деятелей езидов Ирака15. Причём у сторон присутствует понимание, что главные принципы в любом случае со временем в той или иной редакции будут приняты, поскольку продиктованы изменениями, которые произошли с езидской общиной в последние годы.
Неспособность достижения консенсуса по кандидатуре нового мира вынудила ДПК фактически назначить Хазема. 24 июля 2019 г. он объявил себя миром, по его заявлению, в результате компромисса со своими ближайшими родственниками. Его инаугурация в спешном порядке была проведена 27 июля, причём с нарушением некоторых езидских ритуалов. Для удовлетворения соперников Хазем заявил о назначении 4 заместителей, в т.ч. Камиран-бега – заместителем по религиозным делам с титулом марджае дини (высшее духовное лицо), что противоречит езидской религиозной традиции и фактически является узурпацией функций Баве шейха.
Назначение Хазема миром вызвало серьезное недовольство среди езидов, ожидавших реальных изменений в институте мирства. Являвшийся в 2009-2013 гг. депутатом парламента Курдистана по списку ДПК, Хазем был воспринят именно как ставленник этой партии. Причём последующие его заявления, к примеру, что «езиды являются курдами, а Синджар – Курдистаном», и благодарность лидерам ДПК «за разрешение кризиса по избранию мира» лишь подтверждали эти представления.
Ситуация вокруг избрания главы езидов стала причиной низкого уровня его легитимности и раскола среди данного сообщества. Так, в начале августа часть синджарского духовенства избрала «своего» мира – Наиф Дауд-бега, а в Германии спустя несколько дней ещё один из представителей рода миров – Омейя Муави-бег – объявил себя миром езидов диаспоры. При этом ещё несколько человек претендуют на место главы езидов.
* * *
Кончина Мир Тахсин-бега обнажила глубокий кризис, в котором оказалась система управления в езидской общине и, в частности, институт мирства, традиционно представляющий своеобразную абсолютную монархию, что в условиях тотальной безграмотности, патриархального общества, низкого социального уровня езидов и отсутствия серьёзных изменений в жизни этого сообщества, проживавших преимущественно в Ираке, не вызывало никаких противоречий.
Однако произошедшие в жизни езидской общины Ирака катаклизмы и пассивность её руководителей, а также трансформация роли диаспоры привели к необходимости изменений существующих структур и их формализации. Насколько езидская община сможет ответить на нынешние вызовы, во многом зависит её будущее.
Библиография
- 1. Карцов Ю.С. Заметки о турецких езидах. Тифлис, 1886. (Kartsov Yu.S. 1886. Notes about Turkey’s Yezidis. Tiflis) (In Russ.)
- 2. Ainsworth W.F. The Assyrian Origin of the Izedis or Yezidis-the so-called «Devil Worshippers» // Transactions of the Ethnological Society of London. 1861. Vol. 1. Pp. 11-44.
- 3. Layard A.H. Nineveh and its remains: with an account of a visit to the Chaldean Christians of Kurdistan, and the Yesidis, or devil worshippers; and an inquiry into the manners and arts of the ancient Assyrians. Paris: A. and W.Galignani and Co., Baudry’s European Library, 1850.
- 4. Açikyildiz B. The Sanctuary of Shaykh Adi at Lalish: Centre of Pilgrimage of the Yezidis // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 2009. Vol. 72. No. 2. Pp. 301-333.
- 5. Edmonds C.J. A Pilgrimate to Lalish. London, 1967.
- 6. Furlani G. Gli interdetti dei Yezidi // Der Islam. 1937. 24 (2). Pp. 151-174.
- 7. Furlani G. The Religion of the Yezidis. Religious Texts of the Yezidis. Translated from Italian with Additional notes an Appendix and an Index by Jamshedji Maneckji Unvala. Bombay, 1940.
- 8. Kreyenbroek Ph.G. Yezidism – Its Background, Observances, and Textual Tradition, Lewiston, NY, Edwin Mellen Press, 1995.
- 9. Fuccaro N. Communalism and the state in Iraq: the Yazidi Kurds, 1869-1940 // Middle Eastern Studies. 1999. Vol. 35. No. 2. Pp. 1-26.
- 10. Lescot R. Enquête sur les Yezidis de Syrie et du Djebel Sindjar. Beyrouth: [Institut français de Damas], 1938.
- 11. Spät E. The Festival of Sheikh Adi in Lalish, in the Holy Valley of the Yezidis // Annual of Medieval Studies at CEU (Central European University, Budapest). 2004. No. 10. Pp. 147-157.
- 12. Wilson W.C.F. Northern ‘Iraq and its peoples // Journal of the Royal Central Asian Society. 1937. Vol. 24. No. 2. Pp. 287-299.
- 13. Guest J.S. Survival among the Kurds: a history of the Yezidis. London and New York: Kegan Paul International, 1993.
- 14. Guest J.S. The Yezidis: A Study in Survival. London and New York, Routledge and Kegan Paul, 1987.
- 15. Galletti Mirella. Kurdistan: a mosaic of peoples // Oriente Moderno, Nuova Serie. 2001. Anno 20 (81). Quaderni di Oriente Moderno 3. Lerelazioni tra Italia e Kurdistan. Pp. 213-223.
- 16. Maisel S. Social Change Amidst Terror and Discrimination: Yezidis in the New Iraq / The Middle East Institute Policy Brief. No. 18. August 2018.
- 17. Natali D. The Kurdish Quasi-State: Leveraging Political Limbo // The Washington Quarterly. 2015. Vol. 38. Issue 2. Pp. 145-164.
- 18. van Bruinessen M. Editorial // Kurdish Studies. 2016. Vol. 4. No. 2. Pp. 119-121.
- 19. Leezenberg M. Transformations in Minority Religious Leadership: The Yezidis, Shabak, and Assyrians in Northern Iraq // Sociology of Islam. 2018. Issue 6. Pp. 233-260.
- 20. Spät E. Yezidi Identity Politics and Political Ambitions in the Wake of the ISIS Attack // Journal of Balkan and Near Eastern Studies. 2018. Vol. 20. Issue 5. Pp. 420-438.
- 21. Ali M.H. Draft Constitution of the World Yezidi Community (In Arab.) – https://ar.ezidi24.com/?p=17757&fbclid=IwAR3-KOiAo-P28iX4aQ6WiE7ybYBAVFkDlB7l9roRFntUkrEYsGVrut_3NE, 01.05.2019 (accessed 08.06.2019)
2. Вариант арабского слова «эмир» на северном диалекте курдского языка – курманджи.
3. Все эмиры езидов носят также титул бека (бег), который присоединяется к их имени.
4. Шейхан – район, где находится главная святыня езидов – Лалыш. Де-факто c 1992 г. входит в провинцию Дохук, однако юридически принадлежит провинции Найнава. В средневековье Шейхан являлся езидским княжеством, распространявшим своё влияние в определённые периоды до Эрбиля и Джезире, однако с XVIII в. стал вассалом курдских эмиров Бахдинана.
5. Эзидхана – термин, исторически обозначавший территории, компактно населённые езидами, а также всю езидскую общину.